Приложение 47
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
КОЛЛЕКТИВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
МДК.04.01
Основы
управления
подразделения
ПП.04 Производственная практика
персоналом
Сухой лог
2021
производственного
Рабочая программа ПМ 04 Планирование и организация работы коллектива
подразделения разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования
(далее СПО) 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий, приказ Минобрнауки России №435 от 07 мая 2014 г.
Организация - разработчик: ГАПОУ СО “Сухоложский многопрофильный
техникум”
Разработчик – С.А. Потапенко, преподаватель ГАПОУ СО “Сухоложский
многопрофильный техникум”
2
СОДЕРЖАНИЕ
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
6
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
18
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
19
3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
ПМ 04. «Планирование и организация работы коллектива подразделения»
1.1
Цель и планируемые результаты освоения профессионального
модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить
вид деятельности «Планирование и организация работы коллектива подразделения,
смены, участка» и соответствующие ему профессиональные компетенции:
1.1.1 Перечень общих компетенций
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
Наименование общих компетенций
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной и
экологической безопасности.
1.1.2 Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование профессиональных компетенций
ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные
отношения со смежными подразделениями.
ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему
производства и качеству продукции.
ПК 4.3. Повышать производительность труда, снижать трудоемкость продукции на
основе оптимального использования трудовых ресурсов и технических
возможностей оборудования.
В результате освоения профессионального модуля студент должен
Иметь
Работы в коллективе;
практический Расчета основных экономических показателей производства;
4
опыт
Планирования и организации работы в коллективе;
Анализа производственной деятельности подразделения.
Уметь
Устанавливать производственные задания в соответствии с планами и
графиками; (
Оформлять первичные документы по учету рабочего времени,
выработки, заработной платы, простоев;
Проводить и оформлять производственный инструктаж;
Организовать работу коллектива;
Рассчитывать прибыль и рентабельность;
Находить и использовать необходимую экономическую информацию;
Разрешать конфликтные ситуации.
Основные показатели производительности труда;
Методы и средства управления трудовым коллективом;
Основные требования организации труда;
Психологию и профессиональную этику;
Основные пути снижения себестоимости продукции;
Порядок налоговых расчетов с бюджетными и внебюджетными
фондами;
Систему планов, их структуру и основные показатели;
Основы планирования деятельности организации работы коллектива
исполнителей;
Принципы делового общения.
Знать
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов: 324 часов, в том числе:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 288 часов, включая
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -180 часов
Самостоятельной работы -108 часов
Производственной практике в форме практической подготовки : 36ч.
5
2. Структура и содержание профессионального модуля «ПМ 04. Планирование и организация работы коллектива подразделения»
2.1. Структура профессионального модуля. «ПМ 04. Планирование и организация работы структурного подразделения»
Коды
профессиональны
х общих
компетенций
Наименования
разделов
профессионального
модуля
Суммарны
й объем
нагрузки,
час.
1
2
Раздел 1.
Планирование и
организация работы
коллектива
Раздел 2. Расчет
основных
показателей
производства
Раздел 3. Анализ
производственной
деятельности
подразделения
Производственная
практика (по
профилю
специальности),
часов
Всего:
3
168
ПК 4.1 – 4.3
ОК 1 – 10
ПК 4.1 – 4.3
ОК 1 – 10
ПК 4.1 – 4.3
ОК 1 – 10
Занятия во взаимодействии с преподавателем, час
Обучение по МДК
Практики
Лабораторн
ых и
практически
Курсовых Учебна Производственн
всего
х занятий в
проектов
я
ая
форме
практическо
й подготовки
4
5
6
7
8
86
34
6
-
104
50
26
10
86
44
10
4
-
180
70
6
20
9
48
30
30
36
324
-
Самостоятельн
ая работа
-
36
-
36
108
2.2 Тематический план и содержание профессионального модуля
ПМ.04 «Планирование и организация работы коллектива подразделения»
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
профессиональ
ного модуля
(ПМ),
междисциплина
рных курсов
(МДК) и тем
1
2
МДК.04.01. Основы управления персоналом производственного подразделения. Часть А.
