РП 42 ПМ 02 Эксплуатация технологического оборудования

Приложение 42
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02.01 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
МДК.02.01 Основы эксплуатации технологического оборудования производства
тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
УП.02 Учебная практика
ПП.02 Производственная практика

Сухой лог

2020

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО) 18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий, приказ Минобрнауки России № 435 от 07
мая 2014 г
Организация
техникум»
Разработчик:
Фоменко И.В..
техникум»

–

разработчик:

ГБПОУ

СО

«Сухоложский

многопрофильный

преподаватель,

ГБПОУ

СО

«Сухоложский

многопрофильный

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии по специальностям технического профиля
Протокол № 1от 28 августа 2020 г.
Руководитель цикловой комиссии _______________ И.В. Фоменко

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

16

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

19

МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Эксплуатация технологического оборудования
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) –
является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий,
входящей в укрупненную группу специальностей 18.00.00 Химические технологии,
разработанной
в соответствии с ФГОС СПО в части освоения основного вида
деятельности:
Эксплуатация технологического оборудования и соответствующих
профессиональных компетенций :
ПК 2.1.Проверять исправность оборудования, технологических линий и средств
автоматизации.
ПК 2.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения
профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими
профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального
модуля должен:
Иметь практический опыт:
- эксплуатации механического и технологического оборудования;
- подбора огнеупоров для кладки печей;
- выбора оптимального способа и режима охлаждения кладки;
- расчетов оборудования
- определение неполадок в работе оборудования
- подбора технологического оборудования по заданным условиям
Уметь:
- различать маркировку чугунов и сталей
- расшифровывать маркировку чугунов и сталей
- выбрать способ защиты металла от коррозии
- выбрать смазочные материалы
- читать кинематические схемы
- определять вид механизма, тип соединения деталей
- определять причины неполадок в работе оборудования
-подбирать оборудование в соответствии с заданными
технологическими
параметрами
-производить
конструктивный,
тепловой,
аэродинамические
расчеты
теплотехнического оборудования.
- регулировать параметры работы оборудования;
Знать:
- основные свойства металлов
- классификацию сталей по качеству и назначению, их маркировку
- виды чугунов и легированных сталей и их применение
- сущность и виды коррозии металлов
- неметаллические конструкционные материалы
- виды и назначение механических передач
- правила безопасной технической эксплуатации оборудования
-устройство и принцип работы механического оборудования,
технологических
линий и средств автоматизации
- устройство и принцип работы теплотехнического оборудования
4

- основные виды неполадок в работе каждого вида оборудования
- порядок пуска и остановки оборудования
- виды и назначение основного и вспомогательного оборудования
- параметры работы оборудования
- технические характеристики оборудования.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 557 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 413 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 275 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 139 часов;
учебная практика – 72 часа
производственной практики – 72 часа.

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2.1 Тематический план профессионального модуля

Коды
професси
ональных
компетен
ций

Наименования разделов
профессионального модуля

1

2

ПК 2.1
ПК 2.2

ПК 2.1
ПК 2.2

ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.1
ПК 2.2

Раздел 1. Проверка исправности
механического и
теплотехнического оборудования,
технологических линий и средств
автоматизации
Раздел 2. Контроль работы
основного и вспомогательного
механического и
теплотехнического оборудования.
Учебная практика , часов (если
предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)
Производственная практика , часов
(если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)
Всего:

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

3
324

89

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
в т.ч.,
в т.ч.,
лабораторные
курсовая
курсовая
Всего,
работы и
Всего,
работа
работа
часов практические
часов
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов
4
5
6
7
8
224
89
100
0

51

17

30

39

30

Практика
Производственна
я (по профилю
специальности),
Учебная,
часов
часов
(если предусмотрена
рассредоточенная
практика)
9

