Приложение 22
к ОПОП по специальности
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемнотранспортных, строительных, дорожных
машин и оборудования (по отраслям)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
СГЦ.06 Основы бережливого производства
Сухой лог
2024г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по профессии 23.02.04 Техническая эксплуатация
подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом:
Рабочей программы воспитания по профессии 23.02.04 Техническая эксплуатация
подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям);
Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы
бережливого производства» для профессиональных образовательных организаций.
Разработчик: Брусова
многопрофильный техникум».
Л.В,
преподаватель
2
ГАПОУ
СО
«Сухоложский
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.05 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ...........................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..................................................12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...13
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ СГЦ.06 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла примерной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация
подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и
профессиональных компетенций.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК.09
ПК Х1-ПК Х6
Умения
Знания
- проводить анализ первичной
информации
по
состоянию
производственного
потока
в
организации;
структурировать
производственные
потоки
создания ценности в организации;
- определять масштабы внедрения
бережливого производства при
разработке проекта;
формировать
алгоритм
внедрения и оценивать результаты
реализации бережливого
производства в проектах;
применять
инструментарий
бережливого
производства,
направленный на определение,
устранение и предупреждение
восьми видов потерь;
- организовывать рабочую группу
по выявлению, устранению и
предупреждению
потерь
в
производстве;
оценивать
экономическую
эффективность
внедрения
мероприятий по бережливому
производству в проектах;
принимать
решения,
позволяющие
сформировать
требования
к
проектам
бережливого
производства,
которые
соответствовали
бы
целям
и
общей
стратегии
- знать базовые понятия, условия и
инструменты
бережливого
производства
-пользоваться
современными
методами
развития
производственных систем на основе
изучаемых концепций.
- принципы процессного подхода и
инструменты для принятия решений
в
области
стратегического
и
тактического
планирования
и
организации производства.
- основные виды налогов в
современных
экономических
условиях.
- организовывать рабочую группу по
выявлению,
устранению
и
предупреждению
потерь
в
производстве.
4
организации,
приоритетным направлениям ее
развития
и
критериям
эффективности;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем учебной дисциплины
Общая трудоёмкость учебной дисциплины
в том числе
Во взаимодействии с преподавателем
в том числе
лекции, уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)
5
Всего академических часов
64
62
60
0
2
2
Содержание учебной дисциплины
1. Теоретические основы бережливого проектирования
Терминология «Бережливого производства». Вытягивающая производная система
и принцип «точно-во-время». Системы бережливого производства в проектах.
Производственная система Toyota: изучение принципов и инструментов ТРS (Toyota
Production System). Определение потока создания ценности (value stream). Организация
движения потока создания ценности. Вытягивающее (pull) поточное производство вместо
выталкивающего (push). Основные принципы встроенного качества. Развертывание
функции качества QFD (Quality Function Deployment) или структурирование функции
качества (СФК). Реализация проектов Бережливого управления
2. Методы и инструменты преобразования организации в бережливое производство
Процесс преобразования организации в бережливое производство. Определение
масштабов внедрения бережливого производства на начальном этапе разработки проекта.
Определение производительности бережливой линии, соответствующей спросу на
продукцию. Определение требуемых уровней производительности процесса и такта.
Документирование сочетания технологических процессов и критериев качества. Защита
от ошибок - покэ-ека (poka-yoke); статистическое управление процессами SPC; анализ
видов и последствий потенциальных отказов FMEA (Potential Failure Mode and Effects
Analysis); процесс согласования производства части PPAP (Product Part Approval Process).
Система 5S организации рабочего места. Методика оценки потерь.
3. Практические аспекты бережливого проектирования
Подходы к разработке проектов бережливого производства. Алгоритм внедрения
бережливого производства по Джеймсу Вумеку и Деннису Хоббсу: особенности
внедрения и достигаемые результаты. Система целевых индикаторов для оценки
результатов внедрения бережливого производства в проектах. Комплексный показатель
lean, учитывающий различные аспекты деятельности организации в области бережливого
производства. Механизм реализации бережливых проектов. Экономический эффект и
эффективность от внедрения мероприятий по бережливому производству в организации,
их оценка. Методика решения проблем. 8 Шагов к Цели.
4. Организация внедрения модели бережливого производства на предприятии
Виды моделей бережливого производства. Создание базовых условий для
реализации модели бережливого производства. Основные проблемы внедрения моделей
бережливого производства. Картирование как инструмент определения потерь. Система
всеобщего производительного обслуживания оборудования. Система КАНБАН.
