Приложение 33
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 10 «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
Сухой Лог
2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических
и силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г.
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Потапенко Светлана Александровна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
16
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07
«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.10 «Основы экономики» является вариативной
частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальности специальность 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий.
Учебная дисциплина ОП 10 «Основы экономики» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 18.02.05
Производство тугоплавких неметаллических
и силикатных
материалов и изделий. представляет комплекс знаний по экономике, минимально
необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об
экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в
международной сфере. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
ОК1-ОК11, ПК 4.1-ПК 4.3.
1.2.Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01
приводить примеры: взаимодействия
рынков; прямых и косвенных
налогов; взаимовыгодной
международной торговли;
описывать: предмет и метод
экономической науки, факторы
производства, цели фирмы, основные
виды налогов, банковскую систему,
рынок труда, экономические циклы,
глобальные экономические
проблемы;
объяснять: экономические явления с
помощью альтернативной стоимости;
выгоды обмена; закон
спроса; причины неравенства
доходов; роль минимальной оплаты
труда; последствия инфляции;
сравнивать (различать): спрос и
величину спроса, предложение и
величину предложения, рыночные структуры, безработных и
незанятых, организационно-правовые
смысл основных теоретических
положений экономической науки;
-ОК 11.
ПК 1.3
ПК 4.1.
ПК 4.2.
ПК 4.3
4
основные экономические принципы
функционирования семьи, фирмы,
рынка и государства, а
также международных
экономических отношений;
формы предприятий, акции и
облигации;
вычислять на условных примерах:
величину рыночного спроса и
предложения, изменение спроса
(предложения) в зависимости от
изменения формирующих его
факторов, равновесную цену и
объем продаж; экономические и
бухгалтерские затраты и прибыль,
смету (бюджет) доходов и
расходов, спрос фирмы на труд;
реальный и номинальный ВВП, темп
инфляции, уровень безработицы;
-применять для экономического
анализа: кривые спроса и
предложения, графики изменений
рыночной ситуации в результате
изменения цен на факторы
производства, товары-заменители и
дополняющие товары;
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Обязательная учебная нагрузка
54
в том числе:
теоретическое обучение
36
практические занятия в форме практической подготовки
18
Самостоятельная работа
18
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся
Кол-во
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Экономические основы функционирования организации в условиях рынка
Введение
1
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с деятельностью
предприятия
16
2-2
2
Введение в экономику. Базовые экономические понятия.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Организация
деятельности
хозяйствующих
субъектов в
рыночной
экономике
1 Понятие предприятия, его характеристики, понятие юридического лица, коммерческой и
некоммерческой организации.
4-4,6
2-3
Организация как хозяйствующий субъект в рыночной экономике (цели, задачи, производство,
персонал, технология). Основные принципы построения экономической системы организации.
2 Формы и виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое.
Организационно-правовые формы предпринимательства: хозяйственные товарищества,
хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные
унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования.
2-3
Акционерные общества: сущность и особенности функционирования.
Практические занятия:
1
4-8,10
ПЗ№1.Сравнительный анализ целесообразности использования той или иной организационно
7
правовой формы коммерческой организации в определенной среде предпринимательства.
2
ПЗ№2.Изучение производственного и технологического процессов на примере конкретного
предприятия
Самостоятельная работа обучающихся: вср№1
Тематика домашних заданий:
Составление опорного конспекта по теме
«Производственный и технологический процесс предприятия»
«Понятие производственного цикла»
«Лизинг и факторинг – способы финансирования предприятия»
«Кредиты в деятельности организации»
Подготовка реферата по предложенной тематике
1. Построение экономической системы организации и её управление
2. Планирование, финансирование и кредитование организации.
3.Финансовые ресурсы организации
4. Маркетинговая деятельность организации в рыночных условиях
5. Понятие производственной и организационной структуры
6. Структуры управления конкретных предприятий и задачи совершенствования структуры
организации в условиях рынка.
7. Менеджмент организации
8
6
8. Характеристика современного состояния и перспектив развития отрасли электроэнергетики
9. Характеристика современного состояния и перспектив развития ПСМ
Раздел 2. Ресурсы организации и эффективность их использования
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Материальные
ресурсы
организации.
1
Основные
средства.
Практические занятия:
22
2-12
Основные фонды, оценка состояния, движения и использования основных фондов
2-3
Методы управления основными средствами и оценка их эффективности.
1
2-14
ПЗ№3 Расчет годовой суммы амортизационных отчислений.
Расчет показателей эффективности использования основных фондов.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Материальные
ресурсы
организации.
1
Оборотные
средства.
Понятие, состав, структура оборотных средств. Источники пополнения и формирования
оборотных средств организации: собственные, заемные.
2-3
Оценка эффективности использования оборотных средств. Методы управления оборотными
средствами.
Практические задания:
1
Тема 2.3
2-16
2-18
ПЗ№4. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств.
Содержание учебного материала
Трудовые ресурсы 1
организации.
4-20,22
Понятие кадров (трудовых) ресурсов организации. Показатели количественной характеристики
трудовых ресурсов: списочная, явочная. Структура кадров (персонала).
