ОП.04 Охрана труда и техника безопасности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 04 Охрана труда

Сухой Лог
2022г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

7

УЧЕБНОЙ

14

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

СОДЕРЖАНИЕ

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Охрана труда и техника безопасности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации».
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины «Охрана труда и техника безопасности», и в
соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
от 17.03.2015 № 06-259).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Дисциплина способствует формированию общих компетенций ОК1-7,
профессиональных компетенций ПК 1.1-1.5, 2.1-2.4, и требованиям
профессионального стандарта.
Мастер по обработке цифровой информации должен обладать общими
компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
Мастер также должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Наименование видов профессиональной деятельности и
Код
профессиональных компетенций
Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение,
ПК 1.1. периферийные устройства, операционную систему персонального
компьютера и мультимедийное оборудование.
Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в
ПК 1.2.
персональный компьютер с различных носителей.
Конвертировать файлы с числовой информацией в различные
ПК 1.3.
форматы.
Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых,
ПК 1.4.
графических видеоредакторов.
Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу,
ПК 1.5 медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных
компонентов средствами персонального компьютера.
Формировать медиатеки для структурированного хранения и
ПК 2.1.
каталогизации цифровой информации.
Управлять размещением цифровой информации на дисках
ПК 2.2. персонального компьютера, а также дисковых хранилищах
локальной и глобальной компьютерной сети.
Тиражировать мультимедиа-контент на различных съемных
ПК 2.3.
носителях информации.
ПК 2.4. Публиковать мультимедиа -контент в сети Интернет
Работать в комиссиях по расследованию аварий и несчастных
случаев.
Проводить анализ причин возникновения аварий. участвовать в
*
составлении аварийных актов и разрабатывать мероприятия по их
предупреждению
Пояснения:
* - требования профессионального стандарта

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1. Выполнять санитарно –технологические требования на рабочем месте и в
производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

*Умение работать в комиссиях по расследованию аварий и несчастных
случаев.
*Проводить анализ причин возникновения аварий. участвовать в
составлении аварийных актов и разрабатывать мероприятия по их
предупреждению.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1. правила техники безопасности и охраны труда при работе с
оборудованием.
З2. нормативные документы по использованию средств вычислительной
техники и видеотерминалов.
З3. виды и периодичность инструктажа по ТБ и ОТ.
*Основы законодательства о труде, промышленной и пожарной
безопасности;
*Основы экологического законодательства;
*Правила по охране труда (правила безопасности), инструкции по технике
безопасности на рабочем месте, безопасность электрооборудования.
Пояснения:
* - требования профессионального стандарта

1.4. Вариативной части нет
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 52часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практическая подготовка
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме экзамена

Объем часов
52
36
18
16

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
разделов и тем
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
2
1
Раздел 1. Правовые и организационные основы охраны труда
Основные законодательные акты об охране труда в РФ. Надзор за
Тема 1.1.
Федеральный закон использованием законодательства по охране труда. Ответственность за
нарушение положений охраны труда и техники безопасности.
об охране труда.
*Основы законодательства о труде, промышленной и пожарной
безопасности

Объем
часов
3
10+2
2

Уровень
освоения
4

2

2

2

2

2

2

2

Пояснения:
* - требования профессионального стандарта

Опасные и вредные производственные факторы. Способы защиты от
опасных и вредных производственных факторов. Основные функции,
задачи, цели и права государственных инспекторов по охране труда.
Общественный контроль за охраной труда.
*Основы экологического законодательства
Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда на
Тема 1.3.
Организация работы предприятиях. Основные принципы организации охраны труда на
по охране труда на предприятии. Служба охраны труда на предприятии. Комитет по охране
труда.
предприятии
*Основы законодательства о труде, промышленной и пожарной
безопасности
Требования к помещениям. Требования к организации и оборудованию
Тема 1.4.
рабочих мест. Санитарно-гигиенические параметры помещений.
Основные
Воздушная среда в помещении. Требования к организации труда и
требования
отдыха. Мероприятия по снижению зрительных нагрузок, статических
безопасности
Тема 1.2.
Общие
требования
безопасности труда

предприятия
рабочем месте.

на нагрузок, психологических нагрузок, нервно-психологических нагрузок.
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий по теме 1.4.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Карта рабочего места по условиям труда
Виды и характеристики инструктажей. Разработка и выдача инструкций.

Тема 1.5. Виды
инструктажей на
производстве
Раздел 2 Техника безопасности
Вредные производственные факторы и меры защиты. Шум и вибрация,
Тема 2.1.
электромагнитные излучения. Санитарно – гигиенические условия и
Производственная
физиологические особенности труда. Производственное освещение.
санитария
Практическое занятие №1.
Расчет норм освещения в производственном помещении. Расчет
оптимальной температуры воздуха на рабочих местах
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий по теме 2.1..
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Оптимальные и допустимые критерии условий труда.
Интенсивность и громкость шума
Причины
травматизма
и
профзаболеваний.
Характеристика
Тема 2.2.
профзаболеваний. Несчастные случаи на производстве. Расследование и
Производственный
учет несчастных случаев на производстве. Оформление журнала
травматизм
инструктажей на производстве.
*Работа в комиссиях по расследованию аварий и несчастных случаев.

