Приложение 34
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 11 Охрана труда
Сухой Лог
2020
Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Вехов
квалификационная категория
Андрей
Юрьевич,
2
преподаватель
спецдисциплин,
первая
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И
ДИСЦИПЛИНЫ
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
17
УЧЕБНОЙ
18
3
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Охрана труда
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и
изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического
профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Охрана труда
является общепрофессиональной дисциплиной
профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена.
в
составе
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее
заполнения и условия хранения;
– использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и
индивидуальной защиты;
– определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере
профессиональной деятельности;
– оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
– применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных
помещениях;
– проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и
травмобезопасности;
– инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники
безопасности;
– соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной
безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– законодательство в области охраны труда;
– нормативные правовые акты по охране труда и здоровья, основы профгигиены,
профсанитарии и пожаробезопасности;
– правила и нормы по охране труда, техники безопасности, личной и производственной
санитарии и противопожарной защиты;
– правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по
безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия
на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и
производственной санитарии;
– возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
– действие токсичных веществ на организм человека;
– категорирование производств по взрывопожароопасности;
– меры предупреждения пожаров и взрывов;
– общие требования безопасности на территории организации и в производственных
помещениях;
4
– основные причины возникновения пожаров и взрывов;
– особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
– порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
– предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и
индивидуальные средства защиты;
– права и обязанности работников в области охраны труда;
– виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
– правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
– возможные
последствия
несоблюдения
технологических
процессов
и
производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или
потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень
безопасности труда;
– принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
– средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических
процессов.
Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций, включающих в
себя способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10 Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной и экологической
безопасности.
Освоение дисциплины направлено на подготовку к формированию профессиональных
компетенций включающих в себя способность:
ПК 1.1. Соблюдать условия хранения сырья.
ПК 1.2. Подготавливать, дозировать и загружать сырье согласно рецептуре
технологического процесса.
ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий.
ПК 1.4. Выполнять технологические расчеты, связанные с приготовлением шихты.
ПК 2.1. Проверять исправность оборудования, технологических линий и средств
автоматизации.
ПК 2.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
ПК 3.1. Осуществлять контроль параметров технологического процесса и их
регулирование.
ПК 3.2. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции.
5
ПК 3.3. Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса для
выявления резервов экономии.
ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные
отношения со смежными подразделениями.
ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и
качеству продукции.
ПК 4.3. Повышать производительность труда, снижать трудоемкость продукции на основе
оптимального использования трудовых ресурсов и технических возможностей оборудования.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часа, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 60 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 30 часов.
6
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
в том числе:
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Работа с конспектом , рабочей тетрадью, учебной и специальной технической
литературой по вопросам и заданиям разных уровней
Выполнение расчетных заданий к практическим работам, подготовка к их
защите
Промежуточная аттестация в форме
7
Объем часов
90
60
10
30
экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Охрана труда
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Тема 1.1 Основные Содержание учебного материала
задачи охраны
1 Предмет и задачи охраны труда. Охрана труда, как система законодательных,
труда.
социально-экологических, технических, санитарно-гигиенических и организационных
Законодательство в
мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в
области охраны
процессе труда. Основные понятия, термины, определения, применяемые в охране
труда. Органы
труда. Охрана труда, техника безопасности, производственная среда, классификация
надзора и контроля
производственных фактов, вредный производственный фактор, несчастный случай на
производстве, безопасность труда, опасная зона, профессиональные заболевания
Трудовой кодекс об охране труда: прием на работу, переход и увольнение, правила
внутреннего трудового распорядка, трудовая и производственная дисциплина.
