2
Организация – разработчик: ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчики: Т.П. Жигунова, преподаватель русского языка и литературы
3
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
4
Общая характеристика учебной дисциплины
6
Структура и содержание учебной дисциплины
7
Место учебной дисциплины в учебном плане
8
Результаты освоения учебной дисциплины
9
Содержание учебной дисциплины
12
Приложение 1
16
Приложение 2
17
Характеристика основных видов учебной деятельности
18
Условия реализации программы учебной дисциплины
20
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
22
4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная
литература» является частью образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических
и силикатных материалов и изделий»на базе основного общего образования в ГБПОУ СО
«Сухоложский многопрофильный техникум». Программа разработана с учетом
требований ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства
общего и профессионального образования. Программа предназначена для
профессиональных
образовательных
организаций,
реализующих
основную
профессиональную программу СПО на базе основного общего образования. Программа
разработана с учётом концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации, утверждённой распоряжением правительства РФ от 09.04. 2016 № 637-р,
примерной основной образовательной программы среднего общего образования, а также
на основании следующих нормативно-правовых актов:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Закона Свердловской области от 15 июля 2013г. N 78-ОЗ «Об образовании
Свердловской области».
3.Федерального государственного образовательного стандарта по профессии
среднего профессионального образования по специальности 13.02.11. Техническая
эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям)
4.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования, 07.06.2012 г. № 24480
5. Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт
развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), разработанной для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от21июля
2015года,регистрационный номер рецензии «381 от23 июля 2015годаФГАУ «ФИРО».
6. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования
на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259).
7. Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области «О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного языка» от 10.11.2017
№02-01-81/9784.
7.Учебного плана ГБПОУ «Сухоложский многопрофильный техникум».
8. Календарного учебного графика ГБПОУ «Сухоложский многопрофильный
техникум».
9.Федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации обязательной
части основной образовательной программы на 2015-2016 учебный год (приказ РФ № 575
от 8 июня 2015г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников».
Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на
достижение следующих целей:
воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю
культуры данного региона,
5
включение в культурно-языковое поле своего народа,
приобщение к литературному наследию своего народа,
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа,;
формирование общего представления об историко-литературном процессе,
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о
его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров,
поиск, систематизация и использование необходимой информации, в том числе
в сети Интернет.
Реализация содержания дисциплины обеспечивается интеграцией общего и
профессионального образования через профессиональную направленность прохождения
тем по разделам учебной программы, уточнения содержания учебного материала,
последовательности его изучения, распределения учебных часов, видов самостоятельных
работ, тематики творческих заданий, учитывая специфику программ подготовки
специалистов
среднего
профессионального
образования.
Программа
может
использоваться другими профессиональными образовательными организациями,
реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования - программы подготовки
квалифицированных специалистов.
6
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Родной литературе принадлежит ведущее место в развитии общества,
формировании его миропонимания и национального самосознания. Родная литература как
феномен национальной культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и
многообразие бытия в художественных образах. Родная литература формирует духовный
облик и нравственные ориентиры молодого поколения данного региона.
Основой содержания учебной дисциплины «Родная литература» являются чтение и
текстуальное изучение художественных произведений, составляющих фонд русской и
уральской литературы. Обучающиеся постигают категории уральских традиций, обычаев,
патриотизма, любви к людям, семье; понимают, что национальная самобытность
раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание
произведений уральской литературы, формирование умения анализировать и
интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей
эмоциональной реакции читателя.
Изучение родной литературы в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в
зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальностей
СПО технического и социально-экономического профилей профессионального
образования родная литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего
образования.
Изучение
учебного
материала
по
родной
литературе
предполагает
дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень
функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее
распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении
произведений родной русской литературы, так и в овладении способами грамотного
выражения своих мыслей устно и письменно, при освоении навыков общения с другими
людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как
национальные идеи и ценности, образующие основу уральской культуры и
обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в
национальную уральскую культуру.
В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий
семинаров, заданий исследовательского характера и т. д. Тематика и форма их проведения
зависят от поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подготовленности
обучающихся. Все виды занятий связаны с изучением литературного произведения,
обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают
способности, формируют умения анализа и оценки уральских произведений.
Изучение литературных произведений Урала для чтения и обсуждения может быть
обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т. д.). Произведения родной
литературы дают возможность отобрать материал, который может быть актуализирован
на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития региона, включить
его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые
необходимо опираться при изучении нового материала.