2

2

2
2
36+14
2

2

4

3

2

2

2

4

3

Пояснения:
* - требования профессионального стандарта

Практическое занятие №2.
Составление акта по форме Н - 1
Составление мероприятий по предупреждению травматизма.

*Проведение анализа причин возникновения аварий.
составление
аварийных актов и разработка мероприятий по их предупреждению
Пояснения:
* - требования профессионального стандарта

Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий по теме 2.2..
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Организация обучения работающих безопасности труда.
Технические методы обеспечения безопасности.
Организация пожарной охраны на предприятиях.
Тема 2.3.
Пожароопасные свойства веществ и материалов. Противопожарная
Пожарная
профилактика. Пожарная безопасность на предприятии и в
безопасность
производственных цехах. Пожарная сигнализация, огнетушители –
характеристика, правила пользования. Действия в случае пожара.
Практическое занятие №3.
Составление противопожарного инструктажа и пожарно – технического
минимума.
Самостоятельная работа Выполнение домашних заданий по теме 2.3.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Средства тушения пожаров, пожарный инвентарь.
Действие электрического тока на организм.
Электролитическое,
Тема 2.4
Электробезопасность биологическое, механическое воздействие тока. Классификация
помещений по степени опасности поражения электрическим током.

4

2

2

Выполнение домашних заданий по теме 2.4.
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной
самостоятельной работы
Средства защиты от поражения током. Защитное заземление. Защита от
статического электричества.
Практическое занятие №4.

2

2

2

2

4

3

2

3

Инструктаж по безопасной эксплуатации электрооборудования
Практическое занятие №5.
Изучение нормативных документов по использованию средств
вычислительной техники и видеотерминалов.
Выполнение домашних заданий по теме 2.4.
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной
самостоятельной работы
Анализ опасности поражения током в различных электрических сетях
Всего:

6

4

36/18/16

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Перечень практических работ по дисциплине
№
раздела
2

№ ЛПР

Наименование работ

1

Расчет норм освещения в производственном
помещении.
Расчет оптимальной температуры воздуха на
рабочих местах
Составление акта по форме Н - 1
Составление мероприятий по предупреждению
травматизма.
Составление противопожарного инструктажа и
пожарно – технического минимума
Инструктаж по безопасной эксплуатации
электрооборудования
Изучение нормативных документов по
использованию
средств
вычислительной
техники и видеотерминалов

2
2
2

3

2

4

2

5

итого

Кол-во
часов
4

4

4
2
4

18

Внеаудиторная самостоятельная работа студента
№
темы
1

2

2

2

2

2

итого

Тематика самостоятельной работы

Вид работы, источники
информации.
Карта рабочего места по условиям труда
Составление плана и тезисов
2
ответа.
http://otvet.mail.ru/question/17
403672/
Учебник « Охрана труда и
техника безопасностии
промышленная экология»
В.Т. Медведев. Глава 1.
Оптимальные и допустимые критерии
Изучение нормативных
4
условий труда.
материалов.
Интенсивность и громкость шума.
http://ecologyportal.ru/publ/1-1-0-154
Ответы на контрольные
вопросы. Учебник, главы
11, 12
Организация обучения работающих
Повторная работа над
2
безопасности труда.
учебным материалом.
Технические методы обеспечения
Учебник , глава 2,3.
безопасности.
Подготовка сообщений.
http://ohranabgd.narod.ru/bgdtik2.html
http://www.nwbiot.narod.ru/8
1.htm
Средства тушения пожаров.
Ответы на контрольные
2
Пожарный инвентарь.
вопросы. Учебник, глава
13. Подготовка к деловой
игре.
http://www.vashakomanda.ru/t
rud3.htm
Инструктаж по безопасной эксплуатации Подготовка сообщений к
2
электрооборудования
выступлению на семинаре.
Средства
индивидуальной
защиты: http://do.gendocs.ru/docs/inde
хранение и использование
x-304071.html
Изучение нормативных
материалов. Учебник ,
главы 7. 8.9..
http://elektroas.ru/texnikabezopasnosti-pri-rabote-selektrooborudovaniem
Анализ опасности поражения током в Ознакомление с
4
различных электрических сетях
нормативными
документами. Учебник ,
глава 7.
http://do.gendocs.ru/docs/inde
x-304071.html
Работа со справочниками.
16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Кабинет Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и интерактивная
доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основные источники:
1. Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ». Принят 17 июля
1999 г.
2. Федеральный закон «Об обязательном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваниях». Принят 9
июля 1998 г.
3. Положение «О расследовании и учете несчастных случаев на
производстве. Утвержден постановлением Правительства РФ от 11 марта
1999 г. №279.
4. ОСТ 28 – 1 – 95 «Требования к производственному персоналу»
5. Попов Ю.П. Охрана труда и техника безопасности2007г. ООО
издательство «КНОРУС»
6. В.А. Девисилов ISBN 978-5-91134-430-6, «Охрана труда»: Учебник 5-е
издание переработанное и дополненное: - М Форум,2012-512с.
Дополнительные источники:
1. Межотраслевые правила по охране труда по обслуживанию
радиоэлектронной аппаратуры
2. Типовая инструкция по охране труда техника по обслуживанию
радиоэлектронной аппаратуры».
3. Журнал «Охрана труда и техника безопасностии социальное страхование»
4. Журнал «Справочник специалиста по охране труда»
5. Межотраслевые правила по охране труда при проведении работ по пайке
и лужению изделий. ПОТ Р М 022-2002. (256)
6. Межотраслевые типовые инструкции по охране труда для работников
занятых проведением работ по пайке и лужению изделий ТИ Р М - (075 -