6
Тематическое планирование учебной дисциплины
Номер
урока
Наименование раздела, темы
Содержание учебного материала
Раздел 1. Теоретические основы бережливого проектирования
1-2
Терминология береж- Терминология бережливого производства.
ливого производства
Вытягивающая производная система и принцип «точно-во-время».
3-4
Системы бережливого Системы бережливого производства в проекпроизводства в проек- тах. Производственная система Toyota: изутах
чение принципов и инструментов ТРS (Toyota
Production System).
5-6
Системы бережливого Системы бережливого производства в проекпроизводства в проек- тах. Производственная система Toyota: изутах
чение принципов и инструментов ТРS (Toyota
Production System).
7-8
Определение потока
Определение потока создания ценности (value
создания ценности
stream). Организация движения потока создания ценности. Вытягивающее (pull) поточное
производство вместо выталкивающего (push).
9-10 Организация движеОпределение потока создания ценности (value
ния потока создания
stream). Организация движения потока создаценности
ния ценности. Вытягивающее (pull) поточное
производство вместо выталкивающего (push).
11-12 Основные принципы
Основные принципы встроенного качества.
встроенного качества Развертывание функции качества QFD
(Quality Function Deployment) или структурирование функции качества (СФК).
13-14 Развертывание функОсновные принципы встроенного качества.
ции качества QFD или Развертывание функции качества QFD
структурирование
(Quality Function Deployment) или структури7
Количество
академических
часов во взаимодействии с
преподавателем
В том числе
Л, УР
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ПЗ
СР
Формируемые
компетенции
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК.09
ПК Х1 – ПК
Х6
функции качества
рование функции качества (СФК).
Реализация проектов
Реализация проектов бережливого управле2
бережливого управле- ния.
ния
Раздел 2. Методы и инструменты преобразования организации в бережливое производство
17-18 Процесс преобразова- Процесс преобразования организации в бе2
ния организации в бе- режливое производство. Определение масрежливое производштабов внедрения бережливого производства
ство
на начальном этапе разработки проекта.
19-20 Определение масшта- Определение масштабов внедрения бережли2
бов внедрения береж- вого производства на начальном этапе разраливого производства
ботки проекта.
на начальном этапе
разработки проекта
21-22 Защита от ошибок Защита от ошибок - покэ-ека (poka-yoke); ста2
покэ-ека (poka-yoke);
тистическое управление процессами SPC;
статистическое
анализ видов и последствий потенциальных
управление процесса- отказов FMEA (Potential Failure Mode and
ми SPC
Effects Analysis); процесс согласования производства части PPAP (Product Part Approval
Process).
23-24 Анализ видов и поЗащита от ошибок - покэ-ека (poka-yoke); ста2
следствий потенцитистическое управление процессами SPC;
альных отказов
анализ видов и последствий потенциальных
FMEA; процесс согла- отказов FMEA (Potential Failure Mode and
сования производства Effects Analysis); процесс согласования прочасти PPAP
изводства части PPAP (Product Part Approval
Process).
25-26 Система 5S организа- Система 5S организации рабочего места.
2
ции рабочего места
27-28 Методика оценки по- Методика оценки потерь.
2
терь
Раздел 3. Практические аспекты бережливого проектирования
29-30 Подходы к разработке Подходы к разработке проектов бережливого
2
15-16
8
2
2
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК.09
ПК Х1 – ПК
Х6
2
2
2
ОК 01
проектов бережливого
производства
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
Алгоритм внедрения
бережливого производства по Джеймсу
Вумеку и Деннису
Хоббсу: особенности
внедрения и достигаемые результаты
Алгоритм внедрения
бережливого производства по Джеймсу
Вумеку и Деннису
Хоббсу: особенности
внедрения и достигаемые результаты
Система целевых индикаторов для оценки
результатов внедрения бережливого производства в проектах
Комплексный показатель lean, учитывающий различные аспекты деятельности организации в области бережливого производства
Комплексный показатель lean, учитываю-
производства. Алгоритм внедрения бережливого производства по Джеймсу Вумеку и
Деннису Хоббсу: особенности внедрения и
достигаемые результаты.
Алгоритм внедрения бережливого производства по Джеймсу Вумеку и Деннису Хоббсу:
особенности внедрения и достигаемые результаты.
