РП 39 ОП 13 Основы термодинамики и теплотехники

Приложение 39
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Основы термодинамики и теплотехники

Сухой Лог
2021

Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Бехтерева
квалификационная категория.

Ольга

Юрьевна,

2

преподаватель

спецдисциплин,

высшая

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

16

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

17

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Основы термодинамики и теплотехники
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и
изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического
профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Дисциплина ОП.13
Основы термодинамики и теплотехники, является вариативной
общепрофессиональной дисциплиной, профессионального общепрофессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- производить расчеты теплопередачи, процессов горения топлива;
- пользоваться диаграммами или графическими методами при расчетах;
- определять расходы топлива и тепла.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные законы термодинамики;
- теплотехнические процессы производства тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий (ТНиСМиИ);
- устройство и правила технической эксплуатации основного теплотехнического
оборудования, используемого в производстве ТНиСМиИ.
Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций, включающих в
себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
4

Освоение дисциплины направлено на подготовку к формированию профессиональных
компетенций включающих в себя способность
ПК 1.2. Подготавливать, дозировать и загружать сырье согласно рецептуре
технологического процесса.
ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий.
ПК 2.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
ПК 3.4. Обеспечивать безопасное проведение работ.
1.4

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 246 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 164 часа;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 82 часа

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
в форме практической подготовки в том числе:
лабораторные занятия (в том числе в форме практической подготовки)
практические занятия(в том числе в форме практической подготовки)
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной технической
литературой по вопросам и заданиям разных уровней
Выполнение расчетных заданий к практическим работам, подготовка к их
защите
Промежуточная аттестация в форме

6

Объем часов
246
164
2
58
82

экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы термодинамики и теплотехники
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Введение
Содержание учебного материала
1 Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами специальности 18.02.05
Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. Краткие
исторические сведения о развитии науки, перспективы развития в области термодинамики и
теплотехники
Раздел 1 Теоретические основы термодинамики и теплотехники
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Основные законы
1 Газы как рабочие тела. Идеальный и реальные газы. Основные параметры состояния газа и единицы
газов
их измерения. Законы идеальных газов. Закон Авогадро
Практическое занятие 1
1 Вычисление параметров газов.
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Основные законы
1 Газовая постоянная смеси. Способы задания газовых смесей. Парциальное давление и объем. Закон
газовых смесей
Дальтона. Термодинамические характеристики газовых смесей.
Практическое занятие 2
1 Вычисление параметров смесей.
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Теплоёмкость
1 Понятие удельной теплоёмкости. Виды теплоёмкостей. Зависимость теплоемкости от способа
газовых смесей
подвода теплоты и температуры. Теплоёмкость газовых смесей .Определение количества теплоты
Практическое занятие 3
1 Определение количества теплоты на нагрев и охлаждение газов и их смесей
Тема 1.4
Содержание учебного материала
Первый и второй
1 Понятие термодинамического процесса. Равновесные и неравновесные процессы. Обратимые и
законы
необратимые РV-диаграммы. Работа расширения и сжатия. Внутренняя энергия газа. Первый закон
термодинамики
термодинамики. Энтальпия газов.
Самостоятельная работа №1
Работа с конспектом , рабочей тетрадью, учебной и специальной технической литературой по
вопросам и заданиям разных уровней
Тема 1.5
Содержание учебного материала
Основные
2 Изохорный, изобарный, изотермический, адиабатный. Политропный процесс. Второй закон
7

Объем
часов
3

2

Уровень
освоения
4

2

42
2

2-3

2
2

2-3

2
4

2-3

2

4

2-3

6
2

2-3

термодинамические
процессы
Тема 1.6
Водяной пар
Тема 1.7
is –диаграмма
водяного пара