Роль и значение государственного надзора, технической инспекции, профсоюзов. Совет
народных депутатов, его права и обязанности. Ведомственный надзор и контроль,
ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и
правил по охране труда
Тема 1.2 Управле - Содержание учебного материала
ние охраной труда
1 Система управления охраной труда (СУОТ). Новый подход к управлению охраной
на промышленных
труда в организациях. Принципы управления охраной труда в организации на
предприятиях
современном этапе
Тема 1.3 Политика Содержание учебного материала
организации в
1 Идентификация опасностей на рабочих местах. Оценка риска. Планирование
области охраны
мероприятий и функционирование системы управления охраной труда. Вопросы
труда
внедрения и функционирования СУОТ
8
Объем часов
3
6
2
2
2
Уровень
освоения
4
1
2
2
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, подбор дидактических материалов, анализ
методической и учебной литературы по вопросам и заданиям разных уровней
Подготовка сообщений:
1 Требования к системе управления охраной труда.
2 Регулирование охраны труда в коллективном договоре (соглашении).
по статьям Трудового кодекса РФ
1 Рабочее время.
2 Время отдыха.
3 Охраны труда женщин.
4 Охраны труда подростков
Раздел 2 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Организация
1 Порядок проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда рабочих и
инструктажа и
инженерно-технических работников (ИТР). Современные методы обучения
обучения
безопасности труда
работающих
Виды инструктажей. Требования к организации проведения инструктажей по
безопасным
2 безопасности труда. Требования к инструкциям по охране труда: их построение и
методам работы
содержание. Обучение правилам безопасности труда на рабочем месте
Практические занятия
1 Анализ и разработка должностных инструкций по охране труда
Тема 2.2 Норматив Содержание учебного материала
но-техническая до- 1 Нормативные документы по безопасности труда, утверждаемые на предприятиях и
кументация по обес
организациях. Государственные стандарты, системы стандартов безопасности труда.
печению безопас Отраслевые стандарты, республиканские правила безопасности по отдельным
ных условий труда
производствам, положения и инструкции
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Организация рабо- 1 Права и обязанности бригадира (рабочего высокой квалификации) по выполнению
ты по безопасности
требований безопасности труда при выполнении работ. Права и обязанности мастера,
труда на участке и
начальника участка (старшего мастера) по организации охраны труда. Особенности
в бригаде
обеспечения безопасных условий труда на производстве
9
2
20
2-3
2
2-3
2
2
2
2
2
Тема 2.4 Служба
охраны труда
Тема 2.5 Аттеста ция рабочих мест.
Психология
безопас -ности
труда
Тема 2.6
Производственный
травматизм.
Расследования и
учет
производственного
травматизма
Тема 2.7 Анализ
производственного
травматизма и
профессиональных
заболеваний
Содержание учебного материала
1 Организация службы охраны труда на предприятии. Основные задачи службы. Права
работников службы. Комиссии по охране труда. Общественный контроль за охраной
труда. Государственный надзор и контроль по охране труда. Основные понятия об
анализе условий труда
Содержание учебного материала
1 Организация, порядок проведения и основные требования безопасности при аттестации
рабочих мест. Понятие «Технологический моральный климат в производственном
коллективе
Содержание учебного материала
1 Несчастный случай на производстве. Несчастные случаи, связанные с работой.
Несчастные случаи в быту. Порядок расследования и регистрации несчастных случаев.
Состав и задачи комиссии по расследованию несчастных случаев, оформление акта и
учет несчастных случаев. Специальное расследование несчастных случаев.
Классификация причин травматизма
Содержание учебного материала
1. Методика анализа производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Показатели травматизма. Применение математических методов при анализе
травматизма
Практические занятия
2 Классификация, расследование, учет и оформление несчастных случаев
Контрольная работа по разделу 2
10
2
2
2
1
2
1
2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, подбор дидактических материалов, анализ
методической и учебной литературы по вопросам и заданиям разных уровней.
Подготовка сообщений по теме:
1 Государственная экспертиза условий труда.
2 Сертификация производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда.
3 Порядок и периодичность обучения по охране труда и проверки знаний руководителей
и специалистов.
4 Права и обязанности работников в области охраны труда;
5 Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве.
6 Комплекс мероприятий по предупреждению производственного травматизма на
предприятиях
Выполнение домашнего практического задания:
– Составление нормативных документов по охране труда, здоровья, профсанитарии и
пожарной безопасности.