Раздел 1. Планирование и организация работы коллектива подразделения
Введение
Содержание
1
1 Содержание ПМ и его задачи. Связь с другими дисциплинами, ПМ, с теорией и практикой
рыночной экономики, с деятельностью предприятия и руководителя структурного
подразделения
Тема 1.1.
Содержание
Сущность и
1 Введение в менеджмент: значение понятия «менеджмент», сущность, цели и задачи
характерные
управленческой деятельности. Функция и принципы управления
черты
Практические занятия
современного
1 №1 Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента
менеджмента
Тема 1.2.
Содержание
Организация
1 Основные категории менеджмента: субъекты и объекты управления, прямые и обратные связи,
как объект
система управления, внутренняя и внешняя среда организации.
менеджмента
Тема 1.3
Содержание
Планирование 1 Роль планирования в организации. Виды планов: долгосрочные, стратегические, среднесрочные,
в организации.
краткосрочные, тактические, оперативные. Основные стадии планирования.
Практические занятия
7
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
2-2
1111
2-4
2
2-6
2-8
2
2-10
2
6
1
2
3
Тема 1.4
Организация
как функция
управления.
Тема 1.5.
Мотивация как
функция
управления.
Тема 1.6.
Контроль как
функция
управления.
Тема 1.7.
Система
методов
управления.
№2 Решение ситуационных задач по планированию деятельности организации.
№3 Составление миссии организации.
№4 Разработка сменного задания
Содержание
1 Организационные структуры управления: понятие, типы, требования, предъявляемые к ним.
2 Распределение труда в системе управления. Взаимосвязь основных категорий работников.
3 Сущность делегирования. Полномочия и ответственность, пределы полномочий.
Практические занятия
1 №5 Анализ распределения полномочий и ответственности на примере конкретной организации
(должностные инструкции)
2 №6 Составление организационной структуры управления предприятием.
Содержание
1 Основные понятия: мотивация, мотив. Критерии мотивации: потребности, стимулы
вознаграждение.
2 Теории мотивации: содержательные и процессуальные.
Содержание
1 Сущность и значение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.
2 Внутренний и внешний контроль. Этапы контроля. Правила контроля. Организация и
проведение контроля.
Содержание
1 Методы управления: сущность и значение, их классификация.
2
3
4
Экономические методы управления: планирование, государственное регулирование,
материальное стимулирование, их сущность, назначение, область применения.
Социально-психологические методы управления: управление коллективной деятельностью
работников, управление индивидуальным поведением работников, формирование трудового
коллектива, психологическое побуждение к деятельности.
Административные методы управления: организационное нормирование, регламентирование,
инструктирование, распорядительное воздействие, правовые нормы, их сущность и значение.
8
2-12
2-14
2-16
2-18
2-20
2-22
4
2-24
2-26
3
2
2
2-28
2
2-30
2
2-32
2-34
2
2-3
2-36
2
2-38
2-3
2-40
2-3
2-42
2-3
Практические занятия
1 №7 Решение ситуационных задач по выбору метода управленческого воздействия с учетом
конкретных ситуаций в организации.
2 №8 Проведение и оформление производственного инструктажа
Тема 1.8.
Содержание
Принятие
1 Управленческие решения: понятие, сущность, классификация, типы, условия принятия,
управленческих
требования предъявляемые к ним, этапы принятия решений.
решений.
2 Методы принятия эффективных управленческих решений.
3 Организация и контроль исполнения управленческих решений.
Практические занятия:
1 №9 Решение ситуационных задач по выбору метода управленческого воздействия
2 №10 Составление процедур программы принятия любого управленческого решения.
Тема 1.9.
Содержание
Коммуникации 1 Коммуникации: понятие, виды. Процесс коммуникации как средство передачи информации.
в организации. 2 Особенности процесса коммуникации в организациях. Взаимодействия различных служб
организации.
Тема 1.10.
Содержание
Деловое
1 Деловое и управленческое общение: понятие, назначение. Формы общения. Фазы делового
общение в
общения. Психология делового общения.
организации.
