Приложение 32 к ОПОП по профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ ОБОРУДОВАНИЯ, АГРЕГАТОВ И МАШИН Сухой Лог 2024 Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчики: Насонов С.Д., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы профессионального модуля …………………………………............. 4 2.Результаты освоения профессионального модуля …………………………………………... 6 3. Структура и содержание профессионального модуля…………….……………….………... 7 4. Условия реализации программы профессионального модуля……………..……….............. 13 5.Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля…………………….. 16 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 Техническое обслуживание и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин. 1.1. Область применения программы Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО 15.01.35 Мастер слесарных работ в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Техническое обслуживание и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, инструменты и приспособления для ремонтных работ в соответствии с производственным заданием с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правил организации рабочего места. ПК 3.2. Выполнять ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности. ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание узлов и механизмов отремонтированного оборудования, агрегатов и машин. 1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт в: подготовке рабочего места для ремонта промышленного оборудования; выполнении слесарной обработки; выборе инструментов и приспособлений в соответствии с техническим заданием на ремонт промышленного оборудования; осуществлении технического обслуживания оборудования; выполнении работ по ремонту оборудования. уметь: обеспечивать безопасность работ по ремонту оборудования; выполнять подготовку рабочего места, осуществлять подбор оборудования, инструментов и приспособлений для проведения ремонтных работ; определять техническое состояние деталей, узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин; подготавливать сборочные единицы к сборке; производить слесарные операции при техническом обслуживании оборудования; выполнять монтаж и демонтаж ремонтируемого оборудования; изготавливать приспособления для ремонта; выполнять ремонтные работы с применением оборудования; устанавливать оптимальный режим обработки в соответствии с технологической картой; контролировать качество выполняемых работ; выполнять механическую обработку деталей; производить регулировку механизмов, оборудования, агрегатов и машин; 4 осуществлять техническое обслуживание оборудования, агрегатов и машин; составлять дефектные ведомости на ремонт; оформлять техническую документацию на ремонтные работы при техническом обслуживании; производить испытание оборудования в соответствии с регламентом; обнаруживать и устранять дефекты оборудования, агрегатов и машин по результатам испытаний. знать: безопасные приемы работы; основные приемы выполнения работ по разборке, ремонту и сборке простых узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин; назначение, устройство универсальных приспособлений и правила применения слесарного и контрольно-измерительных инструментов; свойства применяемых материалов; устройство ремонтируемого оборудования; назначение и устройство, конструктивные особенности ремонтируемого оборудования, агрегатов и машин; взаимодействие основных узлов и механизмов; технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки оборудования, агрегатов и машин; правила регулирования машин; способы устранения дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания оборудования, агрегатов и машин; слесарную обработку деталей при ремонте; геометрические построения при сложной разметке; основные правила проведения планово-предупредительного ремонта оборудования; технические условия на ремонт, сборку, испытание и регулирование и на правильность установки оборудования, агрегатов и машин; технологический процесс ремонта, сборки и монтажа оборудования; правила технического обслуживания; правила испытания оборудования на статическую и динамическую балансировку машин; способы определения преждевременного износа деталей; способы восстановления и упрочнения изношенных деталей и нанесения защитного покрытия. 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля: всего – 618 часа, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 578часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 424 часов; самостоятельной работы обучающегося – 18часа; Учебная практика – 108 часов Производственная практика – 216 часов 5 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Содержание учебной дисциплины с компонентами практической подготовки предусматривает формирование у обучающихся умений, навыков и знаний по учебной дисциплине, и их интеграцию в профессиональную деятельность. Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Техническое обслуживание и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. Наименование результата обучения Подготавливать рабочее место, инструменты и приспособления для ремонтных работ в соответствии с производственным заданием с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности, правил организации рабочего места. Выполнять ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин с соблюдением требований охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности. Осуществлять техническое обслуживание узлов и механизмов отремонтированного оборудования, агрегатов и машин. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 07. ОК 08. ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля Всего часов Объем времени, отведенный на Коды Наименования разделов (макс. учебная освоение междисциплинарного курса профессиональн профессионального модуля* нагрузка и (курсов) ых компетенций практики) Самостоятель Обязательная ная работа аудиторная учебная обучающегося, нагрузка часов обучающегося Всего, в т.