2
2
Алгоритм внедрения бережливого производства по Джеймсу Вумеку и Деннису Хоббсу:
особенности внедрения и достигаемые результаты.
2
2
Система целевых индикаторов для оценки результатов внедрения бережливого производства в проектах. Комплексный показатель
lean, учитывающий различные аспекты деятельности организации в области бережливого производства. Механизм реализации бережливых проектов.
Комплексный показатель lean, учитывающий
различные аспекты деятельности организации
в области бережливого производства.
2
2
2
2
Комплексный показатель lean, учитывающий
различные аспекты деятельности организации
2
2
9
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК.09
ПК Х1 – ПК
Х6
41-42
щий различные аспекты деятельности организации в области бережливого производства
Механизм реализации
бережливых проектов
в области бережливого производства.
Система целевых индикаторов для оценки результатов внедрения бережливого производства в проектах. Комплексный показатель
lean, учитывающий различные аспекты деятельности организации в области бережливого производства. Механизм реализации бережливых проектов.
Экономический эффект и эффективность от
внедрения мероприятий по бережливому производству в организации, их оценка.
2
2
Экономический эф2
фект и эффективность
от внедрения мероприятий по бережливому производству в
организации, их оценка
45-46 Экономический эфЭкономический эффект и эффективность от
2
фект и эффективность внедрения мероприятий по бережливому проот внедрения мероизводству в организации, их оценка.
приятий по бережливому производству в
организации, их оценка
47-48 Методика решения
Методика решения проблем. 8 Шагов к Цели
2
проблем. 8 Шагов к
Цели
Раздел 4. Организация внедрения модели бережливого производства на предприятии
49-50 Виды моделей береж- Виды моделей бережливого производства.
2
ливого производства
51-52 Создание базовых
Создание базовых условий для реализации
2
условий для реализамодели бережливого производства.
2
43-44
10
2
2
2
2
С.Р.
(2 часа)
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ции модели бережливого производства
53-54 Основные проблемы
Основные проблемы внедрения моделей бевнедрения моделей
режливого производства.
бережливого производства
55-56 Картирование как ин- Картирование как инструмент определения
струмент определения потерь.
потерь
57-58 Система всеобщего
Система всеобщего производительного обпроизводительного
служивания оборудования.
обслуживания оборудования
59-60 Система КАНБАН
Система КАНБАН.
61-62 Дифференцированный зачёт
Л – лекция
ПЗ – практическое занятие
Ур – урок
СР – самостоятельная работа
11
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК.09
ПК Х1 – ПК
Х6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ
бережливого производства.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- ноутбук;
- мультимедиа проектор.
Информационное обеспечение
Основная литература
1. Вейдер, М.Т. Инструменты бережливого производства. Карманное руководство
по практике применения Lean / М.Т. Вейдер. – Москва : Интеллектуальная литература,
2019. – 160 с. Текст : непосредственный.
2. Вумек, Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании / Д.П. Вумек, Д.Т. Джонс; пер. с анг. С. Турко. – Москва :
Альпина Паблишер, 2021. – 472 с. – Текст : непосредственный.
3. Вумек, Дж., Джонс Д. Бережливое производство. – Москва: Альпина Бизнес
Букс, 2021. – 472 с. – Текст : непосредственный.
4. Давыдова Н.С., Чуйкова С.Л. Основы бережливого производства: учеб.
пособие для обучающихся СПО. Белгород, 2020.
5. Киселев А.А. Принятие управленческих решений. – Москва: Кнорус, 2021. –
170 с. – Текст: непосредственный.
Электронные информационные ресурсы
1. Бурнашева, Э. П. Основы бережливого производства / Э. П. Бурнашева. —
Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 76 с. — ISBN 978-5-507-44560-8. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/261401
2. Вумек, Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс ; пер. с англ. - 12-е изд. Москва : Альпина Паблишер, 2018. - 472 с. - ISBN 978-5-9614-6829-8. - Текст :
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1815955 (дата обращения:
03.02.2022). – Режим доступа: по подписке.
3. Киселев, А.А., Принятие управленческих решений : учебник / А.А. Киселев. —
Москва : КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. —
URL:https://book.ru/book/938341 (дата обращения: 03.02.2022). — Текст : электронный.
4. Салдаева, Е. Ю. Управление качеством : учебное пособие / Е. Ю. Салдаева, Е. М.
