Приложение к ППКРС по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАССМОТРЕНО ЦМК по ??????? Протокол № от «___» ___________2022г. Председатель ЦМК_______О.Б.Соколова УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР ___________ И.А. Григорян « » _2022 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» Сухой лог 2022 Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Потапенко Светлана Александровна , преподаватель. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 11 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 10. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины ОП. 05 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации базовой подготовки. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина ОП. 05 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» является общепрофессиональной дисциплиной в составе профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; находить и использовать необходимую экономическую информацию; знать: основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежнокредитную и налоговую политику; механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; законодательство по охране авторских прав обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия дифференцированный зачет Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка реферата работа с нормативно-правовой базой и справочной литературой составление опорных конспектов выполнение расчетных заданий Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 54 36 18 2 18 3 5 5 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ Наименование Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная разделов и тем работа обучающихся 1 2 Раздел 1. Экономические основы функционирования организации в условиях рынка Введение 1 Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с деятельностью предприятия Введение в экономику. Базовые экономические понятия. Тема 1.1. Содержание учебного материала Организация 1 Понятие отрасли и предприятия, его характеристики, понятие юридического лица, коммерческой деятельности и некоммерческой организации. хозяйствующих Организация как хозяйствующий субъект в рыночной экономике (цели, задачи, производство, субъектов в персонал, технология). Основные принципы построения экономической системы организации. рыночной 2 Формы и виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое. экономике Организационно-правовые формы предпринимательства: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования. Акционерные общества: сущность и особенности функционирования. Практические занятия: 1 ПЗ№1.Сравнительный анализ целесообразности использования той или иной организационно правовой формы коммерческой организации в определенной среде предпринимательства. 2 ПЗ№2.Изучение производственного и технологического процессов на примере конкретного предприятия Самостоятельная работа обучающихся: вср№1 Тематика домашних заданий: Составление опорного конспекта по теме «Производственный и технологический процесс предприятия» «Понятие производственного цикла» «Лизинг и факторинг – способы финансирования предприятия» «Кредиты в деятельности организации» Подготовка реферата по предложенной тематике 1. Построение экономической системы организации и её управление 2. Планирование, финансирование и кредитование организации. 3.Финансовые ресурсы организации Кол-во часов 3 14 2 Уровень освоения 4 2 4 2-3 2-3 4 8 4. Маркетинговая деятельность организации в рыночных условиях 5. Понятие производственной и организационной структуры 6. Структуры управления конкретных предприятий и задачи совершенствования структуры организации в условиях рынка. 7. Менеджмент организации 8. Характеристика современного состояния и перспектив развития отрасли электроэнергетики 9. Характеристика современного состояния и перспектив развития ПСМ Раздел 2. Ресурсы организации и эффективность их использования Тема 2.1 Содержание учебного материала Материальные 1 Основные фонды, оценка состояния, движения и использования основных фондов ресурсы Методы управления основными средствами и оценка их эффективности. организации. Практические занятия: Основные средства. 1 ПЗ№3 Расчет годовой суммы амортизационных отчислений. Расчет показателей эффективности использования основных фондов. Тема 2.2 Содержание учебного материала Материальные 1 Понятие, состав, структура оборотных средств. Источники пополнения и формирования ресурсы оборотных средств организации: собственные, заемные. организации. 2 Оценка эффективности использования оборотных средств. Методы управления оборотными Оборотные средствами. средства. Практические задания: 1 ПЗ№4. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств. Тема 2.3 Содержание учебного материала Трудовые ресурсы 1 Понятие кадров (трудовых) ресурсов организации. Показатели количественной характеристики организации. трудовых ресурсов: списочная, явочная. Структура кадров (персонала). Оплата труда. Основные нормы труда: норма времени, норма выработки, норма численности. 