Приложение 46
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 03 ВЕДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
МДК.03.01 Основы производства тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий
УП.03 Учебная практика
ПП.03 Производственная практика
Сухой лог
2021
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО) 18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий, приказ Минобрнауки России № 435 от 07
мая 2014 г
Организация
техникум»
Разработчик:
Фоменко И.В..
техникум»
–
разработчик:
ГАПОУ
СО
«Сухоложский
многопрофильный
преподаватель,
ГАПОУ
СО
«Сухоложский
многопрофильный
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
8
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
22
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
24
МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
3
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 «ВЕДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является
частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 18.02.05
Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, входящей в
укрупненную группу специальностей 18.00.00 Химические технологии, разработанной в
соответствии с ФГОС СПО в части освоения основного вида деятельности:
Ведение
технологического процесса и соответствующих профессиональных и общих компетенций.
1.2 Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения дисциплины /
модуля.
В результате освоения модуля обучающийся должен иметь практический опыт:
ПК 3.1. Осуществлять контроль
параметров технологического процесса и их
регулирование.
ПК 3.2. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции.
ПК 3.3. Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса для
выявления резервов экономии.
Иметь практический опыт:
работы с контрольно-измерительными приборами;
работы с нормативной документацией;
оформления технологической документации;
работы со справочной литературой и другими информационными источниками;
проведения визуального контроля
полуфабриката и готовой продукции;
проведения анализов полуфабриката и готовой продукции;
работы
с
измерительным
инструментом
и лабораторным
оборудованием;
расчета технико-экономических показателей.
Уметь:
выбирать метод контроля параметров технологического процесса;
- оперативно выявлять и анализировать нарушения в технологическом процессе;
предупреждать и устранять отклонения от норм технологического режима;
анализировать причины брака;
работать с нормативной документацией;
пользоваться измерительным
инструментом
и
лабораторным
оборудованием;
обеспечивать
рациональное
использование
производственных
мощностей.;
Знать:
- технологию производства;
- методики расчета технико-экономических показателей;
- нормы расхода сырья и материалов на единицу продукции;
- методы оптимизации технологических процессов;
- ресурсы и энергосберегающие технологии;
- физико-химические свойства полуфабриката и готовой продукции; - требования
нормативной документации к качеству полуфабриката и готовой продукции;
- методы контроля качества продукции;
- методики анализов;
- виды и причины брака и мероприятия по его предупреждению и ликвидации;
- способы переработки брака;
- виды нормативной документации;
4
- методы и
средства
измерения
и
регулирования параметров
технологического процесса;
- устройство и принцип работы приборов КИП и А.
Компетенции, которые формируются в результате освоения данного модуля:
2.1 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 819часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 423 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 270 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 153 часов;
учебная практика – 180 часов
производственной практики – 216 часов.
5
Объем профессионального модуля и виды учебной и производственной работы
Вид учебной и производственной работы
Объем часов
ПМ.03 Ведение технологического процесса
МДК.03.01
Основы производства
тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий
Всего, в том числе
837
максимальная учебная нагрузка
405
аудиторной учебной работы обучающегося –(обязательных учебных
занятий)
270
в том числе:
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
105
курсовой проект
30
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
133
в том числе:
Работа с конспектом , учебной и специальной технической литературой
по вопросам и заданиям разных уровней
Подготовка к практическим работам с использованием методических
рекомендаций. Оформление отчетов по практическим работам и
подготовка к их защите. Подготовка сообщений по темам
Промежуточная аттестация по МДК.03.01 в форме
экзамена
УП.02 Учебная практика
180
ПП.02 Производственная практика
216
Промежуточная аттестация по учебной и производственной практике в дифференцирова
форме
нного зачета
экзамена
Промежуточная аттестация по ПМ.03 в форме
квалификационн
ого
6
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля
Коды
професс
иональн
ых
компете
нций
Наименования разделов
профессионального модуля
1
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
2
Раздел 1 Контроль и
регулирование параметров
технологического процесса и
контроля качества полуфабриката
и готовой продукции производства
ТНиСМиИ.
Раздел 2. Проектирование
производства продукции
ТНиСМиИ.
Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)
3
372
447
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
лабораторные
и
в т.ч.,
в т.ч.,
практические
курсовая
курсовая
Всего,
Всего,
занятия , (в
работа
работа
часов
часов
том числе в
(проект),
(проект),
форме
часов
часов
практической
подготовки)
часов
4
5
6
7
8
240
124
132
0
30
17
30
21
21
Практика
Производственна
я (по профилю
специальности),
Учебная,
часов
часов
(если предусмотрена
рассредоточенная
практика)
9
10
-
Учебная практикав
180
180
-
Производственная практика , в форме
практической подготовки часов
216
-
216
Всего:
819
180
216
270
124
7
30
153
21
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование
разделов Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, Объем
профессионального
внеудаиторная(самостоятельная)учебная
работа
обучающихся,
курсовая часов
модуля(ПМ),междисциплинарных
работа(проект)
(если предусмотрены)
курсов(МДК) и тем
1
2
3
Раздел 1 Контроль и регулирование параметров технологического процесса и контроля качества полуфабриката и
372
готовой продукции производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
Тема 1.1 Введение
Содержание
6
1 Содержание и задачи модуля. Связь с другими модулями и дисциплинами.
2
2 Классификация тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.
2
Области применения.
3 Современное состояние промышленности ПТНиСМиИ.
2
Тема 1.2 Производство
Содержание
8
гипсовых вяжущих и изделий 1
Виды гипсовых вяжущих материалов. Процесс дегидратации гипсового камня
2
на их основе
Низкообжиговые гипосвые вяжущие материалы, их состав,, свойства и применение.
Технологические схемы производства высокпрочных гипосвых вяжущих материалов.
2
Технология производства гипсовых вяжущих материалов из отходов химических
2
производств: фосфогипса, борогипса, фторогипса. Внедрение ресурсо- и
энергосберегающих технологий. Ангидритовые вяжущие вещества, состав, свойства.
Технологические схемы производства, применение. Высокообжиговые гипосвые
вяжущие вещества(эстрих-гипс) его производство,
свойства и применение. Свойства и применение гипсовых вяжущих материалов
Тема 1.3 Производство
известковых вяжущих
материалов
Практические занятия
1
Составление технологической схемы производства высокопрочного (технического)
гипса
2
Составление технологической схемы производства высокообжиговых гипсовых
вяжущих
Содержание
1
Состав свойства и применение
2
3
Производство воздушной извести
Твердение известковых вяжущих
8
Уровень
освоения
4
2
2-3
2
2
10
2
2
2
2-3
Практические занятия
3
Составление технологической схемы производства строительной воздушной извести
4
Составление технологической схемы производства гашоной извести
Тема 1.4 Производство
Содержание
известково-песчанистых
1
Производство силикатного (известково-песчаного) кирпича
изделий
Практические занятия
5
Составление технологических схем производства силикатного (известково-песчаного)
кирпича
Тема 1.5 Магнезиальные
Содержание
вяжущие вещества
1
Производство каустического магнезита
2
Твердение каустического магнезита
3
Каустический доломит
Тема 1.6 Производство
Содержание
портландцемента
1
Состав портландцемента
2
Способы производства портландцемента
3
Приготовление сырьевой смеси
Практические занятия
6
Расчет состава сырьевой смеси
7
Составление технологической схемы производства портланцемента по мокрому способу
8
Составление технологической схемы производства портланцемента по сухому способу
Тема 1.7 Ведение
Содержание
технологического процесса
1
Определение понятия «клинкер». Минералогический и химический состав клинкера.
обжиг клинкера по мокрому
Влияние содержания клинкерных минералов на свойства портландцемента.
способу производства
2
Последовательное распределение технологических зон в печи, протяженность зон,
распределение температурно-газового потока и обжигаемого материала
Практические занятия
9
Расчет коэффициента использования вращающихся печей мокрого способа
Тема 1.8 Ведение
Содержание
технологического процесса
1
Влияние режима клинкера на его качество, структуру и размолоспособность.