Цветкова. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. — 156 с. — ISBN 978-5-8158-1802-6. — Текст :
электронный
//
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/93209 (дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
12
5. Шмелёва, А. Н. Методы бережливого производства : учебно-методическое
пособие / А. Н. Шмелёва. — Москва : РТУ МИРЭА, 2021. — 38 с. — Текст : электронный
// Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171543
(дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Дополнительные источники
1. Батурин В.К. Общая теория управления : учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / Батурин В.К.. — Москва
: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 487 c. — ISBN 978-5-238-02217-8. — Текст : электронный //
IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/71030.html (дата обращения:
03.02.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
2. Лайкер, Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира /
Джеффри Лайкер ; Пер. с англ. — 9-е изд. — Москва: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2019. –
400 с. - Текст : непосредственный.
3. Лайкер, Дж. Практика дао Toyota: руководство по внедрению принципов
менеджмента Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер; Пер. с англ. —Москва: АЛЬПИНА
ПАБЛИШЕР, 2019. – 586 с. - Текст : непосредственный.
4. Антонова, И.И. Бережливое производство: системный подход к его внедрению
на предприятиях Республики Татарстан / И.И. Антонова; науч. ред. В.А. Смирнов;
Институт экономики, управления и права (г. Казань). – Казань : Познание, 2013. - 176 с.:
ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8399-0485-9; то же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257764.
5. Фасхутдинов, Р.А. Организация производства [Текст]: учебник/ Р.А.
Фасхутдинов. - 1-е изд, - М.: ИНФРА-М, 2019. - 672 c.
6. CD-ROM (MP3). Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании (количество CD дисков: 3). - Москва: РГГУ, 2017.- 132 c.
7. CD-ROM (MP3). Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по
внедрению методик бережливого производства (с буклетом-приложением). - Москва:
Гостехиздат, 2018. - 953 c.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знания:
«Отлично»
- оценка
выполнения
базовых
понятий, теоретическое
практического
задания.
условий
и
инструментов содержание курса
решение
ситуационной
бережливого производства
освоено полностью, без задачи.
проведение
- современных методов пробелов,
умения дискуссий,
мозгового
развития
производственных сформированы,
все штурма,
ролевых
игр.
систем на основе изучаемых предусмотренные
решение
ситуационных
концепций.
программой
учебные задач,
казусов,
кейсов.
- принципов процессного задания
выполнены, составление таблиц и схем.
подхода и инструментов для качество их выполнения Дифференцированный зачет
принятия решений в области оценено высоко.
13
стратегического и тактического
планирования и организации
производства.
- организации рабочих
групп
по
выявлению,
устранению и предупреждению
потерь в производстве.
Умения:
- проводить анализ первичной
информации
по
состоянию
производственного потока в
организации;
структурировать
производственные
потоки
создания
ценности
в
организации;
определять
масштабы
внедрения
бережливого
производства при разработке
проекта;
формировать
алгоритм
внедрения
и
оценивать
результаты
реализации
бережливого производства в
проектах;
- применять инструментарий
бережливого
производства,
направленный на определение,
устранение и предупреждение
восьми видов потерь;
организовывать
рабочую
группу
по
выявлению,
устранению и предупреждению
потерь в производстве;
- оценивать экономическую
эффективность
внедрения
мероприятий по бережливому
производству в проектах;
принимать
решения,
позволяющие
сформировать
требования
к
проектам
бережливого
производства,
которые соответствовали бы
целям и общей стратегии
организации,
приоритетным направлениям ее
развития
и
критериям
эффективности;
«Хорошо» теоретическое
содержание
курса
освоено полностью, без
пробелов,
некоторые
умения сформированы
недостаточно,
все
предусмотренные
программой
учебные
задания
выполнены,
некоторые
виды
заданий выполнены с
ошибками.
«Удовлетворительно»
теоретическое
содержание
курса
освоено частично, но
пробелы
не
носят
существенного
характера, необходимые
умения
работы
с
освоенным материалом
в
основном
сформированы,
большинство
предусмотренных
программой обучения
учебных
заданий
выполнено, некоторые
14
тестирование. подготовка и
выступление с докладом,
сообщением, презентацией.
составление
схемы
конспекта.
подготовка
терминологического
словаря.
тренинг
по
навыкам планирования и
прогнозирования. работа в
малых группах.