РП 39 ОП.16 Минералогия и кристаллография

Приложение 39
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 17 Минералогия и кристаллография

Сухой Лог
2020

Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Вехов Андрей Юрьевич, преподаватель спецдисциплин, первая
квалификационная категория.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1
2
3
4

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

10

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 17 Минералогия и кристаллография
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего
звена по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой
подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического
профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Дисциплина ОП 17 Минералогия и кристаллография, является вариативной
общепрофессиональной дисциплиной профессионального общепрофессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять элементы симметрии и сингонию кристалла;
- определять простые формы кристаллов;
- использовать диагностические признаки для определения рудных и
породообразующих минералов;
- пользоваться определителями минералов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- важнейшие свойства кристаллических веществ;
- физические свойства минералов, методы их определения и исследования;
-общую характеристику самородных элементов, сульфидов, галоидных соединений,
окислов, силикатов, боратов, карбонатов, фосфатов и иханалогов, сульфидов, вольфраматов и
молибдатов;
- классификации минералов;
- классификацию силикатов по структурным типам.
Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций,
включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК
5.Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
4

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Освоение
дисциплины
направлено
на
подготовку к
формированию
профессиональных компетенций включающих в себя способность:
ПК 1.1. Соблюдать условия хранения сырья.
ПК 1.2. Подготавливать, дозировать и загружать сырье согласно рецептуре
технологического процесса.
ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий.
ПК 1.4. Выполнять технологические расчеты, связанные с приготовлением шихты.
1.4

Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 48 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 24 часа

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Проработка конспектов, решение тематических задач
Ведение словаря специальных терминов
Подготовка к дифференцированному зачету
Промежуточная аттестация в форме

Объем часов
72
48
0
24
0
0
24

дифференцированного зачета

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Минералогия и кристаллография
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Введение
Содержание учебного материала
1 Основные понятия минералогия и кристаллография.
Раздел 1 Общая минералогия и кристаллография
Тема 1.1 Химический Содержание учебного материала
состав минералов
1 Минералы постоянного и переменного химического состава. Вода в минералах
Практическая работа №1
1 Определение элементов симметрии кристаллов, сингонии и категории
Тема 1.2 Физические Содержание учебного материала
свойства минералов
1 Оптические, механические и прочие свойства
Практическая работа №2.
1 Методы изучения горных парод
Тема 1.3 Процессы
Содержание учебного материала
минералообразования 1 Эндогенные процессы
2 Экзогенные процессы
Самостоятельная работа 1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Выращивание кристалла в пересыщенном растворе соли в домашних условиях
Раздел 2 Описательная минералогия
Тема 2.1 Самородные Содержание учебного материала
элементы
1 Самородные металлы, полуметаллы, неметаллы
Практическая работа №3,4,5
1 Методы изучения горных пород
2 Методы изучения минералов
3 Петрографический метод определения клинкерных минералов
Тема 2.2 Сульфиды и Содержание учебного материала
их аналоги
1 Блески, колчеданы, обманки
7

Объем
часов
3
2
2

Уровень
освоения
4
2

4
2

2

2
4
2

2

2
4
2
2

2
2

2

8
2

2

2
2
2
6
2

2

Наименование
разделов и тем
1

Тема 2.3 Галоидные
соединения
(галогениды)

Тема 2.4 Окислы

Тема 2.5
Гидроокислы
алюминия
Тема 2.5
Гидроокислы железа

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Лабораторная работа №1,2
1 Определение диагностических признаков минералов
2 Диагностика простых веществ сульфидов и их аналогов
Содержание учебного материала
1 Фториды, хлориды.
Самостоятельная работа 2
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение конспектов, поиск необходимой информации на заданные темы.
- «Желтые колчеданы»
- «Красные колчеданы»
- «Белые колчеданы»
Содержание учебного материала
1 Группа окислов меди, корунда, шпинели, марганца
2 Группа окислов марганца, сурьмы, рутила, кварца.
Содержание учебного материала
1 Группа гидроокислов алюминия
Содержание учебного материала
1 Группа гидроокислов железа
Лабораторная работа №3,4,5,6
1 Диагностика оксидов и гидроксидов
2 Диагностика оксидов и гидроксидов
3 Диагностика островных силикатов
4 Диагностика островных силикатов

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2
2
4
2

2

2

4
2
2
2

2
2

2

2

10
2

2

2
2
2
2

8

Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Самостоятельная работа 3
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение конспектов, поиск необходимой информации на заданные темы.
- «Совершенный изоморфизм»
-«Несовершенный изоморфизм»
- «Изовалентный изоморфизм»
-«Гетеровалентный изоморфизм»
Дифференцированный зачет
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