2 Деловые беседы и совещания, их виды, особенности и правила проведения.
3 Техника телефонных переговоров. Деловой этикет
Тема 1.11.
Стили
управления.
Практические занятия
1 №11 Составление оптимальной модели общения с воображаемым собеседником.
2 №12 Подготовка и проведение совещания, беседы с подчиненным, телефонных переговоров
Содержание
1 Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный.
Решетка менеджмента.
Тема 1.12
Содержание
Стимулировани 1 Баланс рабочего времени работника, невыходы на работу
е персонала и
Понятие морального и материального стимулирования персонала на предприятии. Порядок и
оплата труда на
условия выплаты ЗП. Оплата труда по тарифу в различных системах, учет рабочего времени,
9
2-44
2-46
2-48
2
2-50
2-52
2-3
2
2-54
2-56
2-58
2-60
2
2
2-62
2
2-64
2-66
3
2-68
2-70
2-72
2
2
2-74
2
2
2-3
промышленном
предприятии
наряды. Бестарифные формы оплаты труда
1
Практические занятия
1 №13 Ведение табеля учета рабочего времени, оформление нарядов
2 №14 Решение практических ситуаций по стимулированию персонала
3 № 15 Расчет зарплаты при отклонениях от нормальных условий труда.
4 №16 Расчеты заработной платы в различных системах, выявление стимулирующих элементов
Содержание
1 Виды и причины конфликтов в организации
Производственные конфликты и методы их разрешения
Практические занятия
1 №17 Решение конфликтных производственных ситуаций
Самостоятельная работа при изучении раздела 1.
Тема 1.13.
Управление
конфликтами
1. Сравнение принципов управления 20-х и 80-х гг.
2. Анализ внутренней и внешней среды конкретной организации
3. Анализ организационных структур управления предприятием
4. Определение достоинств и недостатков и особенности использования различных методов управления.
5. Разработка моральных и материальных мероприятий по мотивации работников организации
6. Разработка системы контроля
7. Исследование процесса коммуникации на примере образовательного учреждения (производственного предприятия).
Определение роли делового общения современного менеджера.
8. Описание взаимодействия бухгалтеров, экономистов, технологов, энергетиков, механиков и др. специалистов в
организации
9. Составление перечня вопросов по определению стиля руководителей
10. Составление плана проведения совещания, переговоров
11. Планирование карьеры сотрудников на отечественных и зарубежных предприятиях
12. Описание подходов и методов найма персонала на отечественных и зарубежных предприятиях:
13. Описание бестарифных форм оплаты труда и их применение в современных условиях
14. Описание аттестации как метода оценки персонала на отечественных и зарубежных предприятиях
15. Оценка эффективности различных форм обучения персонала
10
2-76
2-78
2-80
2-82
2-84
2-86
48
2
2-3
16. Работа с нормативно-правовой базой Изложение положений Трудового кодекса по вопросам: понятия и виды
переводов по трудовому праву, отличие переводов от перемещения.
17. Работа с нормативно-правовой базой Изложение положений Трудового кодекса по вопросам: Порядок
установления рабочего времени и времени отдыха для лиц, совмещающих работу с обучением
18. Работа с нормативно-правовой базой Изложение положений Трудового кодекса по вопросам: Правовое
регулирование заработной платы: государственное и локальное. Минимальная ЗП. Индексация ЗП.
Разработка премиальных систем
19. Определение роли руководителя в формировании морально-психологического климата коллектива.
20. Определение качеств и способностей личности руководителя, создание «портрета эффективного руководителя»
21. Планирование самообразования руководителя
22. Подготовка сообщения по деловому этикету
23. Работа с нормативно-правовой базойИзложение положений Трудового кодекса по вопросам: Государственные
органы занятости населения, их права и обязанности. Негосударственные организации, оказывающие услуги по
трудоустройству граждан
МДК.04.01. Основы управления персоналом производственного подразделения Часть Б.
Раздел 2. Расчет основных показателей производства
Тема 2.1.
Содержание
Материально1 Роль, значение и перспективы развития конкретной отрасли в системе рыночной экономики.