Тема 1.8
Влажный воздух

Тема 1.9
I-d - диаграмма

Тема 1.10 Основы
теории
теплопередачи

Тема 1.11

термодинамики. Понятие о циклах тепловых двигателей. Цикл Карно. Термический КПД
Практическое занятие 4
1 Определение совершаемой работы при подведении теплоты к рабочему телу в различных
термодинамических процессах
Содержание учебного материала
Водяной пар как рабочее тело и теплоноситель. Процесс парообразования и его изображение РVдиаграмме.
Содержание учебного материала
Состояние воды и водяного пара. Таблицы водяного пара. is –диаграмма водяного пара
Практическое занятие 5
1 Решение задач по is –диаграмма водяного пара в процессе изменения его состояния. Определение
параметров водяного пара по is диаграмме
Содержание учебного материала
1 Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Влагосодержание влажного
воздуха
Практическое занятие 6
1 Определение параметров влажного воздуха в процессах по I-d – диаграмме
Самостоятельная работа №2
Работа с конспектом , рабочей тетрадью, учебной и специальной технической литературой по
вопросам и заданиям разных уровней
Содержание учебного материала
1 Определение процессов изменения состояния в диаграмме: нагрев, охлаждение, смешение
холодного и горячего воздуха
Практическое занятие 7
1 Решение задач по по I-d - диаграмме в процессе изменения состояния влажного воздуха
Содержание учебного материала
1 Виды теплообмена; теплопроводность, конвективный теплообмен, изменение. Понятие
теплоотдачи и теплопередачи.
Практическое занятие 8
1 Графическое определение средних температур слоев в многослойной стенке и расчет
коэффициента теплопередачи и количества теплоты. Решение задач по определению количества
теплоты.
Содержание учебного материала
8

2

2
2

2-3
2-3

2

4

2-3

2
4

2

2-3

2
2

2

2-3

Теплопроводность
при стационарном
режиме
Тема 1.12
Термическое
сопротивление для
различных
конструкций стенок

1

Закон Фурье. Коэффициент теплопроводности, его физической смеси и размерность. Тепловой
поток, плотность потока

Содержание учебного материала
1 Конвективный теплообмен. Процесс теплоотдачи. Коэффициент теплоотдачи, его физический
смысл и размерность. Теплообмен излучением. Теплопередача через однослойную и
многослойную стенки (плоские). Термическое сопротивление
Практическое занятие 9
1 Ознакомление, с видами теплообмена в процессе производства силикатных материалов на
местном предприятии.
Самостоятельная работа №3
Работа с конспектом , рабочей тетрадью, учебной и специальной технической литературой по
вопросам и заданиям разных уровней
Раздел 2 Топливо и его горение
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Классификация
1 Понятие о топливе. Основные месторождения. Виды топлива: естественные и искусственные:
топлива.
твердые, жидкие и газообразные
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Химический состав
1 Состав топлива на рабочую, сухую и горючую массу. Состав газообразного топлива. Расчет
и свойства топлива
теплоты сгорания по составу топлива. Понятие условного топлива
Практическое занятие 10
1 Ознакомление с основным и резервным топливом, его свойствами, составом, теплотой сгорания
на примере предприятий социальных партнеров
Самостоятельная работа обучающихся 4
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Выполнение расчетных заданий к практической работе,
подготовка к их защите. Работа с опорными конспектами. Написать сообщение об удельной теплоте
сгорания газообразного топлива
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Процесс горения
1 Подготовка топлива к горению
Тема 2.4
Содержание учебного материала
Стадии горения
1 Стадии горения твердого, жидкого и газообразного топлива
топлива
Тема 2.5
Содержание учебного материала
9

