Приложение 15
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02 История
Сухой Лог
2020
Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических
и силикатных материалов и изделий, приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г.
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Перевалова Екатерина Михайловна, преподаватель истории, первая
квалификационная категория
2
Содержание
1 Паспорт программы учебной дисциплины «История» ........................................ 4
1.1 Область применения программы ...................................................................... 4
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы ................................................................................... 4
1.3 Цели и задачи дисциплины ............................................................................... 4
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: ............................. 5
2 Структура и содержание учебной дисциплины «История»................................. 6
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ................................... 6
3 Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины ..................... 7
4 Условия реализации программы дисциплины «История» ................................. 14
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению .. 14
4.2 Информационное обеспечение обучения ...................................................... 14
5 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «История» .................. 16
3
1.
ПАСПОРТ
«ИСТОРИЯ»
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по всем специальностям СПО.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и
социально-экономическому
циклу
основной
профессиональной
образовательной программы.
1.3 Цели и задачи дисциплины
Требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной
России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и
мировой истории последней четверти XX - начала XXI вв.
Задачи:
1. Рассмотреть основные этапы развития России на протяжении
последних десятилетий XX - начала XXI вв.;
2. Показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и
процессов на развитие современной России;
3. Сформировать целостное представление о месте и роли современной
России в мире;
4. Показать целесообразность учета исторического опыта последней
четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и
культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической,
культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых
социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже
(XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
4
основные
процессы
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих
государств регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и основные
направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении
национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших нормативных правовых и
законодательных актов мирового и регионального значения.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими
в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес..
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
5
2. Структура и содержание учебной дисциплины «История»
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная я аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем
часов
56
48
—
48
—
8
6
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала и
формы организации деятельности
обучающихся
2
Практическое занятие № 2. Внешняя
политика СССР. Отношения с США, со
странами «третьего мира
4
ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10
2
2
Содержание учебного материала
6
Курс на демократизацию общества.
Стратегия «ускорения». Экономическая
реформа 1987 года и причины её
незавершённости. Программа «500 дней».
Антиалкогольная кампания. Жилищная и
продовольственная
программы.
Концепция
нового
политического
мышления.
4
В том числе, практических занятий
Практическое
Формирование
курса СССР.
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
18
Содержание учебного материала
6
Внутренняя политика государственной
власти в СССР в начале 1980-х годов.
Особенности идеологии, национальной и
социально-экономической
политики.
Внешняя политика СССР. Отношения с
США, со странами «третьего мира».
В том числе, практических занятий
4
Практическое занятие № 1. Внутренняя
политика государственной власти в СССР
к началу 1980-х гг. Особенности
идеологии, национальной и социальноэкономической политики.
Тема 1.2.
Общественнополитическая
жизнь страны в 80е годы XX века.
Перестройка
в
часах
3
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Тема 1.1. Основные
тенденции
развития СССР к
1980-м гг.
Объем
ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10
занятие
№
3. 2
нового политического
7
Практическое занятие № 4. Концепция 2
нового политического мышления.
Тема 1.3.
Дезинтеграционные
процессы в России
и Европе во второй
половине 80-х гг.
Содержание учебного материала
6
Отражение событий в Восточной Европе
на дезинтеграционных процессах в СССР.
Советско - американские отношения.
Вывод войск из Афганистана. Советско –
китайские
отношения.
Ликвидация
социалистического
содружества.
Объединение Германии. Договор об
обычных
вооружениях.
Парижская
Хартия для новой Европы. Ликвидация
Организации Варшавского договора и
СЭВ. Договор об обычном вооружении.
СНВ-1.
4
В том числе, практических занятий
Практическое занятие № 5. Отражение
событий в Восточной Европе на
дезинтеграционных процессах в СССР.
Практическое занятие № 6. Распад
СССР и образование СНГ.
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века
Тема 2.1. Основные
направления
социально-экономического и политического развития
России в 90-е годы
XX века
Тема 2.2.
Государственнополитическое
развитие
Российской
Федерации в 90-е
ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10
2
2
30
Содержание учебного материала
6
Переход
к
рыночной
экономике.
«Шоковая
терапия».
Трудности
и
противоречия экономического развития
1990-х годов: реформы и их последствия.
Структурная перестройка экономики,
изменение отношения собственности.
Общественно-политическое развитие в
1991-1993 гг. Результаты социальноэкономических и политических реформ
1990-х.
4
В том числе, практических занятий
Практическое занятие № 7 Основные
2
направления социально- экономического
развития России в 90-е годы XX века.
Практическое занятие № 8.
2
Общественно-политическое развитие в
1991-1993 гг.
Содержание учебного материала
6
Основные
процессы
политического
развития России. Политический кризис
1993 г. Сепаратизм и угроза распада
России. Двоевластие: борьба за власть
между президентом РФ и Верховным
Советом. Выборы в Государственную
ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10
ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10
8
годы XX века
Думу РФ в 1993 г. Принятие Конституции
РФ 1993 г. Принципы федеративного
устройства
России.
Проблемы
и
тенденции
во
взаимоотношениях
федерального центра и субъектов РФ.
