РП 2020г. ХИМИЯ 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее – ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий», приказ Министерства
образования и науки РФ № 435 от 07.05.2014г.; ФГОС СОО приказ N 413 от 17 мая
2012 г. (изменения в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от
31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613); Примерной основной образовательной
программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №
2/16-з).
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Вехов Андрей Юрьевич, преподаватель ГБПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»

СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ

стр.
4

УЧЕБНОЙ

6

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

29

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

31

ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

ПРОГРАММЫ

СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
«ХИМИЯ»

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальностям СПО:
18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и
изделий
1.2. Место общеобразовательного учебного предмета «Химия» в структуре
основной профессиональной образовательной программы: базовая учебная дисциплина
общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи общеобразовательного учебного предмета «Химия» –
требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения общеобразовательного учебного предмета «Химия»
обучающийся должен уметь:
• называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип
химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах
неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель,
принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической
системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных
классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства
изученных неорганических и органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу
химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость
скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных
факторов;
• выполнять
химический
эксперимент:
по
распознаванию
важнейших
неорганических и органических соединений;
• проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи
химической информации и ее представления в различных формах;
• связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
• решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным
оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из
разных источников.

В результате освоения общеобразовательного учебного предмета
«Химия» обучающийся должен знать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая
связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и не молекулярного
строения, растворы, электролит и не электролит, электролитическая диссоциация,
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции,
скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ,
Периодический закон Д.И. Менделеева;
• основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации,
строения органических и неорганических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная,
азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные
металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый
и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен,
ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция,
бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза),
дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты,
белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Содержание учебной дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к
освоению учебной дисциплины по программе подготовки специалистов среднего звена по
специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий и овладению общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.4. количество часов на освоение программы общеобразовательного учебного
предмета«Химия»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 290 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 194 часов;
самостоятельной работы обучающегося 96 часов.

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ общеобразовательного учебного
предмета «ХИМИЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося
Итоговая аттестация в форме

290
194
18
20
96
Экзамена

2.2. Тематический план и содержание общеобразовательного учебного предмета «Химия»
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
№
п/п

Наименование темы ,
занятия

1

Введение. Предмет
органической химии.

2

Теория строения
органических соединений
А.М.Бутлерова.
Классификация
органических соединений.

3

Практические занятия№ 1

Кво
час
ов
2

2

2

Содержание темы

Уров
ень
осво
ения
2

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль
эксперимента и теории в химии. Значение химии при освоении профессий
СПО и специальностей СПО естественно-научного профиля
профессионального образования. Понятие об органическом веществе и
органической химии. Краткий очерк истории развития органической химии.
Витализм и его крушение. Особенности строения органических соединений.
Круговорот углерода в природе.
Предпосылки создания теории строения. Основные положения теории
2
строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических
веществ. Понятие об изомерии. Способы отображения строения молекулы
(формулы, модели). Значение теории А.М.Бутлерова для развития
органической химии и химических прогнозов. Строение атома углерода.
Электронное облако и орбиталь, s- и р-орбитали. Электронные и электроннографические формулы атома углерода в основном и возбужденном
состояниях. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу
перекрывания орбиталей (σ- и π-связи). Понятие гибридизации. Различные
типы гибридизации и форма атомных орбиталей, взаимное отталкивание
гибридных орбиталей и их расположение в пространстве в соответствии с
минимумом энергии. Геометрия молекул веществ, образованных атомами
углерода в различных состояниях гибридизации. Классификация
органических веществ в зависимости от строения углеродной цепи. Понятие
функциональной группы. Классификация органических веществ по типу
функциональной группы
2-3
7

Самостоят
ельная
работа

4

5

6

Обнаружение углерода и
водорода в органическом
соединении.
Предельные углеводороды. 2
Химические свойства
алканов. Применение и
способы получения
алканов.

Лабораторные работа №1
Обнаружение воды, сажи,
углекислого газа в
продуктах горения свечи.
Гомологический ряд
алкенов. Химические
свойства алкенов.
Применение и способы
получения алкенов.

2

2

Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных
углеводородов. Алканы как представители предельных углеводородов.
Электронное и пространственное строение молекулы метана и других
алканов. Гомологический ряд и изомерия парафинов. Нормальное и
разветвленное строение углеродной цепи. Номенклатура алканов и
алкильных заместителей. Алканы в природе. Реакции SR-типа:
галогенирование (работы Н.Н.Семенова), нитрование по Коновалову.
Механизм реакции хлорирования алканов. Реакции дегидрирования,
горения, каталитического окисления алканов. Крекинг алканов, различные
виды крекинга, применение в промышленности. Пиролиз и конверсия
метана, изомеризация алканов. Области применения алканов.
Промышленные способы получения алканов: получение из природных
источников, крекинг парафинов, получение синтетического бензина,
газификация угля, гидрирование алканов. Лабораторные способы получения
алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование, гидролиз карбида алюминия.

2

2-3

Гомологический ряд алкенов. Электронное и пространственное строение
2
молекулы этилена и алкенов. Гомологический ряд и общая формула алкенов.
Изомерия этиленовых углеводородов: межклассовая, углеродного скелета,
положения кратной связи, геометрическая. Особенности номенклатуры
этиленовых углеводородов, названия важнейших радикалов. Физические
свойства алкенов. Химические свойства алкенов. Электрофильный характер
реакций, склонность к реакциям присоединения, окисления, полимеризации.
Правило Марковникова и его электронное обоснование. Реакции
галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, гидрирования.
Механизм AE-реакций. Понятие о реакциях полимеризации. Горение
алкенов. Реакции окисления в мягких и жестких условиях. Реакция Вагнера
и ее значение для обнаружения непредельных углеводородов, получения
гликолей. Применение и способы получения алкенов. Использование
высокой реакционной способности алкенов в химической промышленности.
8

7

Алкадиены. Основные
понятия химии
высокомолекулярных
соединений. Лабораторная
работа №2 Ознакомление с
образцами полиэтилена и
полипропилена.