охлаждения и хранения
Стабильность отдельных клинкерных минералов. Интенсификация процессов
клинкера
охаждения клинкера: использование двойного прокоса воздуха в колосниковом
9
2
2
4
2
2
6
2
2
2
12
2
2
2
2
2
6
2
2-3
2-3
2-
2
3
2
2
2
8
2
3
2-3
холодильнике в другие методы
Складирование клинкера. Процессы, протекающие при магазинировании клинкера, их
сущность и назначение
3
.Назначение складов и их механизация. Выбор типа и расчет складов согласно
нормативным запасам.
Практические занятия
10 Расчет складов ля хранения клинкера
Тема 1.9 Ведение
Содержание
технологического процесса
1
Определение понятия «портландцемент». Основные пути совершенствования
измельчения клинкера и
ассортимента и улучшение качества цемента. Влияние дисперсности портландцемента
добавок
на его свойства
2
Размолоспособность клинкера и его способы ее определения. Сравнительная
размолоспособность клинкера в зависимости от его минералогического состава
3
Основные закономерности процесса тонкого измельчения. Степень измельчения
цемента. Технология измельчения клинкера и добавок в мельницах работающих по
открытому циклу. Интенсификация процесса помола цемента.
4
Технология измельчения клинкера и добавок в мельницах работающих по замкнутому
циклу. Одностадийный и двухстадийный помол в замкнутом цикле. Схемы
двухстадийного помола, его эффективность
Практические занятия
11 Расчет силасов для хранения цемента
12 Определение мер предотвращения коррозии
Тема
1.10
Производство Содержание
специальных цементов на 1
Оптимизация химического и минералогического состава портландцемента и
основе портландцементного
мероприятия, позволяющие направленно изменять свойства вяжущего
клинкера
2
Особенности технологии портландцемента: быстротвердеющий, особотвердеющий,
высокопрочные; сульфатостойкие разновидности; пластифицированные и гидрофобные;
белые и цветные; тампонажный; для производства асбестоцементных изделий
Практические занятия
13 Составление технологической схемы производства тампонажного портландцемента
14 Составление технологической схемы производства шлакопортландцемента
Тема 1.11 Добавки вводимые
Содержание
2
10
2
2
2
3
12
2
2
2
2
2
2
3
2
8
2
2
2
2
2
16
3
при производстве
специальных видов цемента
Тема 1.12 Производство
глиноземистого и
расширяющегося цементов
Тема 1.13 производство
асбестоцементных изделий
Понятие об активности добавок. Классификация активных минеральных добавок.
Сравнительная характеристика активных минеральных добавок
2
Особенности технологии производства пуццоланового портландцемента. Общие
сведения об известково-пуццолановых, известково-зольных и других смешанных
цементах
3
Виды и состав шлаков. Химический и минералогический состав доменных шлаков.
Классификация доменных шлаков. Способы грануляции доменных шлаков.
Гидратационная активность доменных шлаков. Особенности технологии производства
шлакопортландцемента и быстротвердеющего шлакопортландцемента.
Практические занятия
15 Составление технологических схем производства особых видов портландцемента.
Подбор состава цементной шихты
16 Определение свойств и области применения особых видов портладцемента
17 Определение свойств и области применения многокомпонентных цементов с
природными минеральными добавками
18 Составление технологических схем производства шлаковых цементов
19 Определение свойств и области применения шлаковых цементов
Содержание
1
Понятия, состав глиноземистого цемента. Характеристика глиноземистого цемента по
химическому и минералогическому составу. Способы производства глиноземистого
цемента. Разновидности глиноземистого цемента.
2
Виды распространяющихся цементов, их строительно-технические свойства и
применения. Разновидности напрягающих цементов, эффективность их применения
Практические занятия
20 Составление технологической схемы производства глиноземистого цемента
21 Составление технологической схемы расширяющегося цемента
22 Составление технологической схемы напрягающего цемента
23 Работа с нормативно-технической документацией
Содержание
1
Классификация асбестоцементных изделий и конструкций. Материалы, применяемые
для производства асбестоцементных изделий. Приготовление асбестоцементной массы
при разных способах распуши асбеста.
2
Формование асбестоцементных листов на круглосетчатой машине.
1
11
2
2
2
2
2
2
2
2-3
2
2
12
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2-3
2
2
Классификация и ассортимент асбестоцементных труб Формование труб на на
трубоформовочных машинах.