10

-

72

72

-

72

-

72

72

72

557

275

106

6

30

139

2.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

1
2
Раздел 1. Проверка исправности механического и теплотехнического оборудования, технологических линий и
средств автоматизации
МДК 02.01
Основы эксплуатации
технологического
оборудования производства
тугоплавких
неметаллических и
силикатных материалов и
изделий. Часть А.
Введение
Содержание
1
Цели и задачи профессионального модуля;
Связь модуля с другими модулями и учебными дисциплинами
Тема 1.1
Содержание
Основы металловедения
1.
Маркировка чугунов и сталей.
2.
Сущность и виды коррозии металла.
Практические занятия
1
Расшифровка и распознание марки стали и чугуна.
Тема 1.2
Содержание
Неметаллические
1.
Неметаллические конструкционные материалы.
конструкционные
2.
Клеевые соединения.
материалы
Тема 1.3
Содержание
Общие сведения о деталях
1.
Виды и назначение механических передач.
машин
2.
Виды механизмов, типы соединения деталей.
3.
Кинематические схемы передач

7

Объем
часов

Уровень
освоения

3
337

4

234

2
2

2

6
2
2

2

2

3

4
2

2

2
8
2
2
2

2

Тема 1.4
Оборудование для
механизации транспортных
и складских работ
Тема 1.5
Оборудование для добычи
сырья

Тема 1.6 Оборудование для
измельчения материалов.

Тема 1.7 Оборудование для
сортировки и обогащения
материалов

Практические занятия
2 Составление кинематических схем передаточных материалов и расчет их основных
параметров.
Содержание
1. Транспортное оборудование.
2. Оборудование для погрузо-разгрузочных работ.
Содержание
1. Оборудование для добычи сырья.
3. Оборудование для сортировки и обогащения материалов.
Практические занятия
3
Расчет установок для проведения гидромеханизации карьерных работ
(гидромониторов, насосов, землесосов)
4
Определение показателей при рыхлении горной породы. Определение объема буровых
работ требуемого числа буровых станков.
Содержание
1 Общие сведения о дроблении , измельчении
2. Классификация -дробильного оборудования
3 Классификация помольного оборудования
Практические занятия
5 Расчет степени измельчения материалов.
6 Расчет производительности щековой, конусной дробилки.
7 Расчет производительности валковой дробилки.
8 Расчет мощности привода и производительности стругача., молотковой дробилки
9 Расчет производительности шаровой мельницы.
10 Расчет основных параметров трубной мельницы
11 Расчет производительности дезинтегратора, помольного бегуна
Содержание
1 Сортировка материалов. Общие сведения о сортировке материалов
2 Оборудование для воздушной сортировки. Сепараторы
3 Оборудование для гидравлической сортировки.
4 Оборудование для магнитного обогащения материалов.

8

2

3

8
4

2

4
8
2
2

2

2
3
2
24
2
4
4

2

2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2

3

2

Тема 1.8 Оборудование для
обеспыливания и
газоочистки.

Тема 1.9 Оборудование для
дозировки материалов.

Тема 1.10 Оборудование
для хранения материалов

Тема 1.11
Оборудование для
смешивания материалов.

Практические занятия
Расчет производительности колосникового грохота, частоты вращения, мощности
12
двигателя привода.
13 Устройство и расчет мощности двигателя привода грохота-бурата, виброгрохота.
14 Расчет скорости воздушного потока, давление воздушного сепаратора.
Содержание
1 Общие сведения оборудования для очистки воздуха и газов. Значение обеспыливания..
2 Устройство, назначение, принцип работы фильтров, электрофильтров, циклонов.
Схемы обеспыливания отходящих газов и аспирационного воздуха в промышленности.
3
ТБ в установках.
Практические занятия
15 Определение производительности циклона
16 Расчет и выбор рукавного фильтра
17 Расчет и выбор электрофильтра
Содержание
1 Общие сведения о дозаторах. Классификация оборудования.
2 Питатели. Устройство, назначение
3 Дозаторы. Устройство, работа весовых дозаторов, дозаторов для жидких масс.
Практические занятия
18 Расчет производительности винтового и пластинчатого питателя
19 Расчет наибольшей производительности тарельчатого и лоткового питателя.
20 Расчет производительности секторного и барабанного питателя.
Содержание
1 Бункера. Назначение бункеров и силосов. Виды, конструкция.
2 Бункерные затворы. Устройство, работа, выбор.
Практические занятия
21 Расчет емкости бункера и его параметров.
22 Расчет пропускной способности затвора и время полной разгрузки бункера.
Содержание
1 Общие сведения о смешивании материалов. Классификация смесителей.
2 Смесители. Устройство, работа лопастных смесителей, бегунковых смесителей.
3 Мешалки для жидких масс. Применение, классификация мешалок для жидких масс.

