Приложение 30
К ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Теоретические основы химической технологии
Сухой Лог
2020
Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования (далее СПО) 18.02.05 «Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07
мая 2014 г
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Вехов Андрей Юрьевич , преподаватель .
2
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ
И
ДИСЦИПЛИНЫ
ОЦЕНКА
РАБОЧЕЙ
РЕЗУЛЬТАТОВ
3
ПРОГРАММЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
11
УЧЕБНОЙ
12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Теоретические основы химической технологии
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 18.02.05
Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, укрупнённая
группа 18.00.00 Химические технологии
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Дисциплина
«Теоретические
основы
общепрофессиональной дисциплиной в составе
профессиональной образовательной программы.
химической
технологии»
профессионального цикла
является
основной
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
–
выполнять материальные и энергетические расчеты технологических показателей
химических производств;
–
определять оптимальные условия проведения химико-технологических процессов;
–
составлять и делать описание технологических схем химических процессов;
–
обосновывать целесообразность выбранной технологической схемы и конструкции
оборудования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
–
теоретические основы физических, физико-химических и химических процессов;
–
основные положения теории химического строения веществ;
–
основные понятия и законы физической химии и химической термодинамики;
–
основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического
оборудования производства;
–
основы теплотехники, теплопередачи, выпаривания.
–
технологические системы основных химических производств и их аппаратурное
оформление.
Содержание
учебной дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к
освоению профессиональных модулей по программе подготовки специалистов среднего звена по
специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и
изделий и овладению профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Соблюдать условия хранения сырья.
ПК 1.2. Подготавливать, дозировать и загружать сырье согласно рецептуре
технологического процесса.
ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий.
ПК 1.4. Выполнять технологические расчеты, связанные с приготовлением шихты.
ПК 2.1. Проверять исправность оборудования, технологических линий и средств
автоматизации.
ПК 2.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
ПК 3.1. Осуществлять контроль параметров технологического процесса и их
регулирование.
ПК 3.2. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции.
ПК 3.3. Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса для
выявления резервов экономии.
4
ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные
отношения со смежными подразделениями.
ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и
качеству продукции.
ПК 4.3. Повышать производительность труда, снижать трудоемкость продукции на основе
оптимального использования трудовых ресурсов и технических возможностей оборудования.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться общие
компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 74 часа;
внеаудиторной( самостоятельной) учебной работы обучающегося 37 часов.
5
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
в том числе:
практические занятия
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Работа с конспектом , рабочей тетрадью, учебной и специальной технической
литературой по вопросам и заданиям разных уровней
Выполнение расчетных заданий к практическим работам, подготовка к их
защите
Промежуточная аттестация в форме
6
Объем часов
111
74
36
37
экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Теоретические основы химической технологии
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Объем
внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
часов
(если предусмотрены)
1
2
3
РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ХИМИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Содержание учебного материала
Введение
4
1 Цели и задачи учебной дисциплины. Методические рекомендации студентам по освоению
2
учебного материала дисциплины
2 Химическая технология как наука. Её связь с другими науками
2
Содержание учебного материала
Тема 1.1
6
Компоненты
1 Сырье в химическом производстве.
2
химического
2 Энергия в химической технологии
2
производства
3 Вода в химической промышленности. Воздух в химической технологии
2
Самостоятельная работа обучающихся
№1Работа с конспектом , учебной и специальной технической литературой по вопросам и
заданиям разных уровней.
5
РАЗДЕЛ 2 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Содержание учебного материала
Тема 2.1
10
Основные
1 Понятие и структура химико- технологического процесса. Показатели химико-технологического
характеристики
процесса
2
химико 2 Классификация химических реакций
2
технологически Практические занятия
х процессов
2
1 Составление материального и теплового баланса по реакции
2
2
2 Определение выхода готового продукта с учетом концентрации исходных веществ
Самостоятельная работа обучающихся
№2Выполнение расчетных заданий к практическим занятиям, подготовка к их защите.
