ООД.13 Биология

Приложение 13
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных
материалов и изделий

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ООД.01.13 Биология

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований
 Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для
профессиональных образовательных организаций.

2

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ .....................................................................................................................................3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» ...........................................................................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...................11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ....................................................................................................................................21

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Биология» изучается на базовом уровне в
общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной
программы специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий.
Период обучения и распределение по семестрам определяет образовательная
организация самостоятельно, с учетом логики формирования предметных результатов, общих и
профессиональных компетенций, межпредметных связей с другими дисциплинами
общеобразовательного и общепрофессионального циклов учебного плана.

4

1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов
живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем
разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений
в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости
естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать
результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных
источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к
окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики
заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в
практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и
агробиотехнологий.

5

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Предметные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;

сформированность знаний о месте и роли биологии в
системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем;
сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
веществ
и
превращение
энергии),
гомеостаз
(саморегуляция),
биосинтез
белка,
структурная
организация живых систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;
сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
сформированность умения раскрывать основополагающие
биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К.
Бэра), границы их применимости к живым системам;
приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
6

- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства
своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике

ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,

наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов;
сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и
размножения, индивидуального развития организма
(онтогенеза), борьбы за существование, естественного
отбора, видообразования, приспособленности организмов
к среде обитания, влияния компонентов экосистем,
антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговорота веществ и превращение энергии в
биосфере;
сформированность умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для
разных типов наследования признаков у организмов,
составлять схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети)
сформированность
умений
критически
оценивать
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего информацию биологического содержания, включающую
современному уровню развития науки и общественной псевдонаучные знания из различных источников
7

анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию
своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности

(средства массовой информации, научно-популярные
материалы); интерпретировать этические аспекты
современных исследований в биологии, медицине,
биотехнологии; рассматривать глобальные экологические
проблемы современности, формировать по отношению к
ним собственную позицию;
сформированность умений создавать собственные
письменные
и
устные
сообщения
на
основе
биологической информации из нескольких источников,
грамотно использовать понятийный аппарат биологии

8

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и
работать
в
коллективе
и
команде

ОК 07.
Содействовать

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание

приобретение опыта применения основных методов
научного
познания,
используемых
в
биологии:
наблюдения и описания живых систем, процессов и
явлений; организации и проведения биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез,
выявления
зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий, теорий и
законов

сформированность умения применять полученные знания
9

сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об изменении
климата, принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

для объяснения биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности своего здоровья и
здоровья окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной
среде;
понимание
необходимости
использования достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального природопользования

10

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем учебной дисциплины
Общая трудоёмкость учебной дисциплины
в том числе
Во взаимодействии с преподавателем
в том числе
лекции, уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный
зачёт)

Всего академических часов
72
72
50
20
0
2

11

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Номер
урока

Наименование
раздела, темы

Содержание учебного материала

Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
1-2
Биология как наука.
Современные отрасли биологических знаний.
Общая
Связь биологии с другими науками:
характеристика жизни биохимия, биофизика, бионика,
геногеография и др. Роль и место биологии в
формировании современной научной картины
мира. Уровни организации живой материи.
Общая характеристика жизни, свойства
живых систем. Химический состав клеток.
3-4
СтруктурноКлеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р.
функциональная
Вирхов). Основные положения современной
организация клеток
клеточной теории. Типы клеточной
организации: прокариотический и
эукариотический. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Строение
прокариотической клетки. Строение
эукариотической клетки. Неклеточные формы
жизни (вирусы, бактериофаги).
5-6
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с
Лабораторная
помощью микроскопа, выявление различий
работа №1.
«Строение клетки
между изучаемыми объектами,
(растения, животные, формулирование выводов.
грибы) и клеточные
включения (крахмал,
каротиноиды,
хлоропласты,
хромопласты)»

Количество
академических
часов во
взаимодействии
с
преподавателем
2

В том числе
Л, УР

ПЗ

СР

Формируемые
компетенции

2

ОК 2

2

2

2

2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4

12

7-8

Практическое
занятие №1.
«Структурнофункциональная
организация клеток»

9-10

Структурнофункциональные
факторы
наследственности

11-12

13-14

15-16

17-18

Практическое
занятие №2.
«Структурнофункциональные
факторы
наследственности»
Обмен веществ и
превращение энергии
в клетке

Жизненный цикл
клетки. Митоз. Мейоз

Контрольная работа
№1

Вирусные и бактериальные заболевания.
Общие принципы использования
лекарственных веществ. Особенности
применения антибиотиков. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню источников,
рекомендованных преподавателем.
Хромосомная теория Т. Моргана. Строение
хромосом. Хромосомный набор клеток,
гомологичные и негомологичные хромосомы,
гаплоидный и диплоидный набор.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК
нахождение в клетке, их строение и функции.
Матричные процессы в клетке: репликация,
биосинтез белка, репарация. Генетический
код и его свойства.
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае изменения
последовательности нуклеотидов ДНК.