Выборы в Госдуму 1995 г. Президентские
выборы 1996 г. Внутриполитический
кризис 1999 г. Особенности и этапы
развития многопартийности в России.
Политические партии России.
В том числе, практических занятий
Тема 2.3. Геополитическое положение и внешняя
политика РФ в 90-е
гг. XX в. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX
века
Тема 2.4.
Российская
культура в 90-е
годы XX века
4
Практическое занятие № 9.
2
Государственно-политическое развитие
2
РФ в 90-е гг.
Практическое занятие № 10. Власть и
общество в 90-е гг.
Содержание учебного материала
6
Локальные национальные и религиозные
конфликты на пространстве бывшего
СССР в 90-е годы. Знать сущность и
причины
локальных,
региональных,
межгосударственных конфликтов в конце
XX-начале XXI вв. «Чеченский кризис».
Завершение
«первой
чеченской
кампании». Подписание соглашения о
прекращении
боевых
действий
на
территории Чечни в селении Хасавюрт
(1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан
и начало антитеррористической операции
федеральных войск (1999 г.). «Вторая
чеченская кампания».
4
В том числе, практических занятий
Практическое занятие № 11. Локальные 2
национальные и религиозные конфликты
2
на пространстве бывшего СССР в 90-е
годы. Практическое занятие № 12.
Международное положение России в
конце XX в.
Содержание учебного материала
6
Проблема экспансии в Россию западной
системы ценностей и формирование
«массовой культуры». Роль элитарной и
массовой культуры в информационном
обществе. Идеи «поликультурности» и
экстремистские молодежные движения.
Причины возрождения религиозного
фундаментализма и националистического
экстремизма в начале XXI века. Изучение
наглядного и текстового материала,
ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10
ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10
9
отражающего традиции национальных
культур народов России, и влияния на них
идей «массовой культуры».
В том числе, практических занятий
Тема 2.5.
Перспективы
развития РФ в
современном мире
4
Практическое занятие № 13. «Круглый 2
стол» по проблеме: место традиционных
религий, многовековых культур народов
России в условиях «массовой культуры»
2
глобального мира.
Практическое занятие № 14. Идеи
«поликультурности» и экстремистские
молодежные движения.
Содержание учебного материала
6
Внутренняя политика России в начале
XXI в. Новая стратегия развития страны.
Реформа
управления.
Национальные
проекты и структурные преобразования в
экономике.
Выявление взаимосвязи отечественных,
региональных,
мировых
социальноэкономических,
политических
и
культурных проблем; необходимость
структурной перестройки экономики,
социальной политической, военной и
других сфер жизни.
Восстановление позиций России во
внешней
политике.
Российско
–
американские
отношения.
Сотрудничество России с ООН, блоком
НАТО.
Взаимодействие с ЕС как
направление внешней политики РФ.
Восточное
направление
внешней
политики. Отношения России со странами
ближнего
зарубежья
Нормализация
ситуации
на
Северном
Кавказе.
Исламский сепаратизм. Террористические
акты и меры по борьбе с терроризмом.
Место России на международной арене.
Территориальная целостность России,
уважение прав ее населения и соседних
народов - главное условие политического
и социально – экономического развития.
Рассмотрение и анализ современных
общегосударственных
документов
в
области
политики,
экономики,
социальной сферы и культуры, и
обоснование на основе этих документов
важнейших перспективных направлений и
проблем в развитии РФ. Анализ
документов ВТО, ЕЭС, НАТО и др.
международных организаций в сфере
ОК 01-ОК 07
ОК 09, ОК10
10
глобализации различных сторон жизни
общества с позиции гражданина России.
В том числе, практических занятий
4
Практическое
занятие
№
15. 2
Перспективные направления и основные
проблемы развития РФ на современном
этапе.
2
Дифференцированный зачёт
Самостоятельная работа обучающихся
8
Всего:
48
11
Тематический план по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История
№
занятия
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
Темы занятий
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
Практическое задание № 1 Внутренняя политика государственной власти
в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и
социально-экономической политики.
Объём
часов
18
2
2
Практическое занятие № 2 Внешняя политика СССР. Отношения с
сопредельными государствами Евросоюза, США, странами третьего
мира.
Самостоятельная работа обучающихся
Общественно-политическая жизнь страны в 80-е годы XX века.
Перестройка
Практическое занятие № 3 Формирование нового политического курса
2
1
2
2
СССР.
Практическое занятие № 4 Концепция нового политического мышления.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине
80-х гг.
Практическое занятие № 5 Отражение событий в Восточной Европе на
дезинтеграционных процессах в СССР.
Практическое занятие № 6 Распад СССР и образование СНГ.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века
Основные направления социально-экономического и политического
развития России в 90-е годы XX века
Практическое занятие №7 Основные направления социальноэкономического развития России в 90-е годы XX века.
Практическое занятие №8 Общественно-политическое развитие в 19911993 гг.
Самостоятельная работа обучающихся
Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 90е годы XX века
Практическое занятие №9 Государственно-политическое развитие РФ в
90-е гг.