2

2

2-3

2-3

2

6
28
2

2

2-3
2-3

2

4

2

2-3

2

2-3

2

2-3

1 Факторы определения скорости горения.
1 Уравнение химических реакций горения твердого, жидкого и газообразного топлива
2 Материальный баланс процесса сгорания топлива
Практическое занятие 11,12,13
1 Расчет теоретического и действительного объема воздуха и теплоты сгорания твердого топлива.
Расчет процессов горения топлива твердого состава по исходным данным. Определение теплоты
сгорания топлива
2 Расчет процессов горения газообразного топлива элементарного состава. Расчет процессов
горения газообразного топлива элементарного состава по исходным данным. Расчет
коэффициента избытка воздуха
3 Расчет процессов горения газообразного топлива сложного состава
Самостоятельная работа обучающихся 5
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Выполнение расчетных заданий к практической работе,
подготовка к их защите. Работа с опорными конспектами
Тема 2.7
Содержание учебного материала
Температура
1 Калориметрическая, теоретическая и действительная температура горения топлива, их
горения топлива
физический смысл. Пирометрический коэффициент горения, его значение. Расчет теоретической
температуры горения
2 Начальная энтальпия продуктов горения. Влияние коэффициента избытка воздуха и подогрева
воздуха на температуру горения.
1 Расчет теоретической температуры горения. Графическое определение теоретической
Тема 2.8
температуры горения.
Расчет температуры
горения
Практическое занятие 14
1 Расчет температуры горения по заданному составу топлива и коэффициент избытка воздуха
Самостоятельная работа обучающихся 6
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Выполнение расчетных заданий к практической работе,
подготовка к их защите. Работа с опорными конспектами
Раздел 3 Топочные устройства
Тема 3.1 Топочные
Содержание учебного материала
устройства
1 Способы сжигания топлива. Классификация топок. Слоевые, камерные, вихревые топки. Расчет
топок
2 Горелки для газообразного топлива. Характеристика и классификация горелок. Типы горелок
Скорость горения
Тема 2.6
Уравнение
химических реакций
горения

10

2

2-3

6

4

4

2

2-3

2-3

2

6
6
4

2

Тема 3.2
Форсунки для
сжигания жидкого
топлива

Содержание учебного материала
1 Характеристика и классификация форсунок. Способы распыления мазута. Типы форсунок.
Самостоятельная работа обучающихся 7
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Раздел 4 Котельные установки
Тема 4.1 Котельные
Содержание учебного материала
установки
1 Назначение, классификация и основные типы котельных агрегатов. Устройство котла и принцип
действия.
Тема 4.2 КотельноСодержание учебного материала
вспомогательное
1 Подготовка воды для питания котлов. Мероприятия по охране окружающей среды
оборудование.
Практическое занятие 15
1 Ознакомление с котельной установкой на производстве. Принцип работы котельной установки
Самостоятельная работа обучающихся 8
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Раздел 5 Основы аэродинамики и тягодутьевые устройства
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Основные
1
Движение газов и воздуха в каналах. Вынужденное и свободное движение. Режимы движения
положения
2 Уравнение Бернулли для идеальной жидкости и его физический смысл
аэродинамики
Тема 5.2
Содержание учебного материала
Виды
1 Расчет потерь давления
аэродинамических
Самостоятельная работа обучающихся 9
сопротивлений
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Тема 5.3
Содержание учебного материала
Тягодутьевые
1 Назначение тяги и дутья. Естественная и искусственная тяга. Дымовые трубы. Определение
устройства
диаметра и высоты трубы.
Тема 5.4
Содержание учебного материала
Вентиляторы
1 Центробежные и осевые вентиляторы. Параметры работы вентиляторов подача, давление,
мощность, к.п.д., частота вращения. Характеристика и подбор вентиляторов:
Практическое занятие 16,17
1 Расчет потерь давления. Расчет потерь давления на трение и местные сопротивления
11