2

8

Гомологический ряд
алкинов. Химические
свойства и применение
алкинов.

2

9

Получение алкинов.
Гомологический ряд
аренов.

2

Применение этилена и пропилена. Промышленные способы получения
алкенов. Реакции дегидрирования и крекинга алкенов. Лабораторные
способы получения алкенов
Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов по
взаимному расположению кратных связей в молекуле. Особенности
электронного и пространственного строения сопряженных диенов. Понятие
о π-электронной системе. Номенклатура диеновых углеводородов.
Особенности химических свойств сопряженных диенов как следствие их
электронного строения. Реакции 1,4-присоединения. Полимеризация диенов.
Способы получения диеновых углеводородов: работы С.В.Лебедева,
дегидрирование алканов. Основные понятия химии высокомолекулярных
соединений (на примере продуктов полимеризации алкенов, алкадиенов и их
галогенпроизводных). Мономер, полимер, реакция полимеризации, степень
полимеризации, структурное звено. Типы полимерных цепей: линейные,
разветвленные, сшитые. Понятие о стереорегулярных полимерах. Полимеры
термопластичные и термореактивные. Представление о пластмассах и
эластомерах. Полиэтилен высокого и низкого давления, его свойства и
применение. Катализаторы Циглера—Натта. Полипропилен, его применение
и свойства. Галоген содержащие полимеры: тефлон, поливинилхлорид.
Каучуки натуральный и синтетические. Сополимеры (бутадиенстирольный
каучук). Вулканизация каучука, резина и эбонит.
Гомологический ряд алкинов. Электронное и пространственное строение
ацетилена и других алкинов. Гомологический ряд и общая формула алкинов.
Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Изомерия межклассовая,
углеродного скелета, положения кратной связи. Химические свойства и
применение алкинов. Особенности реакций присоединения по тройной
углерод-углеродной связи. Реакция Кучерова. Правило Марковникова
применительно к ацетиленам. Подвижность атома водорода (кислотные
свойства алкинов). Окисление алкинов. Реакция Зелинского. Применение
ацетиленовых углеводородов. Поливинилацетат.
Получение алкинов. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным
методом. Бензол как представитель аренов. Развитие представлений о
строении бензола. Современные представления об электронном и
пространственном строении бензола. Образование ароматической πсистемы. Гомологи бензола, их номенклатура, общая формула.
Номенклатура для дизамещенных производных бензола: орто-, мета-, пара9

2-3

2

2

расположение заместителей. Физические свойства аренов

10

Химические свойства
аренов. Применение и
получение аренов.

2

11

Природные источники
углеводородов.

2

12

13

Лабораторная работа №3
Растворимость различных
нефтепродуктов друг в
друге. Строение и
классификация спиртов.
Способы получения
спиртов. Многоатомные
спирты. Фенол.

Химические свойства аренов. Примеры реакций электрофильного
замещения: галогенирования, алкилирования (катализаторы Фриделя—
Крафтса), нитрования, сульфирования. Реакции гидрирования и
присоединения хлора к бензолу. Особенности химических свойств
гомологов бензола. Взаимное влияние атомов на примере гомологов аренов.
Ориентация в реакциях электрофильного замещения. Ориентанты I и II рода.
Применение и получение аренов. Природные источники ароматических
углеводородов. Ароматизация алканов и циклоалканов. Алкилирование
бензола
Нефть. Нахождение в природе, состав и физические свойства нефти.
Топливно энергетическое значение нефти. Промышленная переработка
нефти. Ректификация нефти, основные фракции ее разделения, их
использование. Вторичная переработка нефтепродуктов. Ректификация
мазута при уменьшенном давлении. Крекинг нефтепродуктов. Различные
виды крекинга, работы В.Г.Шухова. Изомеризация алканов. Алкилирование
непредельных углеводородов. Риформинг нефтепродуктов. Качество
автомобильного топлива. Октановое число. Природный и попутный
нефтяной газы. Сравнение состава природного и попутного газов, их
практическое использование. Каменный уголь. Основные направления
использования каменного угля. Коксование каменного угля, важнейшие
продукты этого процесса: кокс, каменноугольная смола, надсмольная вода.
Соединения, выделяемые из каменноугольной смолы. Продукты,
получаемые из надсмольной воды. Экологические аспекты добычи,
переработки и использования горючих ископаемых.

2

2

2

2

2-3

Строение и классификация спиртов. Классификация спиртов по типу
углеводородного радикала, числу гидроксильных групп и типу атома
углерода, связанного с гидроксильной группой. Электронное и
пространственное строение гидроксильной группы. Влияние строения
10

2

С/р№1
(10
часов)

спиртов на их физические свойства. Межмолекулярная водородная связь.
Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия и
номенклатура алканолов, их общая формула. Химические свойства
алканолов. Реакционная способность предельных одноатомных спиртов.
Сравнение кислотно-основных свойств органических и неорганических
соединений, содержащих ОН-группу: кислот, оснований, амфотерных
соединений (воды, спиртов). Реакции, подтверждающие кислотные свойства
спиртов. Реакции замещения гидроксильной группы. Межмолекулярная
дегидратация спиртов, условия образования простых эфиров. Сложные
эфиры неорганических и органических кислот, реакции этерификации.
Окисление и окислительное дегидрирование спиртов. Способы получения
спиртов. Гидролиз галогеналканов. Гидратация алкенов, условия ее
проведения. Восстановление карбонильных соединений. Отдельные
представители алканолов. Метанол, его промышленное получение и
применение в промышленности. Биологическое действие метанола.
Специфические способы получения этилового спирта. Физиологическое
действие этанола. Многоатомные спирты. Изомерия и номенклатура
представителей двух- и трехатомных спиртов. Особенности химических
свойств многоатомных спиртов, их качественное обнаружение. Отдельные
представители: этиленгликоль, глицерин, способы их получения,
практическое применение. Фенол. Электронное и пространственное
строение фенола. Взаимное влияние ароматического кольца и
гидроксильной группы. Химические свойства фенола как функция его
химического строения. Бромирование фенола (качественная реакция),
нитрование (пикриновая кислота, ее свойства и применение). Образование
окрашенных комплексов с ионом Fe3+. Применение фенола. Получение
фенола в промышленности
14

15

2
Практическая работа№2
Изучение растворимости
спиртов в воде.
Гомологические ряды
альдегидов и кетонов.
Химические свойства
альдегидов и кетонов.