Содержание учебной дисциплины дополнено изучением теоретико-литературных
сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также
демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных
произведений, творчеством уральских писателей, поэтов.
Изучение
литературы
завершается
подведением
итогов
в
форме
дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации в процессе освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППКРС, ППССЗ).
7
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Максимальная учебная нагрузка (всего), том числе
70
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
47
Практические занятия
17
Самостоятельная работа
23
Всего занятий – 47 ч., в том числе - занятия на уроках – 30 ч.,
практических – 17 ч., 1 семестр – 0 ч, 2 семестр – 47 ч.
8
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Родная литература» является составной частью
общеобразовательного учебного предмета «Литература», обязательной предметной
области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Родная
литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Родная литература» входит в
состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
9
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
предметных:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных
произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры;
10
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта профессионального образования вышеперечисленные умения, знания и
практический опыт направлены на формирование у обучающихся следующих общих
компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
11
Универсальные учебные действия. /УУД/
Личностные УУД
Самоопределение (мотивация учения,
формирование основ гражданской
идентичности личности).
Смыслообразования( «какое значение,
смысл имеет для меня учение», и уметь
находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания
(оценивание усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор).
Коммуникативные УУД
Планирование (определение цели,
функций участников, способов
взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации).
Разрешение конфликтов (выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его
реализация).
Управление поведением партнёра
точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действий
партнёра умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли).
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Целеполагание
(постановка учебной
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
задачи на основе соотнесения того, что уже
- поиск и выделение информации;
известно и усвоено учащимися, и того, что
- знаково-символические
ещё неизвестно).
- моделирование
Планирование (определение
последовательности промежуточных целей
Логические
- анализ с целью выделения признаков
с учётом конечного результата; составление
(существенных, несущественных)
плана и последовательности действий).
- синтез как составление целого из частей,
Прогнозирование (предвосхищение
восполняя недостающие компоненты;
результата и уровня усвоения, его
- выбор оснований и критериев для
временных характеристик).
сравнения, сериации, классификации
Контроль (в форме сличения способа
объектов;
действия и его результата с заданным
- подведение под понятие, выведение
эталоном с целью обнаружения отклонений
следствий;
и отличий от эталона)
-установление причинно-следственных
Коррекция (внесение необходимых
связей;
дополнений и корректив в план и способ
- построение логической цепи рассуждений; действия в случае расхождения эталона,
- доказательство;
реального действия и его продукта).
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Оценка (выделение и осознание учащимися
того, что уже усвоено и что ещё подлежит
Действия постановки и решения
усвоению, осознание качества и уровня
проблем:
- формулирование проблемы;
усвоения).
- самостоятельное создание способов
Волевая саморегуляция (способность к
решения проблем творческого и поискового мобилизации сил и энергии; способность к
характера.
волевому усилию – к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий).
12
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
разделов, тем
Содержание учебного материала
Объём
часов
Уровень
усвоения
1
2
3
4
Раздел 1. Родная литература второй половины 19 века
Тема 1.1
Введение.
Особенности
уральской
литературы
Тема 1.2
Социальноисторическое и
психологическое
направление в
творчестве
уральских
писателей
Содержание учебного материала
4
1-2Специфика родной литературы как вида
искусства.
Самобытность
уральской
литературы. Писатели и учёные о богатстве и
выразительности русского языка и русской
литературы
3-4Социально-историческое и психологическое
направления в романе Д. Мамина-Сибиряка
«Приваловские миллионы». Проблема «долг –
дело – человек» и её разрешение в романе.
История горнозаводских фамилий: прошлое и
настоящее.
2
1
2
1
Содержание учебного материала
4
5-6 Образ Сергея Привалова в романе Д.Н.
Мамина-Сибиряка «приваловские миллионы».
Истоки формирования его характера. Сюжет и
композиция произведения. Образ Урала в
творчестве писателя
7-8 Практическая работа №1
Женские образы в романе, их роль в понимании
отношения женщин к жизни, семейному укладу
2
2
2
2
Раздел 2. Литература первой половины ХХ века
Тема 2.1
Содержание учебного материала
4
Уральская
литература
первой
половины ХХ
века
9-10 П.П. Бажов. Сведения из биографии.
Сказание об Урале. Своеобразие творчества
уральского писателя. Язык уральцев по сказам
П.П. Бажова.