2

2-3

4
6
2

2-3

2

2-3

2
6
14
4

2

2

2

6

2

2-3

2

2-3

4

2

Подбор вентиляторов по номограмме. Расчет мощности и напора вентиляторов

Раздел 6 Огнеупоры
Тема 6.1 Огнеупоры

4

Содержание учебного материала
1 Виды огнеупоров, применяемых в силикатной промышленности, требования, предъявляемые к
ним. Характеристика огнеупоров, их состав и применение
2 Выбор огнеупоров для кладки печей обжига, теплообменных устройств. Теплоизоляционные
материалы
Самостоятельная работа обучающихся 10
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Раздел 7 Процессы сушки и сушильные установки
Тема 7.1
Содержание учебного материала
Процесс сушки.
1 Сущность и назначение процесса сушки. Естественная и искусственная сушка
Классификация
2 Классификация сушильных установок. Принципиальная схема сушильных установок
сушильных
установок. Виды
теплоносителей
Тема 7.2 Основы
Содержание учебного материала
теории сушки
1 Понятие о коллоидных, капиллярных и капиллярно-пористых материалах. Понятие: влажное,
гигроскопическое и абсолютно сухое состояние материала
2 Кривые сорбции и их значение в процессе сушки изделий. Физическая сущность внутренней и
внешней диффузии влаги в материале.
Тема 7.3 Кривые
Содержание учебного материала
скорости сушки
1 Кривые сушки и кривые скорости сушки. Периоды сушки
2 Брак, возникающий в изделиях при сушке, причины его образования
Самостоятельная работа обучающихся 11
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Тема 7.4
Содержание учебного материала
Аналитические и
1 Теоретический и практический процессы сушки и их графическое изображение на i - d
графические методы
диаграмме
расчета расхода
Практическое занятие 18,19
воздуха и теплоты на 1 Теплотехнические расчеты при сушке материалов воздухом. Расчет уд. расходов теплоты и
сушку с
теплоносителя на сушку материалов воздухом с использованием i - d диаграммы
12

4

2

4
38

4

2

4

2

2

2
2

6

2

4

2-3

использованием i - d
- диаграммы

Тема 7.5
Классификация
сушильных
установок
Тема 7.6
Установка для
одновременной
сушки и помола
Тема 7.7
Сушильные
установки
силикатной
промышленности

Тема 7.8
Конструктивный и
тепловой расчеты
сушилок
Тема 7.9
Расчеты сушилок
Тема 7.10
Построение процесса
сушки на диаграмме

Теплотехнические расчеты при сушке материалов дымовыми газами. Расчет удельных расходов
теплоты и теплоносителя на сушку материалов дымовым газом с использованием i - d
диаграммы
Самостоятельная работа обучающихся 12
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Выполнение расчетных заданий к практической работе,
подготовка к их защите. Работа с опорными конспектами
Содержание учебного материала
1 . Барабанные сушилки и их применение. Составные элементы установки, принцип действия,
типы внутренних насадок. Применение прямотока и противотока
2

Содержание учебного материала
1 Аэробильные мельницы, их устройство, принцип действия.
Содержание учебного материала
1 Сушилки кипящего слоя. Физические основы процесса. Пылеосадительные устройства
2 Распылительные сушилки
3 Сушилки для сушки формованных изделий
Самостоятельная работа обучающихся 13
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Содержание учебного материала
1 Конструктивный расчет сушилки
Содержание учебного материала
1 Материальный и тепловой расчет сушилки
Содержание учебного материала
1 Построение процесса сушки на i - d диаграмме. Подбор дополнительного оборудования
Практическое занятие 20
1 Составление теплового баланса сушильной установки. Подбор дополнительного оборудования

13

4

2

2

2

2

2
4

2
2

6

2

2-3

4

2-3

2

2-3

8

Самостоятельная работа обучающихся 14
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Выполнение расчетных заданий к практической работе,
подготовка к их защите. Работа с опорными конспектами
Раздел 8 Теплоиспользующие устройства
Тема 8.1
Содержание учебного материала
Классификация
1 Назначение и классификация теплообменных аппаратов, применяемых в силикатной
теплообменных
промышленности
устройств
Тема 8.2
Содержание учебного материала
Рекуператоры
1 Рекуператоры, их назначение
Тема 8.3
Содержание учебного материала
Металлические
1 Устройство и работа металлических рекуператоров
рекуператоры
Практическое занятие 21,22
1 Тепловой расчет рекуператора (теплопередача в рекуперативном теплообменном аппарате)
2 Составление теплового баланса рекуператоров
Самостоятельная работа обучающихся 15
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Выполнение расчетных заданий к практической работе,
подготовка к их защите. Работа с опорными конспектами
Тема 8.4
Содержание учебного материала
Регенераторы
1 Регенераторы, принцип их действия
Содержание учебного материала
1 Теплообмен в регенераторах
Тема 8.5
Теплообмен в
Практическое занятие 23,24
регенераторах
1 Расчет теплопередачи в регенеративном теплообменном аппарате
2 Составление теплового баланса регенераторов, определение размеров насадки регенераторов
Тема 8.6
Содержание учебного материала
Теплообменные
1 Назначение и классификация теплообменных аппаратов по принципу действия и схемами
аппараты
движения теплоносителей
Самостоятельная работа обучающихся 16
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Всего:
14