– Составление акта специального расследования несчастного случая на производстве.
Раздел 3 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ И
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ
Тема 3.1 Безопас
Содержание учебного материала
ность производст1 Общие требования безопасности при размещении технологического оборудования в
венных процессов,
цехах. Понятия об опасной зоне. Опасные зоны производственных процессов. Уровень
оборудования и
безопасности и травмоопасности оборудования
технологических
Технические средства безопасности, их назначение, конструктивные особенности
линий
2 (ограждения, предохранительные системы, блокировочные устройства, сигнальные
устройства, знаки безопасности)
Тема 3.2 БезопасСодержание учебного материала
ность труда при
1 Газовая опасность в цехах и на территории предприятия. Характеристика газов. Меры
работе в газоопас безопасности при проведении газоопасных работ. Первая помощь при отравлении
ных местах.
газами. Задачи газоспасательной службы
Взрывоопасность
11
10
10
2
2
1
2
Тема 3.3 Требования безопасности
при эксплуатации
сосудов, аппаратов,
работающих под
давлением
Тема 3.4 Электро безопасность
Содержание учебного материала
1 Причины аварий, несчастных случаев при эксплуатации сосудов, работающих под
давлением. Техника безопасности при эксплуатации газовых баллонов, компрессорных
установок
Содержание учебного материала
1 Действие электрического тока на организм человека. Классификация помещений по
электробезопасности. Основные причины электротравм. Индивидуальные средства
защиты (основные и дополнительные). Организационные мероприятия для обеспечения
безопасности работ. Первая доврачебная помощь при поражении электрическим током
Практические занятия
3 Выбор средств обеспечения электробезопасности
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, подбор дидактических материалов, анализ
методической и учебной литературы по вопросам и заданиям разных уровней
Подготовка сообщений по теме:
1 Средства коллективной защиты. Классификация.
2 Взрывоопасность. Понятие о взрыве.
3 Взрываемость пылей, газов, паров и аэрозолей.
4 Профилактика взрывов на предприятиях.
Раздел 4 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА ТРУДА
Тема 4.1 Опасные и Содержание учебного материала
вредные производКлассификация опасных и вредных производственных факторов. Влияние опасных и
ственные факторы
вредных производственных факторов на организм человека. Действие токсичных
методы защиты от
веществ на организм человека. Факторы, характеризующие условия труда
них
(метеорологические и производственные). Профессиональные вредности и источники
их возникновения. Методы защиты от опасных и вредных производственных факторов.
Предельно-допустимые концентрации веществ в воздухе рабочей зоны
12
2
2
2
2
2
5
14
2
2
Тема 4.2 Санитар ные нормы проек тирования промыш
ленных предприя
тий. Метеорологи ческие параметры
произ водственной
среды. Нормализа ция воздушной сре
ды в помещениях
Тема 4.3 Защита от
производственного
шума и вибрации,
от ионизирующих и
лазерных
излучений
Тема 4.4
Требования к
освещенности
производственных
помещений
Тема 4.5 Защита в
чрезвычайных
ситуациях и
Содержание учебного материала
1 Санитарно-защитные зоны. Роза ветров. Устройство санитарно-бытовых помещений на
предприятии. Производственные системы водоснабжения и канализации. Основные
требования к выбору промышленной площадки предприятия. Общие требования
безопасности на территории организации и производственных помещений.