9

2
3
2
2
12
2
2

2

2
2
2
2
12
2
2
2

3

2

2
2
2
8
2
2
2
2
12
2
2
2

3

2

3

2

Тема 1.12. Оборудование
для механизации
транспортных и складских
работ.

Тема 1.13
Оборудование для
производства гипса и
извести
Тема 1.14
Оборудование для
производства цемента

Тема 1.15
Оборудование для
производства
асбестоцементных изделий

Практические занятия
23 Расчет производительности 2-х вального смесителя по заданным условиям, его выбор.
24 Расчет производительности смесительного бегуна
25 Расчет производительности бетоносмесителя, его основные размеры.
Содержание
1
Грузоподъемные и транспортирующие машины. Ленточные конвейеры.
2
Назначение пластинчатых и скребковых конвейеров и элеваторов.
3
Применение, конструктивные особенности конвейеров безтягового органа.
Практические занятия
26 Расчет производительности ленточного конвейера
27 Расчет отдельных элементов ленточного конвейера
28 Расчет производительности и мощности электропривода элеватора
29 Расчет винтового конвейера
30 Расчет и выбор по справочникам элементов механизма подъема мостового
электрокрана общего назначения
Содержание
1. Оборудование для производства гипса и извести.
Практическое занятие
31. Определение производительности гипсоварочного котла непрерывного действия
Содержание
1. Оборудование для производства цемента.
Практические занятия
32. Составление схем производства портландцемента.
33. Определение производительности вращающейся печи.
Содержание
1. Оборудование массозаготовительного цеха.
2. Оборудование для производства листовых асбестоцементных изделий.
3. Оборудование для производства асбестоцементных труб.
4. Оборудование для производства асбестоцементных изделий методом экструзии.
Практические занятия
34. Подбор оборудования массозаготовительного цеха к конкретным условиям.
35. Составление принципиальной схемы листоформовочной машины.

10

2
2
2
16
2
2
2

3

2

2
2
2
2

3

2
4
2

2

2

3

8
2

2

4
2
12
2
2
2
2
2
2

3

2

3

Тема 1.16
Машины и оборудование
для производства
железобетонных изделий
Тема 1.17
Оборудование для
формования и обработки
керамических стеновых
материалов, дренажных
труб
Тема 1.18
Оборудование для
производства изделий
строительной и санитарно
строительной керамики

Тема 1.19
Оборудование для
формования и обработки
изделий бытового фарфора
Тема 1.20
Оборудование для
формования и обработки
электрофарфора
Тема 1.21
Оборудование для
производства стекла

Содержание
1.
Оборудование для подачи и укладки бетонной смеси в формы.
2.
Оборудование для формования железобетонных изделий.

4
2

Содержание
1.
Оборудование поточных линий производства стеновых материалов.
2.
Оборудование для формования, резки, оправки и укладки стеновых материалов и
дренажных труб.
Практические занятия
36. Составление схемы производства стеновых материалов.
Содержание
1. Оборудование для производства керамических плиток и санитарных керамических
изделий.
2. Оборудование поточных механизированных линий производства канализационных
труб.
Практические занятия
37. Определение производительности машин для гидростатического прессования труб по
заданным условиям.
Содержание
1. Оборудование для формования изделий бытового фарфора.
2. Оборудование для обработки изделий бытового фарфора.
Практическое занятие
38 Построение кинематических схем формовочных полуавтоматов
Содержание
1.
Оборудование для формования и обработки электроизоляторов.
2.
Оборудование для механической обработки и глазурования изделий.