Работа с конспектом , рабочей тетрадью, учебной и специальной технической литературой по
вопросам и заданиям разных уровней
5
Содержание учебного материала
Тема 2.2
12
Гомогенные и
1 Общие особенности гетерогенных процессов. Гетерогенные процессы в системе газ -твердое
гетерогенные
тело. Основные стадии гетерогенных процессов
2
Наименование
разделов и тем
7
Уровень
освоения
4
1
1
2
2
2
2-3
2
2 Промышленный катализ. Механизм действия катализаторов
3 Гомогенный и гетерогенный катализ. Промышленное использование
Практические занятия
3 Обоснование выбора катализатора для конкретного химико- технологического процесса
4 Расчет константы равновесия и скорости реакции для заданных условий
5 Подбор параметров химико – технологического процесса обеспечивающих максимальный
выход готового продукта
Самостоятельная работа обучающихся
№3 Выполнение расчетных заданий к практическим занятиям, подготовка к их защите.
Работа с конспектом , рабочей тетрадью, учебной и специальной технической литературой по
вопросам и заданиям разных уровней
Содержание учебного материала
Тема 2.3
Основные
1 Химические реакторы и их классификация по характеру смешивания
характеристики 2 Особенности реакторов с использованием твердых катализаторов в стационарном и взвешенном
реакторов
состояниях
3 Классификация реакторов по подводу и отводу теплоты
4 Элементы технологического расчета реакторов
Практические занятия
6 Обоснование выбора конструкции реактора для конкретного химико- технологического
процесса
7 Расчет материального и теплового баланса реактора по заданию. Выполнение эскиза реактора с
указанием направления движения материальных и энергетических потоков
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение расчетных заданий к практическим занятиям, подготовка к их защите.
Работа с конспектом , учебной и специальной технической литературой по вопросам и заданиям
разных уровней
РАЗДЕЛ 3 ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Содержание учебного материала
Тема 3.1
Типы химико1 Основные типы химико-технологических систем и их особенности
технологически 2 Формирование технологических схем на основе системного анализа
х систем
Практические занятия
8 Описание предложенной аппаратурной технологической схемы с обвязкой основных
реакционных аппаратов
химикотехнологически
е процессы
8
2
2
2
2-3
2
2
2
6
14
2
2
2
2
2
3
3
3
2
2
2
7
14
2
2
2
2
Тема 3.2
Производство
основных
продуктов
неорганического
синтеза(Н2SO4,
NH3, НNO3)
9 Обоснование направления движения материальных и тепловых потоков
10 Вычерчивание по краткому описанию технологической схемы с указанием движения
материальных и тепловых потоков
11 Обоснование выбора конструкции реакционного аппарата
Самостоятельная работа обучающихся
№4 Выполнение расчетных заданий к практическим занятиям, подготовка к их защите.
Работа с конспектом , учебной и специальной технической литературой по вопросам и заданиям
разных уровней
Содержание учебного материала
1 Производство серной кислоты
2 Производство аммиака
3 Производство азотной кислоты
Практические занятия
12 Выбор и обоснование способа получения Н2SO4,NH3, НNO3
13 Обоснование выбора химико-технологической системы с учетом ресурсо и энергосберегающих
технологий
14 Краткое описание аппаратурной технологической схемы. Обоснование выбора конструкции
реакционного аппарата. Выполнение упрощенного чертежа реакционного аппарата
Самостоятельная работа обучающихся
№5 Выполнение расчетных заданий к практическим занятиям, подготовка к их защите.
Работа с конспектом , учебной и специальной технической литературой по вопросам и заданиям
разных уровней
ВСЕГО
2
2
2
2
7
14
2
2
2
2
2
2
2
7
111
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
2
2
2
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории Физическая и
коллоидная химия.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– доска меловая (магнитная);
– лабораторные столы;
– набор измерительной аппаратуры;
– набор химической посуды и реактивов;
– методическое обеспечение: методические рекомендации по выполнению лабораторных
и практических работ, справочная литература.
Технические средства обучения:
– проектор мультимедийный;
– экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, ннтернет-ресурсов
Основные источники:
1 Ю. А. Москвичев, А. К. Григоричев, О. С. Павлов. Учебник / Ю. А. Москвичев и др
Издательство: Академия,2005. 272с
2 Соколов Р.С. Химическая технология / Р.С. Соколов том 1. М.: ВЛАДОС, 2003. – 363
с.