2 Основные составляющие микроклимата производственных помещений. Нормирование
метеорологических условий на рабочем месте (температура, влажность, скорость
движения воздуха). Методы обеспечения комфортных условий в помещениях
Содержание учебного материала
1 Основные понятия и характеристика шума и вибрации. Влияние шума и вибрации на
организм человека. Допустимые уровни шума на рабочих местах. Основные средства и
методы борьбы с шумом
2 Основные понятия и характеристика вибрации. Влияние вибрации на организм
человека. Методы снижения вибрации машин и оборудования
3 Виды ионизирующих излучений и их действие на организм человека. Единицы
измерения и нормирование ионизирующих излучений. Защита от ионизирующих и
лазерных излучений (коллективная и индивидуальная)
Практическое занятие
4 Изучение, подбор и испытание средств индивидуальной защиты
Содержание учебного материала
1 Естественное и искусственное освещение. Типы светильников, нормы и методы
расчета освещенности помещений и рабочих мест. Влияние освещения на безопасность
и производительность труда. Требования, предъявляемые к освещению. Расчет
искусственного освещения
Содержание учебного материала
1 Общие сведения о чрезвычайных ситуациях (ЧС). Прогнозирование развития событий
при техногенных ЧС и их стихийных явлениях.
13
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ликвидация
последствий
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4
Подготовка к выполнению практической работы: конспектирование, подбор
дидактических материалов, анализ методической и учебной литературы.
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, подбор дидактических материалов, анализ
методической и учебной литературы по вопросам и заданиям разных уровней
Подготовка сообщений по теме:
1 Классификация предприятий по степени вредности выбросов вредных веществ.
2 Воздействие электромагнитных полей на человека. Меры защиты.
3 Конструкция звукоизолирующего кожуха привода машины.
4 Принципы виброизоляции динамически неуравновешенных машин.
5 Показатели качества световой среды .
6 Требования при эксплуатации зданий и сооружений;
7 Вентиляция и её назначение. Классификация вентиляционных систем;
8 Средства защиты от воздействия пыли (коллективные и индивидуальные).
9 Основные направления минимизации вероятности возникновения и последствий
чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах
Раздел 5 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема 5.1 Основные Содержание учебного материала
понятия. Пожаро - 1 Общие сведения о процессах горения, пожара, взрыва. Причины взрывов на
опасность веществ,
производстве. Условия и виды возникновения горения и взрыва. Возгораемость
материалов и
строительных материалов и конструкций. Категорирование производств по взрывоконструкций
пожароопасности
Тема 5.2 Основы
Содержание учебного материала
пожарной
Пожарная безопасность в основных цехах. Пожарная безопасность систем отопления,
безопасности.
вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, складов горюче-смазочных
Технические
материалов, электроустановок. Пожарная профилактика при разработке генеральных
средства
планов предприятий. Требования к планировке зданий
1
предупреждения
Размещение пожарных средств в цехах. Противопожарные преграды и другие методы
пожаров
предотвращения распространения пожаров. Пожарная сигнализация и связь. Виды
сигнализации. Принцип действия и схемы автоматической сигнализации. Меры
предупреждения пожаров и взрывов
14
6
10
2
2
2
1
Тема 5.3 Пожарная
защита промышлен
ных объектов.
Эвакуация людей из
зданий
Тема 5.4 Организация пожарной
охраны
предприятий
Содержание учебного материала
1 Способы и средства тушения пожаров. Огнетушители устройство, принцип действия.
Автоматические установки пожаротушения. Организация противопожарного
водоснабжения
Содержание учебного материала
1 Государственный пожарный надзор, цели и задачи. Пожарно-технические комиссии на
предприятиях. ДПД. Государственная ведомственная противопожарная служба. Формы
организации и задачи профилактической работы по обеспечению пожарной
безопасности на предприятиях
Практические занятия
5 Анализ способов и средств оказания первой помощи пострадавшим от несчастных
случаев
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, подбор дидактических материалов, анализ
методической и учебной литературы по вопросам и заданиям разных уровней
Подготовка сообщений по темам:
1 Огнестойкость строительных материалов и конструкций.
2 Предел огнестойкости зданий и сооружений
3 Безопасность проведения сварочных работ.
4 Пожарная защита на производственных объектах.
5 Порядок эвакуации людей из здания во время пожара.
6 Ответственность руководства и ИТР за противопожарное состояние объектов.