6
2

Содержание
1. Оборудование для производства листового стекла.
2. Оборудование для производства технического стекла.
3. Оборудование для производства штучных стеклоизделий.

12
2
2

11

2

2

2

2
2

3

6
2

2

2
2

3

6
2
2

2

2

3

4
2

2

2

2

2

Тема 1.22
Оборудование для
производства огнеупоров

Тема 1.23
Процессы сушки.
Оборудование для сушки

Тема 1.24
Процессы обжига.
Оборудование для обжига
Тема 1.25
Печи для обжига
материалов

Тема 1.26
Печи для обжига
изделий

Практические занятия
39 Составление кинематических схем машин для вытягивания стекла.
40 Определение производительности и выбор скорости вытягивания стекла.
41. Расчет производительности оборудования для обработки стеклоизделий.
Содержание
1. Транспортные машины и механизмы.
2. Бункера и силоса для сырьевых материалов.
3. Оборудование для формования, резки и укладки огнеупорных изделий.
Практические занятия
42 Определение производительности прессов для прессования огнеупорных изделий по
заданным условиям.
Содержание
1. Классификация сушильных установок. Виды теплоносителей
2. Основы теории сушки
3. Оборудование для сушки материалов
4. Оборудование для сушки суспензий
5. Оборудование для сушки изделий
Практические занятия
43. Расчет теплового баланса сушильной установки
44 Аэродинамический расчет установки и подбор вентилятора
Содержание
1. Классификация печных установок
2. Основы теории обжига
Содержание
1. Оборудование для обжига материалов (Печи кипящего слоя. Вращающиеся печи)
Практические занятия
45. Расчет теплового баланса печи для обжига материалов
46 Определение расхода топлива по тепловому балансу
Содержание
1. Оборудование для обжига изделий (Туннельные печи. Щелевые печи. Электрические
печи)

12

2
2
2
8
2
2
2

3

2

2

3

14
2
2
2
2
2

2

2
2
4
2
2
6
2
2

3

2
2
3

2
6
2

2

Практические занятия
47 Расчет теплового баланса печи для обжига изделий. Конструктивный расчет печи
48 Подбор тягодутьевых устройств
Самостоятельная работа при изучении раздела 1
Примерная тематика домашних заданий:
Ведение конспектов, поиск необходимой информации на заданные темы.
Выполнение расчетов основных параметров оборудования.
Выполнение расчетов горения топлива.
Выполнение расчетов теплового баланса сушил, печей.
Составление кинематических схем оборудования.
Выбор свободной темы доклада, реферата, презентации.
Учебная практика
Виды работ:
- ознакомление с режимом эксплуатации механического и технологического оборудования;
-наблюдение за подбором технологического оборудования по заданным условиям;
- составление схем оборудования линий для производства огнеупоров
Раздел 2 Контроль работы основного и вспомогательного механического и теплотехнического оборудования.
МДК 02.01 Основы
эксплуатации
технологического
оборудования производства
тугоплавких
неметаллических и
силикатных материалов и
изделий. Часть Б.
Тема 2.1
Содержание
Контроль работы
1. Основные неисправности в работе механического оборудования.
механического
2. Смазка механического оборудования.
оборудования и методы
Практические занятия
устранения неисправностей 49 Определение неисправностей в работе оборудования.
Тема 2.2
Содержание

13

2
2
103

3

72

76
41

8
2
2

2

4

3

10

2

Контроль работы
теплотехнического
оборудования и методы
устранения неисправностей

