РП 28 ОП.02 Элетротехника и электроник

Приложение 28
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 Электротехника и электроника

Сухой Лог
2021

Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее –
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г
Разработчик:
Организация
многопрофильный техникум»

–

разработчик:

ГАПОУ

СО

«Сухоложский

Разработчик: Быкова Надежда Александровна, преподаватель спецдисциплин, высшая
квалификационная категория

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
6
12

4 КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

14

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

3

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

1
ОБЩАЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ОП.02 Электротехника и электроника

1.1 Место
программы:

дисциплины

в

структуре

основной

образовательной

Учебная дисциплина ОП.02 Электротехника и электроника является
обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 18.02.05
Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий,
укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки.
Учебная дисциплина ОП.02 Электротехника и электроника обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00
Химические технологии базовой подготовки. Особое значение дисциплина имеет
при формировании и развитии ОК01 – ОК 09, ПК1.1-ПК1.4, ПК2.1-ПК2.2, ПК3.1ПК3.3, ПК4.1-ПК4.3.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
ПК, ОК
ПК 1.1 – ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 2.2
ПК 3.1 – ПК 3.3
ПК 4.1 – ПК 4.3
ОК 01 - ОК 09

Умения

Знания


подбирать устройства электронной
техники,
электрические
приборы
и
оборудование с определенными параметрами
и характеристиками;

правильно
эксплуатировать
электрооборудование и механизмы передачи
движения
технологических
машин
и
аппаратов;

рассчитывать
параметры
электрических, магнитных цепей;

снимать показания и пользоваться
электроизмерительными
приборами
и
приспособлениями;

собирать электрические схемы;

читать
принципиальные,
электрические и монтажные схемы


классификацию электронных приборов,
их устройство и область применения;

методы расчета и измерения основных
параметров электрических, магнитных цепей;

основные законы электротехники;

основные
правила
эксплуатации
электрооборудования и методы измерения
электрических величин;

основы теории электрических машин,
принцип работы типовых электрических
устройств;

основы физических процессов в
проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

параметры электрических схем и
единицы их измерения;

принципы выбора электрических и
электронных устройств и приборов;

принципы
действия,
устройство,
основные характеристики электротехнических и
электронных устройств и приборов;

свойства
проводников,
полупроводников,
электроизоляционных,

4

магнитных материалов;

способы
получения,
передачи
и
использования электрической энергии;

устройство, принцип действия и
основные характеристики электротехнических
приборов.

1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 академических часа, в том
числе:
- контактной (аудиторной) работы: 52 часа, в том числе в форме
практической подготовки: 26 часов;
- самостоятельной работы обучающегося: 26 часов.

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем часов
78

в том числе:
теоретическое обучение

26

лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)

14/14

практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)

12/12

Самостоятельная работа 1

26

Промежуточная аттестация в форме
Экзамен

1

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом
для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и
содержанием учебной дисциплины.

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Электротехника и электроника
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся

1
Введение

2
Содержание учебного материала
1 Характеристика учебной дисциплины "Электротехника и электроника", ее место и роль в
профессиональной подготовке специалистов Связь с другими учебными дисциплинами.
Основные этапы развития отечественной электроэнергетики

Самостоятельная работа №1
Подготовка сообщения по теме: «Электрическая энергия, ее свойства и применение». «Способы
получения,
электрической
энергии».
«Роль
электрификации
в
развитии
экономики».«Современное состояние и перспективы дальнейшего производства электроэнергии»
Раздел 1Общая электротехника
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Электрические цепи
1 Электрическая цепь и её элементы. Электрический ток, электродвижущая сила и
постоянного тока
электрическое напряжение. Электрическое сопротивление и электрическая
проводимость
2 Закон Ома. Электрические цепи с последовательным, параллельным и смешанным
соединением электроприемников. Закон Кирхгофа.
Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)
1 Проверка закона Ома при последовательном соединении приемников электрической
энергии
2 Определение работы и мощности цепи постоянного тока
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Расчет электрических цепей постоянного тока
Самостоятельная работа №2
Составление конспекта: «Тепловое и химическое действие тока»

Объем
часов

3

1

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ПК 1.1 – ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 2.2
ПК 3.1 – ПК 3.3
ПК 4.1 – ПК 4.3
ОК 01 - ОК 09

2

64

3

4
2
4

ПК 1.1 – ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 2.2
ПК 3.1 – ПК 3.3
ПК 4.1 – ПК 4.3
ОК 01 - ОК 09

Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

2
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Электрические цепи постоянного тока»