2

2-3

Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Понятие о карбонильных
соединениях. Электронное строение карбонильной группы. Изомерия и
11

2

Применение и получение
карбонильных соединений.

16

Понятие об углеводах.
Классификация углеводов.
Моно-, ди- и
полисахариды,
представители каждой
группы углеводов.
Биологическая роль
углеводов, их значение в
жизни человека и
общества

17

Гомологический ряд
предельных одноосновных
карбоновых кислот.
Химические свойства
карбоновых кислот. Соли
карбоновых кислот.

2

номенклатура альдегидов и кетонов. Физические свойства карбонильных
соединений. Химические свойства альдегидов и кетонов. Реакционная
способность карбонильных соединений. Реакции окисления альдегидов,
качественные реакции на альдегидную группу. Реакции поликонденсации:
образование фенолоформальдегидных смол. Применение и получение
карбонильных соединений. Применение альдегидов и кетонов в быту и
промышленности. Альдегиды и кетоны в природе (эфирные масла,
феромоны). Получение карбонильных соединений окислением спиртов,
гидратацией алкинов, окислением углеводородов. Отдельные представители
альдегидов и кетонов, специфические способы их получения и свойства.
Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Понятие о карбонильных
2
соединениях. Электронное строение карбонильной группы. Изомерия и
номенклатура альдегидов и кетонов. Физические свойства карбонильных
соединений. Химические свойства альдегидов и кетонов. Реакционная
способность карбонильных соединений. Реакции окисления альдегидов,
качественные реакции на альдегидную группу. Реакции поликонденсации:
образование фенолоформальдегидных смол. Применение и получение
карбонильных соединений. Применение альдегидов и кетонов в быту и
промышленности. Альдегиды и кетоны в природе (эфирные масла,
феромоны). Получение карбонильных соединений окислением спиртов,
гидратацией алкинов, окислением углеводородов. Отдельные представители
альдегидов и кетонов, специфические способы их получения и свойства.
Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот.
2
Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. Электронное и
пространственное строение карбоксильной группы. Гомологический ряд
предельных одноосновных карбоновых кислот, их номенклатура и изомерия.
Межмолекулярные водородные связи карбоксильных групп, их влияние на
физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых
кислот. Реакции, иллюстрирующие кислотные свойства и их сравнение со
свойствами неорганических кислот. Образование функциональных
производных карбоновых кислот. Реакции этерификации. Ангидриды
карбоновых кислот, их получение и применение. Способы получения
карбоновых кислот. Отдельные представители и их значение. Общие
способы получения: окисление алканов, алкенов, первичных спиртов,
альдегидов. Важнейшие представители карбоновых кислот, их
биологическая роль, специфические способы получения, свойства и
12

18

2

19

Лабораторная работа №4
Взаимодействие раствора
уксусной кислоты с
оксидом цинка,
гидроксидом железа (III),
раствором карбоната калия
.
Сложные эфиры. Жиры.

20

Понятие об углеводах.

2

21

Моносахариды.

2

2

применение муравьиной, уксусной, пальмитиновой и стеариновой;
акриловой и метакриловой; олеиновой, линолевой и линоленовой;
щавелевой; бензойной кислот. Соли карбоновых кислот. Мыла. Способы
получения солей: взаимодействие карбоновых кислот с металлами,
основными оксидами, основаниями, солями; щелочной гидролиз сложных
эфиров. Химические свойства солей карбоновых кислот: гидролиз, реакции
ионного обмена. Мыла, сущность моющего действия. Отношение мыла к
жесткой воде. Синтетические моющие средства — СМС (детергенты), их
преимущества и недостатки
Физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых
кислот. Реакции, иллюстрирующие кислотные свойства и их сравнение со
свойствами неорганических кислот. Образование функциональных
производных карбоновых кислот.

Сложные эфиры. Строение и номенклатура сложных эфиров, межклассовая
изомерия с карбоновыми кислотами. Способы получения сложных эфиров.
Обратимость реакции этерификации и факторы, влияющие на смещение
равновесия. Образование сложных полиэфиров. Полиэтилентерефталат.
Лавсан как представитель синтетических волокон. Химические свойства и
применение сложных эфиров. Жиры. Жиры как сложные эфиры глицерина.
Карбоновые кислоты, входящие в состав жиров. Зависимость консистенции
жиров от их состава. Химические свойства жиров: гидролиз, омыление,
гидрирование. Биологическая роль жиров, их использование в быту и
промышленности.
Понятие об углеводах. Классификация углеводов. Моно-, ди- и
полисахариды, представители каждой группы углеводов. Биологическая
роль углеводов, их значение в жизни человека и общества
Моносахариды. Строение и оптическая изомерия моносахаридов. Их
классификация по числу атомов углерода и природе карбонильной группы.
Формулы Фишера и Хеуорса для изображения молекул моносахаридов.
Отнесение моносахаридов к D- и L-ряду. Важнейшие представители моноз.
Глюкоза, строение ее молекулы и физические свойства. Таутомерия.
13

2-3

2

2

2

22

23

Дисахариды.

Полисахариды.
Лабораторная работа № 5
Обнаружение крахмала с
помощью качественной
реакции в хлебе,
макаронных изделиях,
крупах.