Раздел 6 ЭКОБИОЗАЩИТНАЯ ТЕХНИКА
Тема 6.1 Устойчи - Содержание учебного материала
вое развитие и эко
1 Воздействие человека на биосферу. Нормативно-правовые основы охраны природной
логические
среды. Экологическое законодательство
проблемы
15
2
2
2
2
2
5
4
2
2
Тема 6.2 Контроль
и управление качес
твом атмосферного
воздуха. Защита от
загрязнений
водной среды
Содержание учебного материала
1 Источники загрязнения воздуха. Воздействие загрязнителей воздуха на здоровье.
Методики и средства очистки воздуха от вредных веществ.
Классификация сточных вод. Замкнутая система оборотного водоснабжения. Очистка
сточных вод и основное оборудование для очистки. Методы очистки сточных вод
(физико-химические, химические, электрохимические, биохимические)
2
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 6
Выполнение домашнего практического задания: Определение необходимой эффективности
очистки воздуха от загрязнений.
Подготовка сообщений по теме:
1 Общие вопросы взаимодействия охраны труда с охраной окружающей среды.
2 Контроль и управление качеством воды.
2
Всего:
90
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
16
2
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета охраны труда
Оборудование учебного кабинета:
посадочных мест по количеству обучающихся;
доска классная;
рабочее место преподавателя;
комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине;
нормативно-законодательная документация;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор;
экран проекционный;
видеоматериалы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 Попов, Ю. П. Охрана труда : учебное пособие / Ю. П.. Попов 5-е изд., стер. -М. :
КНОРУС, 2016. — 224 с. -(Среднее профессиональное образование)
2 Трудовой Кодекс РФ
Дополнительные источники:
1 Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник для студентов средних профессиональных
учебных заведений/ В.А. Девисилов - М.: Форум-Инфра-М, 2002.- 200 с.
2 Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних профессиональных
учебных заведений /С.В.Белов [и др.]; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высшая школа, 2002.- 357 с.
3 Кукин П.П. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана
труда: Учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/П.П. Кукин,
В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. - М.: Высш. шк., 2001. – 431 с.
Интернет-ресурсы
1 http://pravo.eup.ru/
2 www.oxtrud.narod.ru
17
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на
любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя
из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной
аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
18
Таблица 4.2 - Формы и методы контроля и оценки освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема) учебной
Результаты обучения
Основные показатели
дисциплины
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов подготовки
РАЗДЕЛ 1 Общие вопросы
Полное освоение знаний и
уметь:
охраны труда
вести
документацию
установленного умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
образца по охране труда,
соблюдать сроки ее заполнения и условия рабочей программой.
Показатель признака
хранения;
проявления знаний,
знать:
умений, компетенций
законодательство в области охраны труда;
ОК1-10
РАЗДЕЛ 2 Правовые и
организационные вопросы
охраны труда
РАЗДЕЛ 3 Требования
безопасности к
производственному
уметь:
– проводить аттестацию рабочих мест по
условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и
травмобезопасности;
– инструктировать подчиненных работников
(персонал) по вопросам техники безопасности;
знать:
– нормативные правовые акты по охране
труда и здоровья;
– правила и нормы по охране труда, техники
безопасности;
– правовые и организационные основы
охраны труда в организации,
– права и обязанности работников в области
охраны труда;
– виды и правила проведения инструктажей
по охране труда
уметь:
оценивать состояние техники безопасности
на производственном объекте;
19
Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-10
Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
– входная диагностика;
– текущий контроль (устный и
письменный ответ);
– контроль по темам, разделу;
– практическая работа 1;
– самостоятельная работа 1;
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний,
умений и компетенций в соответст вии с универсальной шкалой)
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
– текущий контроль (устный и
письменный ответ);
– контроль по темам, разделу;
– практическая работа 2,3;
– контрольная работа;
– самостоятельная работа 2;
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний,
умений и компетенций в
соответствии с универсальной
шкалой)
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
– текущий контроль (устный и
оборудованию и
технологическим процессам
РАЗДЕЛ 4 Производствен ная санитария и гигиена
труда
применять безопасные приемы труда на
территории организации и в производственных
помещениях;
знать:
систему мер по безопасной эксплуатации
опасных производственных объектов и
снижению
вредного
воздействия
на
окружающую среду
