РП 38 ОП.15 Правовые основы профессиональной деятельности

Приложение 38
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 15 Правовые основы профессиональной деятельности

Сухой Лог
2020 г

Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель, первая
квалификационная категория

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

10
УЧЕБНОЙ
11

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 15 Правовые основы профессиональной деятельности
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов
и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического
профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Правовые основы профессиональной деятельности является общепрофессиональной
дисциплиной в составе профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего
звена
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
− анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с
правовой точки зрения;
− защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско- процессуальным и
трудовым законодательством;
−
использовать нормативно- правовые документы, регламентирующие
профессиональную деятельность;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
− виды административных правонарушений и административной ответственности;
− классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;
− нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;
− организационно- правовые формы юридических лиц;
− основные положения Конституции Российской Федерации, действующие
законодательные и иные нормативно- правовые акты, регулирующие правоотношения в
процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
− нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;
− понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
− порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
− права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
− права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
− правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
− роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения.
Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций, включающих
в себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
4

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК
5
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.4

Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 48 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 24 часа.

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
В форме практической подготовке в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
12
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося
24
(всего)
в том числе:
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной
технической литературой
Промежуточная аттестация в форме
дифференцированного зачета

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Правовые основы профессиональной деятельности
Наименование разделов
и тем
1
Введение
Тема 1.1 Правовое
регулирование
экономических
отношений
Тема 1.2 Правовое
положение субъектов
предпринимательской
деятельности
Тема 1.3 Правовое
положение субъектов
предпринимательской
деятельности

Тема 1.4 Правовое
регулирование
договорных отношений

Тема 1.5 Экономические
споры
Тема 1.6 Трудовое право

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с
деятельностью предприятия. Базовые правовые понятия
Содержание учебного материала
1
Рыночная экономика как объект воздействия права. Отрасли права,
регулирующие хозяйственные отношения в РФ, их источники
Содержание учебного материала
1
Понятие и признаки субъектов предпринимательской деятельности.
Понятие юридического лица, его признаки.
Содержание учебного материала
1
Организационно- правовые формы юридических лиц. Индивидуальные
предприниматели, их права и обязанности
Практическое занятие №1:
Юридические лица как субъекты гражданского права
Самостоятельная работа № 1
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной технической
литературой.
Содержание учебного материала
1
Понятие гражданско- правового договора. Содержание договора. Форма,
виды договора. Заключение, изменение и расторжение договора.
Классификация договоров
Практическое занятие №2:
1
Составление и заполнение договоров
Содержание учебного материала
1
Понятие и виды экономических споров. Досудебный (претензионный)
порядок рассмотрения споров, его значение.
Содержание учебного материала
7

Объём
часов
3

Уровень
освоения
4

2

1

2

1

2

2-3

2

2-3

2
4

2

1

2
2

1

2

1

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Основания
возникновения, изменения трудового правоотношения. Основания
прекращения трудового правоотношения
Практическое занятие №3:
1
Трудовое право – отрасль Российского права
Самостоятельная работа № 2
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной технической
литературой
Содержание учебного материала
1
Общая характеристика законодательства РФ о трудоустройстве и занятости
населения
1

Тема 1.7 Правовое
регулирование
занятости и
трудоустройства
Тема 1.8 Правовое
регулирование
занятости и
трудоустройства
Тема 1.9 Трудовой
договор

Содержание учебного материала
1
Правовой статус безработного. Пособие по безработице

Содержание учебного материала
1
Понятие трудового договора. Стороны трудового договора. Основания
прекращения трудового договора. Оформление увольнения работника.
Практическое занятие №4:
1
Коллективный договор
Самостоятельная работа № 3,4
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной технической
литературой
Тема 1.9 Рабочее время и Содержание учебного материала
время отдыха
1
Понятие рабочего времени, его виды. Отпуска: понятие, виды, порядок
предоставления
Тема 1.10 Заработная
Содержание учебного материала
плата
1
Понятие заработной платы. Минимальная заработная плата. Сдельная и
повременная
Практическое занятие №5:
1
Решение задач
Самостоятельная работа № 5
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной технической
литературой
8

2
4

2

1

2

2

2

2-3

2
8

2

1

2

2

2
4

Тема 1.11 Трудовая
дисциплина
Тема 1. 12 Трудовая
дисциплина
Тема 1.13 Материальная
ответственность сторон
трудового договора

Тема 1.14 Трудовые
споры

.Содержание учебного материала
1
Понятие трудовой дисциплины. Понятие дисциплинарной ответственности
Содержание учебного материала
1
Виды дисциплинарных взысканий
Содержание учебного материала
1
Понятие материальной ответственности. Полная и ограниченная
материальная
ответственность.
Индивидуальная
и
коллективная
материальная ответственность
Содержание учебного материала
1
Понятие трудовых споров, причины их возникновения. Классификация
трудовых споров
Практическое занятие №6:
1
Решение задач
Самостоятельная работа № 6
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной технической
литературой
Содержание учебного материала

Тема 1.15
Административные
1
правонарушения и
административная
ответственность
Дифференцированный зачет

Понятие административного права. Субъекты административного права.
Административные правонарушения

2

1

2

2

2

2-3

2

1

2
4

2

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- репродуктивный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2.- продуктивный оптимальный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.-продуктивный творческий (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач )

9

2-3

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых основ
профессиональной деятельности;
Оборудование кабинета:
 доска меловая (магнитная);
Технические средства обучения:
 проектор мультимедийный;
 экран
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 Данилова А.С., Основы профессиональной компетенции: Учебное пособие /. Красноярск.:СФУ, 2016. - 136 с
2 Меньшов В.Л.. Основы права : учеб. Пособие/— М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М,
2018. — 158 с. — (Среднее профессиональное образование).
3 Меньшов В.Л Основы права : учеб. пособие /.. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М,
2017. — 158 с. — (Профессиональное образование).
4 Смоленский М.Б., Маркина Е.В.Основы права: Учебник / - М.: ИЦ РИОР, НИЦ
ИНФРА-М, 2015. - 308 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт) ISBN
978-5-369-01441
5 Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ФНО (средних учебных
заведений) [Электронный ресурс] / Под ред. И.А. Умновой, И.А. Алешковой. - М.: РАП, 2013.
- 382 с. - ISBN 978-5-93916-400-9.
Дополнительные источники:
1 Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1, от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от
22.10.2014)
2 Гражданский кодекс Российской Федерации,ч.1, ч.2, ч. 3, ч. 4 по состоянию на 1
октября 2015 г.-Новосибирск:Норматика, 2015 – 575 с.
3 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
4 Трудовой кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2015 г. .Новосибирск:Норматика, 2015 – 208 с
Интернет-ресурсы:
1
2
3

Правовая Система Гарант (www.garant.ru)
Консультант Плюс (www.consultant.ru).
http://znanium.com/catalog/product/967636
10

4 КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на
любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя
из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной
аттестации разрабатываются и утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

11

Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема) учебной
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
дисциплины
Тема 1.1 Правовое
Уметь:
− анализировать и оценивать
регулирование
экономических отношений результаты и последствия деятельности
(бездействия) с правовой точки зрения;
−
защищать свои права в
Тема 1.2 Правовое
соответствии
с
гражданским,
положение субъектов
гражданскопроцессуальным
и
предпринимательской
трудовым законодательством;
деятельности
−
использовать нормативноправовые
документы,
Тема 1.3 Правовое
регламентирующие
профессиональную
положение субъектов
деятельность;
предпринимательской
деятельности
Знать:
-−виды
административных
правонарушений и административной
Тема 1.4 Правовое
регулирование договорных ответственности;
−классификацию,
основные
отношений
виды
и
правила
составления
нормативных документов;
Тема 1.5 Экономические
−нормы защиты нарушенных
споры
прав и судебный порядок разрешения
споров;
Тема 1.6 Трудовое право
−организационноправовые
формы юридических лиц;
Тема 1.7 Правовое
−основные
положения
регулирование занятости и
Конституции Российской Федерации,
трудоустройства
действующие законодательные и иные
нормативно-правовые
акты,
Тема 1.8 Правовое
правоотношения
в
регулирование занятости и регулирующие
процессе профессиональной (трудовой)
трудоустройства
деятельности;
12

Основные показатели
результатов подготовки
Полное освоение знаний и умений в
соответствии
с
требованиями
ФГОС,
рабочей
программой.
Показатель признака проявления
знаний,
умений,
компетенций

ОК1-9

Формы и методы
контроля и оценки
Результаты
индивидуальных
образовательных
достижений:
текущий контроль (устный
и письменный ответ);
 контроль по темам,
разделам;
 самостоятельная работа
1,2,3,4,5,6
 практическое
занятие1,2,3,4,5,6
определяются
по
разработанным критериям
оценок (Сумма баллов по
признакам
проявления
знаний,
умений
и
компетенций в соответствии
с универсальной шкалой)

Тема 1.9 Трудовой договор
Тема 1.9 Рабочее время и
время отдыха
Тема 1.10 Заработная
плата
Тема 1.11 Трудовая
дисциплина
Тема 1. 12 Трудовая
дисциплина
Тема 1.13 Материальная
ответственность сторон
трудового договора
Тема 1.14 Трудовые споры

−нормы дисциплинарной
и
материальной
ответственности
работника;
−понятие
правового
регулирования
в
сфере
профессиональной деятельности;
−порядок
заключения
трудового договора и основания для его
прекращения;
−права
и
обязанности
работников в сфере профессиональной
деятельности;
−права и свободы человека и
гражданина, механизмы их реализации;
−правовое
положение
субъектов
предпринимательской
деятельности;
−роль
государственного
регулирования в обеспечении занятости
населения.

Тема 1.15
Административные
правонарушения и
административная
ответственность

13

Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество

Основные показатели оценки результата

Формы и методы
контроля и оценки

Проявление интереса к будущей профессии

Выбор и применение методов и способов
решения профессиональных задач в области
производства тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных Обоснование выбора решений в стандартных
ситуациях и нести за них ответственность
и нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
Проявление умения эффективного поиска
необходимой для эффективного выполнения профессиональных
необходимой информации
задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии Использование
различных
источников,
в профессиональной деятельности.
включая электронные
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с Взаимодействие
с
обучающимися,
коллегами, руководством
преподавателями и мастерами в ходе обучения
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды Осуществление самоанализа и коррекции
результатов собственной работы
(подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и Организация самостоятельных занятий при
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно изучении учебной дисциплины. Определение
планировать повышение квалификации
целей и задач для достижения результата
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в Анализ инноваций в области производства
профессиональной деятельности
тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий

14

Результаты
сформированности
компетенций
определяют по
контрольным
точкам на
основании
разработанных
критериев оценки.
Критериальная
система оценки по
признакам
проявления
компетенций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».