6
20
2

2

2

2-3

2
4

4

2

2-3

2

2-3

4

2

6
246

2

Экзамен
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

15

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории технологии производства
тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.
Оборудование лаборатории и рабочих мест кабинета:
- рабочие места преподавателя и обучающихся;
- наглядные пособия в электроном виде (схемы, диаграммы, таблицы и т.п.);
- образцы огнеупорных изделий;
- измерительные инструменты
- модели печей и сушил.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
- мультимедийный проектор;
-экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 Брюханов О.Н., Коробко В.И., Мелик А.Т.. Основы гидравлики, теплотехники и
аэродинамики: учебник - Аракелян. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 254 с.
2 Ляшков В. И. Теоретические основы теплотехники - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
- 328 с.:
Дополнительные источники:
1 Прибытков И.А. Теоретические основы теплотехники: учебник для средних
профессионально – технических учебных заведений– М.: Издательский центр «Академия», 2004464с.
2 Сулименко Л.М. Общая технология силикатов– М.: ИНФА, 2004. – 336 с.
3 Ю.Л. Бобров [и др.]. Теплоизоляционные материалы и конструкции: учебник для
средних профессионально – технических учебных заведений.– М.: ИНФА, 2003. – 286 с.
4 Роговой М.И. Расчеты и задачи по теплотехническому оборудованию предприятий
промышленности строительных материалов: учеб. пособие для - М.: Высшая школа, 1975.-320 с.
5 Левченко П.В. Расчеты печей и сушил силикатной промышленности. Издательство
«Высшая школа», 1968.-367с.
6 Никифорова Н.М Основы проектирования тепловых установок при производстве
строительных материалов: учебник для техникумов - М.: Высшая школа, 1974. - 144 с.
7 Мамыкин П.С. Печи и сушила огнеупорных заводов: учебник для - Свердловск: ГНТИ,
1963. -472 с
8 Перегудов В.В. Тепловые процессы и установки в технологии строительных изделий
и деталей: учебник для вузов. - М.: Стройиздат, 1983.-416
9 A.M. Баренбойм, [и др]; под ред. Д.Б. Гишбурга, В.Н. Зимина. Тепловые расчеты
сушилок и печей силикатной промышленности: - М.: Издательство литературы по строительству,
1964. - 496 с.
Интернет-ресурсы

1 http://znanium.com/catalog
16

4 КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем
на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем
исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для
промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

17

Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема)
учебной
дисциплины
Раздел 1
Теоретические
основы
термодинамики
и теплотехники

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
знать:
- Основные законы газов и газовых смесей;
- Теплоёмкость газовых смесей;
- Первый и второй законы термодинамики;
- Водяной пар;
- Влажный воздух;
- Основы теории теплопередачи
уметь:
- Вычислять параметры газовых смесей ;
- Определять количества теплоты на нагрев и охлаждение газов и их смесей;
- определять работу при подведении теплоты к рабочему телу в различных
термодинамических процессах;
- Определять параметры водяного пара по is диаграмме.
- Определять процессы изменения состояния в диаграмме: нагрев,
охлаждение, смешение холодного и горячего воздуха;
- Определять средние температуры слоев в многослойной стенке и
рассчитывать коэффициента теплопередачи и количества теплоты.