2

2

24

Классификация и изомерия 2
аминов. Химические
свойства аминов.

25

Применение и получение
аминов.

26

Аминокислоты. Белки.

2

2

Химические свойства глюкозы: реакции по альдегидной группе
(«серебряного зеркала», окисление азотной кислотой, гидрирование).
Реакции глюкозы как многоатомного спирта: взаимодействие глюкозы с
гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании. Различные
типы брожения (спиртовое, молочнокислое). Глюкоза в природе.
Биологическая роль и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы.
Сравнение строения молекулы и химических свойств глюкозы и фруктозы.
Фруктоза в природе и ее биологическая роль. Пентозы. Рибоза и
дезоксирибоза как представители альдопентоз. Строение молекул.
Дисахариды. Строение дисахаридов. Способ сочленения циклов.
Восстанавливающие и невосстанавливающие свойства дисахаридов как
следствие сочленения цикла. Строение и химические свойства сахарозы.
Технологические основы производства сахарозы. Лактоза и мальтоза как
изомеры сахарозы
Полисахариды. Общее строение полисахаридов. Строение молекулы
крахмала, амилоза и амилопектин. Физические свойства крахмала, его
нахождение в природе и биологическая роль. Гликоген. Химические
свойства крахмала. Строение элементарного звена целлюлозы. Влияние
строения полимерной цепи на физические и химические свойства
целлюлозы. Гидролиз целлюлозы, образование сложных эфиров с
неорганическими и органическими кислотами. Понятие об искусственных
волокнах: ацетатном шелке, вискозе. Нахождение в природе и
биологическая роль целлюлозы. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы
Классификация и изомерия аминов. Понятие об аминах. Первичные,
вторичные и третичные амины. Классификация аминов по типу
углеводородного радикала и числу аминогрупп в молекуле. Гомологические
ряды предельных алифатических и ароматических аминов, изомерия и
номенклатура. Химические свойства аминов. Амины как органические
основания, их сравнение с аммиаком и другими неорганическими
основаниями.
Сравнение химических свойств алифатических и ароматических аминов.
Образование амидов. Анилиновые красители. Понятие о синтетических
волокнах. Полиамиды и полиамидные синтетические волокна. Применение и
получение аминов. Получение аминов. Работы Н.Н.Зинина
Аминокислоты. Понятие об аминокислотах, их классификация и строение.
Оптическая изомерия α-аминокислот. Номенклатура аминокислот.
14

2-3

С/Р№2
(13
часов)

2

2

2

27
28

Практическое занятие №3
Денатурация белка.
Белки.

29

2

Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины.
Биполярные ионы. Реакции конденсации. Пептидная связь. Синтетические
волокна: капрон, энант. Классификация волокон. Получение аминокислот,
их применение и биологическая функция. Белки. Белки как природные
полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры
белков. Фибриллярные и глобулярные белки. Химические свойства белков:
горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции.
Биологические функции белков, их значение. Белки как компонент пищи.
Проблема белкового голодания и пути ее решения
Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз,
качественные (цветные) реакции.

3

2

Белки. Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и
четвертичная структуры белков. Фибриллярные и глобулярные белки.
Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные
(цветные) реакции. Биологические функции белков, их значение. Белки как
компонент пищи. Проблема белкового голодания и пути ее решения.

Нуклеиновые кислоты.

2

30

Ферменты.

2

31

Витамины.

2

Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры.
2
Нуклеотиды, их строение, примеры. АТФ и АДФ, их взаимопревращение и
роль этого процесса в природе. Понятие ДНК и РНК. Строение ДНК, ее
первичная и вторичная структура. Работы Ф.Крика и Д.Уотсона.
Комплементарность азотистых оснований. Репликация ДНК. Особенности
строения РНК. Типы РНК и их биологические функции. Понятие о троичном
коде (кодоне). Биосинтез белка в живой клетке. Генная инженерия и
биотехнология. Трансгенные формы растений и животных.
Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах
2
белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с
неорганическими катализаторами. Классификация ферментов. Особенности
строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость
активности ферментов от температуры и рН среды. Значение ферментов в
биологии и применение в промышленности.
Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Норма
2
потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витаминов С,
группы В и Р) и жирорастворимые (на примере витаминов А, D и Е).
Авитаминозы, гипервитаминозы и гиповитаминозы, их профилактика.
15

2

32

Гормоны.

33

Лекарства.

34
35

36

2

Химия — наука о
веществах. Атом —
сложная частица.

2

Состав атомного ядра.
Электронная оболочка

2

Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах,
выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов.
Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот,
полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители: эстрадиол,
тестостерон, инсулин, адреналин.
Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах.
Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии.
Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин),
антипиретики (аспирин), анальгетики (анальгин). Механизм действия
некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование
свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их
классификация по строению, типу и спектру действия. Безопасные способы
применения, лекарственные формы.
Контрольная работа № 1
Состав вещества. Химические элементы. Способы существования
химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Вещества
постоянного и переменного состава. Закон постоянства состава веществ.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Способы
отображения молекул: молекулярные и структурные формулы;
шаростержневые и масштабные пространственные (Стюарта—Бриглеба)
модели молекул. Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Атомная
единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество
вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро.
Молярная масса. Агрегатные состояния вещества. Твердое (кристаллическое
и аморфное), жидкое и газообразное агрегатные состояния вещества. Закон
Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном
состоянии. Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева—
Клапейрона. Смеси веществ. Различия между смесями и химическими
соединениями. Массовая и объемная доли компонентов смеси.
Атом — сложная частица. Доказательства сложности строения атома:
катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность, электролиз.
Планетарная модель атома Э.Резерфорда. Строение атома по Н.Бору.
Современные представления о строении атома. Корпускулярно-волновой
дуализм частиц микромира.
Состав атомного ядра. Нуклоны: протоны и нейтроны. Изотопы и нуклиды.
Устойчивость ядер.
16

2

С/Р№3
(11часов)

2
2

2

атомов.