Основные неисправности в работе сушильных установок для сушки суспензий и
сыпучих материалов
2
Основные неисправности в работе печных установок для обжига кусковых материалов
3
Основные неисправности в работе печных установок для обжига изделий
Практические занятия
50 Сравнение сушилок по технико-экономическим показателям
51 Сравнение печей по технико-экономическим показателям
Тема 2.3
Содержание
Общая часть курсового
1
Обоснование выбора подоброного оборудования
проекта
2
Характеристика сырья и выпускаемой продукции с обоснованием выбора теплового
агрегата
3
Характеристика топлива
4
Процессы протекающие при тепловой обработке
5
Выбор и характеристика топливосжигающего устройства
6
Общие требования к тепловым агрегатам
7
Устройство и принцип действия теплового агрегата
8
Возможные неисправности в работе агрегата и способы их устранения
Тема 2.4 Расчетная часть
Содержание
курсового проекта
1
Расчет процесса горения топлива
2
Расчет теплового баланса печи
Тема 2.5 Графическая часть Содержание
курсового проекта
Выполнение графической части курсового проекта
1
Самостоятельная работа при изучении раздела 2
Примерная тематика домашних заданий:
Ведение конспектов, поиск необходимой информации на заданные темы.
Составление и чтение кинематических схем оборудования
Составление карт смазки оборудования.
Составление таблиц неисправностей в работе механического оборудования, возможных причин и методов устранения
неполадок.
Подготовка доклада по теме «Смазочные материалы»
Проработка вопросов пояснительной записки;
Расчеты процесса горения топлива и теплового баланса проектируемого агрегата;
1.

14

2
2
2
2

3

2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2

3

3

3

35

3

Оформление пояснительной записки и графической части курсового проекта.
Примерная тематика курсового проекта
1. Разработка проекта сушильного барабана для сушки глины для связки (топливо газ) Р= 10 т/час
2. Разработка проекта вращающейся печи для обжига клинкера (топливо газ)
3. Разработка проекта тунельной печи для обжига нормальных шамотных изделий (топливо газ) Р= 10 т/ч
4. Разработка проекта тунельной печи для обжига высокоглиназемистых изделий полусухого пресования (топливо мазут)
Р = 8 т/ч
5. Разработка проекта сушильного барабана для сушки трепела ( топливо мазут марк 40 малосернистого) Р= 8 т/ч
6. Разработки проекта сушилки кипящего слоя для сушки шлака ( топливо газ , Ставропольский ) Р= 8 т/ч
7. Разработка проекта сушильного барабана для сушки гипса ( топливо газ) Р= 12 т/час
8. Разработка проекта тунельной печи для обжига полукислых изделий ( твердое топливо)Р= 20 т/ч
9. Разработка проекта вращающейся печи для обжига глины на шамот (топливо газ) Р= 20 т/ч
10. Разработка проекта вращающейся печи для обжига сырого магнезита (топливо мазут малосернистый марки 20) Р= 25
т/ч
11. Разработка проекта сушилки кипящего слоя для сушки песка (топливо мазут) Р =20 т/ч
12. Разработка проекта вращающейся печи для обжига доломита (топливо газ Елшанского месторождения ) Р = 20 т/ч
13. Проект туннельной печи для обжига керамического кирпича Р= 100 000 т/год.
14. Проект шахтной печи для обжига магнезита Р= 25 т/ч
15. Проект шахтной печи для обжига доломита Р= 30 т/ч
16. Разработка проекта вращающейся печи для обжига глины на шамот. Р= 8т/ч
17. Разработка проекта туннельной печи для обжига динасовых изделий Р= 10 т/ч
18. Разработка проекта барабанного сушила для сушки глины-связки. Р= 15 т/ч
Производственная практика
Виды работ:
- определение правильного режима эксплуатации механического и технологического оборудования;
- участие в подборе технологического оборудования по заданным условиям;
- составление схем оборудования линий для производства огнеупоров.
Всего

