Р 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), приказ Минобрнауки России № 50 от 29 января 2016 г.; ФГОС СОО приказ N 413 от 17 мая 2012 г. (изменения в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613); Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Пронькина Светлана Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 СО СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................ 4 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ......................... 7 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................. 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .............................................................. 11 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ......................................................................................................... 20 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:.............................................................. 25 3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Информатика» предназначена для изучения математики при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ППКРС) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих. Программа разработана на основе требований ФГОС среднегообщегообразования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № общеобразовательного профессиональных учебного образовательных 06-259) и примерной программы предмета организаций, «Информатика» реализующих для основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Содержание программы «Информатике» направлено на достижение следующих целей: обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления информатике обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления; 4 обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач; обеспечение сформированности представлений о информатике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; обеспечение возможности успешного продолжения образования по профессиям, связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в области информатике и смежных наук. В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки служащих (ППКРС). 5 квалифицированных рабочих, 1.1.Общая характеристика «Информатика» Одной из характеристик учебного современного предмета общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда. Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы: • «Информационная деятельность человека»; • «Информация и информационные процессы»; • «Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»; • «Технологии создания и преобразования информационных объектов»; • «Телекоммуникационные технологии». Содержание разноуровневое учебной изучение профессионального дисциплины информатики образования и позволяет для реализовать различных обеспечить связь профилей с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала. Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному ис- пользованию инструментов информационной деятельности. При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и 6 специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования. Учебная дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: - чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий; - осознание своего места в информационном обществе; - готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; - умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации; - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций; - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить 7 самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов; метапредметных: • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять - средства, необходимые для их реализации; использование различных видов познавательной деятельности для реше- - ния информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; - использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов; - использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет; - умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах; - умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований ресурсосбережения, эргономики, правовых и техники этических норм, безопасности, норм гигиены, информационной безопасности; - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представ ляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий; предметных: - сформированности представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире; - владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы; - использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; - владение способами представления, хранения и обработки данных на 8 компьютере; - владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах; - сформированности представлений о базах данных и простейших средствах управления ими; - сформированности представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); - владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования; - сформированности базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; - понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам; - применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете. Соответственно ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) формируются общие компетенции: - ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - ОК 5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - ОК 6. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за 9 результатом своей работы. В соответствии с ФГОС общего среднего образования формируются универсальные учебные действия (УУД): Личностные УУД Коммуникативные УУД Самоопределение (мотивация Планирование (определение цели, учения, формирование основ гражданской функций идентичности личности). участников, способов взаимодействия). Смыслообразования( «какое Постановка вопросов значение, смысл имеет для меня учение», и (инициативное сотрудничество в поиске и уметь находить ответ на него). сборе информации). Нравственно-этического оценивания (оценивание содержания, исходя из личностных ценностей, Разрешение усваиваемого (выявление, социальных конфликтов идентификация проблемы, и поиск и оценка альтернативных способов обеспечивающее разрешения конфликта, принятие решения личностный моральный выбор). и его реализация). Управление поведением партнѐра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнѐра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Познавательные УУД Регулятивные УУД Общеучебные Целеполагание - формулирование (постановка познавательной учебной задачи на основе соотнесения цели; того, - поиск и выделение информации; что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно). - знаково-символические Планирование (определение - моделирование последовательности промежуточных целей Логические с - анализ с целью - синтез как составление целого из восполняя конечного результата; выделения составление плана и последовательности признаков (существенных, несущественных) частей, учѐтом действий). Прогнозирование (предвосхищение недостающие результата компоненты; и уровня временных характеристик). 10 усвоения, его - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, Контроль (в форме сличения классификации способа действия и его результата с объектов; заданным эталоном с целью обнаружения - подведение под понятие, выведение отклонений и отличий от эталона) следствий; Коррекция (внесение необходимых -установление причинно- дополнений и корректив в план и способ следственных связей; действия в случае расхождения эталона, построение - логической цепи реального действия и его продукта). рассуждений; Оценка (выделение и осознание - доказательство; выдвижение - учащимися того, что уже усвоено и что гипотез и их ещѐ обоснование. подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Действия постановки и решения Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; проблем: - формулирование проблемы; способность к волевому усилию – к выбору - самостоятельное создание способов в ситуации мотивационного конфликта и к решения проблем творческого и поискового преодолению препятствий). характера. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: 408, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 272 часа, самостоятельная работа – 136 часов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Вид учебной работы Количество часов Аудиторные занятия. Содержание обучения Введение 1 1. Информационная деятельность человека 86 2. Информация и информационные процессы 10 11 3. Средства ИКТ 23 4. Технологии создания и преобразования информаци- 27 онных объектов 5. Телекоммуникационные технологии 30 Итого 272 Промежуточная аттестация в форме экзамена Всего 272 12 № занятия № уроков Тема занятия Количе Урове ство нь часов освое Всего ния Практиче ских Введение 1 1 1 Введение. Правила техники безопасности и гигиена труда 1. Информация и информационные процессы 1 86 1 1-2 Информация и ее свойства и виды 2 2 3-4 Этапы работы с информацией 2 3 5-6 Приемы работы с информацией 2 4 7-8 Подходы к измерению информации 2 5 9-10 Практическое занятие 1.1. Представление информации в различных системах счисление 2 6 11-12 Информация и моделирование 2 7 13-14 Цифры и числа. Десятичная система счисления. 2 8 15-16 Цифры и числа. Двоичная система счисления. 2 9 17-18 Практическое занятие 1.2. Десятичная система счисления. 10 19-20 11 1 56 2 2-3 2 2 2-3 Практическое занятие 1.3. Двоичная система счисления. 2 2 2-3 21-22 Практическое занятие 1.4. Основы алгоритмизации 2 2 2-3 12 23-24 Способы описания алгоритмов 2 13 25-26 Алгоритмы 2 13 2 2 2 14 27-28 Практическое занятие 1.5. Построение простых блок – схем алгоритмов программ 2 15 29-30 Практическое занятие 1.6. Построение блок – схем с циклом 2 2-3 16 31-32 Правила применения символов и выполнение схем 2 2 17 33-34 Практическое занятие 1.7.Решение задач с помощью блок – схем 2 2 2-3 18 35-36 Практическое занятие 1.8. Написание программ по блок – схемам в среде Pascal 2 2 2-3 19 37-38 Практическое занятие 1.9. Написание программ по блок –схемам с циклом Pascal 2 2 2-3 20 39-40 Знакомства с программой Libre Office Cals 2 21 41-42 Практическое занятие 1.10..Создание таблиц 2 2 2-3 22 43-44 Практическое занятие 1.11. Формирование таблиц 2 2 2-3 23 45-46 Практическое занятие 1.12.Создание таблиц с расчетами 2 2 2-3 24 47-48 Практическое занятие 1.13. Абсолютные и относительные ссылки 2 2 2-3 25 49-50 Практическое занятие 1.14. автозаполнение ячеек 2 2 2-3 26 51-52 Практическое занятие 1.15. Группировка данных. Промежуточные итоги 2 2 2-3 27 53-54 Практическое занятие 1.16.Макросы и их возможности 2 2 2-3 28 55-56 Практическое занятие 1.17.