Приложение 17 к ОПОП по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. Охрана труда Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Насонов Сергей учебных дисциплин Дмитриевич, преподаватель общепрофессиональных 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 .................................... 2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………6 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ . 8 ........... Ошибка! Закладка не определена. 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 ......... 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ОХРАНА ТРУДА 1.1.Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по рабочей профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей от 9 декабря 2016 года №1581. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. Содержание учебной дисциплины с компонентами практической подготовки предусматривает формирование у обучающихся, умений, навыков и знаний по учебной дисциплине, и их интеграцию в профессиональную деятельность. Практическая подготовка направлена на формирование познавательного интереса, учебной мотивации, основ практического применения получениях знаний и навыков по учебной дисциплине (название) Охрана труда в профессиональной деятельности получаемой профессии или специальности. 1.3.Цели и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; -соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: -воздействие негативных факторов на человека; -правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; -меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами; -правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности; -экологические нормы и правила организации труда на предприятиях. Коды профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ПК 1.1.Определять техническое состояние автомобильных двигателей ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. 4 ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей. ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий. ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 3.5. Производить ремонт и окраску автомобильных кузовов. Коды общих компетенций в соответствии с ФГОС ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 час; практическая подготовка 10 часов, самостоятельная работа 2 часа. 5 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Количество часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 36 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 34 в том числе: практические занятия 10 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 2 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта. 6 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Тема 1. Законодательные и нормативные документы, гарантирующие безопасные и здоровые условия труда Тема 2 Опасные и вредные факторы, воздействующие на работника. Тема 3 Виды инструктажей по безопасности труда. Тема 4 Электробезопасность Содержание учебного материала Объём часов Содержание учебного материала Статусные права и обязанности работодателя и работников. Правила внутреннего и трудового распорядка. Практическое занятие №1 Составление трудового и коллективного договора. Продолжительность рабочего времени Практическая подготовка в форме самостоятельной работы Доклад на тему «_» Содержание учебного материала Классификация основных опасных и вредных производственных факторов. Общие требования безопасности производственного оборудования. Практическое занятие №2 1.Составление таблицы индивидуальных средствах защиты. воздействие электромагнитных полей, оказывающих воздействие на организм человека 4 2 2 4 2 2 2 Содержание учебного материала Обучение инструктирование и проверка знаний по охране труда. Виды инструктажей по охране труда. Практическое занятие №3 1. Оформление документации по охране труда 4 2 2 2 2 Содержание учебного материала 1.Действие тока на организм человека.. Понятие несчастного случая на производстве. Основы понятия о пожарной безопасности. Практическое занятие №4 4 2 2 7 Самостоят Уровень ельная освоения работа 1-2 2 4 2 1-2 2 2 2 2 10 1-2 2 1-2 Производственный травматизм 1.Составить требования электробезопасности на 2 квалификационную группу Пожарная безопасность 3. Предотвращение пожаров на предприятиях. 4. Противопожарная защита объекта. 5. Первая помощь при несчастном случае. Самостоятельная работа №1 1.Классификация помещений и видов работ по степени опасности поражения электрическим током. Практическая подготовка в виде практической работы Решение ситуационных (производственных) задач; 2 2 2 2 2 2 2 2 Дифференцированный зачет Итого 34 8 2 1-2 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение реализации учебной дисциплины Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Охрана труда и безопасности жизнедеятельности». Оборудование учебного кабинета: 1. Посадочные места по количеству обучающихся; 2. Рабочее место преподавателя; 3. Комплект учебно-наглядных пособий; Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Кланица, B.C. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие / B.C. Клани-ца. — М.: Академия, 2021. - 176 с. 2. Туревский, И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие / И.С. Ту-ревский. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 240 с. 3. Графкина, М.В. Охрана труда. Автомобильный транспорт: учебное пособие/ М.В. Графки-на. — М.: Академия, 2021. - 176 с. Электронные издания (электронные ресурсы) 1.http://norma.org.ua/document/regulations_ohrana_truda/otraslevie/toi_r/auto/37.php 2. http://truddoc.narod.ru/sbornic/transport/22.htm Дополнительные источники 1. Сборник типовых инструкций по охране труда для основных профессий рабочих авто-транспортных предприятий: ТОИ Р-200-01-95 – ТОИ Р-200-23-95. Утвержден Приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ от 27 февраля 1996 года № 16. — СПб: Деан, 2019. -176 с. 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний и умений. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе выполнения практических работ, самостоятельных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводится до сведения обучающихся в начале обучения. Текущий контроль знаний проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет, который проводится после обучения по учебной дисциплине. Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств(ФОС). ФОС включает в себя педагогические контрольноизмерительные материалы, предназначенные для определения соответствия индивидуальных образовательных достижений. Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной аттестации. Раздел (тема) учебной дисциплины 1 Тема 1. (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели результатов подготовки Формы и методы контроля 2 3 4 Результаты Знать: Законодательные акты о Законодательн охране труда, Права и обязанности ые и работников предприятий нормативные Трудовой и коллективный документы, договор гарантирующие Уметь: безопасные и здоровые Делать выводы по безопасным условиям условия труда 10 Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний. Оценка ответа, устного - Оценка работы на практическом занятии №1, ( Критериальная система оценивания Тема 2. Опасные и вредные факторы, воздействующи е на работника. Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний. Знать: Вредные и опасные производственные факторы Уметь: Определять различие между факторами Тема 3. Виды инструктажей по безопасности труда. Знать: Виды инструктажей по охране труда Уметь: Определять виды инструктажей Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний. «темы» практической подготовки в виде самостоятельной и практической работы Уметь: Расшифровывать условные обозначения электрооборудования Пользоваться средствами пожаротушения. 11 Выполнение теоретических и практических заданий, проявление признаков компетенций, действенности знаний. устного - Оценка работы на практическом занятии №2, Критериальная система оценивания Оценка ответа, устного - Оценка работы на практическом занятии №3, Критериальная система оценивания Оценка ответа, Тема 4. Электробезопас Знать: ность. Производственн Электробезопасность ый травматизм Производственный травматизм Основные требования Пожарная пожарной безопасности безопасность Оценка ответа, устного - Оценка работы на практическом занятии №4, Оценка выполнения самостоятельной работы №4 Критериальная система оценивания устный опрос - защита докладов (формы и методы соответствуют форме практической подготовки) Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольноизмерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы) Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений Процент результативности (правильных ответов) балл (отметка) вербальный аналог 90 ÷ 100 5 отлично 80 ÷ 89 4 хорошо 70 ÷ 79 3 удовлетворительно менее 70 2 не удовлетворительно 12