Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич., преподаватель общепрофессиональных
учебных дисциплин , I квалификационная категория/
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………4
2. РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….5
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..6
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..10
5. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………..12
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 «Материаловедение»
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования по рабочей профессии 18559 Слесарь –
ремонтник.
1.2 Место
дисциплины
образовательной программы:
в
структуре
основной
профессиональной
общепрофессиональный цикл
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять механические испытания образцов материалов для определения
механических свойств;
- использовать физико-химические методы исследования структуры металлов;
- пользоваться справочными таблицами для определения и идентификации вида и
марки материалов;
- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
- получать из чертежа информацию о марке основного металла.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные свойства и классификацию материалов, использующихся в
профессиональной деятельности, их преимущества и недостатки, область рационального
применения;
- наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
- основные сведения о металлах и сплавах;
- основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и
электротехнических материалах, их классификацию, маркировку и условное обозначение на
чертежах
4
2. Результаты освоения учебной дисциплины
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение
обучающимися общими и профессиональными компетенциями.
А/02.3
Слесарная обработка простых деталей
А/01.3
Монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов
А/03.3
Профилактическое обслуживание простых механизмов
ПК.2.1.
Выполнять сборку сборочных единиц, узлов и механизмов машин,
оборудования, агрегатов
ПК.2.2.
Выполнять регулировку и испытание сборочных единиц, узлов и механизмов
машин оборудования, агрегатов.
ПК.3.1.
Выполнять разборку и сборку узлов и механизмов оборудования, агрегатов
машин.
ПК.3.2
Выполнять ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин.
ПК.3.3.
Выполнять испытание узлов и механизмов оборудования. Агрегатов и машин.
ОК 1
.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определѐнных руководителем
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результат своей работы
ОК 4
.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами
5
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
73
57
Максимальная учебная нагрузка (Всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Практические занятия
10
Самостоятельная работа
28
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
6
3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Количество Самостоятельная
Содержание учебного материала по темам
часов
работа
2
3
4
Содержание учебного материала:
6
1 История развития науки Классификация металлов и сплавов
2
2 Строение металлов и сплавов .Кристаллизация металлов и
2
сплавов
3 Методы изучения строения металлов .Физические и
2
Тема 1. Основные
химические свойства
сведения о
Практическое занятие№1:
2
металлах и сплавах
1 Сравнительная характеристика металлов и сплавов
2
Самостоятельные работы 1:
5
1 Ионная связь в металлах Ковалентная связь в металлах
2
3 Модифицирование .Кристаллизация слитка
2
5 Плазма
1
Контроль : опрос ( письменно)
Содержание учебного материала:
14
1 Этапы производства чугуна. Виды чугунов, свойства и
2
применение
2 Этапы
производства
стали.
Современные
способы
2
производства стали.
3 Классификация сталей. Углеродистые стали
2
4 Легированные стали. Конструкционные стали.
2
Тема 2. Черные
5 Инструментальные стали. Стали и сплавы с особыми
2
металлы и сплавы
свойствами.
6 Высокопрочные стали .жаростойкие и жаропрочные стали.
2
7 Магнитные и не магнитные стали. Арматурная и листовая
2
сталь
Практическое занятие№2:
10
1 Маркировка углеродистых сталей
2
2 Маркировка легированных сталей
2
Наименование
разделов и тем
1
7
Уровень
освоения
5
1
2
2
1
2
Тема 3.
Термическая
обработка
Тема 4. Горючесмазочные
материалы
3 Маркировка конструкционных сталей.
4 Маркировка инструментальных сталей
5 Этапы производства стали.
Самостоятельная работа 2
1 Диаграмма состояния железо-цементит.Превращения при
нагреве и охлаждении
2 Дефекты легированных сталей .Сплавы с памятью
3 Применение жаростойкой стали. Применение жаропрочной
стали
4 Инструментальные стали Высокопрочный чугун
5 Немагнитные стали Магнитная сталь
Содержание учебного материала:
1 Диаграмма состояния железо-углерод
2 Химико-термическая обработка Отжиг, нормализация,
закалка, отпуск .Контрольная работа по темам №1,2,3
Практическое занятие №3:
1 Определение сплава по диаграмме железо-углерод.
Превращения при нагреве и охлаждении
Самостоятельная работа 3:
1 Прокатка. Ковка
2 Литье .Прессовка
3 Штамповка
Контроль: Реферат (презентация)
Содержание учебного материала:
1 Классификация топлив. Альтернативные топлива
2 Моторные масла .Твердые и пластичные смазки. Жидкое
нефтяное топливо.
Практическое занятие №4:
1 Рассмотрение классификации масел
2 Требования к смазочным материалам.
Самостоятельная работа №4:
1 Альтернативное топливо Моторные масла
8
2
2
2
10
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
1-2
5
2
2
1
4
2
2
1-2
4
2
2
4
2
2-3
Тема 5. Цветные
металлы и сплавы.
Неметаллические
материалы
2 Литол 24. Бензины
Содержание учебного материала:
1 Алюминий и его сплавы. Медь и ее сплавы. Титан, магний,
олово свинец, цинк и их сплавы.