Макросы и их возможности 2 2 2-3 29 57-58 Автоматизация обработки баз данных 2 2 30 59-60 Знакомства с программой Libre Office Base 2 1 31 61-62 Практическое занятие 1.18. Создание баз данных 2 2 2-3 32 63-64 Практическое занятие 1.19.Поиск информации в базах данных 2 2 2-3 33 65-66 Практическое занятие 1.20. Составление запросов в базах данных 2 2 2-3 34 67-68 Практическое занятие 1.21. Создание SQL-запросов 2 2 2-3 35 69-70 Автоматизация обработки текстового документа 2 14 2 2-3 2 2 36 71-72 Знакомства с программой Libre Office Writer 2 37 73-74 Практическое занятие 1.22. Создание документа 2 2 2-3 38 75-76 Практическое занятие 1.23. Основы форматирования 2 2 2-3 38 77-78 Практическое занятие 1.24. Работа с макросами 2 2 2-3 40 79-80 Практическое занятие 1.25. Работа с заголовками и оглавлением 2 2 2-3 41 81-82 Практическое занятие 1.26. Проектирование документа и его стили 2 2 2-3 42 83-84 Практическое занятие 1.27. Верстка страниц многострочного документа 2 2 2-3 43 85-86 Практическое занятие 1.28. Добавление функциональности, используя расширения 2 2 2-3 10 8 2. Информационная деятельность человека 1 44 87-88 Основные этапы информационного развития общества 2 45 89-90 Практическое занятие 2.1.Информационные ресурсы общества 2 2 2-3 46 91-92 Практическое занятие 2.2.Образовательные информационные ресурсы 2 2 2-3 47 93-94 Практическое занятие 2.3.Инсталляция и обновление программного обеспечение 2 2 2-3 48 95-96 Практическое занятие 2.4.Обработка информации 2 2 2-3 49 97-98 Практическое занятие 2.5.Сбор и передача информации 2 2 2-3 50 99-100 Практическое занятие 2.6.Поиск и хранения информации 2 2 2-3 51 101-102 Практическое занятие 2.7. Оптическое распознавания 2 2 2-3 52 103-104 Практическое занятие 2.8. Архивирование и сжатие информации 2 2 2-3 23 14 3. Средства ИКТ 1 53 105-106 История и состав персонального компьютера 1 2 54 107-108 Архитектура ПК 1 2 55 109-110 Операционая система 1 2 15 56 111-112 Процессор, системная плата. Определение основных характеристик 1 2 57 113-114 Процессор, системная плата. Определение основных характеристик 1 2 58 115-116 Структура и виды компьютеров 1 2 59 117-118 Практическое занятие 3.1. Соединение блоков персонального компьютера межбу собой 2 2 2-3 60 119-120 Практическое занятие 3.2. Автоматизированное рабочее место 2 2 2-3 61 121-122 Практическое занятие 3.3. Установка ОС 2 2 2-3 62 123-124 Практическое занятие 3.4. Настройка ОС 2 2 2-3 63 127-128 Практическое занятие 3.5. Подключение и настройка сети 2 2 2-3 64 129-130 Практическое занятие 3.6. Организация антивирусной защиты 2 2 2-3 65 131-132 Практическое занятие 3.8. Настройка антивирусной защиты 2 2 2-3 66 133-134 Практическое занятие 3.9. Эксплуатационные требования к рабочему месту 2 2 2-3 67 135-136 Практическое занятие 3.10. Организация рабочего места 2 2 2-3 68 137-138 ИКТ и проектные технологии 1 69 141-142 Практическое занятие 3.11. Изучение состава системного блока 2 2 2-3 70 143-144 Практическое занятие 3.12. Изучение устройства принтера 2 2 2-3 71 145-146 Практическое занятие 3.13. Изучение принципа работы принтера 2 2 2-3 72 147-148 Практическое занятие 3.14. Изучение принципа работы сканера 2 2 2-3 73 149-150 Современные средства связи, записи звука и изображений, рисунков и чертежей 2 2 2-3 74 151-152 Практическое занятие 3.15. Сотовая мобильная связь 2 2 2-3 75 153-154 Цифровая фотография и ксерография 1 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов 27 76 155-156 Основы сайтостроения 2 16 18 2 77 157-158 Практическое занятие 4.1. Поисковая служба Интернет 2 78 159-160 Язык гипертекстовой разметки HTML 2 79 161-162 Практическое занятие 4.2. HTML 2 2 2-3 80 163-164 Практическое занятие 4.3. HTML таблица 2 2 2-3 81 165-166 Практическое занятие 4.4. HTML гиперсылки 2 2 2-3 82 167-168 Практическое занятие 4.5. HTML создание личной страницы 2 2 2-3 83 169-170 Практическое занятие 4.6. HTML создание личной страницы 2 2 2-3 84 171-172 Защита проекта 2 2 85 173-174 Защита проекта 2 2 86 175-176 Практическое занятие 4.7. Проверка орфографии и грамматики 2 2 2-3 87 177-178 Практическое занятие 4.8. Создание компьютерной публикаций 2 2 2-3 88 179-180 Автоматизация обработки числовых данных 2 89 181-182 Практическое занятие 4.9. Графическое представление числовых данных по специальности 2 2 2-3 90 183-184 Практическое занятие 4.10. Математическая обработка числовых данных по специальности 2 2 2-3 91 185-186 Контрольная работа 2 2 92 187-188 Компьютерная графика. Мультимедийная среда 2 2 93 189-190 Практическое занятие 4.11. Создание и редактирования мультимедийных объектов 2 94 191-192 Знакомство с программами для работы обьемных объектов 2 2 95 193-194 Основные принципы работы с программой CorelDRAW 2 2 96 195-196 Практическое занятие 4.12. Знакомство с программой CorelDRAW 2 2 2-3 97 197-198 Практическое занятие 4.13. Работа в CorelDRAW 2 2 2-3 98 199-200 Практическое занятие 4.14. CorelDRAW создание объекта по профессии 2 2 2-3 17 2 2-3 2 2 2-3 99 201-202 Практическое занятие 4.15. CorelDRAW создание объекта по профессии 2 2 2-3 100 203-204 Практическое занятие 4.16. Создание графических объектов 2 2 2-3 101 205-206 Практическое занятие 4.17. Создание графических объектов 2 2 2-3 102 207-208 Практическое занятие 4.18. Перевод графических объектов в программу редактор 3d моделей 2 2 2-3 30 24 5. Телекоммуникационные технологии 103 209-210 Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации 1 104 211-212 Практическое занятие 5.1.