15

72

557

3 УСЛОВИЯ
МОДУЛЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета
Механического оборудования производства тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий;
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска меловая (магнитная);
- модели машин, механизмов, передач и редукторов;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный
проектор;
- экран (антибликовый).
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Оборудование участков: склад сырья, приготовление компонентов на массу,
приготовление формовочной массы и прессование сырца, термообработки полуфабриката,
склад готовых изделий.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.Севастьянов В.С. Механическое оборудование производства тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий/ Севастьянов В.С., Богданов В.Г. М.
Инфра М.: -2014-431с
2. Медведев В.Т. Охрана труда и промышленная экология М. Академия 2014-412с.
3. Лисиенко В.Г. Вращающиеся печи: теплотехника, управление и экология/ Лисиенко
В.Г., Щелоков Я.М., Ладыгичев М Теплотехник 2014- 687с
Дополнительные источники:
1. Воеводский В.А. Подъемно-транспортные машины / В.А. Воеводский - М.:
Издательство литературы по строительству, 1969.
2. Байсаголов В.Г. Механическое и транспортное оборудование заводов огнеупорной
промышленности / В.Г.Байсаголов, П.И.Галкин – М.: Металлургия, 1972.
3. Балашов В.П. Грузоподъемные и транспортирующие машины на заводах
строительных материалов / В.П. Балашов– М.: Машиностроение, 1987.
16

4. Оборудование и механизация стекольных заводов / К.Л. Вейнберг (и др.) – М.:
Ростехиздат, 1962.
5. Ильевич А.П. Машины и оборудование для заводов по производству керамики и
огнеупоров / А.П. Ильевич– М.: Высшая школа, 1999.
6. Кащеев И.Д. Химическая технология огнеупоров / Кащеев И.Д.: Учебное пособие.
–М.: Интернет Инжиниринг, 2007. -752с
7. Мархель И.И. Детали машин / Мархель И.И. – М.: Машиностроение, 1977.
8. Мовнин М.С. Детали машин / М.С.Мовнин, Д.Г.Гольцикер – Л.: Судостроение,
1972.
9. Сапожников М.Я. Механическое оборудование предприятий строительных
материалов, изделий и конструкций / М.Я. Сапожников– М.: Высшая школа, 1971.
10. Механическое оборудование производства тугоплавких неметаллических
силикатных материалов и изделий / В.С. Севостьянов (и др.). – М.: Инфа, 2005.
11. Сиволобов И.В. Механическое оборудование для производства
асбестоцементных изделий / И.В. Сиволобов - М.: Машиностроение, 1983
12. Банит Ф.Г. Механическое оборудование цементных заводов / Банит Ф.Г.,
О.А.Несвижский– М.: Машиностроение, 1975.
13. Лоскутов Ю.А. Механическое оборудование предприятий по производству
вяжущих строительных материалов / Ю.А.Лоскутов, В.М.Максимов, В.В.Веселовский – М.:
Машиностроение, 1986.Механическое оборудование для производства вяжущих строительных
материалов / С.Г. Силенок (и др.).– М.: Машиностроение, 1969.
14. Левченко П.В. Расчеты печей и сушил силикатной промышленности Профи КС
Альянс –Книга 2007 -366 с
Интернет ресурсы:
1. ХТВМ. Info – Библиотека.
2. books. Funkyjob.ru – печи и сушила силикатной промышленности
3. gogolevka.ru – печи и сушила силикатной промышленности
4. ResLib.com – печи и сушила силикатной промышленности.
5. http://koapp.narod.ru/russian.htm
6. http://www.iqlib.ru/
7. Библиотека - сайт « Теплотехника – Режим доступа: http://teplotexnika.ucoz.ru/
8. Сайт для теплотехников – Режим доступа: http://www.xumuk.ru/ teplotehnika/
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия по междисциплинарным курсам проводятся в учебном кабинете
Механического оборудования производства тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий.
Учебная практика организуется рассредоточенно после освоения первого раздела
программы профессионального модуля.
Производственная практика организуется концентрированно после освоения всех
профессиональных модулей в соответствии с программой производственной практики.
Консультативная помощь обучающимся оказывается в ходе учебных занятий или
учебной практики индивидуально. Коллективные консультации организуются за счет часов
консультаций, отведенных на группу рабочим учебным планом.
17

Освоению модуля ПМ 02. Эксплуатация технологического оборудования должно
предшествовать изучение следующих дисциплин:
- Математика,
- Физика,
- Общая и неорганическая химия,
- Информационные технологии в профессиональной деятельности,
- Инженерная графика,
- Структура и свойства ТНиСМиИ,
- Метрология, стандартизация и сертификация,
- Физическая и коллоидная химия,
- Теоретические основы химической технологии,
- Охрана труда и техника безопасности,
и профессионального модуля:
- Хранение и подготовка сырья.