2

Понятие метаболизм. Ассимиляция и
диссимиляция – две стороны метаболизма.
Типы обмена веществ: автотрофный и
гетеротрофный, аэробный и анаэробный.
Пластический обмен. Фотосинтез.
Хемосинтез.
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его
стадии и происходящие процессы.
Биологическое значение митоза. Мейоз и его
стадии. Поведение хромосом в мейозе.
Кроссинговер. Биологический смысл мейоза.

2

2

2

2

ОК - 1
ОК - 2
2

2

2
ОК - 2

2

2
ОК - 2
ОК - 4

2

2
13

Раздел 2. Строение и функции организма
19-20 Строение организма
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь
органов и системы органов в многоклеточном
организме. Гомеостаз организма и его
поддержание в процессе жизнедеятельности.
21-22 Формы размножения
Формы размножения организмов. Бесполое и
организмов
половое размножение. Виды бесполого
размножения. Половое размножение.
Гаметогенез у животных. Сперматогенез и
оогенез. Строение половых клеток.
Оплодотворение
23-24 Онтогенез растений,
Индивидуальное развитие организмов.
животных и человека Эмбриогенез и его стадии.
Постэмбриональный период. Стадии
постэмбрионального развития у животных и
человека. Прямое и непрямое развитие.
Биологическое старение и смерть. Онтогенез
растений.
25-26 Закономерности
Основные понятия генетики. Закономерности
образования гамет. Законы Г. Менделя
наследования
(моногибридное и полигибридное
скрещивание). Взаимодействие генов.
27-28 Практическое
Решение задач на определение вероятности
возникновения наследственных признаков
занятие №3.
при моно-, ди-, полигибридном и
«Закономерности
анализирующем скрещивании, составление
наследования»
генотипических схем скрещивания.
29-30 Сцепленное
Законы Т. Моргана. Сцепленное
наследование
наследование генов, нарушение сцепления.
признаков
Наследование признаков, сцепленных с
полом
31-32 Сцепленное
Решение задач на определение вероятности
наследование
возникновения наследственных признаков
признаков
при сцепленном наследовании, составление
генотипических схем скрещивания.

2

2
ОК - 2
ОК - 4

2

2

ОК - 2

2

2

ОК - 2
ОК - 4

2

2

ОК - 2
ОК - 4

2

2

2

2

2

2

ОК - 1
ОК - 2

14

33-34

Закономерности
изменчивости

Практическое
занятие №4.
«Закономерности
изменчивости»
37-38 Контрольная работа
№2
Раздел 3. Теория эволюции
39-40 История
эволюционного
учения.
Микроэволюция
35-36

41-42

Макроэволюция.
Возникновение и
развитие жизни на
Земле

Изменчивость признаков. Виды
изменчивости: наследственная и
ненаследственная. Закон гомологических
рядов в наследственной изменчивости (Н.И.
Вавилов). Мутационная теория изменчивости.
Виды мутаций и причины их возникновения.
Кариотип человека. Наследственные
заболевания человека. Генные и хромосомные
болезни человека. Болезни с наследственной
предрасположенностью. Значение
медицинской генетики в предотвращении и
лечении генетических заболеваний человека.

2

Решение задач на определение типа мутации при
передаче наследственных признаков,
составление генотипических схем скрещивания.

2

2

2

2

Первые эволюционные концепции (Ж.Б.
Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная
теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория
эволюции и ее основные положения.
Микроэволюция. Популяция как
элементарная единица эволюции.
Генетические основы эволюции.
Элементарные факторы эволюции.
Естественный отбор – направляющий фактор
эволюции. Видообразование как результат
микроэволюции.
Макроэволюция. Формы и основные
направления макроэволюции (А.Н. Северцов).
Пути достижения биологического прогресса.
Сохранение биоразнообразия на Земле.