техническая база
Ресурсы отрасли.
отрасли
Практические занятия
1 №18 Расчеты численности персонала
Тема 2.2
Содержание
Расчет
1 Основные фонды: понятие, состав, структура. Виды оценки основных фондов,
показателей
воспроизводство и показатели использования основных средств.
использования
Амортизация основных фондов. Оценка наличия, состояния, движения и эффективность
основных фондов
использования основных фондов
предприятия.
Практические занятия:
1 №19 Расчет годовой суммы амортизационных отчислений.
2 № 20 Определение среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Расчет
показателей эффективности использования основных фондов.
Тема 2.3
Содержание
Расчет
1 Понятие, состав, структура оборотных средств. Источники пополнения и формирования
11
2-3
2-88
2
2-90
2-92
2-3
2-3
2-94
2-96
2-98
2
показателей
использования
оборотных
средств
предприятия.
Тема 2.4
Расчеты по
персоналу и
оплате труда
Тема 2.5
Расчеты
себестоимости и
цены продукции
оборотных средств организации: собственные, приравненные к собственным , заемные.
Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения
оборачиваемости оборотных средств..
Практические занятия:
1 №21 Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств.
Содержание
1 Показатели количественной характеристики трудовых ресурсов: списочная, явочная,
среднесписочная численность персонала. Структура кадров (персонала). Планирование
численности персонала.
Основные нормы труда: норма времени, норма выработки, норма численности.
Производительность труда: основные показатели, измерители, резервы роста
Понятие и элементы тарифной системы. Понятие тарифной ставки. Повременная и сдельная
формы оплаты труда. Понятие сдельной расценки.
Практические занятия:
1 №22 Планирование численности персонала. Расчет показателей движения персонала.
2 №23 Расчеты заработной платы по повременной и сдельной формам оплаты труда.
Ограничения удержания из ЗП. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами.
3 №24 Планирование годового фонда заработной платы на основе баланса рабочего времени
работников
Содержание
1 Понятие себестоимости продукции. Классификация расходов организации по различным
признакам. Группировка расходов по экономическим элементам, статьям калькуляции.
Себестоимость продукции, ее виды. Понятие сметы затрат на производство продукции и
основные методы, используемые при ее составлении: сметный, сводный, калькуляционный.
Затраты на рубль товарной продукции. Пути снижения себестоимости продукции.
Экономическая сущность и виды рыночных цен. Ценовая политика. Методы и стратегии
ценообразования . Структура рыночной цены.
Практические занятия:
1. №25 Методика расчета различных видов себестоимости. Расчёт калькуляции цеховой
себестоимости. Расчёт полной себестоимости
2. №26 Расчет затрат на рубль товарной продукции.
3. №27 Составление сметы затрат на производство
4. №28 Методика расчета цены продукции
12
2-3
2-100
2-102
2-3
2-104
2-106
2-108
2-110
2-112
2-114
2-116
2-118
2-120
2-122
2-124
2-126
2-3
Тема 2.6
Расчет
финансовых
результатов
деятельности
организации.
Содержание
1 Понятие доходов организации. Доходы от обычных видов деятельности, доходы от прочих
операций. Прибыль, как важнейший показатель деятельности организации. Показатели
прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль и др.
Распределение прибыли. Прибыль до налогообложения Налог на прибыль, расчеты с
бюджетом. Распределение чистой прибыли.
Понятие рентабельности. Общая рентабельность, рентабельность продаж, рентабельность
производственных фондов и др.
Практические занятия:
1 № 29 Планирование прибыли организации. Расчет отдельных видов показателей
рентабельности.
Тема 2.7
Содержание
Методика расчета 1. Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные.
основных
Производственная мощность предприятия, порядок её расчёта в организации.
технико2 Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчёта.
экономических
Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
показателей
Технико-экономические показатели использования оборудования. Показатели,
производства
характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования.