2 Производительность труда: показатели, измерители, резервы роста Понятие и элементы тарифной системы. Понятие тарифной ставки. Повременная и сдельная формы оплаты труда. Понятие сдельной расценки. Практические занятия: 1 ПЗ№5 Планирование численности персонала. Заполнение табеля учета рабочего времени.. Расчеты заработной платы по повременной и сдельной формам оплаты труда. Оформление нарядов. Самостоятельная работа обучающихся: вср№2 19 2 2-3 2 2 2-3 2-3 2 4 2-3 2-3 2-3 2 5 Тематика домашних заданий: Составление опорного конспекта по темам «Производственная мощность и пути улучшения использования основных фондов». «Источники финансирования долгосрочных финансовых вложений: собственные, заемные, привлеченные, ассигнования из бюджета, иностранные инвестиции» «Способы экономии оборотных средств. Энерго- и материало-сберегающие технологии». «Современные система оплаты труда. Бестарифная форма оплаты труда», «Зарубежный опыт материального стимулирования труда персонала организации». Выявление резервов роста производительности труда на конкретном примере. Составление годового баланса рабочего времени работников Работа с нормативными документами: Определение роли государства в регулировании вопросов, связанных с организацией и оплатой труда работающих Раздел 3. Основные экономические показатели деятельности организации и методика их расчета Тема 3.1 Содержание учебного материала Себестоимость и 1 Понятие себестоимости продукции. Классификация расходов организации по различным цена продукции признакам. Понятие прямых и косвенных расходов Себестоимость продукции, ее виды. Экономическая сущность и виды рыночных цен. Ценовая политика. Методы и стратегии ценообразования. Структура рыночной цены. Практические занятия: 1 ПЗ№ 6.Методика расчета различных видов себестоимости. Расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Методика расчета цены продукции Тема 3.2 Содержание учебного материала Финансовые 1 Понятие производственной программы организации. Методика расчета стоимостных результаты показателей объема производства и реализации продукции: товарной, валовой и реализованной деятельности продукции. организации. Понятие доходов организации. Доходы от обычных видов деятельности, доходы от прочих операций. Прибыль, как важнейший показатель деятельности организации. Понятие рентабельности, её виды. Практические занятия: 1 №7 Планирование прибыли организации. Расчет показателей рентабельности. 2 №8 Расчет показателей производства и реализации продукции 14 2 2-3 2-3 2-3 2 2 2-3 2-3 6 3 №9 Расчет показателей производства и реализации продукции Самостоятельная работа обучающихся: вср№3 Тематика домашних заданий: Подбор примеров различных стратегий ценообразования по материалам периодической печати. Подготовка реферата по методам управления, вопросам эффективного использования и способам экономии финансовых ресурсов организации и вопросам ценообразования продукции. Составление опорного конспекта по теме: «План по производству продукции». «Производственная мощность предприятия, методика расчета, показатели использования». Подготовка презентации и защита рефератов Дифференцированный зачет Всего: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 5 2 54 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы экономики Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству студентов; рабочее место преподавателя; схемы, плакаты, комплект учебно-методических материалов по дисциплине «Основы экономики». калькуляторы экран, Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с поправками. Источникоправовой комментарий. 3-е изд. перераб. / [авт. историко-правового комментария Б.А.Стракун].М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.- 144с. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации : части первая, вторая, третья, четвертая. По состоянию на 1 июня 2010г. Комментарий последних изменений – М.: Юрайт, 2010.- 572с. 3. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Профессиональные комментарии и разъяснения к сложным ситуациям: 2-е изд., перераб. и доп./ под общ. рез. Л.В. Щур- Труханович.- М.: Дело и сервис, 2010 - 784с. 4. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие./под. ред.проф. В.К. Скляренко, В.М. Прездникова. М.: ИНФРА, 2007. – 234с. 5. Экономика предприятия: Учебник для вузов.2-е изд.., переработанное и дополненное. / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. - Спб.: Питер, 2010.- 464с. 6. Экономика предприятия: Учебник для вузов.5-е изд. / под ред. акад. В.М Семенова.- С.Пб.: Питер, 2010.- 416с. Дополнительные источники: 1. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд./ под ред. В.Е. Есипова- Спб.: Питер, 2008.- 480с. 2. Бухалков М.И Планирование на предприятии: 4-е изд. , испр. и доп./ М.И. Бухалков.- М.: ИНФРА, 2010.- 411с. 3. Висюлин Ф.П., Михневич Л.М. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятий./ Ф.П.Висилютин – Минск: Высшая школа, 2006.- 324с. 4. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Учебное пособие./ Н.Л. Зайцев М.: Инфра-М, 2007, 284 с. 5. Киперман Г.Я., Сурганов В.С. Популярный экономический словарь./ Г.Я.Киперман – М.: Экономика, 2008. - 256 с. 6. Намазалиев Г.И. Экономический анализ хозяйственной деятельности в МТО. / Г. И. Намазалиев – М.: Финансы и статистика, 2005. - 320 с. 7. Рыночная экономика. Словарь / Под общей ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Республика, 2008.528 с. 8. Современная экономика. Общедоступный учебный курс / Под ред. проф. О.В. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 608 с. 9. Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес. Практическое пособие./ Е.Н. Чекмарева – М: Экономика, 2006. - 127 с. 10. Экономика предприятия. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.- 127 с. 11. Примеры задач среднего и высокого уровня сложности. Форма доступа: http://www.iloveeconomics.ru 12. Рекомендации по экономике для студентов колледжей. Форма доступа: http://college.odoportal.ru/list/recomendations-ok/links/link-ok-economica.htm 13. Справочно-поисковые системы (http://www.rusarchives.ru/, http://www.vniidad.ru, http://www.consultant.ru, http://www.garant.ru/, http://kodeks.ru/). 14. Учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm 15. Электронный путеводитель по экономике. Форма доступа: http://clck.yandex.ru/redir/Aiut 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Основы экономики» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых студентами знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе опроса, проведения практических занятий, тестирования. Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена. Формы и методы промежуточной аттестации доводятся до сведения студентов не позднее начала двух месяцев от начала обучения. Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой: Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно Таблица 1 - Формы и методы контроля и оценки освоенных умений и усвоенных знаний Раздел (тема) учебной Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) дисциплины Раздел 1. Экономические Уметь: основы - определять организационно-правовые функционирования формы организаций; организации. - находить и использовать необходимую Организация в условиях экономическую информацию; рынка Знать: - сущность организации как основного звена экономики отраслей; - основные принципы построения экономической системы организации; организацию производственного и технологического процессов Раздел 2. Ресурсы Уметь: - находить и использовать необходимую организации и экономическую информацию; эффективность их использования - определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; -рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации; Знать: - принципы и методы управления основными и оборотными средствами; - методы оценки эффективности их использования; - состав материальных, трудовых и Основные показатели результатов подготовки Определение организационноправовых форм организаций; оценка целесообразности применения Подготовка реферата по вопросам экономических основ функционирования организации в условиях рынка Характеристика экономической системы организации, производственного и технологического процессов Подготовка реферата по методам управления, вопросам эффективного использования и способам экономии материальных и трудовых ресурсов организации Определение состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов Заполнение первичных документов по экономической деятельности организации Расчет по принятой методике основных техникоэкономических показателей деятельности организации Формы и методы контроля и оценки Оценка преподавателя самостоятельной работы по оценочному листу Оценка преподавателя устного ответа по оценочному листу Оценка преподавателя практической работы по эталону Оценка преподавателя, самооценка и взаимооценка защиты реферата по оценочному листу Оценка преподавателя самостоятельной работы по оценочному листу Оценка преподавателя устного ответа по оценочному листу Оценка преподавателя практической работы по эталону Оценка преподавателя, самооценка и взаимооценка защиты реферата по оценочному листу Раздел (тема) учебной дисциплины Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии; - формы оплаты труда; Раздел 3. Основные Уметь: - находить и использовать необходимую экономические показатели деятельности экономическую информацию; организации и методика - определять состав материальных, их расчета трудовых и финансовых ресурсов организации; - заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; -рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации; Знать: - состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; - способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии; - механизмы ценообразования; -основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта; Основные показатели результатов подготовки Подготовка реферата по методам управления, вопросам эффективного использования и способам экономии финансовых ресурсов организации и вопросам ценообразования продукции Определение состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов Заполнение первичных документов по экономической деятельности организации Расчет по принятой методике основных техникоэкономических показателей деятельности организации Описание механизма ценообразования Формы и методы контроля и оценки Оценка преподавателя самостоятельной работы по оценочному листу Оценка преподавателя устного ответа по оценочному листу Оценка преподавателя практической работы по эталону Оценка преподавателя, самооценка и взаимооценка защиты реферата по оценочному листу Таблица 2 - Формы и методы контроля и оценки освоенных общих и профессиональных компетенций Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Формы и методы контроля и оценки Демонстрация потребности в получении экономических знаний, готовности использовать их в траектории дальнейшего профессионального развития. Организация самостоятельных занятий при изучении дисциплины, применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действия в конкретных ситуациях Воспитание ответственности за принятие экономически обоснованных решений в стандартных и нестандартных ситуациях Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью Демонстрация умения эффективного поиска необходимой информации; обучающегося отделения основной от второстепенной, критическое оценивание полученной в процессе информации, передача содержания информации адекватно поставленной освоения цели образовательно й программы ОК 5. Использовать информационноИспользование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для коммуникационные технологии в обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, профессиональной деятельности. презентации результатов познавательной и практической деятельности ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с Владение основными видами публичных выступлений, следование коллегами, руководством, клиентами. этическим нормам и правилам ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в Понимание экономических явлений и ситуаций, готовность использовать том числе с применением полученных приобретенные знания при исполнении воинской обязанности. профессиональных знаний (для юношей).