Практические занятия
24 Составление технологических схем производство асбестоцементных листов
25 Составление технологических схем производство асбестоцементных труб
26 Составление технологических схем производства окрашенных асбестоцементных
листов
27 Составление технологических схем производства декоративных прессованных
асбестоцементных листов
Содержание
1
Классификация бетонов и растворов, характеристика сырьевых материалов, их
классификация.
2
Бетонная смесь и бетон, методы их приготовления.
Практические занятия
28 Составление технологической схемы производства изделий
29 Составление технологической схемы производства железобетонных изделий
30 Составление технологической схемы производства легких бетонов
31 Составление технологической схемы производства пенобетонов
32 Составление технологической схемы производства газобетонов
Содержание
1
Развития производства керамических материалов и изделий
2
Классификация керамических материалов и изделий
Содержание
1 Способы производства строительной стеновой керамики
Производство кирпича полусухим способом. Характеристика применяемого
2
оборудования. Производство лицевых керамических камней и кирпича
Практические занятия
33 Составление технологической схемы производства кирпича пластическим методом
3
Тема 1.14 Приготовление
строительных
растворов,
бетонов
и
производство
изделий на их основе
Тема 1.15 Основы технологии
керамики и огнеупоров
Тема
1.16
Производство
изделий
строительной
стеновой керамики
Составление технологической схемы производства кирпича методом полусухого
пресования
Тема
1.17
Производство Содержание
теплоизоляционных
1
Общая характеристика керамических теплоизоляционных материалов и изделий.
34
12
2
2
2
2
2-3
2
14
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
10
2
2-3
1
1
2
2
2
3
2
8
2
1
материалов
Тема
1.18
огнеупорных
материалов
Практические занятия
35 Составление технологической схемы производства керамического гравия пластическим
способом
36 Составление технологической схемы производства керамического гравия мокрым
способом
37 Составление технологической схемы производствааглопарита
Производство Содержание
изделий
и 1
Огнеупоры, их назначения. Классификация. Свойства. Производство кремнеземистых
огнеупоров(динаса).Динас, его назначение, вида изделий, свойства, применение
2
Производство алюмосиликатных огнеупоров. Классификация. Шамотные огнеупоры, их
свойства. Высокоглиноземистые огнеупоры, их свойства, область применения.
Цирконий содержащие ,магнезиальные и другие виды огнеупоров. Особенности
технологии производства
Практические занятия
Составление технологической схемы производства алюмосиликатных огнеупоров
Составление технологической схемы производства легковесных огнеупорных
материалов
40 Составление технологической схемы производства ультра легковесных огнеупоров
41 Составление технологической схемы производства огнеупорных алюмосиликатных
мертелей
42 Составление
технологической
схемы
производства
высокотемпературного
теплоизоляционного волокна
43 Составление технологической схемы производства теплоизоляционных плит
Содержание
1
Классификация и применение пропантов
Практические занятия
44 Составление технологической схемы производства магнийсиликатного оливина
45 Составление технологической схемы производства магнийсиликатного проппанта
сырца
46 Составление технологической схемы производства алюмосиликатного проппанта сырца
47 Составление технологической схемы производства магнийсиликатного проппанта
38
39
Тема 1.19 Основы
производства проппанта
13
2
3
2
2
16
2
2
2
2-3
2
2
2
2
2
10
2
1
2
2
2
2
3
Тема 1.20 Производство
изделий тонкой строительной
керамики
Тема 1.21 Производство
санитарно-технических и
бытовых изделий
Тема 1.22 Ведение
технологического процесса
варки стекла
Содержание
1
Классификация изделий тонкой керамики. Особенности технологии производства.
Производство плиток для внутренней облицовки стен. Производство плиток для полов
Практические занятия
48 Составление технологических схем производства тонкой строительной керамики
Содержание
1
Классификация и ассортимент санитарно-технических изделий; требования,
предъявляемые к ним нормативно-технической документацией. Способы формования.
Сушка изделий. Обжиг изделий. Сортировка и упаковка изделий
2
Ассортимент бытовых изделий. Требования к бытовым формовочным изделиям.
Формование и глазурование изделий. Обжиг изделий. Декорирование изделий.