Браузер. Интернет - магазин 2 2 2-3 105 213-214 Практическое занятие 5.2. Интернет - библиотека 2 2 2-3 106 215-216 Практическое занятие 5.3. Интернет - словарь 2 2 2-3 107 217-218 Практическое занятие 5.4. Интернет-турагентством. 2 2 2-3 108 219-220 Практическое занятие 5.5. Интернет -СМИ 2 2 2-3 109 221-222 Практическое занятие 5.6. Создать рабочую станцию 2 2 2-3 110 223-224 Методы создания и сопровождения Видеоконференция. 2 111 225-226 Локальные компьютерные сети 2 112 227-228 Практическая работа 5.7. Типы сетей 2 2 2-3 113 229-230 Практическое занятие 5.8. Топология сети 2 2 2-3 114 231-232 Практическое занятие 5.9. Технические средства коммуникации 2 2 2-3 115 233-234 Практическое занятие 5.10. Организация работы в сети 2 2 2-3 116 235-236 Практическое занятие 5.11. Сетевые протоколы 2 2 2-3 117 237-238 Коллективные сетевые сервисы в Интернете 2 118 239-240 Практическое занятие 5.12. Организация сетевого тестирования 2 2 2-3 119 241-242 Практическое занятие 5.13.Настройка видео веб - сессий 2 2 2-3 18 120 243-244 Практическое занятие 5.9.Настройка электронной почты 2 2 2-3 121 245-246 Практическое занятие 5.10.Создание резюме с помощью сайта для поиска работ 2 2 2-3 122 247-248 Облочный сервис Google 2 123 249-250 Практическое занятие 5.11. Работа в облочном сервисе - диск 2 2 2-3 124 251-252 Практическое занятие 5.12. Создание аккаунта в Google 2 2 2-3 125 253-254 Практическое занятие 5.13. Создание блогов с помощью Google 2 2 2-3 126 255-256 Практическое занятие 5.14. Геосервисы Google 2 2 2-3 127 257-258 Практическое занятие 5.15. Сервисы Google 2 2 2-3 128 259-260 Практическое занятие 5.16. Создание и работа в Google - документе 2 2 2-3 129 261-262 Практическое занятие 5.17. Создание и работа в Google - таблице 2 2 2-3 130 263-264 Практическое занятие 5.18. Создание и работа в Google - презентации 2 2 2-3 131 265-266 Знакомство с программой learningapps.org 2 132 267-268 Практическое занятие 5.19. Создание заданий по профессии в программе learningapps.org 2 2 2-3 133 270-272 Дифференцированный зачет 272 190 134 Итого 19 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на Формир Формы и методы контроля и Содержание обучения уровне учебных действий) уемые оценки результатов обучения ОК Введение Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у ОК 2 Тематическое тестирование человека, в биологических, технических и социальных системах. ОК 3 (письменная форма) Классификация информационных процессов по принятому основанию. ОК 4 Выделение основных информационных процессов в реальных системах ОК 5 Техника безопасности при работе с ВТ. ОК6 1. Информация и информационные процессы 1.1.Представление и Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, Тематическое тестирование обработка полноты, актуальности и т.п.). (письменная форма) информации Знание о дискретной форме представления информации. Практическое занятие № 1.1- Знание способов кодирования и декодирования информации. Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Владение компьютерными средствами представления и анализа данных. Умение отличать представление информации в различных системах счисления. ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК6 1.28 (Выполнение расширение знаний. Письменная форма) Разработаны критерии оценки выполнения Представление о математических объектах информатики, в том числе о работ 20 на закрепление знаний и умений, Знание математических объектов информатики. логических формулах заданий практических 1.2. Алгоритмизация и Владение навыками алгоритмического мышления и понимание непрограммирование обходимости формального описания алгоритмов. Умение понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом анализировать алгоритмы технологии с языке высокого использованием решения конкретной задачи уровня. Умение таблиц. Реализация с помощью конкретного программного средства выбирать метод ее решения. Умение разбивать процесс решения задачи на этапы. Определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм 1.3. Компьютерное Представление о компьютерных моделях. моделирование Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования. Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели. Выделение среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью. Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации 2. Информационная деятельность человека 2.1 Информационная Классификация информационных процессов по принятому основанию. деятельность человека ОК 2 Тематическое тестирование Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в ОК 3 (письменная форма) формирование современной научной картины мира. Исследование с ОК 4 Практическое занятие № 2.1 – 21 помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в ОК 5 2.8 соответствии (Выполнение с поставленной задачей. Выявление проблем ОК6 заданий на жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и закрепление знаний и оценка предлагаемых путей их разрешения. умений.Письменная Использование ссылок и цитирования источников информации. Знание Разработаны критерии оценки базовых принципов организации и функционирования компьютерных выполнения сетей. работ форма). практических Владение нормами информационной этики и права. Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ 3. Средства информационных и коммуникационных технологий 3.1. Архитектура Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных компьютеров тестирование и программных средств. (письменная форма) Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации Практическое занятие №3.1 – процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации. ОК 2 3.15 Умение определять средства, необходимые для осуществления ин- ОК 3 (Выполнение формационных процессов при решении задач. закрепление знаний и умений, ОК 4 заданий Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций ОК 5 расширение исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы ОК6 знаний.Письменная форма) отказов. Выделение и определение назначения элементов окна программы 3.2. Тематическое Компьютерные Представление о типологии компьютерных сетей. 22 на сети Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети. Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть 3.3. гигиена, Безопасность, Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований эргономика, техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со ресурсосбережение. Защита средствами информатизации. информации, Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных антивирусная защита программ и работы в Интернете. Реализация антивирусной защиты компьютера 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов Технологии создания и Представление о способах хранения и простейшей обработке данных. Тематическое преобразования Владение основными сведениями о базах данных и средствах доступа к (письменная форма) информационных ним; умение работать с ними. Практическое занятие № 4.1 – объектов Умение работать с библиотеками программ. Опыт использования 4.18 компьютерных средств представления и анализа данных. ОК 2 (Выполнение тестирование заданий на Осуществление обработки статистической информации с помощью ОК 3 закрепление знаний и умений, компьютера. ОК 4 расширение Пользование базами данных и справочными системами ОК 5 знаний.Письменная форма) ОК6 Разработаны критерии оценки выполнения практических работ Самостоятельная работа № 4 Задания 23 для овладения знаниями, умениями Разработаны оценивания критерии самостоятельной работы № 4 5. Телекоммуникационные технологии 5.1.Телекоммуникацио нные технологии Представление о технических и программных средствах телеком- Тематическое муникационных технологий. (письменная форма) Знание способов подключения к сети Интернет. Практическое занятие № 5.1- Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире. 5.19 Определение ключевых слов, фраз для поиска информации. (Выполнение Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации. ОК 2 закрепление знаний и умений, Определение расширение общих принципов разработки и функционирования ОК 3 интернет-приложений. Представление о способах ОК 4 создания и сопровождения тестирование заданий на знаний. Письменная форма) сайта. ОК 5 Представление о возможностях сетевого программного обеспечения. ОК6 Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с использованием программных инструментов поддержки управления проектом. Умение анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ и МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе 24 основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Для студентов 1. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2016 2. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2016 3. Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб.издание. — М., 2011. 4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А.Залогова — М., 2011. 5. Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб.пособие. — М., 2010. 6. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013. 7. Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб.пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013. 8. Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб.пособие. — М., 2011. 9. Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013. 10. Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2014. 11. Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб.пособие. — М.: 2012 12. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014. 13. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014. 25 14. Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб.пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011. Интернет-ресурсы 1. www.fcior.edu.ru(Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). www.school- collection.edu.ru(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). www.intuit.ru/studies/courses(Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»). 2. www.lms.iite.unesco.org(Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям). 3. http://ru.iite.unesco.org/publications(Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании). 4. www.megabook.ru(Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»). 5. www.ict.edu.ru(портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»). 6. www.digital-edu.ru(Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»). 7. www.window.edu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации). 8. www.freeschool.altlinux.ru(портал Свободного программного обеспечения). www.heap.altlinux.org/issues/textbooks(учебники и пособия по Linux). www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice(электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»). 26 27