Приложение 40
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 19 Служба изделий на основе производства ТНиСМиИ
Сухой Лог
2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г
Организация
техникум»
–
разработчик:
ГБПОУ
СО
«Сухоложский
многопрофильный
Разработчик: Фоменко Ирина Владимировна, преподаватель спецдисциплин, высшая
квалификационная категория.
-2-
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
7
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
3
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 19 Служба изделий на основе производства ТНиСМиИ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего
звена по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой
подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического
профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Дисциплина Служба изделий на основе производства ТНиСМиИ, является вариативной
общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла программы подготовки
специалистов среднего звена
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять перечень разрушающих факторов ;
- выявлять виды разрушения изделий;
- определять необходимые свойства изделий;
- намечать мероприятия по защите изделий от воздействия разрушающих факторов;
- намечать мероприятия по повышению качества изделий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- характеристику основных видов изделий;
- области применения;
- воздействие разрушающих факторов;
- виды разрушения изделий;
- свойства, предъявляемые к изделиям;
- мероприятия по защите изделий от воздействия разрушающих факторов;
- мероприятия по повышению качественных показателей изделий
Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций,
включающих в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
4
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК
5
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности
Освоение
дисциплины
направлено
на
подготовку к
формированию
профессиональных компетенций включающих в себя способность:
ПК 1.1. Соблюдать условия хранения сырья.
ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий.
ПК 3.2. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции.
1.4
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 74 часа;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной
работы обучающегося 37 часов
5
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
111
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
74
в том числе:
лабораторные занятия
0
практические занятия
36
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
37
в том числе:
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной технической
литературой по вопросам и заданиям разных уровней
Выполнение расчетных заданий к практическим работам, подготовка к их
защите
Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета
6
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Служба изделий на основе производства ТНиСМиИ
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Введение
Содержание учебного материала
1 Условия службы изделий на основе вяжущих материалов.
Раздел 1. Условия службы изделий на основе воздушных вяжущих материалов
Тема 1.1 Условия
Практические занятия 1,2,3,4,5
службы изделий на
1 Составление технологической схемы Производство высокообжигового гипса
основе Гипсовых
2 Составление технологической схемы производства гипсокартонных листов.
вяжущие материалы
3
Составление технологической схемы производства Гипсоволокнистых листов
4
Составление технологической схемы производства Вентиляционных блоков
5 Пути увеличения сроков службы изделий
Тема 1.2 Виды
Содержание учебного материала
изделий на основе
1 Виды изделий на основе гипсовых вяжущих
гипсовых вяжущих.
2 Облицовочные и декоративные изделия
Тема 1.3 Тепло – и
Содержание учебного материала
звукоизоляционные 1 Тепло – и звукоизоляционные материалы.
материалы.
2 Перегородочные плиты и панели
Самостоятельная работа 1
Оформление практических работ, подготовка к защите, решение задач по
определению величины структурных показателей, проработка конспекта
Тема 1.4 Условия
службы изделий на
основе воздушной
строительной
извести
Содержание учебного материала
1
Виды изделий на основе строительной извести
Практические занятия 6,7
1
Составление технологической схемы производства силикатный кирпич
2
Составление технологической схемы производства силикатного бетона
7
Объем
часов
3
2
2
20
Уровень
освоения
4
2-3
2
2
2
2
2
2
2
2-3
2-3
2
2-3
2
2-3
9
20
2
2
2
2-3
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.5 Стеновые
изделия.
Тема 1.6 Колонны,
балки прогоны.
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1
Стеновые блоки
2
Стеновые плиты и панели
Содержание учебного материала
1
Колонны, балки прогоны
2
Лестничные площадки и марши
Практические занятия 8,9,10
1
Изучение методик ультразвукового метода испытания силикатного кирпича.
2
Изучения методик определения морозостойкости силикатного бетона.
3
Составление технологической схемы производства керамических камней
Самостоятельная работа 2
Оформление практических работ, подготовка к защите, решение задач по
определению величины структурных показателей, проработка конспекта
Раздел 2. Условия службы изделий на основе гидравлических вяжущих материалов
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Условия службы
1
Виды изделий.
бетона и
2
Бортовые камни и черепица
железобетона
Практические занятия 11
1
Составление технологической схемы производства железобетонных изделий
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Гидротехнический и 1
Гидротехнический бетон
жаростойкий бетон
2
Жаростойкий бетон
Практические занятия 12
1
Составление технологической схемы производства бетона на пористых заполнителях
8
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
2
2
2-3
2-3
2
2
2-3
2-3
2
2
2
9
20
2
2
2-3
2-3
4
2
2
2
2-3
2-3
Наименование
разделов и тем
1
Тема 2.3
Полимерные и
ячеистые бетоны
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1
Полимерные бетоны
2
Ячеистые бетоны
Практические занятия 13,14
1 Изучение методики определения прочности бетона.
2 Изучение методики определения морозостойкости бетона.
Самостоятельная работа 3
Оформление практических работ, подготовка к защите, решение задач по
определению величины структурных показателей, проработка конспекта
Тема 2.4
Содержание учебного материала 15,16,17,18
Условия службы
1
Виды асбестоцементных изделий
асбестоцементные
Практические занятия
изделия
1
Составление технологической схемы производства листовых материалов
2
Составление технологической схемы производства асбестоцементных труб
3
Изучение технологии получения материалов с древесными заполнителями.
4
Пути увеличения сроков службы изделий.