Керамические краски
Практические занятия
49 Составление технологических схем производства санитарно-технических и бытовых
изделий
Содержание
1
Стадии процесса варки стекла. Характеристика стадий варки, температурные пределы..
Факторы, влияющие на скорость варки. Интенсификация процессов варки стекла.
2
Отжиг стекла. Режимы отжига стеклоизделий, расчет режима отжига. Контроль
качества
Практические занятия
50 Подбор сырья для производства стекла и ситаллов
2
2
2
3
6
2
2
2
2
3
12
2
2
2
2
Составление схем предварительной обработки сырьевых компонентов для производства
стекла
Составление схем приготовления стекольной шихты
2
53 Анализ причин появления пороков стекломассы
Содержание
1
Формование стеклоизделий.. Основные способы формования. Влияние вязкости,
скорости затвердевания и поверхностного натяжения при формовании стеклоизделий..
Закалка стекла. Процессы, происходящие при закалке. Свойства закаленных стекол.
2
Отжиг стекла. Режимы отжига стеклоизделий, расчет режима отжига. Контроль
качества
2
2-3
2
2-3
51
52
Тема 1.23 Ведение
технологического процесса
формования стекла и
стеклоизделий
4
14
3
2
2
6
Тема 1.24 Производство
стеклянной тары и сортовой
посуды
Тема 1.25 Производство
листового стекла
Тема 1.26 Производство
архитектурно-строительных
изделий из стекла
Тема 1.27 Производство
химико-лабораторного,
медицинского стекла
Тема 1.28 Производство
Практические занятия
54 Расчет свойств стекла по принципу аддитивности
Содержание
1
Классификация и ассортимент стеклянной тары. Химический состав различных видов
сортового стекла. Требования к сортовым стеклам. Условия варки стекла.
Практические занятия
55 Составление технологических схем производства стеклянной тары
56 Составление технологических схем производства сортовой посуды ручным способом
Содержание
1
Классификация листовых стекол. Принцип формования. Температурный режим
выработки и отжига ленты стекла. Пороки на ленте стекла, их предупреждение.
Технико-экономические показатели производства стекла способом ВВС.
2
Выработка стекла методом безлодочного вертикального вытягивания (БВВС).
Применяемые составы стекол. Принцип формования.
Практические занятия
57 Составление технологических схем производства листового стекла
58 Составление технологических схем производств прокатного стекла
59 Составление схем производства полированного стекла
Содержание
1
Классификация архитектурно-строительных изделий из стекла.
Практические занятия
60 Составление технологических схем производства архитектурно-строительных изделий
из стекла
Содержание
1
Классификация и ассортимент изделий из химико-лабораторного стекла . Технология
производства изделий из химико-лабораторного стекла. Технология производства
стеклоизделий медицинского назначения
Практические занятия
61 Составление технологической схемы производства стеклянных трубок
Содержание
15
2
3
6
2
2-3
2
3
2
10
3
2
2-3
2
2
2
2
4
2
2
3
2
3
4
2
2
2
3
4
Ситаллы, их свойства, эффективность применения. Теоретические основы получения
стеклокристаллических материалов. Шлакоситаллы. Сравнительная оценка физикохимических свойств шлакоситаллов и других строительных материалов. Эффективность
применения
шлакоситалловых
изделий.
Химический
состав
шлаковых
стекол.Катализаторы шлаковых стекол. Режим варки и формования. Характеристика
применяемого оборудования. Режим термообработки.
Практические занятия
62 Составление технологических схем производства шлакоситаллов(с построением
графика двухстепенчатой кристаллизации)
Самостоятельная работа при изучении раздела 1
Систематическая проработка конспектов занятий.
Изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам и главам учебных пособий)
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций
Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам и подготовка к их защите
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовка сообщений на темы:
- ассортимент гипсовых и гипсобетонных изделий;
- способы обжига извести в «кипящем слое» и во взвешенном состоянии;
- теории твердения портландцемента;
- выработка конструкционных асбестоцементных изделий;
- технология формования асбестоцементных листов сухим и полусухим способом;
- огнеупорные растворы и бетоны;
- виды изделий и материалов технической керамики;
- основные исторические сведения о развитии стекольной промышленности;
- гипотезы строения стекла и современные взгляды на строение стекла;
Выполнение графических схем:
- способы формования;
- технологические линии по производству тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий;
- оборудование, применяемое в производстве тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
Составление таблиц:
- техническая характеристика тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
- показатели внешнего вида тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
- техническая характеристика приборов КИП и автоматики;
ситаллов и шлакоситаллов
1
16
2
2-3
2
132
- виды и содержание нормативно-технической документации
Раздел 2 Проектирование производства продукции ТНиСМиИ
Тема
2.1
Общая
часть Содержание
курсового проекта
1
Применение изделий и материалов и условия их службы
2
Физико-химические процессы производства изделий, материалов
3
Требования стандартов на изделия, материалы
4
Принципиальная технологическая схема производства изделий, материалов
Тема 2.2 Технологическая Содержание
часть курсового проекта
1
Выбор сырья и вспомогательных материалов для производства
2
Описание работы отделения с подбором технологических параметров производства
3
Выбор оборудования для производства изделий, материалов
4
Подробная технологическая схема производства в отделении
Тема 2.3 Расчетная часть Содержание
курсового проекта
1
Расчет материального баланса производства изделий, материалов
2
Расчет количества необходимого оборудования для производства изделий, материалов
3
Расчет ёмкостей для хранения порошков (бункера, силоса)
4
Расчет количества единиц вспомогательного оборудования
Тема 2.4 Графическая часть Содержание
курсового проекта
1
Выполнение графической части курсового проекта
Самостоятельная работа при изучении раздела 2
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Проработка вопросов пояснительной записки
Расчеты материального баланса производства, количества основного оборудования, емкостей для хранения материалов
Оформление пояснительной записки и графической части курсового проекта
Примерная тематика курсовых проектов:
Технологический процесс производства строительной извести
Технологический процесс производства портландцемента по сухому способу
Технологический процесс производства портландцемента по мокрому способу
Технологический процесс подготовки глины на связку в отделении сушки
Технологический процесс производства волнистых асбестоцементных листовых изделий
Технологический процесс производства асбестоцементных труб
17
51
8
2
2
2
2
8
2
3
2
2
2
10
2
2
2
2
4
4
21
3
3
3
Технологический процесс производства керамического стенового издели в смесительно-прессовом отделении
Технологический процесс производства фарфоровых плоских бытовых изделий пластическим способом
Технологический процесс производства керамических облицовочных плиток
Технологический процесс производства глины на шамот во вращающихся печи в отделении обжига
Технологический процесс производства глины на шамот в шахтной печи в отделении обжига
Технологический процесс улавливания и переработки пыли во вращающейся печи обжига глины
Технологический процесс сушки глины в установке одновременной сушки и помола в отделении сушки
Технологический процесс сушки глины на связку в сушильном барабане в отделении сушки
Технологический процесс производства муллитокремнеземистого волокна
Технологический процесс производства легковесных огнеупорных изделий с кажущейся плотностью 1,3№ г/см3 в смесительнопрессовом отделении
Технологический процесс производства легковесных огнеупорных изделий с кажущейся плотностью 0,4 № г/см 3 в смесительнопрессовом отделении
Технологический процесс производства периклаза в электродуговых печах
Технологический процесс термообработки электротехнического периклаза
Технологический процесс производства корундовых изделий способом шликерного литья
Технологический процесс производства корундовых изделий способом термопластического формования
Технологический процесс производства углеродосодержащих изделий в смесительно-прессовом отделении
Технологический процесс производства центровых трубок пластическим способом в смесительно-прессовом отделении
Технологический процесс производства динасовых легковесных изделий в смесительно-прессовом отделении
Технологический процесс обжига шамотных ковшевых изделий
Технологический процесс производства динасовых изделий для электродуговых печей в смесительно-прессовом отделении
Связующие материалы, используемые в ТН и СМ иИ