11-12 Практическая работа №2
Идейно-художественное своеобразие сказов
П.П. Бажова. Уральская тематика произведений
писателя. Анализ сказа П.П. Бажова «Ключ
земли»
2
1
2
2
Тема 2.2
Содержание учебного материала
13-14 А.К. Толстой «Край ты мой, родимый
край». Анализ стихотворения. Наблюдение
4
13
Поэты Урала
Тема 2.3
Тема войны в
поэзии Урала
над
многообразием
средств
художественной выразительности.
15-16 Практическая работа №3
Логическое ударение. Выразительное чтение
стихов
уральских
поэтов.
Обострённая
нравственная самооценка и самопроверка.
Уральский тип стихотворца: поэзия М. Найдича,
С. Щипачева, Л. Сорокина, К. Некрасовой и др.
Выразительное чтение стихов.
Содержание учебного материала
2
2
2
1
17-18 Поэзия военных лет Л. К. Татьяничевой.
Драматизм,
высокие
порывы
души,
самоотвержения и жажды жизни. Биография
поколения, которому выпала тяжесть минувшей
войны
19-20 Героический подвиг Мусы Джалиля, его
легендарная
«Маобитская
тетрадь».
Лирический
характер,
зрелость,
целеустремлённость.
21-22
Практическая работа №4
Анализ лирических произведений М. Джалиля
из «Маобитской тетради»
2
2
2
2
2
6
2
2
Раздел 3. Литература второй половины 20 века
Тема 3.1
Содержание учебного материала
4
2
2
2
2
Тема 3.3
23-24 Изменения в общественной и культурной
жизни страны. Деревенская проза. В.М.
Шукшин.
Сведения
из
биографии.
Рассказы В. Шукшина. Изображение
жизни русской деревни.
25-26 Практическая работа №5
Анализ эпизодов деревенской прозы в
творчестве В.М. Шукшина. Своеобразие языка
героев. Уклад жизни, традиции и обычаи.
Содержание учебного материала
27-28 Место авторской песни в историкокультурном процессе: содержательность,
искренность, внимание к личности.
Значение творчества А. Галича, В.
Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы в
развитии жанра авторской песни
29-30 Практическая работа №6
Текстовый анализ авторских песен, их
сатирическая направленность в творчестве В.С.
Высоцкого
Содержание учебного материала
Уральская
литература 80-
31-32 Творческая биография и художественный
мир В.П. Астафьева.
2
Отражение
общественной и
культурной
жизни страны в
разные периоды
исторического
развития
Тема 3.2
Авторская
песня
14
4
2
3
2
3
6
2
90-х годов
Тема 3.4
Уральская
драматическая
проза
Тема 3.5
Современная
уральская
литература
33-34 Нравственные проблемы в произведениях
В.П. Астафьева. «Царь-рыба», «Печальный
детектив, «Зрячий посох», «Прокляты и
убиты»
и
др.
Отражение
жизни
порядочного
человека.
Особенность
пейзажей Астафьева как сопряжение
реалистической манеры с поэтической
тонкостью.
35-36 Практическая работа №7
Подбор материалов для написания эссе по
роману В.П. Астафьева «Прокляты и убиты».
Тема защиты родной земли от захватчиков.
Цельная трагическая картина военной эпохи.
2
2
2
2
Содержание учебного материала
37-38 Жизнь и творчество Н. Коляды.
Современные
пьесы.
«Полонез
Огинского»:
социальные
и
психологические конфликты.
39-40 Практическая работа № 8
Трагическое и комическое в творчестве Н. В.
Коляды. Анализ пьесы «Канотье».
41 Практическая работа №9
Бытовые детали и их символическое значение в
пьесах Н.Коляды
Содержание учебного материала
42-43
Поэтическое
творчество
Л.К.
Назаревской. Философская лирика. Чтение
стихов
44-45 Проза сухоложского автора В. Печёнкина.
Рассказы, их композиционные особенности.
Анализ одного из рассказов В. Печёнкина
5
2
2
2
2
2
Дифференцированный зачёт
2
46-47
Всего:
15
1
4
2
2
47, в
т.ч. 17
прак
3
Для
характеристики
уровня
освоения
учебного
материала
используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции
или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение
деятельности, решение проблемных задач)
16
Приложение 1
Практические работы
№
1 (7-8)
2 (1112)
3 (1516)
4 (2122)
5 (2526)
6 (2930)
7 (3536)
8 (3940)
9 (41)
Содержание практических работ
Женские образы в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские
миллионы», их роль в понимании отношения женщин к жизни,
семейному укладу
Идейно-художественное своеобразие сказов П.П. Бажова.