1
2
2
2
1
30
2
2
2
1
2
2
Практическое занятие № 10. Власть и общество в 90-е гг.
Самостоятельная работа обучающихся
Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90-е гг. XX в.
2
1
2
12
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века
Практическое занятие №11 Локальные национальные и религиозные
конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы.
Практическое занятие №12 Международное положение России в конце
XX в.
Самостоятельная работа обучающихся
Российская культура в 90-е годы XX века
Практическое занятие № 13«Круглый стол» по проблеме: место
традиционных религий, многовековых культур народов России в
условиях «массовой культуры» глобального мира.
Практическое занятие № 14 Идеи «поликультурности» и экстремистские
молодежные движения.
Самостоятельная работа обучающихся
Перспективы развития РФ в современном мире
Практическое занятие № 15. Перспективные направления и основные
проблемы развития РФ на современном этапе.
2
2
1
2
2
2
1
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Дифференцированный зачёт
Всего:
1
2
56ч.
13
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
4.1Требования
обеспечению
к
минимальному
материально-техническому
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
истории, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор,
экран,
компьютер
с
лицензионным программным обеспечением.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не
предусмотрено.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основная литература:
1. История:
учебник
для
студентов
учреждений
среднего
профессионального образования: в 2 ч. Ч 2/ В.В. Артёмов, Ю.Н.
Лубченков. 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.400с.
Дополнительная литеоатура:
1.История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И.,
Филиппова А.В. - М.: Просвещение, 2008. - 367 с.
2.История:
учебник
для
студентов
учреждений
среднего
профессионального образования. В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. 12-е изд., М:
.Издательский центр «Академия», 2013.-448с.
3. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред.
Алексашкиной Л.Н. - М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
4.История России XX-начало XXI века Учебник 11 каласс. А.А.
Левандовский, Ю.А. Щетинов. М.: Просвещение, 2013.-420с.
5. Отечественная история: учебное пособие для студентов учреждений
среднего профессионального образования. Д.М. Володихин. М.: 2010. 461с.
14
Интернет-ресурсы:
История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,
Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 528 с. - (Среднее профессиональное
образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1007623
http://school-collection.edu.ru
Дополнительная литература:
1.Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные
отношения, 1998. - 254 с.
2.Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007.
MDF. eBook(компьютерное издание). 99 Мб
3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХ1 века.
/Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
4.Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России :
теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;МГИМО (ун-т)
МИД РФ, Междунар. ин-т упр. - М. :Юристъ, 2005. - 237 с.
5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. - М.:
Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
6.Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории
современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. - М.: Аквариум, 1998. 217 с.
7.КузыкБ.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. - М.:
Институт экономических стратегий, 2006. - 544с.
8.Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000-2008. /Н. Леонов. М., 2008. 545 с.
9.Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм,
2009. - 416 с.
10.Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России
(1985¬2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В.
Печенев. - М.: Норма, 2004. - 365 с.
11.Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат,
2008. - 361 С.
12. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития
современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет,
2007. - 49 с.
13.Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.:
Европа, 2005. - 232 с.
15
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные
Формы и методы контроля и оценки
умения, усвоенные знания)
результатов обучения
В результате освоения дисциплины Формы контроля обучения:
обучающийся должен уметь:
домашние задания проблемного
ориентироваться в современной характера;
экономической,
политической,
практические задания по работе
культурной ситуации в России и мире; с
информацией,
документами,
выявлять
взаимосвязь литературой;
отечественных,
региональных,
подготовка
и
защита
мировых социально-экономических, индивидуальных и групповых заданий
политических и культурных проблем.
проектного характера.
В результате освоения дисциплины Формы оценки результативности
обучающийся должен знать:
обучения:
основные направления развития
традиционная система отметок в
ключевых регионов мира на рубеже баллах за каждую выполненную
(XX и XXI вв.);
работу,
на
основе
которых
сущность и причины локальных, выставляется итоговая отметка
региональных, межгосударственных Методы контроля направлены на
конфликтов в конце XX - начале XXI проверку умения обучающихся:
вв.;
отбирать и оценивать исторические
основные
процессы факты, процессы, явления;
(интеграционные,
поликультурные, выполнять условия здания на
миграционные и иные) политического творческом уровне с представлением
и экономического развития ведущих собственной позиции;
государств регионов мира;
делать осознанный выбор способов
назначение ООН, НАТО, ЕС и действий из ранее известных;
др.
организаций
и
основные осуществлять
коррекцию
направления их деятельности;
(исправление) сделанных ошибок на
о роли науки, культуры и новом уровне предлагаемых заданий;
религии в сохранении и укреплении работать в группе и представлять как
национальных и государственных свою, так и позицию группы;
традиций;
проектировать
собственную
содержание
и
назначение гражданскую
позицию
через
важнейших нормативных правовых и проектирование
исторических
законодательных актов мирового и событий.
регионального значения.
Методы оценки результатов обучения:
16
мониторинг
роста
творческой
самостоятельности
и
навыков
получения нового знания каждым
обучающимся
формирование
результата
промежуточной
аттестации
по
дисциплине
на
основе
суммы
результатов
текущего
и
промежуточного контроля.
17