Современные методы обогащения сырья для производства ТН и СМ иИ
Использование техногенного сырья в производстве ТН и СМ иИ
Современные технологические процессы производства ТН и СМ иИ
Современное состояние развития промышленности ТНиСМиИ за рубежом(на одном из видов продукции)
Организация технологического контроля производства
Охрана окружающей среды в производстве ТнИСМиИ
18
Учебная практика в форме практической подготовки:
Виды работ:
Ознакомление с с технологическим процессом производства ТНиСМиИ на предприятиях региона
Оформление отчета по итогам практики с описанием основных технологических процессов, параметров контроля производства
ТНиСМиИ
Использование конрольно-измерительных приборов для контроля качества
Изучение и использование нормативной документации , справочной литературы и других информационных источников
Оформление технологической документации при выполнении контроля качества
Проведение визуального контроля полуфабрикатов и готовой продукции
Проведение анализов полуфабрикатов и готовой продукции, и т.п
Производственная практика в форме практической подготовки:
Виды работ:
Проведение визуального контроля полуфабрикатов и готовой продукции. Контрольные замеры изделий
Использование контроль-измерительных инструментов, приборов для контроля качества полуфабрикатов и готовой продукции
Изучение и использование нормативной документации, справочной литературы и других информационных источников
Проведение анализа полуфабрикатов и готовой продукции выявления видов брака
Оформление технологической документации при выполнении контроля качества полуфабрикатов и готовой продукции
Оформление отчетам по итогам практики с описанием основных технологических процессов, параметров производства и
контроля ТНиСМиИ
Всего:
19
180
216
819
3 УСЛОВИЯ
МОДУЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета общей
технологии силикатов и технологии
производства тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска меловая (магнитная);
- наглядные пособия (схемы, диаграммы, таблицы и т.д);
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный
проектор;
- экран (антибликовый); по технологическим процессам
- видеофильмы по производству тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий
Учебная практика и производственная практика проводятся в лабораториях ОУ и на
предприятиях города (региона):
Богдановичское ОАО «Огнеупоры»;
- АО «Сухоложский огнеупорный завод»;
ОАО «Первоуральский динасовый завод»;
ОАО «Камышловский завод «Урализолятор»;
ОАО «SLK Cement»
ООО «Богдановичский керамзит»;
ООО «АТОМ» и др.
Производственная практика организуется после освоения профессионального модуля в
соответствии с программой производственной практики
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 Кащеев И.Д., Земляной К.Г. Производство огнеупоров: Учебное пособие / И.Д.
Кащеев, К.Г.Земляной - СПб.: Издательство «Лань», 2017. -344с.
2. Сулименко Л. М. Общая технология силикатов: Учебник / Сулименко Л. М. - М.:
НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 336 с.
3 Алимов Л.А.Строительные материалы (3-е изд., стер.) учебник/Л.А.Алимов,
В.В.Воронин– М.: Издательский центр «Академия», 2016-320с
20
4 Бобров Ю.Л. Теплоизоляционные материалы и конструкции: Учебник для СПО /
Бобров Ю.Л., Овчаренко Е.Г., Шойхет Б.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИНФРА-М
Издательский Дом, 2016. - 266 с.
5 Севостьянов В.С. Механическое оборудование производства тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий:Уч./ В.С. Севостьянов, В.С.Богданов,
Н.Н.Дубинин, В.И.Уральский. -М:НИЦ ИНФРА-М,2016-432с.
Дополнительные источники
1. Попов Л.Н. Строительные материалы и изделия: учебное пособие /Л.Н. Попов, Н.Л.
Попов.– М.: ИНФА, 2013. – 219 с.
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. http://www.iqlib.ru/
2. http://koapp.narod.ru/russian.htm
3. http://www.zodchii.ws/
4. https://znanium.com/
21
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
ОСВОЕНИЯ
Образовательное
учреждение,
реализующее
подготовку
по
программе
профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового
контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, учебной практики, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Формой промежуточной аттестации по междисциплинарному курсу является экзамен,
который проводится экзаменационной комиссией после обучения по МДК 02.01.
Формой промежуточной аттестации по учебной и производственной практике является
дифференцированный зачет.
Успешное освоение всех элементов профессионального модуля (междисциплинарного
курса, учебной и производственной практик) является условием допуска к квалификационному
экзамену по профессиональному модулю, во время которого проводится проверка
сформированности компетенций и готовности к выполнению вида профессиональной
деятельности. Итогом проверки является однозначное решение: Вид профессиональной
деятельности «Эксплуатация технологического оборудования» освоен /не освоен.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю
разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале
обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды
оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.1, 4.2).