Практические занятия:
1 № 30 Расчет показателей производственной программы и производственной мощности,
расчет нормативов по отдельным элементам оборотных средств. Определение совокупного
норматива собственных оборотных средств. Расчет показателей использования
материальных, трудовых и финансовых ресурсов
Самостоятельная работа при изучении раздела 2. Расчет основных показателей производства
1. Определение основных направлений рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов
на предприятиях отрасли (ресурсо- и энергосберегающие технологии).
2. Описание форм обеспечения ресурсами: через товарные биржи, прямые связи, аукционы, конкурсы, спонсорство,
собственное производство.
3. Составление опорного конспекта: Технические ресурсы отрасли, их структура и классификация. Пути улучшения
использования основных средств организации. Аренда основных производственных средств. Лизинговая форма
аренды, её преимущества.
13
2-128
2-3
2-3
2-3
2-130
2-132
2-134
2-136
30
2-3
2-3
2-3
2-3
4. Составление опорного конспекта: Понятия и формы инвестиций. Инвестиционная деятельность предприятия. Виды
инвестиций: финансовые, реальные, интеллектуальные. Реальные инвестиции, направления инвестирования».
5. Составление опорного конспекта: Понятие и виды нематериальных активов. Срок полезного использования
нематериальных активов. Способы начисления амортизации нематериальных активов»
6. Составление опорного конспекта: «Производственная мощность и пути улучшения использования основных фондов
предприятия».
7. Составление опорного конспекта: «Способы экономии оборотных средств. Энергосберегающие технологии».
8. Определение роли государства в регулировании вопросов, связанных с организацией и оплатой труда работающих
9. Составление опорного конспекта: «Современные система оплаты труда Бестарифная форма оплаты труда»,
«Зарубежный опыт материального стимулирования труда персонала организации».
10. Подбор примеров различных стратегий ценообразования по материалам периодической печати.
11. Составление опорного конспекта: Система цен и их классификация. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая
конкуренция. Антимонопольное законодательство.
12. Составление опорного конспекта: Сущность и значение повышения качества продукции. Факторы, влияющие на
качество продукции. Экономическая эффективность повышения качества продукции.
13. Составление опорного конспекта: Государственные и международные стандарты и система качества. Система
стандартов в РФ. Международные стандарты и система качества
14. Решение задач
МДК.04.01. Основы управления персоналом производственного подразделения Часть В.
Раздел 3. Анализ производственной деятельности подразделения
Тема 3.1 Анализ
Содержание
организации
1.
Производственная структура и инфраструктура предприятия
производства на
Научные принципы организации производства
предприятиях
Понятие производственного цикла, его продолжительность
отрасли
Производственное оборудование, его производительность, производственная
мощность предприятия
Практические занятия
14
2-138
2
2-140
3
1.
№ 31 Разработка производственной структуры конкретного предприятия
Расчет длительности производственного цикла
Расчет мощности предприятии по разным методикам, коэффициент использования
мощности.
Тема 3.2 Организация Содержание
и нормирование труда
1
Организация рабочего места. Основные требования организации труда: характер,
на предприятии
содержание, продукция. Классификация затрат рабочего времени. Понятие
нормирования труда, виды норм. Методы нормирования труда: хронометраж, ФРВ и
др.
Практические занятия
1.
№32 Проведение хронометража, расчет норм. Проведение ФРВ, расчет норм
Тема 3.3 Анализ
эффективности
использования
трудовых ресурсов на
предприятии
Содержание
1.
Производительность труда, показатели трудоемкости и выработки продукции
Снижение трудоемкости продукции. Организационно-технические мероприятия по
повышению производительности труда.
Практические занятия
1
№33Расчет трудоемкости и выработки продукции. Расчет экономии численности
производственного персонала (оптимизация численности)
Тема 3.4 Анализ
Содержание
эффективности
1.
Принципы, формы и методы организации производственного и технологического
использования
процессов Нормирование и планирование потребности организации в оборотных
материальных
средствах. Снижение себестоимости продукции
ресурсов на
Практические занятия
предприятии
1.
№34 Расчет материалоемкости и экономии материальных ресурсов. Высвобождение
оборотных средств. Расчет технологической себестоимости затрат на изделие.
