1 Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Мастер производственного обучения В.Г. Сулекбаева. СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 1.1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ 5 1.2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.4 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3.1ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 3.2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03.Специальный рисунок 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 262019.04 Оператор швейного оборудования. Адаптирована для профессии профессиональной подготовки 16185 Оператор швейного оборудования 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Специальный рисунок» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и рекомендуется к освоению на 1 курсе. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Цель изучения учебной дисциплины: Формирование теоретических знаний и практических навыков при выборе и зарисовке моделей Задачи изучения дисциплины. 1.Изложить современные концепции в области рисования и научить обучающихся принимать оптимальные решения на уровне компетенций, в быту; соотнести со стандартом. 2. Привить навыки способности самостоятельного выбора моделей одежды. 3. Научить обучающихся использовать знания и умения при выборе способов зарисовки моделей. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приемов (геометрических тел, драпировки, натюрморта;); - выполнять линейно-конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека (частей фигуры); - выполнение кратковременных зарисовок и набросков фигуры в одежде; - выполнять рисунки с использованием методов построения пространства на плоскости; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - принципы перспективного построения геометрических форм; - основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры человека, фигур в одежде; - теорию цвета; Овладеть общими компетенциями: ОК 2.Организовывать собственную деятельность. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию. ОК 4. Осуществлять поиск информации. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 40 часов; самостоятельной работы обучающегося - 20 часов. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лекционные практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: 1. Основы рисунка 2. Композиция в рисунке 3. Декоративная композиция. Орнамент и композиция 4. Драпировка, особенности построения складок 5. . Основы цветоведения 6. Изображение фигуры человека. Рисование моделей одежды Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачѐта 60 40 28 12 20 2.2 Содержание обучения по адаптированной учебной дисциплины ОП. 03 «Специальный рисунок» Наименование разделов Содержание учебного материала, Объѐм адаптационной лабораторные работы и практические часов профессиональной занятия, самостоятельная работа образовательной обучающихся. дисциплины, тем Тема 1. Основы Содержание. 4 рисунка 1.Вводная беседа о предмете. 2 Изобразительные средства рисунка. 2. Материалы и принадлежности рисунка, их 2 применение и требования к ним. Тема 2 . Содержание. 6 Композиция в рисунке. 1.Компоновка, методы правильного 2 расположения изображения на листе. 2. Практическая работа №1: 2 Геометрические композиции. Построение геометрических композиций. 3.Понятия объема, конструкции формы. 2 Сложная и простая форма. Тема 3. Декоративная композиция. Орнамент и композиция Тема 4. Драпировка, особенности построения складок. Содержание. 1.Пропорции, масштаб. Симметрия и асимметрия. 3.Орнамент и его виды. Геометрический, растительный орнамент. 4. Практическая работа №2:Построение орнамента 6 2 Самостоятельная работа №1 8 Содержание 6 Уровень освоения 1.2 1.2 1.2 2 2 1.2 Тема 5. Основы цветоведения. Тема 6. Изображение фигуры человека. Рисование моделей одежды Дифференцированный зачѐт 1.Рисование складок ткани, их образование, форма, виды. 2.Приѐмы изображения драпировок. 3. Практическая работа №3: Рисунок различных складок 2 Содержание 1.Природа цвета, Цветовые характеристики. Цветовой круг 2. Практическая работа №4: Выполнение цветовых заливок. 3.Работа акварельными красками. Методы работы. Самостоятельная работа №2 6 2 Содержание 1.Основные пропорции фигуры человека. 2.Практическая работа №5 :Построение фигуры человека по схеме. 3.Рисование современных моделей одежды. 4.Рисование детской одежды. Особенности рисования детской одежды. 5.Практическая работа №6: Выполнение рисунков одежды. Самостоятельная работа №3 10 2 2 2 2 2 2 1.2 2 2 6 1.2 2 5 2 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции руководством) или под 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета: - рабочее место по числу обучающихся, -рабочее место педагога, -шкафы, -доска, -комплект учебно-методического обеспечения дисциплины -комплект инструментов для художественных работ -комплект наглядных пособий (образцы геометрических фигур, иллюстрации, и др.) Технические средства обучения: - компьютер - телевизор 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. «Рисование и лепка» Москва. « Академия» 2007, 2008 г. Шембель А.Ф. Дополнительные источники: 1. «История костюма: стили и направления» учебное пособие для СПО ИЦ «Академия» 2008, 224 стр. Плаксина Э.Б., Михайловская В.А., Попова В.П. 2. «Моделирование и художественное оформление одежды» учебное пособие для СПО ИЦ «Академия» 2006, 184 стр. Ермилова В.В., Ермилова С.Е. 3. «Рисунок» Л. Жарретт, Л. Ленард Москва АСТ «Астрель»,2008, 415 стр 3.3. Организация образовательного процесса В предъявлении нового материала, в выполнении заданий, в оценивании работы обучающихся педагогом используются следующие методические приѐмы: - поэтапное разъяснение задания» - последовательное выполнение задания; - повторение обучающимися инструкции к выполнению задания; - близость к обучающимся во время объяснения задания. Осуществляется перемена видов деятельности: - подготовка обучающихся к перемене видов деятельности; - чередование занятий и физкультурных пауз; - предоставление дополнительного времени для завершения задания; В индивидуальном оценивании ответов обучающихся: - используется индивидуальная шкала оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; - ежедневная оценка с целью определения достижений обучающихся в выполнении учебных и практических заданий; - обучающимся разрешается переделывать задание, с которым он не справился; - осуществляется оценка переделанных работ; - используется критериальная система оценок достижений обучающихся. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения дисциплины обучающийся умеет: - выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приемов (геометрических тел, драпировки, натюрморта;); - выполнять линейно-конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека (частей фигуры); - выполнение кратковременных зарисовок и набросков фигуры в одежде; - выполнять рисунки с использованием методов построения пространства на плоскости; знает: - принципы перспективного построения геометрических форм; -основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры человека, фигур в одежде; - теорию цвета; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Входной контроль, Текущий контроль: Экспертная оценка практической работы №1,2,3,4,5. Самостоятельная работа №1,2,3. Итоговый контроль: дифференцированный зачѐт 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РИСУНОК» УЧЕБНОЙ Текущий контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОП.03 « специальный рисунок» осуществляется преподавателем в процессе обучения, проведения практических занятий, самостоятельных работ. Обучение по адаптированной учебной дисциплине ОП.03 Специальный рисунок завершается аттестацией в форме дифференцированного зачѐта. Для промежуточной аттестации текущего контроля создаются оценочные средства (КОС) КОС включают в себя педагогические контрольно- измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений по основным показателям результатов подготовки. Применяется критериальная система оценки достижений обучающихся, в качестве критериев выступают признаки проявления компетенций, знаний. Сумма баллов по критериям соотносится с универсальной шкалой (см. таблицу), определяемой отметкой. Процент результативности Качественная оценка индивидуальных образовательных (правильных ответов) достижений Балл (отметка) Вербальный аналог 90-100% 80-90% 70-80% Менее 70% 5 4 3 2 отлично хорошо удовлетворительно Не удовлетворительно