37

Состав атомного ядра.
Электронная оболочка
атомов.

38

Открытие периодического
закона.

39

40

Периодический закон и
строение атома.

Лабораторная работа №6
Сравнение свойств
простых веществ, оксидов
и гидроксидов элементов

2

2

Электронная оболочка атомов. Понятие об электронной орбитали и
электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное),
магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим
уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей
энергии, принципом Паули и правилом Гунда. Электронные конфигурации
атомов химических элементов.
Валентные возможности атомов химических элементов.
Электронная классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы
Состав атомного ядра. Нуклоны: протоны и нейтроны. Изотопы и нуклиды.
Устойчивость ядер.
Электронная оболочка атомов. Понятие об электронной орбитали и
электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное),
магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим
уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей
энергии, принципом Паули и правилом Гунда. Электронные конфигурации
атомов химических элементов.
Валентные возможности атомов химических элементов.
Электронная классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы
Предпосылки: накопление фактологического материала, работы
предшественников (И.В.Деберейнера, А.Э.Шанкуртуа, Дж.А.Ньюлендса,
Л.Ю.Мейера), съезд химиков в Карлсруэ, личностные качества
Д.И.Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона
Изотопы. Современное понятие химического элемента. Закономерность
Г.Мозли. Современная формулировка Периодического закона.
Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового
номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение
свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации;
электроотрицательности. Причины изменения металлических и
неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе
больших и сверхбольших. Значение Периодического закона и
Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для
развития науки и понимания химической картины мира.

2

2

2

2-3

17

41

III периода.
Понятие о химической
связи. Ковалентная
химическая связь.

2

42

Ионная химическая связь.
Водородная химическая
связь. .Металлическая
химическая связь.

2

43

Комплексообразование.

2

44

Неорганические полимеры.

Понятие о химической связи. Типы химических связей: ковалентная, ионная, 2
металлическая и водородная.
Ковалентная химическая связь. Два механизма образования этой связи:
обменный и донорно-акцепторный. Основные параметры этого типа связи:
длина, прочность, угол связи или валентный угол. Основные свойства
ковалентной связи: насыщенность, поляризуемость и прочность.
Электроотрицательность и классификация ковалентных связей по этому
признаку: полярная и неполярная ковалентные связи. Полярность связи и
полярность молекулы. Способ перекрывания электронных орбиталей и
классификация ковалентных связей по этому признаку: σ- и π-связи.
Кратность ковалентных связей и классификация их по этому признаку:
одинарные, двойные, тройные, полуторные. Типы кристаллических решеток
у веществ с этим типом связи: атомные и молекулярные. Физические
свойства веществ с этими кристаллическими решетками.
Ионная химическая связь. Крайний случай ковалентной полярной связи.
2
Механизм образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки и
свойства веществ с такими кристаллами.
Металлическая химическая связь. Особый тип химической связи,
существующий в металлах и сплавах. Ее отличия и сходство с ковалентной и
ионной связями. Свойства металлической связи. Металлические
кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами.
Водородная химическая связь. Механизм образования такой связи. Ее
классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи.
Молекулярные кристаллические решетки для этого типа связи. Физические
свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль водородных
связей в организации структур биополимеров. Единая природа химических
связей: наличие различных типов связей в одном веществе, переход одного
типа связи в другой и т.п.
Понятие о комплексных соединениях. Координационное число
2
комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сфера комплексов.
Номенклатура комплексных соединений. Их значение.
Полимеры — простые вещества с атомной кристаллической решеткой:
2
аллотропные видоизменения углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен,
взаимосвязь гибридизации орбиталей у атомов углерода с пространственным
18

45

Органические полимеры.

46

Понятие о дисперсных
системах.

47

Значение дисперсных
систем в живой и неживой
природе и практической
жизни человека.

48

Классификация
химических реакций в
органической и
неорганической химии.

49

Классификация

2

2

строением аллотропных модификаций); селен и теллур цепочечного
строения. Полимеры — сложные вещества с атомной кристаллической
решеткой: кварц, кремнезем (диоксидные соединения кремния), корунд
(оксид алюминия) и алюмосиликаты (полевые шпаты, слюда, каолин).
Минералы и горные породы. Сера пластическая. Минеральное волокно —
асбест. Значение неорганических природных полимеров в формировании
одной из геологических оболочек Земли — литосферы.
Способы их получения: реакции полимеризации и реакции
поликонденсации. Структуры полимеров: линейные, разветвленные и
пространственные. Структурирование полимеров: вулканизация каучуков,
дубление белков, отверждение поликонденсационных полимеров.
Классификация полимеров по различным признакам.
Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния
дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц.
Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные
системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные,
молекулярно-ионные и ионные). Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных
растворах. Синерезис в гелях
Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской
промышленности, косметике. Биологические, медицинские и
технологические золи. Значение гелей в организации живой материи.
Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. Синерезис как
фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей.
Свертывание крови как биологический синерезис, его значение.
Классификация химических реакций в органической и неорганической
химии. Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения
качественного состава веществ: аллотропизация и изомеризация. Реакции,
идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и
образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по
изменению степеней окисления элементов (окислительновосстановительные и неокислительно-восстановительные реакции); по
тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и
гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по
использованию катализатора (каталитические и не каталитические); по
механизму (радикальные, молекулярные и ионные ).
Классификация химических реакций в органической и неорганической
19

2

2

2

2

С/Р№4
(10 часов)

химических реакций в
органической и
неорганической химии.

50

52

53

54

55

Вероятность протекания
химических реакций.

2

Практическое занятие№4
«Решение расчетных задач
по теме «Вероятность
протекания химических
реакций.»»
Скорость химических
реакций.