Уральская тематика произведений писателя. Анализ сказа П.П.
Бажова «Ключ земли»
Логическое ударение. Выразительное чтение стихов уральских
поэтов. Обострённая нравственная самооценка и самопроверка.
Уральский тип стихотворца: поэзия М. Найдича, С. Щипачева, Л.
Сорокина, К. Некрасовой и др. Выразительное чтение стихов.
Анализ лирических произведений М. Джалиля из «Маобитской
тетради»
Анализ эпизодов деревенской прозы в творчестве В.М. Шукшина.
Своеобразие языка героев. Уклад жизни, традиции и обычаи
. Текстовый анализ авторских песен, их сатирическая
направленность в творчестве В.С. Высоцкого
Подбор материалов для написания эссе по роману В.П. Астафьева
«Прокляты и убиты». Тема защиты родной земли от захватчиков.
Цельная трагическая картина военной эпохи.
Трагическое и комическое в творчестве Н. В. Коляды. Анализ
пьесы «Канотье».
Бытовые детали и их символическое значение в пьесах Н.Коляды
ИТОГ
17
Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
1
17
Приложение 2
Самостоятельные работы
№
СР
1
Содержание
Исследование информации на одну из тем:
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Д.Н. Мамин-Сибиряк в
воспоминаниях
современников»,
«Художественный мир Мамина – Сибиряка»,
«Своеобразие очерков Д.Н. Мамина-Сибиряка
«История Урала»
Кол-во
часов
2
2
Исследование информации по творчеству
П.П. Бажова: «Уральский характер», «Уральские
мастера», «Особенность уральского говора»
2
3
Своеобразие лирики уральских поэтов: С.П.
Щипачёв, К.А. Некрасова, Л.К. Татьяничева, Л.
Сорокин, М. Найдич и другие
Поэзия Мусы Джалиля: выбор стихотворений, их
историческая справка, исследование лирики по
темам: «Поэзия М. Джалиля», «Судьба поэта»,
«История «Маобитской тетради».
4
5
Закрепить полученные знания по произведениям
В.М. Шукшина: повесть «Калина красная»,
рассказы «Срезал», «Микроскоп», «Даёшь сердце»
и другие.
4
6
Исследование информации по авторской песне: Б.
Окуджава, Ю.И. Визбор, А. Галич, В.С. Высоцкий,
А. Розенбаум и др. (По выбору студентов)
Закрепить полученные знания по произведениям
В.П. Астафьева: повесть «Последний поклон»,
новелла «Царь-рыба», «Кража» и другие.
Исследование информации по творчеству Н.В.
Коляды:
«Театр-Коляда»,
«Деятельность
творческой группы Коляды», «Драматургия Н.В.
Коляды», «Драматическое искусство Коляды»
Исследование информации по произведениям
Сухоложских авторов: Л.К. Назаревская, В.
Печёнкин, поэты Сухоложья.
2
ИТОГ:
23 ч
4
7
8
9
18
2
2
2
3
Отчёт
Формирование
информационного
блока,
выступление на
аудиторных и
практических
занятиях
Анализ
художественного
произведения
автора по выбору
Эссе, анализ
стихотворных
текстов
Анализ
стихотворных
текстов,
выступление на
аудиторных и
практических
занятиях
Отзыв, аннотация
произведений
автора,
знакомство
с
произведениями
на занятиях
Докладвыступление на
семинаре
Презентации,
показ их на
занятиях
Докладвыступление на
занятиях,
презентация
Написание
рефератов,
выступление с
докладом на
занятиях
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Характеристика основных видов учебной деятельности (на
уровне учебных действий)
Введение
Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы, чтение
Особенности
Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная
уральской литературы литература, энциклопедии, словари, в том числе интернетисточники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение;
комментированное чтение; аналитическая работа с текстами
художественных произведений; подготовка докладов и сообщений;
самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника;
подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных
презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение
стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения;
работа с иллюстративным материалом; самооценивание и
взаимооценивание
СоциальноАудирование; конспектирование; чтение; комментированное
историческое
и чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа
психологическое
с источниками информации (дополни- тельная литература,
направление
в энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и
творчестве уральских письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая
писателей
работа с текстами художественных произведений и критических
статей; на- писание различных видов планов; реферирование;
участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание
сочинения; редактирование текста; реферирование текста;
проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к
семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций);
самооценивание и взаимооценивание
Уральская литература
Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное
первой половины ХХ
чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа
века
с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений;
составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка
сообщения; выступление на семинаре
Поэты Урала
Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с
источниками
информации
(дополнительная
литература,
энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники),
составление тезисного плана; составление плана сочинения;
аналитическая работа с текстом художественного произведения;
чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том
числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное
чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного
планов; работа в груп- пах по подготовке ответов на проблемные
вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа
Тема войны в поэзии
Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на
Урала
проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и
групповая аналитическая работа с текстами художественных
произведений и учебника; составление таблицы; составление
тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения;
чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение
наизусть; работа с иллюстративным материалом
Содержание обучения
19
Отражение
общественной
и
культурной
жизни
страны
в
разные
периоды исторического
развития
Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная
и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и
групповая аналитическая работа с текстами художественных
произведений (устная и письменная); выразительное чтение и
чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление
тезисного
и
цитатного
планов
сочинения;
работа
с
иллюстративным
материалом;
проектная
и
учебноисследовательская работа
Авторская песня
Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка
литературной композиции; подготовка сообщений и докладов;
выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и
индивидуальная работа с текстами лирических произведений;
реферирование текста.