Дополнительные источники:
Бесков В.С. Общая химическая технология: Учебное пособие /В.С. Бесков.–
М.:Академкнига,2006. – 452с.
Кутепов А.М. Общая химическая технология. Учебник / А.М. Кутепов - М.: Высшая
школа, 1990. - 520 с.
1 Сороко В.С. Основы химической технологии. . Учебник/ В.С. Сороко -Л.: Химия,
1986.-421с.
2 Алтухов К.В. Химическая технология / К.В. Алтухов, И.П Мухленов, Е.С Тумаркина.
Химическая технология. /Учеб. пособие - М., 1985.-53с
Интернет ресурсы:
1 www.twirpx.com/files/chidnustry/gazoilch
2 www.ximia.ru
3 kniga.ru›
1
0
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем на
любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя
из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной
аттестации разрабатываются и утверждаются ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 1, 2).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой:
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
1
1
Таблица 1 - Формы и методы контроля и оценки освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема)
Результаты обучения
Основные показатели
учебной
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов подготовки
дисциплины
Раздел 1
Полное освоение знаний и
знать:
Общие
-основные положения теории химического строения
умений в соответствии с
понятия о
веществ;
требованиями ФГОС,
химическом
-основные понятия и законы физической химии и
рабочей программой.
производстве
химической термодинамики;
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций ОК1-9
Раздел 2
Полное освоение знаний и
уметь:
Общие
-выполнять материальные и энергетические расчеты
умений в соответствии с
закономерност технологических показателей химических производств;
требованиями ФГОС,
и химических
-определять оптимальные условия проведения химикорабочей программой.
процессов
технологических процессов;
Показатель признака
проявления знаний,
знать:
-основные типы, конструктивные особенности и принцип
умений, компетенций
работы технологического оборудования производства;
ОК1-9
-основы теплотехники, теплопередачи, выпаривания;
Раздел 3
Полное освоение знаний и
уметь:
Химико-составлять и делать описание технологических схем
умений в соответствии с
технологическ химических процессов;
требованиями ФГОС,
ие системы
-составлять и делать описание технологических схем
рабочей программой.
химических процессов;
Показатель признака
-обосновывать целесообразность выбранной технолопроявления знаний,
гической схемы и конструкции оборудования.
умений, компетенций
ОК1-9
знать:
-основные типы, конструктивные особенности и принцип
работы технологического оборудования производства;
-технологические системы основных химических
производств и их аппаратурное оформление.
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
входная диагностика;
текущий контроль (устный и
письменный ответ);
контроль по темам, раздела;
самостоятельная работа1
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
текущий контроль(устный и
письменный ответ);
контроль по темам, раздела;
самостоятельная работа 2 ,3,4;
практические занятия 1,2,3,4,5,6,7
Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
текущий контроль(устный и
письменный ответ);
контроль по темам, разделам;
самостоятельная работа 5,6;
практические занятия
8,9,10,11,12,13,14;
определяются по разработанным
критериям оценок (Сумма баллов по
признакам проявления , умений,
знаний и компетенций в соответствии
с универсальной шкалой)
Таблица 2 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
Основные показатели оценки результата
(освоенные общие компетенции)
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей Проявление интереса к будущей профессии
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые Выбор и применение методов и способов
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их решения профессиональных задач в области
эффективность и качество
производства тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и Обоснование выбора решений в стандартных и
нести за них ответственность
нестандартных ситуациях
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Проявление
умения эффективного поиска
необходимой информации
Использование различных источников, включая
электронные
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с Взаимодействие
с
обучающимися,
коллегами, руководством
преподавателями и мастерами в ходе обучения
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), Осуществление самоанализа и
результатов собственной работы
за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности
коррекции
Организация самостоятельных занятий при
изучении учебной дисциплины. Определение
целей и задач для достижения результата
Анализ инноваций в области производства
тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий
Формы и методы
контроля и оценки
Результаты
сформированности
компетенций
определяют по
контрольным
точкам на основании
разработанных
критериев оценки.
Критериальная
система оценки по
признакам
проявления
компетенций