Содержание
Тема 3.5
Экономическая
Инвестиционная политика организации, источники финансирования долгосрочных
эффективность
1
финансовых вложений : собственные, заемные, привлеченные, ассигнования из
реальных инвестиций
бюджета, иностранные инвестиции. Техническое перевооружение. Показатели
технического уровня и эффективности новой техники и технологии.
15
2-142
2
2-144
2-146
2
2
2-148
2-150
2
2
2
2-152
2-154
2
2
2
2
Инновационная деятельность организации, её содержание. Показатели потенциала
организации.
Качество и эффективность производства. Показатели качества. Показатели
технического развития предприятия и их расчёт. Капитальное вложение: структура,
источники финансирования и показатели эффективности. Показатели экономической
эффективности капитальных вложений в новую технику: приведённые затраты,
коэффициент эффективности и срок окупаемости.
2-3
Практические занятия
№35 Расчёт эффективности новой техники и технологии. Расчёт эффективности
капитальных вложений и срока окупаемости.
Самостоятельная работа при изучении раздела 3.
1. Составление опорного конспекта: Особенности отрасли и перспективы развития. Сырьевая и энергетическая база
отрасли
2. Определение путей ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия
3.Составление опорного конспекта: Функции вспомогательного производства: складское хозяйства, инструментальное,
энергетическое и др.
4. Значение и пути снижения материалоёмкости продукции.
5. Составление опорного конспекта: Договорная работа на предприятии, формирование «хозяйственного портфеля»
6. Составление опорного конспекта: Задачи логистики предприятия в современных условиях. Принципы логистики, ее
объекты. Роль логистики в управлении материальными потоками
7. Составление опорного конспекта: Система логистики на предприятии. Внутрипроизводственная логистика
промышленного предприятия. Управление производственными запасами. Закупка сырья и материалов.
8. .Составление опорного конспекта: Финансовое планирование, его цели. Доходы и поступления средств. Расходы и
отчисления средств организации. Финансовый механизм: финансовые методы, финансовые рычаги, обеспечение,
финансовые инструменты, бюджетирование, бюджет. Этапы составления бюджета.
9. . Составление опорного конспекта: Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности. Показатели точки
безубыточности: критический объём реализации; порог рентабельности; запас финансовой прочности; маржа
безопасности.
10. Определение путей повышения эффективности реальных инвестиций
11. Определение факторов и резервов роста производительности труда.
12. Определение путей повышения рентабельности.
Тематика курсовых работ (проектов)
1
16
2-156
30
2/158-178
Расчет технико-экономических показателей отделения (цеха, участка) по производству …..
производительностью……
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)
1. Требования к выполнению курсовой работы: структура, методика расчетов отдельных разделов, требования к
оформлению ее отдельных элементов – введения, заключения, списка литературы
2. Расчет капитальных затрат и затрат на сырье
3. Расчет затрат на электроэнергию и топливо
4. Расчет фонда рабочего времени и численности персонала
5. Расчет фонда оплаты труда
6. Расчет РСЭО
7. Расчет цеховых расходов
8. Расчет основных технико-экономических показателей работы отделения
9. Технико-экономическая характеристика отделения по производству ……(тема курсовой работы)
10. Оформление курсовой работы, подготовка к защите
Предварительная защита курсовой работы
Производственная практика (по профилю специальности), часов
Виды работ
- работы в коллективе;
- расчета основных экономических показателей производства;
- планирования и организации работы коллектива;
- анализа производственной деятельности подразделения;
17
20
2-180
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля предусмотрены следующие
специальные помещения:
учебный кабинета «Экономики и организации производства»;
телевизор, проектор, комплект учебно-методической документации,
электронные плакаты, электронные учебники, комплект плакатов.
технические средства обучения:
,компьютеры, оргтехника (принтер, сканер, МФУ), внешние накопители
информации.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику,
которую проводится рассредоточено.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1.
Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов,
В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 10-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 416 с. – (Среднее
профессиональное образование).
2.
Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное
пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
КНОРУС, 2016. – 536 с.
3.
Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 17-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2017. – 304 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Электронный ресурс «Глоссарий». Форма доступа: www.glossary.ru
2.