8

Объем
часов

3

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

Тема 1.2
Электромагнетизм

Тема 1.3
Цепи переменного
тока

Тема 1.4
Электрические
измерения

Содержание учебного материала
1 Основные свойства и характеристики магнитного поля. Индуктивность. Свойства
магнитных материалов. Взаимодействие параллельных проводников с током.
Электромагнитная индукция. Э. д. с самоиндукции. Взаимоиндукция
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Решение задач по теме: Электромагнетизм
Самостоятельная работа №3
Составление конспекта по теме: «Классификация и свойства магнитных материалов»
Подготовка сообщения по теме: «Вихревые токи и их применение»
Содержание учебного материала
1 Основные характеристики переменного тока. Неразветвленные цепи переменного тока с
активным и реактивным элементом
2 Разветвленные цепи переменного тока. Соединения обмоток трехфазных источников
электрической энергии
Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)
1 Исследование электрической цепи переменного тока с активным и индуктивным
сопротивлениями
2 Исследование электрической цепи переменного тока с активным и емкостным
сопротивлениями
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Расчет схем соединения осветительной нагрузки при включении их в трехфазную сеть
Самостоятельная работа №4
Составление конспекта по теме: «Резонанс напряжений. Резонанс токов»
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Цепи переменного трехфазного тока»
Содержание учебного материала
1 Общие сведения об электрических измерениях и электроизмерительных приборах
2 Методы измерения электрических величин

Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)
1 Определение сопротивления с помощью амперметра и вольтметра
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Решение задач на определение погрешностей приборов
9

2

ПК 1.1 – ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 2.2
ПК 3.1 – ПК 3.3
ПК 4.1 – ПК 4.3
ОК 01 - ОК 09

2
2

4

ПК 1.1 – ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 2.2
ПК 3.1 – ПК 3.3
ПК 4.1 – ПК 4.3
ОК 01 - ОК 09

4

2
4

3

2
1

ПК 1.1 – ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 2.2
ПК 3.1 – ПК 3.3
ПК 4.1 – ПК 4.3
ОК 01 - ОК 09

Тема 1.5
Трансформаторы

Тема 1.6
Электрические
машины

Тема 1.7
Передача и
распределение
электроэнергии

Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа №5
Проработка конспекта.
Составление конспекта по теме: «Учет энергии в однофазных и трехфазных сетях»
Содержание учебного материала
1 Назначение трансформаторов и их применение. Устройство и принцип действия однофазного
трансформатора.

Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Определение параметров трансформатора
Самостоятельная работа №6
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Трансформаторы»
Составление конспекта по темам: «Устройство и области применения трехфазных
трансформаторов», «Устройство, достоинства и недостатки автотрансформатора»
Содержание учебного материала
1 Устройство и рабочий процесс асинхронного двигателя. Энергетическая диаграмма
асинхронного двигателя
2 Устройство и принцип действия машины постоянного тока. Рабочий процесс машины
постоянного тока. Энергетическая диаграмма двигателя постоянного тока
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Определение параметров машин переменного и постоянного тока
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа №7
Выполнение индивидуальных заданий по теме «Электрические машины»
Содержание учебного материала
1 Классификация электрических сетей и их устройство. Электроснабжение
промышленных предприятий. Падение и потеря напряжения

Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)
1 Определение необходимого сечения проводов и потерь напряжения в проводах
Практические занятия
1 Расчет проводов по допустимому нагреву. Выбор низковольтных аппаратов
10

2

1

ПК 1.1 – ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 2.2
ПК 3.1 – ПК 3.3
ПК 4.1 – ПК 4.3
ОК 01 - ОК 09

1

3

4

ПК 1.1 – ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 2.2
ПК 3.1 – ПК 3.3
ПК 4.1 – ПК 4.3
ОК 01 - ОК 09

2
3

2

2
2

ПК 1.1 – ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 2.2
ПК 3.1 – ПК 3.3
ПК 4.1 – ПК 4.3
ОК 01 - ОК 09

Самостоятельная работа №8
Подготовка сообщения по теме: «Способы энергосбережения. Влияние электротехнических
устройств на экологию», «Действие электрического тока на организм человека»
Раздел 2 Электроника
Тема 2.1
Полупроводниковые
приборы

3
11

Содержание учебного материала
1 Электронные приборы. Электрофизические свойства полупроводников. Собственная и
примесная электропроводность полупроводников
2 Выпрямительные диоды и стабилитроны: условное обозначение устройство, принцип
действия, вольт-амперные характеристики параметры, маркировка.
3 Биполярные транзисторы: типы, условные обозначения устройство, принцип действия,
схемы включения, характеристики параметры, маркировка, область применения.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Определение параметров полупроводникового диода, транзистора
Самостоятельная работа №9
Составление конспекта: «Свойства полупроводниковых материалов», «Области применения
транзисторов и тиристоров»Выполнение индивидуальных заданий по теме
«Полупроводниковые приборы»

Экзамен
Всего:

6

2

3

78

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

11

ПК 1.1 – ПК 1.4
ПК 2.1 – ПК 2.2
ПК 3.1 – ПК 3.3
ПК 4.1 – ПК 4.3
ОК 01 - ОК 09

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория электротехники и электроники
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска меловая (магнитная)
- комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника и
электроника»;
- модели электрических машин и аппаратов, измерительных
приборов;
- лабораторный стенд «Электротехника и основы электроники
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и
профессионального назначения;
- мультимедийный проектор;
- экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1 Печатные издания
Основные источники:
1
Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники:
учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. – Ростов н/Д.:
ООО «Феникс», 2018. – 407 с.
2
Гальперин М.В. Электротехника и электроника: учебник для
студ.учреждений сред.проф.образования. – М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М,
2016. - 480 с.
Дополнительные источники:
1
Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студ.учреждений
сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр «Академия»,
2009. – 384 с.

12

2
Полещук В.И. Задачник по электронике: практикум для
студ.учреждений сред.проф.образования. – 2-е изд. – М: Издательский центр
«Академия», 2011. – 160 с.
3
Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для
студ.образоват.учреждений сред.проф.образования. – М.: Издательский
центр «Академия», 2007. 432 с.
4
Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника /учебник для
студ.учреждений сред. проф.образования – 5 изд, - М.: Издательский центр
«Академия», 2013. – 288 с.
5
Горошков Б.И., Горошков А.Б. Электронная техника:
учеб.пособие для студ. сред. проф. образования. – 3-е изд.- М:Издательский
центр «Академия», 2011. – 320 с.
6
Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике:
учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд. –
М.:Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
7
Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике:
учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. – 2-е изд. – М:
Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Электронный ресурс книг по теоретическим основам
электротехники Форма доступа: http://www.toroid.ru/toe.html
2. Электронный
ресурс
«Электронная
электротехническая
библиотека». Форма доступа: http://www.electrolibrary.info/
3. Электронный ресурс «Электрик.Электричество и энергетика».
Форма доступа: http://www.electrik.org/
4. Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа:
http://news.elteh.ru/
5. Электронный ресурс «Новости электротехники». Форма доступа:
http://netelectro.ru/
6. Электронный ресурс «Псоледниеавтоновости России ». Форма
доступа: http://www.informelectro.ru/
7. Электронный ресурс «Научно-технический каталог». Форма
доступа: http://www.lfpti.ru/lp_electronic.htm

13

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Знания:


классификацию электронных приборов, их
устройство и область применения;

методы расчета и измерения основных
параметров электрических, магнитных цепей;

основные законы электротехники;

основные
правила
эксплуатации
электрооборудования
и
методы
измерения
электрических величин;

основы теории электрических машин,
принцип работы типовых электрических устройств;

основы
физических
процессов
в
проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

параметры электрических схем и единицы
их измерения;

принципы
выбора
электрических
и
электронных устройств и приборов;

принципы действия, устройство, основные
характеристики электротехнических и электронных
устройств и приборов;

свойства проводников, полупроводников,
электроизоляционных, магнитных материалов;

способы
получения,
передачи
и
использования электрической энергии;

устройство, принцип действия и основные
характеристики электротехнических приборов.

Умения:

РЕЗУЛЬТАТОВ


подбирать устройства электронной техники,
электрические
приборы
и оборудование
с
определенными параметрами и характеристиками;

правильно
эксплуатировать
электрооборудование и механизмы передачи
движения технологических машин и аппаратов;

рассчитывать параметры электрических,
магнитных цепей;

снимать
показания
и
пользоваться
электроизмерительными
приборами
и
приспособлениями;

собирать электрические схемы;

читать принципиальные, электрические и
монтажные схемы.

В
соответствии
с
универсальной
шкалой
оценивания не ниже 70%
правильных ответов
Успешность освоения
знаний соответствует
выполнению следующих
требований
- обучающийся свободно
владеет
теоретическим
материалом,
без
затруднений излагает его и
использует на практике,
- знает оборудование
правильно
выполняет
технологические операции
владеет
приемами
самоконтроля
соблюдает
правила
безопасности

В
соответствии
с
универсальной
шкалой
оценивания не ниже 70%
правильных ответов
Успешность освоения
умений и умений
соответствует выполнению
следующих требований:
- обучающийся умеет
готовить оборудование к
работе
- выполнять лабораторные и
практические работы в
соответствии с
методическими указаниями
к ним
- правильно организовывать
свое рабочее место и
поддерживать его в порядке
на протяжении
выполняемой лабораторной
работы
- умеет самостоятельно
пользоваться справочной
литературой

14

ОСВОЕНИЯ

Методы оценки
Тестирование,
фронтальный опрос,
решение
ситуационных задач
Текущий контроль в
форме защиты
практических и
лабораторных работ

Оценка результатов
выполнения
и
защиты
лабораторных
и
практических работ.
Оценка результатов
устных ответов и
письменных работ по
эталону и образцу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».