9
2-3
Основные нормы труда: норма времени, норма выработки, норма численности.
Оплата труда.
2
Производительность труда: показатели, измерители, резервы роста
2-3
Понятие и элементы тарифной системы. Понятие тарифной ставки. Повременная и сдельная
формы оплаты труда. Понятие сдельной расценки.
Практические занятия:
4-24,26
1
ПЗ№5 Планирование численности персонала. Заполнение табеля учета рабочего времени..
2
ПЗ №6 Расчеты заработной платы по повременной и сдельной формам оплаты труда.
Оформление нарядов.
Самостоятельная работа обучающихся: вср№2
Тематика домашних заданий:
Составление опорного конспекта по темам
«Производственная мощность и пути улучшения использования основных фондов».
«Источники финансирования долгосрочных финансовых вложений: собственные, заемные,
привлеченные, ассигнования из бюджета, иностранные инвестиции»
«Способы экономии оборотных средств. Энерго- и материало-сберегающие технологии».
«Современные система оплаты труда. Бестарифная форма оплаты труда»,
«Зарубежный опыт материального стимулирования труда персонала организации».
Выявление резервов роста производительности труда на конкретном примере.
Составление годового баланса рабочего времени работников
10
6
Работа с нормативными документами: Определение роли государства в регулировании вопросов,
связанных с организацией и оплатой труда работающих
Раздел 3. Основные экономические показатели деятельности организации и методика их расчета
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Себестоимость и
цена продукции
1
16
2-28
Понятие себестоимости продукции. Классификация расходов организации по различным
признакам. Понятие прямых и косвенных расходов
2-3
Себестоимость продукции, ее виды.
Экономическая сущность и виды рыночных цен. Ценовая политика. Методы и стратегии
ценообразования. Структура рыночной цены.
Практические занятия:
1
2-30
ПЗ№ 7.Методика расчета различных видов себестоимости.
Расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
Методика расчета цены продукции
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Финансовые
результаты
деятельности
организации.
1
2-32
Понятие производственной программы организации. Методика расчета стоимостных
показателей объема производства и реализации продукции: товарной, валовой и реализованной
продукции.
Понятие доходов организации. Доходы от обычных видов деятельности, доходы от прочих
11
2-3
операций. Прибыль, как важнейший показатель деятельности организации.
Понятие рентабельности, её виды.
Практические занятия:
1
2-34
ПЗ №8 Планирование прибыли организации. Расчет показателей рентабельности
Расчет показателей производства и реализации продукции
Самостоятельная работа обучающихся: вср№3
6
Тематика домашних заданий:
Подбор примеров различных стратегий ценообразования по материалам периодической печати.
Подготовка реферата по методам управления, вопросам эффективного использования и способам
экономии финансовых ресурсов организации и вопросам ценообразования продукции.
Составление опорного конспекта по теме: «План по производству продукции».
«Производственная мощность предприятия, методика расчета, показатели использования».
Подготовка презентации и защита рефератов
Дифференцированный зачет
Всего:
2-36
54
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
12
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
13
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы
экономики
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
схемы, плакаты, комплект учебно-методических материалов по дисциплине
«Основы экономики».
калькуляторы
экран,
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением,
мультимедийный проектор,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с поправками.
Источнико- правовой комментарий. 3-е изд. перераб. / [авт. историко-правового комментария
Б.А.Стракун].- М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.- 144с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации : части первая, вторая, третья,
четвертая. По состоянию на 1 июня 2010г. Комментарий последних изменений – М.: Юрайт,
2010.- 572с.
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Профессиональные комментарии и
разъяснения к сложным ситуациям: 2-е изд., перераб. и доп./ под общ. рез. Л.В. ЩурТруханович.- М.: Дело и сервис, 2010 - 784с.
4. Соколова С.В. «Экономика организации» (1-е изд.) учебник. - изд. «Академия».2015.- 234с.
5. Паламарчук А.С. Экономика предприятия: учебник / А.С. Паламарчук. – Москва;
Инфра-М, 2014. – 221с.
Дополнительные источники:
1. Киперман Г.Я., Сурганов В.С. Популярный экономический словарь./ Г.Я.Киперман
– М.: Экономика, 2008. - 256 с.
Экономика предприятия. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф.
Е.М. Купрякова. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.- 127
14
2. Примеры задач среднего и высокого уровня сложности. Форма доступа:
http://www.iloveeconomics.ru
3. Рекомендации по экономике для студентов колледжей. Форма доступа:
http://college.odoportal.ru/list/recomendations-ok/links/link-ok-economica.htm
4. Справочно-поисковые системы (http://www.rusarchives.ru/, http://www.vniidad.ru,
http://www.consultant.ru, http://www.garant.ru/, http://kodeks.ru/).
5. Учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа:
http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm
6. Электронный
путеводитель
по
экономике.
Форма
доступа:
http://clck.yandex.ru/redir/Aiut
15
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 1 - Формы и методы контроля и оценки освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема) учебной
дисциплины
Результаты
Основные показатели
результатов подготовки
(освоенные умения, усвоенные знания)
Определение организационноправовых форм организаций;
оценка целесообразности
применения
Раздел 1. Экономические Уметь:
основы
- определять организационно-правовые
функционирования
формы организаций;
организации.
