Приложение 39 к ОПОП по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 17 Минералогия и кристаллография Сухой Лог 2020 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Вехов Андрей Юрьевич, преподаватель спецдисциплин, первая квалификационная категория. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 2 3 4 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 17 Минералогия и кристаллография 1.1 Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического профиля. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена Дисциплина ОП 17 Минералогия и кристаллография, является вариативной общепрофессиональной дисциплиной профессионального общепрофессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - определять элементы симметрии и сингонию кристалла; - определять простые формы кристаллов; - использовать диагностические признаки для определения рудных и породообразующих минералов; - пользоваться определителями минералов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - важнейшие свойства кристаллических веществ; - физические свойства минералов, методы их определения и исследования; -общую характеристику самородных элементов, сульфидов, галоидных соединений, окислов, силикатов, боратов, карбонатов, фосфатов и иханалогов, сульфидов, вольфраматов и молибдатов; - классификации минералов; - классификацию силикатов по структурным типам. Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций, включающих в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. 4 ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Освоение дисциплины направлено на подготовку к формированию профессиональных компетенций включающих в себя способность: ПК 1.1. Соблюдать условия хранения сырья. ПК 1.2. Подготавливать, дозировать и загружать сырье согласно рецептуре технологического процесса. ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. ПК 1.4. Выполнять технологические расчеты, связанные с приготовлением шихты. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 48 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 24 часа 5 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Проработка конспектов, решение тематических задач Ведение словаря специальных терминов Подготовка к дифференцированному зачету Промежуточная аттестация в форме Объем часов 72 48 0 24 0 0 24 дифференцированного зачета 6 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Минералогия и кристаллография Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, разделов и тем самостоятельная работа обучающихся 1 2 Введение Содержание учебного материала 1 Основные понятия минералогия и кристаллография. Раздел 1 Общая минералогия и кристаллография Тема 1.1 Химический Содержание учебного материала состав минералов 1 Минералы постоянного и переменного химического состава. Вода в минералах Практическая работа №1 1 Определение элементов симметрии кристаллов, сингонии и категории Тема 1.2 Физические Содержание учебного материала свойства минералов 1 Оптические, механические и прочие свойства Практическая работа №2. 1 Методы изучения горных парод Тема 1.3 Процессы Содержание учебного материала минералообразования 1 Эндогенные процессы 2 Экзогенные процессы Самостоятельная работа 1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Выращивание кристалла в пересыщенном растворе соли в домашних условиях Раздел 2 Описательная минералогия Тема 2.1 Самородные Содержание учебного материала элементы 1 Самородные металлы, полуметаллы, неметаллы Практическая работа №3,4,5 1 Методы изучения горных пород 2 Методы изучения минералов 3 Петрографический метод определения клинкерных минералов Тема 2.2 Сульфиды и Содержание учебного материала их аналоги 1 Блески, колчеданы, обманки 7 Объем часов 3 2 2 Уровень освоения 4 2 4 2 2 2 4 2 2 2 4 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 2 6 2 2 Наименование разделов и тем 1 Тема 2.3 Галоидные соединения (галогениды) Тема 2.4 Окислы Тема 2.5 Гидроокислы алюминия Тема 2.5 Гидроокислы железа Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Лабораторная работа №1,2 1 Определение диагностических признаков минералов 2 Диагностика простых веществ сульфидов и их аналогов Содержание учебного материала 1 Фториды, хлориды. Самостоятельная работа 2 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Ведение конспектов, поиск необходимой информации на заданные темы. - «Желтые колчеданы» - «Красные колчеданы» - «Белые колчеданы» Содержание учебного материала 1 Группа окислов меди, корунда, шпинели, марганца 2 Группа окислов марганца, сурьмы, рутила, кварца. Содержание учебного материала 1 Группа гидроокислов алюминия Содержание учебного материала 1 Группа гидроокислов железа Лабораторная работа №3,4,5,6 1 Диагностика оксидов и гидроксидов 2 Диагностика оксидов и гидроксидов 3 Диагностика островных силикатов 4 Диагностика островных силикатов Объем часов 3 Уровень освоения 4 2 2 4 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 2 8 Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Самостоятельная работа 3 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Ведение конспектов, поиск необходимой информации на заданные темы. - «Совершенный изоморфизм» -«Несовершенный изоморфизм» - «Изовалентный изоморфизм» -«Гетеровалентный изоморфизм» Дифференцированный зачет Всего: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 Объем часов 3 2 72 Уровень освоения 4 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Материально - техническое обеспечение Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории общей технологии силикатов Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - Модели пространственных решеток минералов; - Минералогические лупы. - Бинокулярные микроскопы. - Учебная коллекция «Шкала твердости» -Учебная коллекция «Породообразующие минералы магматических и метаморфических пород»: - Кварц и видоизменение кремниевой кислоты в природе; - Сырьевые материалы для производства вяжущих материалов. - Учебная коллекция шлифов горных пород и минералов. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением. - мультимедийный проектор; -экран (антибликовый). 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1 Бойко С.В Кристаллография и минералогия. Основные понятия - Краснояр.: СФУ, 2015. - 212 с. 2 Бондарев В.П Основы минерологии и кристаллографии с элементами петрографии: Учебное пособие - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 280 3 Добровольский В.В. Геология. Минералогия, динамическая геология, петрография: учебник.- Москва: Владос, 2008.- 320 с. Дополнительные источники: 1 Бетехтин А.Г. курс минералогии / под науч. Ред. Б.и. пирогова и б.б. шкурского.– 2-е издание, испр. И доп. – м.: кду, 2010. – 736 с 2 Егоров-Тисменко Ю.К. кристаллография и кристаллохимия. – м.: изд-во кду, 2005. – 592 с. 3 Седельникова М.Б., Митина Н.А., Верещагин В.И. Минералогия и петрография силикатных и оксидных материалов.– Томск: Дельтаплан, 2010.– 167 с. Интернет-ресурсы: 1 http://znanium.com/catalog/product/550292 10 4 КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и промежуточной аттестации регламентируется Положением ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся». Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который проводится после обучения по учебной дисциплине. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» самостоятельно. ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3). Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной аттестации. Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1). Таблица 4.1- Универсальная шкала Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно 11 Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний Раздел (тема) Результаты обучения учебной (освоенные умения, усвоенные знания) дисциплины Раздел 1 Общая уметь: и анализировать минералогия и - характеризовать особенности симметрии кристаллов, их кристаллография изображения в стереографической проекции, определения символов граней и структурных плоскостей; знать: - понятия о кристаллизации, образовании моно- и поликристаллического состояния; - элементы и виды симметрии; - характеристику кристаллических решеток простых и сложных веществ; - минералы постоянного и переменного химического состава; - кристаллическое строении минералов и горных пород; - основные свойства минералов и их классификацию. Раздел 2 уметь: - диагностировать минералы, Описательная предусмотренные программой, минералогия макроскопически и с помощью простых лабораторных методов знать: - характеристику форм кристаллов и диагностических свойств минералов, их практическую значимость; - природу кристаллического вещества, факторы, определяющие изменчивость кристаллических структур, сущность природных геолого-геохимических процессов минералообразования, миграции накопления химических элементов. 12 Основные показатели результатов подготовки Полное освоение знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой. Показатель признака проявления знаний, умений, компетенций ОК1-9, ПК1.1-1.4, ПК2.12.2, ПК3.13.3, ПК4.1-4.3 Полное освоение знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей программой. Показатель признака проявления знаний, умений, компетенций ОК1-9, ПК1.1-1.4, ПК2.12.2, ПК3.13.3, ПК4.1-4.3 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Результаты индивидуальных образовательных достижений: -текущий контроль(устный и письменный ответ); - контроль по темам, разделам; - самостоятельная работа 1; - практическая работа 1,2 - определяются по разработанным критериям оценок (Сумма баллов по признакам проявления знаний, умений и компетенций в соответствии с универсальной шкалой). - опрос, тестирование, основная индивидуальная и фронтальная проверка знаний, наблюдение за деятельностью обучающихся в ходе и выполнения лабораторных работ. - Оценка защиты лабораторных. Результаты индивидуальных образовательных достижений: -текущий контроль(устный и письменный ответ); - контроль по темам, разделам; - самостоятельная работа 2,3 - практическая работа 3,4,5 - лабораторная работа 1,2,3,4,5 - определяются по разработанным критериям оценок (Сумма баллов по признакам проявления знаний, умений и компетенций в соответствии с универсальной шкалой). - опрос, тестирование, основная индивидуальная и фронтальная проверка знаний, наблюдение за деятельностью обучающихся в ходе и выполнения практических работ. Оценка защиты практических и лабораторных работ. Дифференцированный зачет Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций Результаты (освоенные общие компетенции) ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Проявление интереса к будущей профессии ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области технического обслуживания и эксплуатации электрического и электромеханического оборудования Обоснование выбора решений в стандартных и нестандартных ситуациях ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Проявление умения эффективного поиска необходимой информации ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Осуществление самоанализа и коррекции результатов собственной работы ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Организация самостоятельных занятий при изучении учебной дисциплины. Определение целей и задач для достижения результата Анализ инноваций в области безопасного обслуживания электрооборудования 13 Использование различных источников, включая электронные Результаты сформированности компетенций определяют по контрольным точкам на основании разработанных критериев оценки. Критериальная система оценки по признакам проявления компетенций 14