2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4

2

2

ОК - 2
ОК - 4

2

2

ОК - 2
ОК - 4

15

43-44

Происхождение
человека –
антропогенез

Раздел 4. Экология
45-46 Экологические
факторы и среды
жизни

47-48

Популяция,
сообщества,
экосистемы

49-50

Практическое

Гипотезы и теории возникновения жизни на
Земле. Появление первых клеток и их
эволюция. Прокариоты и эукариоты.
Происхождение многоклеточных организмов.
Возникновение основных царств эукариот
Антропология – наука о человеке.
Систематическое положение человека.
Сходство и отличия человека с животными.
Основные стадии антропогенеза. Эволюция
современного человека.
Человеческие расы и их единство. Время и
пути расселения человека по планете.
Приспособленность человека к разным
условиям среды.
Среды обитания организмов: водная,
наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная. Физико-химические
особенности сред обитания организмов.
Приспособления организмов к жизни в
разных средах. Понятие экологического
фактора. Классификация экологических
факторов. Правило минимума Ю. Либиха.
Закон толерантности В. Шелфорда.
Экологическая характеристика вида и
популяции. Экологическая ниша вида.
Экологические характеристики популяции.
Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его
структура. Связи между организмами в
биоценозе. Структурные компоненты
экосистемы: продуценты, консументы,
редуценты. Круговорот веществ и поток
энергии в экосистеме. Трофические уровни.
Трофические цепи и сети. Основные

2

2

2

2

ОК - 2
ОК - 4

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

2

2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

2

2
16

показатели экосистемы. Биомасса и
продукция. Экологические пирамиды чисел,
биомассы и энергии. Правило пирамиды
энергии.
Решение практико-ориентированных
расчетных заданий по переносу вещества и
энергии в экосистемах с составление
трофических цепей и пирамид биомассы и
энергии.
Биосфера - глобальная Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие
экологическая
представлений о биосфере в трудах В.И.
система
Вернадского. Области биосферы и ее
компоненты. Живое вещество биосферы и его
функции.
Влияние
Антропогенные воздействия на биосферу.
антропогенных
Загрязнения как вид антропогенного
факторов на биосферу воздействия. Антропогенные воздействия на
атмосферу. Воздействия на гидросферу.
Воздействия на литосферу. Антропогенные
воздействия на биотические сообщества.
Углубленно изучаются отходы, связанные с
определенной профессией/специальностью.
Отходы производства На основе федерального классификационного
каталога отходов определять класс опасности
Практическое
отходов; агрегатное состояние и физическую
занятие №6.
форму отходов, образующихся на рабочем
«Отходы
месте / на этапах производства.
производства»
Влияние социальноЗдоровье и его составляющие. Факторы,
экологических
положительно и отрицательно влияющие на
факторов на здоровье организм человека. Проблема техногенных
человека
воздействий на здоровье человека
(электромагнитные поля, бытовая химия,
избыточные шумы, радиация и т.п.).
Адаптация организма человека к факторам
занятие №5.
«Популяция,
сообщества,
экосистемы»

51-52

53-54

55-56
57-58

59-60

2

2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 7

2

2

ОК -1
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7

2
2

2

2

2

2

ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7

17

61-62

Лабораторная
работа №2.
«Умственная
работоспособность»

окружающей среды. Принципы
формирования здоровьесберегающего
поведения. Физическая активность и
здоровье. Биохимические аспекты
рационального питания.
Овладение методами определения
показателей умственной работоспособности,
объяснение полученных результатов и
формулирование выводов (письменно) с
использованием научных понятий, теорий и
законов.

2

2

Профессионально-ориентированное содержание
Раздел 5. Биология в жизни
63-64 Биотехнологии в
жизни каждого

65-66

Биотехнологии в
жизни каждого

67-68

Социально-этические
аспекты
биотехнологий

Биотехнология как наука и производство.
Основные направления современной
биотехнологии. Методы биотехнологии.
Объекты биотехнологии. Этика
биотехнологических и генетических
экспериментов. Правила поиска и анализа
биоэкологической информации из различных
источников (научная и учебно-научная
литература, средства массовой информации,
сеть Интернет и другие).
Кейсы на анализ информации о научных
достижениях в области генетических
технологий, клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий. Защита кейса: представление
результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Этические аспекты развития биотехнологий и
применение их в жизни человека, поиск и
анализ информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература,
средства массовой информации, сеть
Интернет и другие) Кейсы на анализ