Организация в условиях - находить и использовать необходимую
экономическую информацию;
рынка
Подготовка реферата по
вопросам экономических основ
функционирования организации
в условиях рынка
Знать:
- сущность организации как основного
звена экономики отраслей;
- основные принципы построения
экономической системы организации;
организацию
производственного
технологического процессов
Раздел 2. Ресурсы
организации и
эффективность их
использования
Уметь:
- находить и использовать необходимую
экономическую информацию;
- определять состав материальных,
трудовых и финансовых ресурсов
Формы и методы контроля и
оценки
Оценка преподавателя
самостоятельной работы по
оценочному листу
Оценка преподавателя устного
ответа по оценочному листу
Оценка преподавателя
практической работы по эталону
Характеристика экономической
системы организации,
производственного и
технологического процессов
Оценка преподавателя,
самооценка и взаимооценка
защиты реферата по оценочному
листу
Подготовка реферата по
методам управления, вопросам
эффективного использования и
способам экономии
материальных и трудовых
ресурсов организации
Оценка преподавателя
самостоятельной работы по
оценочному листу
и
Оценка преподавателя устного
ответа по оценочному листу
Оценка преподавателя
16
Раздел (тема) учебной
дисциплины
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
организации;
- заполнять первичные документы по
экономической деятельности организации;
Основные показатели
результатов подготовки
Определение состава
материальных, трудовых и
финансовых ресурсов
Заполнение первичных
-рассчитывать по принятой методике
основные технико-экономические показатели документов по экономической
деятельности организации
деятельности организации;
Знать:
- принципы и методы управления
основными и оборотными средствами;
- методы оценки эффективности их
использования;
Формы и методы контроля и
оценки
практической работы по эталону
Оценка преподавателя,
самооценка и взаимооценка
защиты реферата по оценочному
листу
Расчет по принятой методике
основных техникоэкономических показателей
деятельности организации
- состав материальных, трудовых и
финансовых ресурсов организации,
показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, в том числе
основные энергосберегающие технологии;
- формы оплаты труда;
Раздел 3. Основные
Уметь:
экономические
- находить и использовать необходимую
показатели деятельности
экономическую информацию;
организации и методика
их расчета
- определять состав материальных,
трудовых и финансовых ресурсов
17
Подготовка реферата по
методам управления, вопросам
эффективного использования и
способам экономии финансовых
ресурсов организации и
вопросам ценообразования
Оценка преподавателя
самостоятельной работы по
оценочному листу
Раздел (тема) учебной
дисциплины
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели
результатов подготовки
организации;
продукции
- заполнять первичные документы по
экономической деятельности организации;
Определение состава
материальных, трудовых и
финансовых ресурсов
Формы и методы контроля и
оценки
Оценка преподавателя устного
ответа по оценочному листу
-рассчитывать по принятой методике
основные технико-экономические показатели
Заполнение первичных
деятельности организации;
документов по экономической
Знать:
деятельности организации
Оценка преподавателя
практической работы по эталону
- состав материальных, трудовых и
финансовых ресурсов организации,
показатели их эффективного использования;
Оценка преподавателя,
самооценка и взаимооценка
защиты реферата по оценочному
листу
- способы экономии ресурсов, в том числе
основные энергосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования;
-основные
технико-экономические
показатели деятельности организации и
методику их расчёта;
18
Расчет по принятой методике
основных техникоэкономических показателей
деятельности организации
Описание механизма
ценообразования
Таблица 2 - Формы и методы контроля и оценки освоенных общих и профессиональных компетенций
Результаты (освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.
Демонстрация потребности в получении экономических знаний, готовности
использовать их в траектории дальнейшего профессионального развития.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
Воспитание ответственности за принятие экономически обоснованных
решений в стандартных и нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Организация самостоятельных занятий при изучении дисциплины,
применение полученных знаний для определения экономически
рационального поведения и порядка действия в конкретных ситуациях
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
Демонстрация умения эффективного поиска необходимой информации; обучающегося
в процессе
отделения основной от второстепенной, критическое оценивание полученной
освоения
информации, передача содержания информации адекватно поставленной
образовательно
цели
й программы
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для
обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных,
презентации результатов познавательной и практической деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
Владение основными видами
эффективно общаться с коллегами, руководством. этическим нормам и правилам
ОК 7. Брать ответственность за работу членов
Формы и
методы
контроля и
оценки
публичных
выступлений,
следование
Осуществление самоанализа и коррекции результатов собственной работы и
19
команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
членов команды. Воспитание ответственности за экономические решения.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
Постановка целей и задач достижения результата, самостоятельное создание
алгоритмов познавательной деятельности при решения задач творческого и
поискового характера.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены
технологий в профессиональной деятельности
Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской
деятельности, элементарными умениями прогноза.
ОК 10. Обеспечивать соблюдение правил охраны
труда, промышленной и экологической
безопасности.
Понимание важности соблюдения правил охраны труда, промышленной и
экологической безопасности и их обеспечение
20