действие токсичных веществ на организм
человека;
категорирование
производств
по
взрывопожароопасности;
особенности
обеспечения
безопасных
условий труда на производстве;
порядок хранения и использования средств
коллективной и индивидуальной защиты
правила
безопасной
эксплуатации
установок и аппаратов
возможные последствия несоблюдения
технологических
процессов
и
производственных инструкций подчиненными
работниками (персоналом),
– средства и методы повышения безопасности
технических средств и технологических
процессов
уметь:
– средства коллективной и индивидуальной
защиты;
– определять и проводить анализ опасных и
вредных факторов в сфере профессиональной
деятельности;
– соблюдать правила безопасности труда,
производственной санитарии;
знать:
– нормативные
основы
профгигиены,
20
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-10
письменный ответ);
– контроль по темам, разделу;
– самостоятельная работа 3;
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний,
умений и компетенций в
соответствии с универсальной
шкалой)
Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-10
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
– текущий контроль (устный и
письменный ответ);
– контроль по темам, разделу;
– практическая работа 4;
– самостоятельная работа 4;
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний,
РАЗДЕЛ 5 Пожарная
безопасность
профсанитарии;
– правила
и
нормы
личной
и
производственной санитарии;
– профилактические мероприятия по технике
безопасности и производственной санитарии;
– возможные опасные и вредные факторы и
средства защиты
– общие
требования
безопасности
на
территории организации и в производственных
помещениях;
– предельно допустимые концентрации (далее
- ПДК) вредных веществ,
– использования
средств
коллективной
защиты
– фактические
или
потенциальные
последствия собственной деятельности (или
бездействия) и их влияние на уровень
безопасности труда;
– принципы
прогнозирования
развития
событий
и
оценки
последствий
при
техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях
уметь:
– соблюдать правила пожарной безопасности.
– использовать противопожарную технику
знать:
– категорирование
производств
по
взрывопожароопасности;
– меры предупреждения пожаров и взрывов;
– общие
требования
безопасности
на
территории организации и в производственных
помещениях;
– основные причины возникновения пожаров
и взрывов;
– основы пожаробезопасности;
– правила и нормы противопожарной защиты
21
умений и компетенций в
соответствии с универсальной
шкалой)
Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-10
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
– входная диагностика;
– текущий контроль (устный и
письменный ответ);
– контроль по темам, разделу;
– практическая работа 5;
– самостоятельная работа 5;
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний, уме
ний и компетенций в соответствии с
универсальной шкалой)
РАЗДЕЛ 6 Экобиозащитная уметь:
техника
– использовать экобиозащитную технику
22
Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-10
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
– входная диагностика;
– текущий контроль (устный и
письменный ответ);
– контроль по темам, разделу;
– самостоятельная работа 6;
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления знаний,
умений и компетенций в
соответствии с универсальной
шкалой)
Таблица 4.3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
Основные показатели оценки результата
(освоенные общие компетенции)
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей Проявление интереса к будущей профессии
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Формы и методы
контроля и оценки
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые Выбор и применение методов и способов
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их решения профессиональных задач в области
эффективность и качество
производства тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и Обоснование выбора решений в стандартных и
нести за них ответственность
нестандартных ситуациях
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Проявление
умения эффективного поиска
необходимой информации
Результаты
сформированности
Использование различных источников, включая
компетенций
электронные
определяют по
контрольным
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с Взаимодействие
с
обучающимися,
точкам на основании
коллегами, руководством
преподавателями и мастерами в ходе обучения
разработанных
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), Осуществление самоанализа и коррекции
критериев оценки
за результат выполнения заданий
результатов собственной работы
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности
Организация самостоятельных занятий при
изучении учебной дисциплины. Определение
целей и задач для достижения результата
Анализ инноваций в области производства
тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий
ОК 10 Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной Организация занятий в соответствии с
и экологической безопасности
требованиями охраны труда, техники
безопасности
23