Электронный
ресурс
«Официальный
сайт
Федеральной
службы
государственной статистики». Форма доступа: www.gks.ru
3.
Электронный ресурс «Публичная интернет-библиотека. Специализация:
отечественная периодика». Форма доступа: www.public.ru
4.
Электронный ресурс «Консультант Плюс» - www.consultant.ru
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебник для студ. учреждений
сред.проф. образования / Т.Ю. Базаров. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр
«Академия», 2015. – 320 с.
2.
Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 17-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2017. – 304 с.
3.
Мурахтанова Н.М. Маркетинг: учеб.для студ. учреждений сред. проф.
образования / Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2013. – 304 с.
4.
Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник /
Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. – изд. 6-е, перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 368 с. –
(Среднее профессиональное образование).
18
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Таблица 1. Формы и методы контроля и оценки освоенных профессиональных компетенций
Раздел
профессионального
модуля
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
Раздел
ПМ
1. ПК
4.1Организовывать
Планирование
и работу
коллектива
и
организация
поддерживать
работы коллектива
профессиональные
отношения со смежными
подразделениями.
иметь практический опыт:
- работы в коллективе;
- планирования и
организации работы
коллектива;
уметь:
- устанавливать
производственные задания в
соответствии с планами и
графиками;
- оформлять первичные
документы по учету рабочего
времени, выработки,
заработной платы, простоев;
- проводить и оформлять
производственный инструктаж;
- организовать работу
коллектива;
- находить и использовать
Основные показатели оценки результата
Решение ситуационных задач по планированию
деятельности организации, разработка сменного задания
Анализ распределения полномочий и ответственности на
примере конкретной организации (должностные инструкции)
Решение производственных ситуационных задач по
мотивации персонала к труду
Решение производственных ситуационных задач по
мотивации персонала к труду.
Разработка моральных и материальных мероприятий по
мотивации работников организации
Решение производственных задач по проведению
контроля за людскими, финансовыми, материальными
ресурсами.
Решение ситуационных задач по выбору метода
управленческого воздействия с учетом конкретных ситуаций
в организации.
Проведение
и
оформление
производственного
инструктажа
Описание взаимодействия бухгалтеров, экономистов,
технологов, энергетиков, механиков и др. специалистов в
организации
Подготовка выступления по конкретному вопросу,
составление оптимальной модели общения с воображаемым
собеседником
Подготовка и проведение совещания, беседы с
подчиненным, телефонных переговоров
19
Формы и методы
контроля и оценки
Оценка преподавателя
выполнения
практических работ по
эталону
Тестирование.
Оценка
выполнения
внеаудиторной
самостоятельной
работы.
Оценка преподавателя
отчета
по
производственной
практике
по
оценочному листу
необходимую экономическую
информацию;
- разрешать конфликтные
ситуации;
Раздел 2. Расчет
основных
показателей
производства
ПК
4.2.Обеспечивать
выполнение
производственного задания
по объему производства и
качеству продукции.
иметь практический опыт:
- работы в коллективе;
- расчета основных
экономических показателей
производства;
уметь:
- устанавливать
производственные задания в
соответствии с планами и
графиками;
- оформлять первичные
документы по учету рабочего
времени, выработки,
заработной платы, простоев;
- проводить и оформлять
производственный инструктаж;
- организовать работу
Расчет необходимой численности персонала
Составление трудового договора по образцу
Разработка рабочего графика
Ведение табеля учета рабочего времени, оформление
нарядов
Расчеты заработной платы в различных системах,
выявление стимулирующих элементов
Планирование индивидуальной работы руководителя,
оценка эффективности работы руководителя
Решение конфликтных производственных ситуаций
Определение основных направлений рационального
использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов
на предприятиях отрасли (ресурсо- и энергосберегающие
технологии).
Расчет годовой суммы амортизационных отчислений.
Расчет
показателей
эффективности
использования
основных фондов.