Объем
часов
3

2
72

Уровень
освоения
4

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории общей технологии
силикатов
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- Модели пространственных решеток минералов;
- Минералогические лупы.
- Бинокулярные микроскопы.
- Учебная коллекция «Шкала твердости»
-Учебная коллекция «Породообразующие минералы магматических и метаморфических
пород»:
- Кварц и видоизменение кремниевой кислоты в природе;
- Сырьевые материалы для производства вяжущих материалов.
- Учебная коллекция шлифов горных пород и минералов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
- мультимедийный проектор;
-экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 Бойко С.В Кристаллография и минералогия. Основные понятия - Краснояр.: СФУ,
2015. - 212 с.
2 Бондарев В.П Основы минерологии и кристаллографии с элементами петрографии:
Учебное пособие - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 280
3 Добровольский В.В. Геология. Минералогия, динамическая геология, петрография:
учебник.- Москва: Владос, 2008.- 320 с.
Дополнительные источники:
1 Бетехтин А.Г. курс минералогии / под науч. Ред. Б.и. пирогова и б.б. шкурского.– 2-е
издание, испр. И доп. – м.: кду, 2010. – 736 с
2 Егоров-Тисменко Ю.К. кристаллография и кристаллохимия. – м.: изд-во кду, 2005. –
592 с.
3 Седельникова М.Б., Митина Н.А., Верещагин В.И. Минералогия и петрография
силикатных и оксидных материалов.– Томск: Дельтаплан, 2010.– 167 с.
Интернет-ресурсы:
1 http://znanium.com/catalog/product/550292

10

4 КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем
на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем
исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для
промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

11

Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема)
Результаты обучения
учебной
(освоенные умения, усвоенные знания)
дисциплины
Раздел 1 Общая уметь:
и анализировать
минералогия
и - характеризовать
особенности
симметрии
кристаллов, их
кристаллография
изображения в стереографической проекции,
определения символов граней и структурных
плоскостей;
знать:
- понятия о кристаллизации, образовании
моно- и поликристаллического состояния;
- элементы и виды симметрии;
- характеристику кристаллических решеток
простых и сложных веществ;
- минералы постоянного и переменного
химического состава;
- кристаллическое строении минералов и
горных пород;
- основные свойства минералов и их
классификацию.
Раздел 2
уметь:
- диагностировать минералы,
Описательная
предусмотренные программой,
минералогия
макроскопически и с помощью простых
лабораторных методов знать:
- характеристику форм кристаллов и
диагностических свойств минералов, их
практическую значимость;
- природу кристаллического вещества,
факторы, определяющие изменчивость
кристаллических структур, сущность
природных геолого-геохимических
процессов минералообразования, миграции
накопления химических элементов.
12

Основные показатели
результатов подготовки
Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-9, ПК1.1-1.4, ПК2.12.2, ПК3.13.3, ПК4.1-4.3

Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-9, ПК1.1-1.4, ПК2.12.2, ПК3.13.3, ПК4.1-4.3

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
-текущий контроль(устный и письменный
ответ);
- контроль по темам, разделам;
- самостоятельная работа 1;
- практическая работа 1,2
- определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний, умений и
компетенций в соответствии с
универсальной шкалой).
- опрос, тестирование, основная
индивидуальная и фронтальная проверка
знаний, наблюдение за деятельностью
обучающихся в ходе и выполнения
лабораторных работ.
- Оценка защиты лабораторных.
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
-текущий контроль(устный и письменный
ответ);
- контроль по темам, разделам;
- самостоятельная работа 2,3
- практическая работа 3,4,5
- лабораторная работа 1,2,3,4,5
- определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний, умений и
компетенций в соответствии с
универсальной шкалой).
- опрос, тестирование, основная

индивидуальная и фронтальная проверка
знаний, наблюдение за деятельностью
обучающихся в ходе и выполнения
практических работ.
Оценка защиты практических и
лабораторных работ.
Дифференцированный зачет
Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Основные показатели оценки результата

Формы и методы
контроля и оценки

Проявление интереса к будущей профессии

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность

Выбор и применение методов и способов
решения профессиональных задач в области
технического обслуживания и эксплуатации
электрического и электромеханического
оборудования
Обоснование выбора решений в стандартных и
нестандартных ситуациях

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.

Проявление умения эффективного поиска
необходимой информации

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий

Осуществление самоанализа и коррекции
результатов собственной работы

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности

Организация самостоятельных занятий при
изучении учебной дисциплины. Определение
целей и задач для достижения результата
Анализ инноваций в области безопасного
обслуживания электрооборудования

13

Использование различных источников, включая
электронные

Результаты
сформированности
компетенций
определяют по
контрольным
точкам на основании
разработанных
критериев оценки.
Критериальная
система оценки по
признакам
проявления
компетенций

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».