18

4
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

ОСВОЕНИЯ

Образовательное
учреждение,
реализующее
подготовку
по
программе
профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового
контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, учебной практики, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формой промежуточной аттестации по междисциплинарному курсу является экзамен,
который проводится экзаменационной комиссией после обучения по МДК 02.01.
Формой промежуточной аттестации по учебной и производственной практике
является дифференцированный зачет.
Успешное освоение всех элементов профессионального модуля (междисциплинарного
курса, учебной и производственной практик) является условием допуска к
квалификационному экзамену по профессиональному модулю, во время которого проводится
проверка сформированности компетенций и готовности к выполнению вида
профессиональной деятельности. Итогом проверки является однозначное решение: Вид
профессиональной деятельности «Эксплуатация технологического оборудования» освоен /не
освоен.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю
разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в
начале обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются
фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 5.1,
5.2, 5.3).
Формой рубежного контроля обучающихся является выполнение курсового проекта
по теме раздела 2 «Контроль работы основного и вспомогательного механического и
теплотехнического оборудования». Оценивание курсового проекта осуществляется в ходе
публичной защиты экспертной комиссией, в состав которой входят представители
работодателей. Часть курсовых проектов будут являться дипломными проектами после
доработки и проведения исследований в ходе преддипломной практики. Обучающиеся, не
защитившие курсовой проект, не допускаются к экзамену по ПМ.
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего и промежуточного
контроля производится в соответствии с универсальной шкалой:
Качественная оценка индивидуальных
Процент результативности
образовательных достижений
(правильных ответов)
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
80 ÷ 89
4
хорошо
70 ÷ 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
19

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок
индивидуальных образовательных достижений, полученных в ходе текущей аттестации и
экзаменационных испытаний экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка
освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения
междисциплинарного курса.
Оценка для учебной и производственной практики ставится обучающемуся при
условии успешного освоения не менее 70% видов работ, определенных программой практики.

20

Таблица 5.1 - Формы и методы контроля и оценки освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема)
Основные показатели результатов
Результаты обучения
междисциплинарного
подготовки
(освоенные умения, усвоенные знания)
курса
Раздел 1 Проверка
Изложение общих сведений о
уметь:
исправности
 различать маркировку чугунов и сталей; конструкционных материалах.
механического и
Демонстрация знаний основных
 расшифровать маркировку чугунов и
теплотехнического
понятий деталей машин.
сталей;
оборудования,
Обоснование использования понятий
 выбирать способ защиты металла от
технологических линий
при решении технических задач.
коррозии;
и средств автоматизации  читать кинематические схемы;
Определение видов механизмов в
составе машин и их характеристик.
 определять вид механизма, тип
Выполнение конструктивного,
соединения деталей;
теплового и аэродинамического
 производить конструктивный, тепловой
расчетов теплотехнического
и аэродинамический расчеты
оборудования.
теплотехнического оборудования;
Демонстрация знаний устройства и
 подбирать оборудование в соответствии
принципа работы механического
с заданными технологическими
оборудования, технологических линий
параметрами;
и средств автоматизации
Обоснование выбора оборудования в
знать:
соответствии с заданными
 основные свойства металлов;
технологическими параметрами.
 классификацию сталей по качеству и
Чтение кинематических схем
назначению, их маркировку;
машинного агрегата.
 виды чугунов и легированных сталей и
Изложение основных понятий и аксиом
их применение;
статики, кинематики и динамики.
 сущность и виды коррозии металла;
Демонстрация знаний правил
 неметаллические конструкционные
безопасной технической эксплуатации