Уральская литература Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение;
80-90-х годов
самостоятельная аналитическая работа с текстами уральских
произведений
Уральская
Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с
драматическая проза
текстами
художественных
произведений,
аннотирование;
подготовка докладов и сообщений
20
Условия реализации программы учебной дисциплины
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью
и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете имеется
мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
литературе, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» входят:
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебного материала по литературе, рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и
научно-популярной литературой и другой литературой по словесности, вопросам
литературоведения.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература.
Литература» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам
по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет
(электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
21
ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для
учреж- дений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413
“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования».
Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум:
учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в
2 ч. — М., 2014.
Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в
2 ч. — М., 2014.
интернет-ресурсы
www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания
помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками
совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
«Энциклопедия Кругосвет»).
www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных
ресур- сов»).
www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
22
КОНТРОЛЬ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Раздел
Раздел 1
Уметь/Знать
Уметь:
Осуществлять аналитическую работу
Родная
с
текстами
художественных
литература
произведений; участвовать в беседе,
второй
половины 19 отвечать на вопросы, самостоятельно
выполнять задания по учебнику,
века
выразительно читать стихотворения,
писать сочинение.
Знать: основные факты жизни и
творчества, тексты произведений
писателей-классиков
второй
половины ХIХ века
Раздел
2. Уметь:
самостоятельная
работать
с
Литература
источниками информации (дополнипервой
половины ХХ тельная литература, энциклопедии,
словари, в том числе интернетвека
источники);
осуществлять
аналитическую работу с текстами
художественных
произведений,
писать
сочинение,
составлять
исследовательский проект. Знать:
основные факты жизни и творчества
русских писателей 1 половины 20
века, содержания произведений
русской,
родной
и
мировой
классической литературы.
Раздел
3. Уметь:
выразительно читать стихотворения,
Литература
анализировать
тексты
второй
стихотворений,
участвовать
в
беседе,
половины 20
составлять
тезисный
план
века
выступления и сочинения.
Знать:
основные факты жизни и творчества,
тексты
произведений
поэтовклассиков второй половины ХХ века.
23
Результаты
освоения
учебной
дисциплины
Полное
освоение
содержания,
умений,
знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК8),
УУДЛичностные,
познавательн
ые
Полное
освоение
содержания,
умений,
знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК8),
УУДпознавательн
ые,
коммуникати
вные
Полное
освоение
содержания,
умений,
знаний,
общих
компетенций
(ОК1-ОК8),
УУДпознавательн
ые,
коммуникати
вные
Контроль и оценка
результатов освоения
учебной дисциплины
Практическая
работа
№1
Самостоятельная работа
№1
(Аналитическая
работа
с
текстами
художественных
произведений)
Практическая
работа
№2
Критерии оценивания
практической
и
самостоятельной
работы.
Практическая
работа
№3.
Практическая работа №
4. Практическая работа
№5
Самостоятельные
работы №2, (работа с
источниками
информации
Критерии оценивания
практической,
и
самостоятельной
работы.
Практическая
работа
№6 (анализ эпизодов
произведения)
Практическая
работа
№7 (текстовый анализ
авторских песен);
Практическая
работа
№8 (написание эссе);
Практическая
работа
№9
(символическое
значение
деталей
произведения)
Критерии оценивания
практической, работы.