Практическое занятие№5
«Решение расчетных задач
по теме «Скорость
химических реакций.»»

Обратимость химических
реакций. Химическое
равновесие.

2

химии. Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения
качественного состава веществ: аллотропизация и изомеризация. Реакции,
идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и
образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по
изменению степеней окисления элементов (окислительновосстановительные и неокислительно-восстановительные реакции); по
тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и
гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по
использованию катализатора (каталитические и не каталитические); по
механизму (радикальные, молекулярные и ионные ).
Вероятность протекания химических реакций. Внутренняя энергия,
энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические
уравнения. Стандартная энтальпия реакций и образования веществ. Закон
Г.И.Гесса и его следствия. Энтропия.
Вероятность протекания химических реакций. Внутренняя энергия,
энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические
уравнения. Стандартная энтальпия реакций и образования веществ. Закон
Г.И.Гесса и его следствия. Энтропия.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакций. Скорость гомои гетерогенной реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ. Температура
(закон Вант—Гоффа). Концентрация. Катализаторы и катализ: гомо- и
гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими
катализаторами. Зависимость скорости реакций от поверхности
соприкосновения реагирующих веществ.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакций. Скорость гомои гетерогенной реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ. Температура
(закон Вант—Гоффа). Концентрация. Катализаторы и катализ: гомо- и
гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими
катализаторами. Зависимость скорости реакций от поверхности
соприкосновения реагирующих веществ.
Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации.
Динамичность химического равновесия. Факторы, влияющие на смещение
равновесия: концентрация, давление, температура (принцип Ле Шателье).
20

2

2

56

57

58

59

60

61

Обратимость химических
реакций. Химическое
равновесие.
Лабораторная работа №7
«Реакции, идущие с
образованием осадка, газа
или воды для органических
и неорганических кислот.
Понятие о растворах.»
Лабораторная работа №8
«Теория
электролитической
диссоциации.»
Практическое занятие№4
Приготовление растворов
различных видов
концентрации.»
Практическое занятие№6
Приготовление растворов
различных видов
концентрации.»
Гидролиз как обменный
процесс.

Окислительновосстановительные
реакции. Классификация
окислительновосстановительных
реакций.

2

Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации.
Динамичность химического равновесия. Факторы, влияющие на смещение
равновесия: концентрация, давление, температура (принцип Ле Шателье).
Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие
растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы
выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества
(процентная), молярная.

2-3

2

Механизм диссоциации веществ с различными типами химических связей.
2-3
Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической
диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации.
Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости.
Сильные и средние электролиты. Диссоциация воды. Водородный
показатель. Среда водных растворов электролитов. Реакции обмена в водных
растворах электролитов.

2

Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов.

3

2

Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его
значение в практической деятельности человека. Обратимый гидролиз
солей. Ступенчатый гидролиз. Практическое применение гидролиза.
Гидролиз органических веществ (белков, жиров, углеводов,
полинуклеотидов, АТФ) и его биологическое и практическое значение.
Омыление жиров. Реакция этерификации.
Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и
восстановление. Важнейшие окислители и восстановители.
Восстановительные свойства металлов — простых веществ. Окислительные
и восстановительные свойства неметаллов — простых веществ.
Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей
(отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ,
образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления.

2

2

21

2

62

63

64

65

Окислительновосстановительные
реакции. Классификация
окислительновосстановительных
реакций.

Практическое занятие№7
«Решение расчетных задач
по теме «Окислительновосстановительные
реакции.»»
Лабораторная работа№9
Окислительные свойства
перманганата калия в
различных средах.
Химические источники

2

Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных
элементами в промежуточных степенях окисления. Классификация
окислительно-восстановительных реакций. Реакции межатомного и
межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции
внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокислениясамовосстановления (диспропорционирования).
Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Метод электронного баланса. Влияние среды на протекание окислительновосстановительных процессов
Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и
восстановление. Важнейшие окислители и восстановители.
Восстановительные свойства металлов — простых веществ. Окислительные
и восстановительные свойства неметаллов — простых веществ.
Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей
(отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ,
образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления.
Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных
элементами в промежуточных степенях окисления. Классификация
окислительно-восстановительных реакций. Реакции межатомного и
межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции
внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокислениясамовосстановления (диспропорционирования).
Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Метод электронного баланса. Влияние среды на протекание окислительновосстановительных процессов
Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Метод электронного баланса. Влияние среды на протекание окислительновосстановительных процессов

2-3

2

Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных
элементами в промежуточных степенях окисления.

2-3

2

Химические источники тока. Электродные потенциалы. Ряд стандартных

2

22

тока.

66

Электролиз расплавов и
водных растворов
электролитов

67

Классификация
неорганических веществ.

2

68

Классификация
неорганических веществ.

2

69
70

Классификация оксидов
Классификация оснований

71
72

Классификация кислот
Классификация солей

73
74

Контрольная работа №
Металлы.

75

Металлы в природе .

2

электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов).
Гальванические элементы и принципы их работы. Составление
гальванических элементов. Образование гальванических пар при
химических процессах. Гальванические элементы, применяемые в жизни:
свинцовая аккумуляторная батарея, никель-кадмиевые батареи, топливные
элементы.
Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы,
происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов.
Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз
водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение
электролиза
Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды
(основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды).
Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние,
кислые, основные и комплексные.
Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды
(основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды).
Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние,
кислые, основные и комплексные.
Оксиды, их классификация. Строение , физические и химические свойства .
Основания, их классификация. Строение , физические и химические
свойства .
Кислоты, их классификация. Строение , физические и химические свойства .
Соли средние, кислые, основные и комплексные. Строение , физические и
химические свойства .
Металлы. Положение металлов в периодической системе и особенности
строения их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и
металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов и их
восстановительные свойства: взаимодействие с неметаллами (кислородом,
галогенами, серой, азотом, водородом), водой, кислотами, растворами солей,
органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом,
кислотами), щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость
свойств этих соединений от степеней окисления металлов. Значение
металлов в природе и жизни организмов.
Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и
23

2

2

2

2

76
77

78

79

80

81

82

Коррозия металлов.
Неметаллы.