21

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Оценка преподавателя
результатов устных
ответов и письменных
работ по эталону и
образцу.
Оценка преподавателя
результата выполнения
практических работ в
соответствии с заданными
технологическими
параметрами.
Тестирование в программе
NETTEST освоенных
умений и знаний по темам
раздела с оценкой по
эталону.
Оценка преподавателя
результата выполнения
практических работ по
эталону.
Самооценка и оценка
преподавателя результата
подготовки сообщения
(реферата) на заданную
тему по оценочной

Раздел 2 Контроль
работы основного и
вспомогательного
механического и
теплотехнического
оборудования

материалы;
 виды и назначение механических
передач;
 правила безопасной технической
эксплуатации оборудования;
 устройство и принцип работы
механического оборудования,
технологических линий и средств
автоматизации;
 устройство и принцип работы
теплотехнического оборудования;
уметь:
 выбирать смазочные материалы;
 определять причины неполадок в работе
оборудования;
знать:
 основные виды неполадок в работе
каждого вида оборудования;
 порядок пуска и остановки
оборудования;
 виды и назначение основного и
вспомогательного оборудования;
 параметры работы оборудования;
 технические характеристики
оборудования
 регулировать параметры работы
оборудования;

22

оборудования.

ведомости.

Демонстрация знаний основных видов
неполадок в работе каждого вида
оборудования.
Обоснование выбор смазочных
материалов.
Определение причин неполадок в
работе оборудования.
Демонстрация знаний технических
характеристик оборудования.
Изложение порядка пуска и остановки
оборудования.
Разработка проекта теплотехнического
оборудования

Оценка преподавателя
результатов устных
ответов и письменных
работ по эталону и
образцу.
Оценка преподавателя
результата выполнения
практических работ по
алгоритму.
Тестирование в программе
NETTEST освоенных
умений и знаний по темам
раздела с оценкой по
эталону.
Самооценка и оценка
преподавателя результата
подготовки сообщения
(реферата) на заданную

тему по оценочной
ведомости.
Экспертная оценка
публичной защиты
курсового проекта.
Таблица 5. 2 - Формы и методы контроля и оценки освоенных общих компетенций
Результаты (освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных
ситуациях
и
нести
за
них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены
технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда,
промышленной и экологической безопасности.

Основные показатели оценки результата

Формы и методы
контроля и оценки

Демонстрирует интерес к будущей профессии

Выбирает способ решения профессиональных задач в
части подбор материалов и оборудования для составления
технологических схем приготовления сырья.
Осуществляет самоанализ и коррекцию результатов
собственной работы

Взаимодействует с обучающимися, преподавателями в
ходе обучения
Организует самостоятельные знания при изучении
профессионального модуля.
Определяет цели и задач для достижения результата
Проходит практику в соответствии с требованиями
охраны труда, техники безопасности, пожарной
безопасности

23

Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы

Таблица 5.3 - Формы и методы контроля и оценки освоенных профессиональных компетенций
Раздел (тема)
Результаты обучения
Основные показатели результатов
(освоенные профессиональные
междисциплинарного
подготовки
курса
компетенции)
Раздел 1 Проверка
ПК 2.1 Проверять исправность
Участие в работе по проверке
исправности
оборудования, технологических исправности механического и
механического и
линий и средств автоматизации. теплотехнического оборудования,
теплотехнического
технологических линий и средств
оборудования,
автоматизации
технологических линий
и средств автоматизации

Раздел 2 Контроль
работы основного и
вспомогательного
механического и
теплотехнического
оборудования

ПК 2.2 Контролировать работу
основного и вспомогательного
оборудования.

Контроль работы основного и
вспомогательного механического и
теплотехнического оборудования.

24

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
- оценка практической и
аналитической деятельности;
- наблюдение за действиями студента
при выполнении самостоятельной
работы в подгруппах при решении
производственных задач, разрешении
проблемных и конфликтных
ситуаций;
- оценка правильности оформления
документации.
- оценка правильности выполнения
расчетов основных показателей
механического и технологического
оборудования, выполненных в
соответствии с методикой;
- наблюдение за действиями студента
при выполнении разработки
мероприятий, позволяющих повысить
эффективность эксплуатации
оборудования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».