082) - 2003.(305) Типовые инструкции согласованы Федерацией
независимых профсоюзов России (письмо № 109-82 от 7 июля 2003 г.),
утверждены постановлением Минтруда России от 17 июля 2003 г. № 55 и
введены в действие с 1 сентября 2003 г.
7. «Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями»
(М.: Энергоатомиздат, 1986) с учетом Извещения об изменении № 1
«Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями»
(М.: СПО ОРГРЭС, 1991) и Извещения об изменении № 2, утвержденного
23.03.93 Отделом охраны труда и техники безопасности Минтопэнерго
России.
8. М.В. Графкина ISBN 978-5-91134-325-5, «Охрана труда и техника
безопасностив непроизводственной сфере»: Учебное пособие: - М: Форум,
2009-320с.
Интернет – ресурсы:
Охрана труда. Нормативные документы по охране труда. – URL:
www.znakcomplect.ru
Охрана труда. Нормативные документы по охране труда [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.znakcomplect.ru/doc/
Охрана труда и техника безопасностив России// Ohranatruda.ru: URL:
http://ohranatruda.ru/ (2010).
Российская энциклопедия по охране труда// Яндекс-словари: URL:
http://slovari.yandex.ru/~книги/Охрана%20труда
www.trkodeks.ru
www.oxtrud.narod.ru
www.c – kondor.ru

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Наименование элемента умений
или знаний
У1.
выполнять
санитарнотехнологические требования на
рабочем
месте
и
в
производственной зоне, нормы и
требования к гигиене и охране
труда
З1. правила техники
безопасности и охраны труда при
работе с электрооборудованием
З2. нормативные документы по
использованию
средств
вычислительной
техники
и
видеотерминалов
З3.
виды
и
периодичность
инструктажа
по
технике
безопасности и охране труда
( ТБиОТ)

Виды аттестации
Текущий контроль

Рубежный
контроль

Промежуточная аттестация

Практические задания

Контрольная
работа

Экзамен

Реферат, опрос

Контрольная
работа

Экзамен
Экзамен

Практическая работа
Собеседование

Контрольная
работа
Экзамен

Практическая работа.
Опрос

Контрольная
работа

Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК 1. Понимать
сущность и социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать
собственную
деятельность, выбирать
типовые методы и

Основные показатели оценки
результата
-участие в работе научно-студенческих
обществ,
-выступления на научно-практических
конференциях,
- высокие показатели производственной
деятельности.
- выбор и применение методов и
способов решения профессиональных
задач, оценка их эффективности и
качества.

Формы и методы
контроля и оценки
Оценка результатов
деятельности
обучающихся в процессе
освоения:
- на практических
занятиях (при решении
ситуационных задач, при
участии в деловых играх;
при подготовке и
участии в семинарах,
при подготовке

способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их
эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать
решения в стандартных
и нестандартных
ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять
поиск и использование
информации,
необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,

рефератов, докладов и
т.д.);

- анализ профессиональных ситуаций;
- решение стандартных и
нестандартных профессиональных
задач.
- эффективный поиск необходимой
информации;
- использование различных источников,
включая электронные, при изучении
теоретического материала и
прохождении различных этапов
производственной практики.

профессионального и
личностного развития
ОК 5. Использовать
информационнокоммуникационные

- использование в учебной и
профессиональной деятельности
различных видов программного
обеспечения, в том числе специального,
при оформлении и презентации всех
видов работ.

технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в
коллективе и команде,
эффективно общаться с
коллегами,
руководством.

взаимодействие:
- с обучающимися при проведении
деловых игр, выполнении
коллективных заданий (проектов),
- с преподавателями, мастерами в ходе
обучения,
- с потребителями и коллегами в ходе
производственной практики.

ОК 7. Брать
ответственность за
работу членов команды
(подчиненных), за
результат выполнения
заданий.

- самоанализ и коррекция
результатов собственной деятельности
при выполнении коллективных заданий
(проектов),
- ответственность за результат
выполнения заданий.

- при проведении
зачетов,

ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение
квалификации.

- планирование и качественное
выполнение заданий для
самостоятельной работы при изучении
теоретического материала и
прохождении различных этапов
производственной практики;

ОК 9. Ориентироваться
в условиях частой
смены технологий в
профессиональной
деятельности.

- адаптация к изменяющимся условиям
профессиональной деятельности;

- определение этапов и содержания
работы по реализации
самообразования.

- проявление профессиональной
маневренности при прохождении
различных этапов производственной
практики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».