ч. часов лабораторн ы е работы и практическ ие занятия, час ов 1 2 3 4 5 6 ПК 3.1, 3.2, 3.3 120 104 10 МДК.03.01 Организация и технология ремонта оборудования различного назначения Всего: 618 424 100 18 * Практика Учебная, часов Производственн ая, часов (если предусмотрена рассредоточенн ая практика) 7 108 8 108 108 216 Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний. 7 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) Содержание учебного материала, лабораторные работы и Наименование разделов практические занятия, самостоятельная работа профессионального обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем 1 2 Раздел ПМ 3. Техническое обслуживание и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин. МДК.03.01 Организация и технология ремонта оборудования различного назначения Раздел 1. Организация ремонтной службы на предприятии Содержание Тема 1.1. Система планово 1. Общее понятие о системе ППР. предупредительного 2 Виды ремонта. ремонта 3 Виды организации ремонтной службы на предприятии. 4 Организация рабочего места при ремонте. Инструмент. Практические занятия 1. Определение необходимого количества оборудования 2. Составление графика ППР Раздел 2. Износ деталей машин и станков Тема 2.1. Износ различных деталей оборудования Содержание 1. Сущность явления износа, значение смазки 2 Характер износа различных деталей оборудования 3 Определение износа. 4 Признаки износа. Практические занятия 1 Определения величины износа направляющих 2 Определение износа. Контроль плоскостности 8 Объем часов Уровень освоения 3 * 4 104 8 2 2 2 2 4 2 2 8 2 2 2 2 4 2 2 2 2 Тема 2.2. Пути повышения долговечности Содержание 1 Основные факторы, увеличивающие продолжительность работы оборудования между ремонтами 2 Значение шероховатости поверхности трения для повышения долговечности деталей 3 Поверхностная термообработка деталей Практические занятия 1 Смазка оборудования. Смазочные материалы. 2 Составление карты смазки Раздел 3 Технологические процессы восстановления деталей машин Содержание 1. Ручные способы сварки, наплавки Тема 3.1 Восстановление 2 Автоматические способы сварки, наплавки. наплавкой 3 Тема 3.2.Восстановление изношенных деталей металлизацией Тема 3.3. Восстановление изношенных деталей электролитическими и химикотермическими способами Тема 3.4Ремонт деталей передач вращательного Сварка под слоем флюса, вибродуговая наплавка. Практические занятия 1 Применение ручных и автоматических способов сварки и наплавки Содержание 1 Подготовка к металлизации и нанесение слоя Практические занятия 1 Составление технологической карты «Технологический процесс металлизации» Содержание 1 Хромирование, осталивание, электролизное борирование. 2 Восстановление деталей электроискровой обработкой. Склеивание. Практические занятия 1 Восстановление деталей склеиванием Содержание 1 Ремонт валов, шпинделей, муфт 9 6 2 2 2 2 4 2 2 6 2 2 2 2 2 4 4 2 2 4 4 2 4 2 2 2 2 2 4 2 2 движения Тема 3.5. Ремонт деталей механизмов преобразования движения 2 Ремонт подшипников, шестерен Практические занятия 1 Составление схемы ремонта Содержание 1 Ремонт деталей поршневой и кривошипно-шатунной группы 2 Ремонт деталей механизмов газораспределения Практические занятия 1 Ремонт ходовых винтов и гаек 2 Ремонт деталей кулисного механизма Тема 3.6 Ремонт неподвижных соединений и трубопроводов Содержание 1 Ремонт резьбовых и заклепочных соединений 2 Ремонт шпоночных и шлицевых соединений 3 Устранение неисправностей трубопроводов Практические занятия 1 Расчет соединений 2 Устранение неисправностей трубопроводов Тема 3.7. Ремонт Содержание гидравлических устройств 1 Выявление и устранение неполадок гидравлических систем 2 Ремонт цилиндров и штоков и поршней 3 Ремонт шестеренчатых насосов 4 Ремонт лопастных насосов Практические занятия 1 Ремонт поршневых насосов Раздел 4 Последовательность работ при ремонте промышленного оборудования Тема 4.1 Содержание Разборка оборудования 1 Подготовка оборудования к ремонту 2 Порядок и правила разборки 3 Порядок и правила сборки 10 2 2 2 4 2 2 2 8 4 4 6 2 2 2 4 2 2 2 8 2 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 4 Промывка деталей Практические занятия 1 Дефектовка деталей Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03. Выполнение презентации «Способы восстановления деталей» Подготовка сообщения «Инструмент, оборудования для проведения сварочных работ» Аттестация Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 11 2 2 2 10 6 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов: основ слесарных, сборочных и ремонтных работ; технических измерений; слесарно-сборочная по ремонту оборудования. Оборудование учебного кабинета основ слесарных, сборочных и ремонтных работ; технических измерений и рабочих мест кабинета - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий «Приспособления и режущий инструмент»; - образцы приспособлений; - образцы режущих инструментов; - измерительный инструмент; - комплект материалов на электронном носителе; Оборудование слесарно-сборочной мастерской: - рабочие места по количеству обучающихся; - набор сборочных единиц оборудования; - металлообрабатывающие станки; - режущие инструменты и приспособления; - образцы оборудования; - измерительные инструменты. Технические средства обучения: - комплект видеоматериалов по тематике модуля. 4.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1) Покровский Б.С. Ремонт промышленного оборудования. – М.:Издательский центр «Академия», 2006. 2) Серебрицкий П.П. Краткий справочник технолога – машиностроителя. – СПб.: Политехника, 2007. 3) Покровский Б.С. Механосборочные работы. – М.Издательский центр «Академия», 2009.80с. 4) Покровский Б.С. Слесарь-ремонтник. - М.Издательский центр «Академия», 2009.-80с. Дополнительные источники: 5) Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело. Учебник для нач.проф.образования. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 6) Черпаков Б.И. Металлорежущие станки: Учебник для нач. проф.образования /Б.И.Черпаков, Т.А.Альперович. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. Интернет-ресурсы: http://www.twirpx.com/files/machinery/tm/assembly/?show=downloads 12 4.3 Общие требования к организации образовательного процесса Содержание рабочей программы данного модуля определено конкретным видом профессиональной деятельности, к которому готовится выпускник и разработано совместно с работодателями. В целях реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбора конкретных ситуаций, групповых работ по поиску способов устранения неисправностей и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. В рабочей программе модуля сформулированы требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям, обеспечена самостоятельная работа обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Изучение модуля «Организация и технология ремонта оборудования различного назначения» требует предварительного изучения общеобразовательных дисциплин в объѐме основного общего среднего образования, а также дисциплины: «Основы слесарных и сборочных работ», модуля МДК 01.01 , МДК 02.01 . Учебная практика организуется в мастерских образовательного учреждения и распределена на всѐ время изучения модуля. Производственная практика реализуется концентрировано после изучения междисциплинарного курса МДК.02.01 «Организация и технология сборки, регулировки и испытания машин и оборудования различного назначения» и МДК 03.01 «Организация и технология ремонта оборудования различного назначения». Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю профессии) в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков. При реализации практики образовательная деятельность организована в форме практической подготовки путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю образовательной программы. В конце изучения модуля регламентирована концентрированная практика по профилю профессии. Производственная практика организована на рабочих местах в металлообрабатывающих предприятиях работодателя. Контроль знаний и умений проводится в форме текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация обучающихся проводится в форме тестовых заданий, отчѐтов по лабораторным работам, контрольным работам. Промежуточная аттестация студентов по междисциплинарному курсу проводится в форме экзамена. Аттестация студентов по изучению профессионального модуля – экзамен (квалификационный) в котором обучающийся должен подтвердить требуемый уровень усвоения модуля. Результатом, которого может быть две оценки: подтвердил требуемый уровень, не подтвердил требуемого уровня подготовки. На экзамен могут быть представлены работы и отчетные материалы по выполненным заданиям, позволяющие оценить готовность обучающегося к выполнению данного вида профессиональной деятельности. 4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее техническое профессиональное образование. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство 13 практикой: -инженерно-педагогический состав: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по направлению подготовки. - мастера производственного обучения, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлению подготовки и иметь на 1 разряд по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Педагогические кадры должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года. 14 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки (освоенные профессиональные компетенции) ПК 3.1 Выполнять разборку и сборку узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин. -знание конструкции, кинематической и гидравлической схемы собираемых узлов механизмов, станков; -знание технических условий на сборку; -выполнение проверки деталей на износ, с использованием контрольно-измерительного инструмента и приспособлений. ПК 3.2 Выполнять ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин. -выполнение дефектовки деталей; -умение проводить техническое обслуживание ремонтируемого оборудования; Тесты №1-12; проверочные работы №1,2; контрольная работа №1;практическая работа «Заполнение технической документации на ремонт»; производственная практика Практическая работа; самостоятельная работа; производственная практика. -умение выявлять неисправности и устранять их; -умение восстанавливать детали и узлы различными способами. ПК 3.3. Выполнять испытание узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин. -знание технических условий на регулировку; -умение регулировать и испытывать станки и оборудование. 15 Опрос; производственная практика; практическая работа. Результаты Основные показатели оценки результата (освоенные общие компетенции) Формы и методы контроля и оценки Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. участие в конкурсах Интерпретация результатов наблюдений профессионального мастерства за деятельностью обучающегося в участие в профориентационной процессе освоения работе образовательной программы, активное посещение учебных занятий, консультаций и практики документы, подтверждающие участие обучающего в мероприятиях. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. - рациональность планирования и организации деятельности по проведению сборочных и ремонтных работ своевременная заданий и отчѐтов - мониторинг сдачи заданий,записи в учебном журнале экспертная оценка, наблюдение. сдача -самоконтроль и самоанализ при выполнении учебных и производственных заданий обоснованность выбора способа действия в производственной ситуации Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Аргументированность предложенных способов решения задачи Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. - отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и экспертная оценка результатов анализа деятельности, наблюдение Осуществлять оценку качества проделанной работы. 16 наблюдение на практических и лабораторных занятиях. личностного развития. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. соблюдение этических норм наблюдение на при работе в вычислительных практических занятиях, сетях; оценка качества оформление документации оформления самостоятельных работ. с использованием ИКТ; - выбор необходимого программного обеспечения. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. -соблюдение этических норм в процессе общения с преподавателями и обучающимися; -быстрота адаптации в новом коллективе наблюдение взаимодействия с рабочими в местах прохождения практики, экспертная оценка социальной активности. -активность принятия участия в различных мероприятиях, кружках, секциях; -соблюдение требований корпоративной или деловой культуры. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). -своевременное получение отчѐтные документы. приписного свидетельства; -участие в учебных сборах вовремя обучение; -участие в военно-спортивных объединениях; -участие в военнопатриотических мероприятиях. 17