Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Потапенко Светлана Александровна, преподаватель, ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ А.06 Этика и психология профессионального общения 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа А.06 Этика и психология профессионального общения является частью адаптированной программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по профессии 16185 Оператор швейного оборудования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллектуального развития). 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы: учебная дисциплина входит в а цикл профессиональной подготовки Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: соблюдать правила профессиональной этики; применять различные средства, профессиональной деятельности; техники и приемы эффективного общения в использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности: воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: правила обслуживания населения: основы профессиональной этики; эстетику внешнего облика; психологические особенности делового общения и его специфику в профессиональной деятельности; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы, общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; источники, причины, виды и профессиональной деятельности; способы разрешения конфликтов, возникающих в В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе; обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38часов; внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегося 19 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) В том числе: Практические занятия Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 57 38 14 19 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины А.06 ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Раздел 1 Этика и эстетика делового общения. Тема1.1. Введение. Содержание учебного материала Этика и эстетика 1 Понятие деловой репутации. Субординация и координация в производственных делового общения отношениях. Стереотипы социального сознания. 2 Взаимоотношения человека и организации. Этические нормы общения. Практическое занятие 1 №1 Разработка таблицы «Этические принципы поведения делового человека» Самостоятельная работа обучающихся №1 Подготовить сообщение и презентацию по теме «Повышение деловой культуры работников как одно из средств повышения качества производства» Тема 2.1.Деловое Содержание учебного материала общение 1 Деловое общение 2 Тема 2.2 Деловая беседа Приемы саморегуляции Объем часов 3 Уровень освоения 4 8 2 2-2 2-4 1 2-6 4 2 2-8 1 2-10 Практическое занятие 1 № 2 Деловая игра «Я высказывание» Содержание учебного материала Деловая беседа как форма общения. Этика и эстетика телефонного общения. 1 Аргументация. Публичное выступление. Практическое занятие 1 №3 Методы развития коммуникативных способностей (тренинг) 2 2-12 2 Содержание учебного материала 2 Деловая переписка Практическое занятие 2 2-18 2 2 1 2-14 2-16 1 2 6 Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 1 № 4 Составление заявления для поступления на работу. Раздел 2. Психологические аспекты общения Содержание учебного материала 1 Характеристика общения. Восприятие в процессе общения. Психологические Характеристика механизмы восприятия общения Общение как Содержание учебного материала взаимодействие. 1 Общение как взаимодействие. Общение как обмен информацией. Барьеры в общении. Невербальное общение. Практическое занятие № 5 Методы развития коммуникативных способностей Самостоятельная работа обучающихся №2 Составить рекомендации специалистов подготовки к публичному выступлению. Раздел 3. Психология трудового коллектива Группа и ее Содержание учебного материала организационная 1 Организационная структура группы. Руководство и лидерство. Стили управления. структура. Социально-психологический климат Практическое занятие 1 № 6 Выявление психологического микроклимата в группе. Составление рекомендаций по улучшению микроклимата. Самостоятельная работа обучающихся №3 Написать эссе на тему: «Улучшение социально-психологического климата в коллективе» Раздел 4. Конфликты в общении. Содержание учебного материала Конфликт и его 1 Структура конфликта. Стратегия поведения в конфликтах. Эмоциональное структура. реагирование в конфликтах. Объем часов 3 Уровень освоения 4 2-20 2 1 2-22 2 1 2-24 2 2 2-26 4 4 1 2-28 2 2 2-30 4 1 2 1 2-32 7 Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Самостоятельная работа обучающихся № 4. Ответить на вопросы: Каким образом осуществляется контроль над эмоциональным состоянием? Что запрещено в конфликте? Раскройте сущность каждой стратегии поведения в продуктивном конфликте? Раздел 5. Свойства личности Свойства личности. Содержание учебного материала 1 Темперамент. Характер. Способности. Практическое занятие 1 № 7 Определение темперамента Самостоятельная работа обучающихся №5. Составить коллаж «Яв этом мире». Дифференцированный зачет Всего: Объем часов 3 Уровень освоения 4 4 26 6 2-34 2 2-36 1 2 3 38 57 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Учебный кабинет: Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; дидактический раздаточный материал к практическим занятиям. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в Интернет; мультимедийное оборудование. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Основные источники. Психология общения: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред.проф.обраования / Г. М. Шеламова. - М.: Издательский центр «Академия»,2018.-128с. Этикет делового общения: Учеб. Пособие для нач.проф.образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014 — 192с.Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/945954 Интернет –ресурсы; ЭБС 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Основные показатели оценки результатов Формы и методы контроля и оценки В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: соблюдать правила профессиональной Практические работы этики; Оценка по критериям применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; - определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности: - воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - правила обслуживания населения: - основы профессиональной этики; Самостоятельные работы Представление выполненных работ - эстетику внешнего облика; психологические особенности делового общения и его специфику в профессиональной деятельности; - механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы, общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности; В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них -применяет знания при решении профессиональных задач; - оценивает эффективность и качество выполнения заданий; - предлагает способы и варианты решения проблемы; - умеет самостоятельно работать с информацией, применяет для выполнения профессиональных задач; 10 ответственность. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5 Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. работает в информационных справочных системах; - взаимодействует с обучающимися, преподавателями интерпретация результатов наблюдения; - работа на занятиях - решение задач, прогнозирование ситуаций - Выполненные работы по дисциплине; - участие в беседе, работа на практических занятиях; - участие в групповых проектах. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой. Процент результативности (правильности ответов) 90-100 80-89 70-79 Менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений Балл (отметка) Вербальный аналог 5 Отлично 4 Хорошо 3 Удовлетворительно 2 Неудовлетворительно 11