2

2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
2

2

2

2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4

18

информации об этических аспектах развития
биотехнологий (по группам).
69-70 Социально-этические Защита кейса: Представление результатов
аспекты
решения кейсов (выступление с
биотехнологий
презентацией).
71-72 Дифференцированный зачёт
Л – лекция
ПЗ – практическое занятие
Ур – урок
СР – самостоятельная работа

2

2

2

2

19

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Биологии», оснащенный оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные
пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими средствами обучения:
компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном,
указка-презентер для презентаций.
Лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения занятий: микроскопы,
секундомер, тонометр, лабораторная посуда (пробирки, подставки для пробирок, пинцеты,
песок, ступки с пестиками, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки,
препаровальные иглы, фильтровальная бумага (салфетки), стаканы) гипертонический раствор
хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида водорода, раствор йода в йодистом калии,
глицерин, клубни картофеля, лист элодеи канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или
томата), лук репчатый, разведенные в воде дрожжи);
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
Рекомендуемые печатные издания по реализации ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ представлены в методических рекомендациях по организации обучения.

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
раскрываются через предметные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
Общая
компетенция

ОК 02

Раздел 1. Клетка –
структурнофункциональная единица
живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Структурно-функциональная
организация клеток

ОК 01
ОК 02

Структурно-функциональные
факторы наследственности

ОК 02

Обмен веществ и
превращение энергии в клетке

Контрольная работа
«Молекулярный уровень
организации живого»
Заполнение таблицы с описанием
методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых
в развитие биологии»
Заполнение сравнительной таблицы
сходства и различий живого и не
живого
Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их строению
на про- и эукариотических и по
царствам в мини группах
Выполнение и защита лабораторных
работ:
«Строение клетки (растения,
животные, грибы) и клеточные
включения (крахмал, каротиноиды,
хлоропласты, хромопласты)»
Практическое занятие. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем
Фронтальный опрос
Разработка глоссария
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК
Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной таблицы
характеристик типов обмена
веществ
21

ОК 02
ОК 04

ОК 02
ОК 04

ОК 02

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени
жизненного цикла

Раздел 2. Строение и
функции организма
Строение организма

Контрольная работа “Строение и
функции организма”

Формы размножения
организмов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты
тканей, органов и систем органов
организмов (растения, животные,
человек) с краткой характеристикой
их функций

ОК 02
ОК 04

Онтогенез растений, животных Разработка ленты времени с
характеристикой этапов онтогенеза
и человека
отдельной группой животных и
человека по микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам (моховидные,
хвощевидные, папоротниковидные,
голосеменные, покрытосеменные)

ОК 02
ОК 04

Закономерности наследования Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02

Сцепленное наследование
признаков

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Закономерности изменчивости Тест.
Решение задач на определение типа
мутации при передаче
наследственных признаков,
составление генотипических схем
скрещивания
22

Раздел 3. Теория эволюции

Контрольная работа “Теоретические
аспекты эволюции жизни на Земле”
Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения

ОК 02
ОК 04

История эволюционного
учения. Микроэволюция

ОК 02
ОК 04

Макроэволюция.
Возникновение и развитие
жизни на Земле

Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
биологической терминологии и
символики для доказательства
родства организмов разных
систематических групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни на
Земле

ОК 02
ОК 04

Происхождение человека –
антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека

Раздел 4. Экология
ОК 01
ОК 02
ОК 07

Экологические факторы и
среды жизни

Тест по экологическим факторам и
средам жизни организмов

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем круговорота
веществ, используя материалы лекции
Решение практико-ориентированных
расчетных заданий по переносу
вещества и энергии в экосистемах с
составление трофических цепей и
пирамид биомассы и энергии

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия
Тест

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Практическая работа “Отходы
производства”

ОК 02
ОК 04
ОК 07

Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы на
выбор:
"Умственная работоспособность",
"Влияние абиотических факторов на
человека (низкие и высокие
температуры)"

Раздел 5. Биология в жизни

Защита кейса: представление
результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)

Биотехнологии в жизни

Выполнение кейса на анализ

ОК 01

23

ОК 02
ОК 04

каждого

информации о научных достижениях
в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Биотехнологии в
промышленности

Выполнение кейса на анализ
информации о развитии
промышленной биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Социально-этические аспекты
биотехнологий

Выполнение кейса на анализ
информации об этических аспектах
развития биотехнологий (по
группам), представление результатов
решения кейсов

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».