2

Практические занятия№8
Получение аммиака, его
свойства.
2

Оксиды и ангидриды
карбоновых кислот.
Практическое занятие№9
Получение и исследование
свойств оксидов углерода.

2-3

Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение их.
Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства:
взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными
неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные
свойства неметаллов в реакциях с фтором, кислородом, сложными
веществами — окислителями (азотной и серной кислотами и др.).
Водородные соединения неметаллов. Получение аммиака и хлороводорода
синтезом и косвенно. Физические свойства. Отношение к воде: кислотноосновные свойства

Водородные соединения
неметаллов.

Оксиды и ангидриды
карбоновых кислот.

электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений
металлов и его практическое значение.
Коррозия металлов. Понятие коррозии. Химическая коррозия.
Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе, особенности
строения их атомов. Электроотрицательность. Благородные газы.
Электронное строение атомов благородных газов и особенности их
химических и физических свойств. Неметаллы — простые вещества. Их
атомное и молекулярное строение их. Аллотропия. Химические свойства
неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами,
водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми
сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях
с фтором, кислородом, сложными веществами — окислителями (азотной и
серной кислотами и др.).

2

Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их
свойства. Основные оксиды, их свойства. Амфотерные оксиды, их свойства.
Зависимость свойств оксидов металлов от степени окисления. Ангидриды
карбоновых кислот как аналоги кислотных оксидов.
Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их
свойства. Основные оксиды, их свойства. Амфотерные оксиды, их свойства.
Зависимость свойств оксидов металлов от степени окисления. Ангидриды
карбоновых кислот как аналоги кислотных оксидов.
Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их
свойства.

24

2-3

С/р№5
(10 часов)

83

Кислоты и основания
органические и
неорганические.

84

Кислоты и основания
органические и
неорганические.

85

Соли.

2

Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете теории
электролитической диссоциации. Кислоты в свете протолитической теории.
Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства
кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами,
основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями, образование
сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и
азотной кислот.
Основания органические и неорганические. Основания в свете теории
электролитической диссоциации. Основания в свете протолитической
теории. Классификация органических и неорганических оснований.
Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства
бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в
молекуле анилина.
Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные
основания в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и
гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и
щелочами.
Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете теории
электролитической диссоциации. Кислоты в свете протолитической теории.
Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства
кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами,
основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями, образование
сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и
азотной кислот.
Основания органические и неорганические. Основания в свете теории
электролитической диссоциации. Основания в свете протолитической
теории. Классификация органических и неорганических оснований.
Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства
бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в
молекуле анилина.
Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные
основания в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и
гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и
щелочами.
Соли. Классификация и химические свойства солей. Особенности свойств
25

2

86

Генетическая связь между
классами органических и
неорганических
соединений.

87

Водород.

88

Элементы IА-группы.

89

Элементы IIА-группы.
Алюминий. Углерод и
кремний.

2

90

Галогены. Халькогены.
Элементы VА-группы и

2

2

солей органических и неорганических кислот.
Генетическая связь между классами органических и неорганических
соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в
неорганической и органической
химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа),
неметалла (серы и кремния), переходного элемента (цинка). Генетические
ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ.
Водород. Двойственное положение водорода в периодической системе.
Изотопы водорода. Тяжелая вода. Окислительные и восстановительные
свойства водорода, его получение и применение. Роль водорода в живой и
неживой природе. Вода. Роль воды как средообразующего вещества клетки.
Экологические аспекты водопользования.
Элементы IА-группы. Щелочные металлы. Общая характеристика щелочных
металлов на основании положения в Периодической системе элементов
Д.И.Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химические
свойства щелочных металлов. Катионы щелочных металлов как важнейшая
химическая форма их существования, регулятивная роль катионов калия и
натрия в живой клетке. Природные соединения натрия и калия, их значение.
Элементы IIА-группы. Общая характеристика щелочноземельных металлов
и магния на основании положения в Периодической системе элементов
Д.И.Менделеева и строения атомов. Кальций, его получение, физические и
химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и
применение. Кальций в природе, его биологическая роль.
р-Элементы
Алюминий. Характеристика алюминия на основании положения в
Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атома.
Получение, физические и химические свойства алюминия. Важнейшие
соединения алюминия, их свойства, значение и применение. Природные
соединения алюминия.
Углерод и кремний. Общая характеристика на основании их положения в
Периодической системе Д.И.Менделеева и строения атома. Простые
вещества, образованные этими элементами. Оксиды и гидроксиды углерода
и кремния. Важнейшие соли угольной и кремниевой кислот. Силикатная
промышленность.
Галогены. Общая характеристика галогенов на основании их положения в
Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов.
26

2

2

2

С/Р№6
(8 часов)

IVА-группы.

91

Элементы IVА-группы.

92

Элементы VА-группы

93

Практические занятия№10
Получение гидроксидов
алюминия и цинка;
исследование их свойств.
Химия и производство.
Химия в сельском
хозяйстве.