3 Литые и зернистые сплавы. Полимеры,пластмассы
Практическое занятие №5:
1 Маркировка цветных металлов и сплавов
2 Изучение документации на цветные металлы и сплавы
Самостоятельная работа №5:
1 Пластмассы .Резина и каучук
2 Древесина. Стекло
Контроль : Опрос(письменный)
Зачет
Общий максимальный объем аудиторной нагрузки
9
2
4
2
1
2
4
2
2
2
4
2
2
2
56
2-3
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по
материаловедению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- объемные модели металлический кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов
Технические средства обучения: калькуляторы, компьютер, проектор, принтер
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): Учебник для начального
профессионального образования. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
Дополнительная литература
- Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): Учебник для начального
профессионального образования. – М.: Академия, 2002. – 240 с.
- Технология конструкционных материалов: Учебник для машиностроительных
техникумов/ Под ред. А. М. Дальского. – М.: Машиностроение, 1985. – 448 с.
- Чумаченко Ю. Т. Материаловедение: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
- Козлов Ю. С. Материаловедение. – М.: Машиностроение, 1983. – 240 с.
- Богомолова Н. А. Металлография. – М.: Академия, 1999. – 354 с.
- Попов К. Н. Материаловедение. – М.: Профиздат, 2002.
Интернет ресурсы:
http://k-a-t.ru/materialovedenie/1/index.shtml
http://supermetalloved.narod.ru/lectures_materialoved.htm
10
4.3 Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ
Образовательный процесс строится на постоянном повторении, закреплении знаний,
умений с использованием следующих технологий и методов:
Социально – активные (деловые игры, уроки - конкурсы, уроки - видео экскурсии)
Компетенотностно – ориентированные (социальное проектирование, что
позволяет проявить самостоятельность , умение работать в команде дает возможность связать
теоретические знания и практические умения , через вовлеченность в общественную жизнь).
Проблемное обучение (создание решений на основе творческого воображения –
изображение задания; создание проблемной ситуации – создать сравнить ,составить).
Проектирование (ознакомительно – ориентированное (информационное) –
сообщение направлено на сбор информации)
Личностно – ориентировочное обучение (разноуровневое обучение создание и
сбор материала , индивидуальная консультационная помощь при организации внеаудиторной
самостоятельной работы).
11
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы
текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным
учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных
средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел (тема)
учебной
дисциплины
Результаты
(освоенные умения,
усвоенные знания)
1
Тема 1. Основные
сведения о металлах
и сплавах
2
Уметь:
Анализировать,
сравнивать различные
кристаллические
решетки в металле,
- Делать выводы по
свойствам материалов,
- Классифицировать
свойства металлов
Знать:
- Значение изучения
предмета
для
овладения
профессией,
- Историю развития
науки,
- Строение металлов,
процесс
кристаллизации,
свойства металлов.
Тема 2. Черные
металлы и сплавы
Уметь:
- Составлять алгоритм
получения чугуна и
стали,
Расшифровывать
марки чугуна и стали,
Различать
по
внешнему
виду
образцы материалов,
Расшифровывать
12
Основные
показатели
результатов
подготовки
3
Выполнение
теоретических
и
практических
заданий, проявление
признаков
компетенций,
действенности
знаний
Выполнение
теоретических
и
практических
заданий, проявление
признаков
компетенций,
действенности
знаний
Формы и методы
контроля
4
Оценка
устного
ответа,
- Оценка работы на
практическом занятии
№1,
Оценка
выполнения
самостоятельной
работы №1
(
Критериальная
система оценивания)
Оценка
устного
ответа,
- Оценка работы на
практическом занятии
№2,
Оценка
выполнения
самостоятельной
работы №2
(
Критериальная
система оценивания)
марки
цветных
металлов
Знать:
- Этапы производства
железоуглеродистых
сплавов,
- Виды чугунов, их
применение,
Классификацию
сталей,
- Марки сталей, их
применение,
- Основные свойства
цветных металлов и
сплавов,
их
применение
в
промышленности
Тема 3. Термическая
обработка
Уметь:
Различать
по
внешнему виду группу
термической
обработки материала
Знать:
- Назначение каждого
вида обработки,
Краткий
технологический
процесс
Выполнение
теоретических
и
практических
заданий, проявление
признаков
компетенций,
действенности
знаний
Оценка устного ответа,
- Оценка работы на
практическом занятии
№3,
Оценка
выполнения
самостоятельной
работы №3
Контрольная работа по
теме №1,№2
(Критериальная
система оценивания)-
Тема 4. ГорючеУметь:
смазочные материалы - Определять вид
топлива, вид масел
Знать:
Классификации
топлив и масел
Основные
требования
горючесмазочных материалов
Выполнение
теоретических
и
практических
заданий, проявление
признаков
компетенций,
действенности
знаний
Оценка устного ответа,
- Оценка работы на
практическом занятии
№4,
Оценка
выполнения
самостоятельной
работы №4
(
Критериальная
система оценивания)
Выполнение
теоретических
и
практических
заданий, проявление
признаков
компетенций,
действенности
знаний
Оценка
устного
ответа,
- Оценка работы на
практическом занятии
№5,
Оценка
выполнения
самостоятельной
работы №6
(
Критериальная
система оценивания))
Тема 5. Цветные
металлы и сплавы.
Неметаллические
материалы
Уметь:
- Различать их по
внешнему виду,
Делать
классификацию по их
внешним признакам
Знать:
- Основные свойства
твердых сплавов
Виды
неметаллических
материалов
и
их
13
назначение
Дифференцированный
зачет. Разработанные
КОС.
Итоговое занятие
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в
соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷100
80 ÷ 89
70 ÷79
Менее 70
Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
Удовлетворительно
2
Неудовлетворительно
14