Расчет
показателей
эффективности
использования
оборотных средств
Планирование численности персонала
Планирование годового фонда заработной платы на основе
баланса рабочего времени работников
Расчеты по персоналу и оплате труда, расчеты с
внебюджетными фондами
Расчеты себестоимости и цены продукции
Расчет финансовых результатов деятельности организации
(прибыли и рентабельности)
Расчет отдельных показателей качества продукции
Расчет показателей производственной программы и
производственной мощности
Расчет нормативов по отдельным элементам оборотных
средств. Определение совокупного норматива собственных
оборотных средств.
20
Оценка преподавателя
выполнения
практических работ по
эталону
Тестирование.
Взаимооценка
и
самооценка
защиты
реферата
по
оценочному листу
Оценка
выполнения
внеаудиторной
самостоятельной
работы.
Оценка преподавателя
результатов
выполнения курсовой
работы и её защиты по
оценочной ведомости
коллектива;
- рассчитывать прибыль и
рентабельность;
- находить и использовать
необходимую экономическую
информацию;
- разрешать конфликтные
ситуации;
Раздел 3. Анализ ПК
4.3.Повышать
производственной
производительность труда,
деятельности
снижать
трудоемкость
подразделения
продукции
на
основе
оптимального
использования
трудовых
ресурсов и технических
возможностей оборудования.
иметь практический опыт:
- работы в коллективе;
- анализа производственной
деятельности подразделения;
уметь:
- устанавливать
производственные задания в
соответствии с планами и
графиками;
- оформлять первичные
документы по учету рабочего
времени, выработки,
заработной платы, простоев;
- проводить и оформлять
производственный инструктаж;
- организовать работу
Расчет показателей использования материальных, трудовых
и финансовых ресурсов
Оформление первичных документов по учету рабочего
времени, выработки, заработной платы, простоев
Подготовка реферата по методам управления, вопросам
эффективного использования и способам экономии
финансовых
ресурсов
организации
и
вопросам
ценообразования продукции
Разработка производственной структуры конкретного
предприятия
Проведение хронометража, расчет норм, проведение ФРВ,
расчет норм
Расчет трудоемкости и выработки продукции
Расчет экономии численности производственного персонала
Расчет материалоемкости и экономии материальных ресурсов.
Высвобождение оборотных средств
Расчет технологической себестоимости затрат на изделие
Расчёт эффективности новой техники и технологии
Расчёт эффективности капитальных вложений и срока
окупаемости
Определение путей ускорения оборачиваемости оборотных
средств предприятия, снижения материалоемкости продукции
Определение путей повышения эффективности реальных
инвестиций
Определение
факторов
и
резервов
роста
производительности труда.
Определение путей повышения рентабельности
Оценка преподавателя
отчета
по
производственной
практике
по
оценочному листу
Оценка преподавателя
выполнения
практических работ по
эталону
Тестирование.
Оценка
выполнения
внеаудиторной
самостоятельной
работы.
Оценка преподавателя
отчета
по
производственной
практике
по
оценочному листу
Экзамены
по
междисциплинарным
курсам.
Квалификационный
экзамен по модулю.
21
коллектива;
- рассчитывать прибыль и
рентабельность;
- находить и использовать
необходимую экономическую
информацию;
- разрешать конфликтные
ситуации;
Таблица 2 - Формы и методы контроля и оценки освоенных общих компетенций
Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных
ситуациях
и
нести
за
них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития
ОК
5.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством.
Основные показатели оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
Демонстрация интереса к будущей профессии.
Выбор и применение методов и способов решения
профессиональных задач в области разработки
технологических процессов производства
ТНиСМиИ.
Обоснование выбора решений в стандартных и
нестандартных ситуациях.
Демонстрация умения эффективного
необходимой информации.
поиска
Использование различных источников, включая
электронные.
Взаимодействие с обучающимися, преподавателями
и мастерами в ходе обучения.
22
Интерпретация результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 10.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с
применением полученных профессиональных знаний
(для юношей).
ОК 11. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда,
промышленной и экологической безопасности.
Осуществление
самоанализа
результатов собственной работы.
Прохождение военных сборов.
Соблюдение правил ОТ,
экологической безопасности
23
и
коррекции
промышленной
и