18

Основные
показатели
результатов
подготовки
Полное освоение
знаний и умений
в соответствии с
требованиями
ФГОС, рабочей
программой.
Показатель
признака
проявления
знаний, умений,
компетенций
ОК1-9

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Результаты
индивидуальных
образовательных
достижений:
-текущий
контроль(устный и
письменный ответ);
- - самостоятельная
работа № 1-16
- контроль по темам,
разделам;
- практическая работа 124
Определяются по
разработанным
критериям оценок
(Сумма баллов по

Раздел 2 Топливо знать:
- Классификацию топлива, его химический состав и свойства;
и его горение
- Физико-химические основы процесса горения топлива;
- Температуру горения топлива.
уметь:
- Рассчитывать теоретический и действительный объем воздуха и теплоты
сгорания твердого топлива.
- Рассчитывать процессы горения топлива твердого состава по исходным
данным.
- Определять теплоты сгорания топлива.
- Рассчитывать процессы горения газообразного топлива элементарного
состава.
- Рассчитывать процессы горения газообразного топлива элементарного
состава по исходным данным.
- Рассчитывать коэффициент избытка воздуха.
- Рассчитывать процессы горения газообразного топлива сложного состава.
Раздел 3
знать:
- Топочные устройства;
Топочные
- Типы горелок;
устройства
- Способы распыления мазута;
- Типы форсунок.
уметь:
- Рассчитывать топки;
- Подбирать горелки для сжигания газообразного топлива;
- Подбирать форсунки для сжигания жидкого топлива.
Раздел 4
знать:
- Основные типы котельных агрегатов;
Котельные
- Принцип работы котельной установки.
установки
уметь:
- Определять тип котельной установки.

19

признакам проявления
знаний, умений и
компетенций в
соответствии с
универсальной шкалой).

Раздел 5 Основы
аэродинамики и
тягодутьевые
устройства

Раздел 6
Огнеупоры

Раздел 7
Процессы сушки
и сушильные
установки

Раздел 8
Теплоиспользую
щие устройства.

знать:
- Основные положения аэродинамики;
- Тягодутьевые устройства.
уметь:
- Определять режимы движения;
- Подбирать вентиляторы по номограмме;
- Рассчитывать мощность и напор вентиляторов.
знать:
- Виды огнеупоров, применяемых в силикатной промышленности, требования,
предъявляемые к ним.
уметь:
- Подбирать огнеупоры для кладки печей обжига, теплообменных устройств
знать:
- Процесс сушки;
- Сушильные установки;
- Виды теплоносителей;
- Кривые сушки и кривые скорости сушки. Периоды сушки.
- Теоретический и практический процессы сушки и их графическое
изображение на i - d диаграмме
уметь:
- Определять брак, возникающий в изделиях при сушке, причины его
образования;
- Выполнять теплотехнические расчеты при сушке материалов воздухом;
- Выполнять Теплотехнические расчеты при сушке материалов газами;
- Выполнять конструктивный и тепловой расчеты сушилок.
знать:
- Назначение теплообменных аппаратов, применяемых в силикатной
промышленности;
- Принцип действия рекуператора;
- Принцип действия регенератора
уметь:
- Выполнять тепловой расчет рекуператора;
- Выполнять тепловой расчет регенератора
20

Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
Основные показатели оценки результата
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
Проявление интереса к будущей профессии
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Формы и методы
контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые Выбор и применение методов и способов
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их решения профессиональных задач в области
эффективность и качество
производства тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий
Результаты
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и Обоснование выбора решений в стандартных и
сформированности
нести за них ответственность
нестандартных ситуациях
компетенций
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
определяют
по
Проявление умения эффективного поиска
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
контрольным
необходимой информации
профессионального и личностного развития
точкам на основании
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в Использование различных источников, включая
разработанных
профессиональной деятельности.
электронные
критериев оценки.
Критериальная
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с Взаимодействие
с
обучающимися,
система оценки по
коллегами, руководством
преподавателями и мастерами в ходе обучения
признакам
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), Осуществление самоанализа и коррекции
проявления
за результат выполнения заданий
результатов собственной работы
компетенций
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и Организация самостоятельных занятий при
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно изучении учебной дисциплины. Определение
планировать повышение квалификации
целей и задач для достижения результата
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в Анализ инноваций в области производства
профессиональной деятельности
тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».