94

Химия и производство.
Химия в сельском
хозяйстве

Галогены — простые вещества: строение молекул, химические свойства,
получение и применение. Важнейшие соединения галогенов, их свойства,
значение и применение. Галогены в природе. Биологическая роль галогенов.
Халькогены. Общая характеристика халькогенов на основании их
положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения
атомов. Халькогены — простые вещества. Аллотропия. Строение молекул
аллотропных модификаций и их свойства. Получение и применение
кислорода и серы. Халькогены в природе, их биологическая роль.
Элементы IVА-группы. Общая характеристика элементов этой группы на
основании их положения в Периодической системе элементов
Д.И.Менделеева и строения атомов. Углерод и его аллотропия. Свойства
аллотропных модификаций углерода, их значение и применение. Оксиды и
гидроксиды углерода и кремния, их химические свойства. Соли угольной и
кремниевых кислот, их значение и применение. Природообразующая роль
углерода для живой и кремния для неживой природы.
Элементы VА-группы. Общая характеристика элементов этой группы на
основании их положения в Периодической системе элементов
Д.И.Менделеева и строения атомов. Строение молекулы азота и
аллотропных модификаций фосфора, их физические и химические свойства.
Водородные соединения элементов VА-группы. Оксиды азота и фосфора,
соответствующие им кислоты. Соли этих кислот. Свойства кислородных
соединений азота и фосфора, их значение и применение. Азот и фосфор в
природе, их биологическая роль.

2

Особенности строения атомов d-элементов (IB-VIIIB-групп). Медь, цинк,
хром, железо, марганец как простые вещества, их физические и химические
свойства. Нахождение этих металлов в природе, их получение и значение.
Соединения d-элементов с различными степенями окисления. Характер
оксидов и гидроксидов этих элементов в зависимости от степени окисления
металла
Химия и производство. Химическая промышленность и химические
технологии. Сырье для химической промышленности. Вода в химической
промышленности. Энергия для химического производства. Научные
принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана
27

2-3

95

Химия и экология.

96

Химия и повседневная
жизнь человека.

97

Итоговая контрольная
работа

2

труда при химическом производстве. Основные стадии химического
производства. Сравнение производства аммиака и метанола.
Химия в сельском хозяйстве. Химизация сельского хозяйства и ее
направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс.
Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений.
Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними.
Химизация животноводства.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана
гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического
загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры
и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.
Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптека. Моющие и
чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства
личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировки упаковок
пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать. Экология жилища.
Химия и генетика человека.

2
Экзамен

28

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия»;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- вытяжной шкаф;
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;
- наборы реактивов органических и неорганических веществ;
- комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор
- экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Для обучающихся
 Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян,
И.Г. Остроумов. – М., 2018.
 Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред.
проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
 Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г.,
Дорофеева Н.М. – М., 2019.
 Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват.
учреждений. – М., 2018.
 Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват.
учреждений. – М., 2018.
 Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах,
задачах и упражнениях. – М., 2008.
 Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и
упражнениях. – М., 2008.
 Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
 Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
Для преподавателей
 Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С.
Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
 Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г.
Остроумов – М., 2009.

29

 Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян,
Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2009.
 Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.
Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
 Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
 Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М.,
20010.
 http://www.auk-olymp.ru/doc.v?d=19http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://www.ikt.ru
http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html
http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm
http://philist.narod.ru/articles/orlova.htm

30

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения учебной дисциплины
«Химия» обучающийся должен уметь:
• называть: изученные вещества по тривиальной
или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления
химических элементов, тип химической связи в
соединениях, заряд иона, характер среды в водных
растворах
неорганических
и
органических
соединений, окислитель и восстановитель,
принадлежность веществ к разным классам
неорганических и органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по
их положению в Периодической системе Д.И.
Менделеева;
общие
химические
свойства
металлов,
неметаллов,
основных
классов
неорганических и органических соединений;
строение и химические свойства изученных
неорганических и органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от
их состава и строения, природу химической связи
(ионной
ковалентной,
металлической
и
водородной), зависимость скорости химической
реакции и положение химического равновесия от
различных факторов;
• выполнять химический эксперимент: по
распознаванию важнейших неорганических и
органических соединений;
• проводить:
самостоятельный
поиск
химической
информации
с
использованием
различных
источников
(научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета);
использовать
компьютерные
технологии для обработки и передачи химической
информации и ее представления в различных
формах;
• связывать: изученный материал со своей
профессиональной деятельностью;
• решать: расчетные задачи по химическим
формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
31

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Текущий контроль в форме:
 самостоятельных работ;
 лабораторных и практических
работ;
 тематических тестов;
 химических диктантов;
 контрольных работ по темам
учебной дисциплины.

жизни:
• для
объяснения
химических
явлений,
происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения
возможности
протекания
химических превращений в различных условиях и
оценки их последствий;
• экологически
грамотного
поведения
в
окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения
окружающей среды на организм человека и другие
живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и
токсичными веществами и лабораторным
оборудованием;
• приготовления
растворов
заданной
концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической
информации, поступающей из разных источников.
В результате освоения учебной дисциплины
«Химия» обучающийся должен знать:
• важнейшие химические понятия: вещество,
химический
элемент,
атом,
молекула,
относительные атомная и молекулярная массы,
ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень
окисления, моль, молярная масса, молярный объем
газообразных веществ, вещества молекулярного и
немолекулярного строения, растворы, электролит
и неэлектролит, электролитическая диссоциация,
окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление, тепловой эффект реакции,
скорость
химической
реакции,
катализ,
химическое равновесие, углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы
веществ,
постоянства
состава
веществ,
Периодический закон Д.И. Менделеева;
• основные теории химии; химической связи,
электролитической
диссоциации,
строения
органических и неорганических соединений;
• важнейшие
вещества
и
материалы:
важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная,
азотная и уксусная кислоты; благородные газы,
водород, кислород, галогены, щелочные металлы;
основные, кислотные и амфотерные оксиды и
гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы,
сернистый газ, аммиак, вода, природный газ,
метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия,
карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и
фосфат кальция, бензол, метанол и этанол,
сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды
32

Текущий контроль в форме:
 самостоятельных работ;
 лабораторных и практических
работ;
 тематических тестов;
 химических диктантов;
 контрольных работ по темам
учебной дисциплины.
Итоговый
контроль
в
форме
дифференцированного зачета.

(глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды
(крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты,
белки, искусственные и синтетические волокна,
каучуки, пластмассы;

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».