Самостоятельная работа 4
Оформление практических работ, подготовка к защите, решение задач по
определению величины структурных показателей, проработка конспекта
Дифференцированный зачет
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
2
2-3
2
2-3
2
2
10
12
2
2
2
2
2
9
2
111
2-3
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории общей технологии
силикатов.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочие места преподавателя и обучающихся;
- комплекты образцов изделий и материалов;
- наглядные пособия (схемы, диаграммы, таблицы и т.п.);
- образцы изделий;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- видеофильмы по процессам производства.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.
Сулименко Л.М. Общая технология силикатов / Л.М. Сулименко – М.: ИНФА,
ИНФРА-М, 2017. — 336 с.
Дополнительные источники:
1. Калезеев И.Д. Испытание и контроль огнеупоров: учебное пособие / И.Д. Калезеев,
К.К. Стрелов. – М.: Интернет Инжиниринг, 2003. – 286 с.
2. Попов Л.Н. Структурообразование в системах при производстве строительных
материалов : учеб. пособие / Л.Н. Попов, И.Б. Аликина, Б.А. Усов. — М. : ИНФРА-М, 2018. —
61 с. Сулименко Л.М. Технология минеральных вяжущих материалов и изделий на их основе:
учебник для вузов / Л.М. Сулименко. – Изд. 4–е, перераб. и доп. – М.: Высшей школой, 2005. –
334 с.
3. Попов К.Н. Строительные материалы и изделия / К.Н. Попов, М.Б. Каддо. - М.: Высшая
школа, 2001.- 367 с.
4. Строительные материалы: учебно-справочное пособие / Г.А. Айпаретов [и др.]. под редакцией Г.В. Несветаева. – Изд. 2–е, перераб. и доп. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.
– 608 с.
5. Чаус К.В. Технология производства строительных материалов, изделий и
конструкций: учебник для вузов / К.В.Чаус, Ю.Д. Чистов, Ю.В. Лабзина. – М.: Стройиздат, 1988
– 488 с.
Интернет-сайты:
1 http://znanium.com/catalog
10
4 КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий
контроль
знаний,
сформированности
компетенций
проводится
преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются
преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей
обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС),
позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств
для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2,
4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе
промежуточной аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы
4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
11
Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема) учебной
Результаты обучения
дисциплины
(освоенные умения, усвоенные знания)
Раздел 1 Условия службы знать:
изделий
на
основе - характеристику основных видов
воздушных
вяжущих изделий;
- области применения изделий;
материалов
- воздействия разрушающих факторов;
- виды разрушения изделий;
- свойства предъявляемые к изделиям;
- мероприятия по защите изделий от
воздействия разрушающих факторов;
мероприятия
по
повышению
качественных показателей изделий.
уметь:
- определять перечень разрушающих
факторов;
- выявлять виды разрушения изделий;
- определять необходимые свойства
изделий;
- намечать мероприятия по защите
изделий от воздействия разрушающих
факторов;
- намечать мероприятия по повышению
качества изделий.
Раздел 2. Условия службы знать:
изделий
на
основе - характеристику основных видов
гидравлических вяжущих изделий;
- области применения изделий;
материалов
- воздействия разрушающих факторов;
- виды разрушения изделий;
- свойства предъявляемые к изделиям;
- мероприятия по защите изделий от
воздействия разрушающих факторов;
мероприятия
по
повышению
качественных показателей изделий.
12
Основные показатели
результатов подготовки
Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний, умений,
компетенций ОК1-9
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
- текущий контроль (устный и
письменный ответ);
- контроль по темам, разделам;
- самостоятельная работа 1,2;
- практическая работа 1-10
- определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний, умений и
компетенций в соответствии с
универсальной шкалой).
- опрос, тестирование, основная
индивидуальная и фронтальная
проверка знаний, наблюдение за
деятельностью обучающихся в ходе и
выполнения практических работ.
- Оценка защиты практических работ.
Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний, умений,
компетенций ОК1-9
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
-текущий контроль(устный и
письменный ответ);
- контроль по темам, разделам;
- самостоятельная работа 3,4
- практическая работа 11-18
- определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний, умений и
компетенций в соответствии с
уметь:
- определять перечень разрушающих
факторов;
- выявлять виды разрушения изделий;
- определять необходимые свойства
изделий;
- намечать мероприятия по защите
изделий от воздействия разрушающих
факторов;
- намечать мероприятия по повышению
качества изделий.
универсальной шкалой).
- опрос, тестирование, основная
индивидуальная и фронтальная
проверка знаний, наблюдение за
деятельностью обучающихся в ходе и
выполнения практических работ.
- Оценка защиты практических и
лабораторных работ.
Дифференцированный зачет
Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
Основные показатели оценки результата
(освоенные общие компетенции)
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
Проявление интереса к будущей профессии
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Формы и методы
контроля и оценки
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые Выбор и применение методов и способов
Результаты
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их решения профессиональных задач в области
сформированности
эффективность и качество.
производства тугоплавких неметаллических и
компетенций
силикатных материалов и изделий
определяют по
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и Обоснование выбора решений в стандартных и
контрольным
нести за них ответственность.
нестандартных ситуациях
точкам на основании
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
разработанных
Проявление умения эффективного поиска
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
критериев оценки.
необходимой информации
профессионального и личностного развития.
Критериальная
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в Использование различных источников, включая система оценки по
профессиональной деятельности.
электронные
признакам
проявления
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с Взаимодействие
с
обучающимися,
компетенций
коллегами, руководством.
преподавателями и мастерами в ходе обучения
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), Осуществление самоанализа и
за результат выполнения заданий.
результатов собственной работы
13
коррекции
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности
14
Организация самостоятельных занятий при
изучении учебной дисциплины. Определение
целей и задач для достижения результата
Анализ инноваций в области производства
тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий
15