Формой рубежного контроля обучающихся является выполнение курсового проекта по
теме раздела 2 «Контроль работы основного и вспомогательного механического и
теплотехнического оборудования». Оценивание курсового проекта осуществляется в ходе
публичной защиты экспертной комиссией, в состав которой входят представители
работодателей. Часть курсовых проектов будут являться дипломными проектами после
доработки и проведения исследований в ходе преддипломной практики. Обучающиеся, не
защитившие курсовой проект, не допускаются к экзамену по ПМ.
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего и промежуточного контроля
производится в соответствии с универсальной шкалой:
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Качественная оценка индивидуальных
Процент результативности
образовательных достижений
(правильных ответов)
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
80 ÷ 89
4
хорошо
70 ÷ 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
22
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных
образовательных достижений, полученных в ходе текущей аттестации и экзаменационных
испытаний экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных
обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения
междисциплинарного курса.
Оценка для учебной и производственной практики ставится обучающемуся при условии
успешного освоения не менее 70% видов работ, определенных программой практики.
Таблица 4.2 - Формы и методы контроля и оценки освоенных общих и рофессиональных
компетенций
Код и наименование
профессиональных и общих
Критерии оценки
Методы оценки
компетенций, формируемых
в рамках модуля
ПК 3.1 Осуществлять
Проведение анализа параметров Оценка руководителя
контроль параметров
технологического процесса и их учебной практики
технологического процесса и корректирование
результатов
их регулирование.
Осуществление визуального
выполнения
ПК 3.2 Осуществлять
осмотра и с использованием
практических работ
контроль качества
измерительных инструментов
по эталону.
полупродуктов и готовой
полуфабрикатов и готовой
Оценка руководителя
продукции.
продукции с целью контроля
учебной практики
ПК 3.3 Рассчитывать
качества их производства.
результатов
технико- экономические
Осуществление проектирования собеседования по
показатели
производственного участка
оценочной ведомости.
технологического процесса
Проведение анализа выявленных Оценка
для выявления резервов
нарушений технологического
преподавателя
экономии
процесса с применением
результатов
ОК 1. Понимать сущность и различных методов контроля и
выполнения
социальную значимость
последующим предложением по курсового проекта и
своей будущей профессии,
их устранению и
его защиты по
проявлять к ней устойчивый предупреждению.
оценочной ведомости
интерес
Выполнение определения
Оценка преподавателя
ОК 2. Организовывать
качества полуфабриката и
практических работ
собственную деятельность,
готовой продукции визуально и
по эталону.
выбирать типовые методы и с использованием
Оценка преподавателя
способы выполнения
измерительных инструментов и
результатов
профессиональных задач,
лабораторного оборудования.
собеседования.
оценивать их эффективность Проектирование
Оценка преподавателя
и качество
производственного участка
выполнения и защиты
ОК 3. Принимать решения в согласно заданной
лабораторных и
стандартных и
производительности
практических работ
нестандартных ситуациях и
Демонстрация интереса к
по оценочной
нести за них
будущей профессии Выбор и
ведомости.
ответственность.
применение методов и способов Оценка преподавателя
ОК 4. Осуществлять поиск и решения профессиональных
письменной работы
использование информации, задач в области разработки
по эталону
необходимой для
технологических процессов
Оценка преподавателя
эффективного выполнения
производства ТНиСМиИ.
результатов
профессиональных задач,
Обоснование выбора решений в выполнения и защиты
23
профессионального и
личностного развития
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в коллективе
и команде, эффективно
общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Брать ответственность
за работу членов команды
(подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 10. Обеспечивать
соблюдение правил охраны
труда, промышленной и
экологической безопасности
стандартных и нестандартных
ситуациях.
Демонстрация умения
эффективного поиска
необходимой информации.
Использование различных
источников, включая
электронные.
Взаимодействие с
обучающимися,
преподавателями и мастерами в
ходе обучения.
Осуществление самоанализа и
коррекции результатов
собственной работы.
Соблюдение правил ОТ,
промышленной и экологической
безопасности.
24
курсового проекта по
оценочной ведомости.
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы