Приложение 5.2 к ОПОП по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ПОДГОТОВКА, ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА И РАЗМЕЩЕНИЕ КОНТЕНТА В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА Сухой Лог 2023 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 16 2 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ПОДГОТОВКА, ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА И РАЗМЕЩЕНИЕ КОНТЕНТА В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА 1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля обучающихся должен освоить основной вид деятельности Подготовка, техническая обработка и размещение контента в системе электронного документооборота и соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции: 1.1.1. Перечень общих компетенций Код компете нции Формулировка компетенции ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; 3 интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств. Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной 4 команде ОК 05 ОК 06 ОК 07 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений Умения: описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона. Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона. 5 ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Умения: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной профессии Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций Код ПК 2.1. Подготовка, техническая обработка и размещение контента в системе электронного документооборота Использовать систему электронного документооборота. ПК 2.2. Сопровождать документы с электронно-цифровой подписью. ПК 2.3. Осуществлять резервное копирование информации. ВД 2 6 1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен: Владеть навыками работы с автоматизированными информационными системами электронного документооборота; систематизации и учета документов в системе ЭД; организации поиска, обработки и вывода документов из системы ЭД; применения электронной цифровой подписи при ведении электронного документооборота. Уметь формировать электронные документы в системах производственного документооборота; управлять версиями электронных документов; формировать электронный документ с использованием шаблона на бланке организации; вести журналы, классификаторы и справочники в системе электронного документооборота; формировать отчеты о движении и исполнении документов; регистрировать и классифицировать документы, регистрируемые в программе; осуществлять рассылку напоминаний и уведомлений; осуществлять согласование документов; переводить документы в архив; осуществлять поиск документов по реквизитам и контексту; применять электронную цифровую подпись для подписания документов различных форматов. Знать основные виды и понятия электронного документооборота; основные понятия делопроизводства; классификация автоматизированных информационных систем электронного документооборота; требования к системе электронного документооборота; основные виды и понятия электронной цифровой подписи; нормативно-правовые аспекты электронной цифровой подписи; области применения электронной цифровой подписи. 1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля Всего часов 546 в том числе в форме практической подготовки 396 Из них на освоение МДК 144 в том числе самостоятельная работа 4 практики, в том числе учебная 216 производственная 180 Промежуточная аттестация 18. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2.1. Структура профессионального модуля Наименования разделов профессионального модуля 1 2 ПК 2.1, ПК 2.3 ОК ПК 2.2, ПК 2.3, ОК ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ОК 1-9 ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ОК 1-9 Раздел 1. Структура и элементы управления системы электронного документооборота. Раздел 2. Сопровождение документов в системе электронного документооборота. Учебная практика, часов Производственная практика (по профилю специальности), часов Промежуточная аттестация Всего: Всего, час. Всего Обучение по МДК В том числе Лабораторных. и практических. занятий Самостоятельная работа Практики Промежуточная аттестация. Коды профессиональных общих компетенций В т.ч. в форме практической. подготовки Объем профессионального модуля, ак. час. 3 4 5 6 7 9 60 36 54 30 Х 12 84 38 74 38 4 216 216 180 180 6 546 470 Учебная Производственная 10 11 180 216 156 74 Х 180 216 8 2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля Наименование разделов и тем профессионального Содержание учебного материала, модуля (ПМ), лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа междисциплинарных обучающихся курсов (МДК) 1 2 Раздел 1. Структура и элементы управления системы электронного документооборота МДК..02.01. Структура и элементы управления системы электронного документооборота Тема 1.1. Цели, задачи и Содержание основные понятия 1. Понятие о структуре организации и предприятия. информационных систем 2. Состав функций и деловых процессов, выполняемых в подразделениях ЭС управления 3. Понятие документопотока, документооборота документооборотом. В том числе практических занятий и лабораторных работ Тема 1.3. Организация информационной системы управления документооборотом 3 54/30 54/30 4/8 4 8 Практическая работа № 1. Формирование пакета информационных материалов фирмы. 2 Практическая работа № 2. Формирование пакета организационных документов фирмы. 2 Практическая работа № 3. Формирование пакета распорядительных документов. Тема 1.2. Организация документационного обеспечения управления в организациях и на предприятиях. Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч. Практическая работа № 4. Формирование пакета личных документов. Содержание 1. Понятие Системы Документационного Обеспечения Управления (СДОУ). 2. Содержание процедур получения и передачи входящих и исходящих потоков документов. 3. Состав и содержание процедуры контроля исполнения документов. Содержание контрольной карточки и методики ведения справочной картотеки. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическая работа № 5. Составление схемы электронного документооборота с помощью программы MS Visio или аналогичной. Практическая работа № 6. Заполнение контрольных карточек документов. Практическая работа № 7. Формирование справочной картотеки. Содержание 1. Понятие системы управления документооборотом, как части корпоративной экономической информационной системы. 2. Требования и принципы создания СУД, состав и содержание подсистем. В том числе практических занятий и лабораторных работ 2 2 4/6 4 6 2 2 2 4/6 4 6 9 Практическая работа № 8. Ранжирование документов по срочности, сложности и времени хранения. Практическая работа № 9. Формирование архива документов. Практическая работа № 10. Формирование справочника Государственная система документационного обеспечения управления. Содержание 1. Понятие электронного документа (ЭД). Виды ЭД. Тема 1.4. Автоматизация 2. Классификация средств автоматизации составления ЭД. Требования к системам составления электронных составления ЭД. Характеристика систем. документов и процессов В том числе практических занятий и лабораторных работ ввода потоков входящих Практическая работа № 11. Оформление формализованных шаблонов документов с типовыми документов реквизитами (бланки писем, приказов). Практическая работа № 12. Обработка неформализованных документов. Содержание 1. Понятие информационно-поисковой системы. Основные компоненты ИПС и технология работы с ИПС. 2. Понятие системы управления электронными документами (СУД). Тема 1.5. Автоматизация 3. Методы организации хранения и поиска документов в СУД. хранения электронных документов В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическая работа № 13. Сканирование и преобразование форматов документов. Практическая работа № 14. Индексирование документов. Практическая работа № 15. Поиск и заполнение шаблонов документов. Раздел 2. Сопровождение документов в системе электронного документооборота МДК.02.01. Сопровождение документов в системе электронного документооборота. Тема 2.1. Организация Содержание системы электронного 1. Основные задачи организации системы электронного документооборота (СЭДО). Классы документооборота СЭДО. Характеристика систем. 2. Принципы и особенности построения Автоматизированных Систем Контроля Исполнения Документов (АСКИД). 3. Жизненный цикл документа в системе электронного документооборота. В том числе практических и лабораторных занятий Практическая работа № 1. Регистрация и пользовательские настройки системы электронного документооборота. Практическая работа № 2. Регистрация и разграничение прав пользователей системы электронного документооборота. Практическая работа № 3. Формирование поискового образа документа. Практическая работа № 4. Составление поисковых запросов к хранилищу документов. 2 2 2 6/4 6 4 2 2 6/6 6 6 2 2 2 74/38 74/38 14/8 6 8 2 2 2 2 10 Тема 2.2. Российские системы электронного документооборота Тема 2.3. Обработка документов в системе электронного документооборота Тема 2.4. Особенности систем межведомственного документооборота. Содержание 1. Системы документооборота и делопроизводства предприятия на примерах Дело, CompanyMedia, Directum или аналогичных им. Возможности управления документами с использованием программной среды Outlook или аналогичных им. 2. Особенности защищенного документооборота для работы с государственными информационными системами (Контур, СБИС и др.). 3. Электронный документооборот между предприятиями (Диадок, DiState: Оператор ЭДО и др.). В том числе практических и лабораторных занятий Практическая работа № 5. Регистрация и настройки в программной среде Outlook. Практическая работа № 6. Установка и пользовательские настройки региональной системы «Электронное правительство». Практическая работа № 7. Автоматизация обработки документов с помощью инструментария модулей системы электронного документооборота («Управление документами», «Канцелярия», «Управление договорами» и/или аналогичные). Содержание 1. Настройка учетной записи. Настройка системы. 2. Работа со входящими документами. 3. Работа с исходящими документами. 4. Работа с внутренними документами. 5. Организация персонального информационного пространства: контакты, ежедневные персональные мероприятия. Организация совместных мероприятий (собраний) с учетом занятости сотрудников. 6. Создание и выполнение индивидуальных задач. Назначение задач другим сотрудниками. 7. Контроль исполнения задач. Групповая работа с документами. В том числе практических и лабораторных занятий Практическая работа № 8. Регистрация и обработка входящих документов. Практическая работа № 9. Регистрация и обработка исходящих документов. Практическая работа № 10. Контроль исполнения внутренних документов. Практическая работа № 11. Контроль исполнения договорных обязательств и проектов. Практическая работа № 12. Оформление журналов и отчетов Содержание 1. Участники системы межведомственного электронного документооборота. Принципы и технические решения. 2. Архитектура системы межведомственного электронного документооборота. Нормативные документы, определяющие порядок взаимодействия. 3. Функционал, реализуемый в рамках сопряжения с системой межведомственного 14/8 6 8 2 2 4 20/10 10 10 2 2 2 2 2 14/6 14 11 электронного документооборота. В том числе практических и лабораторных занятий Практическая работа № 13. Подготовка обращения для включения в список участников систем межведомственного документооборота. Практическая работа № 14. Подготовка и проверка документов на соответствие требованиям систем межведомственного документооборота. Практическая работа № 15. Фильтрация, формирование уведомлений и визуализация поступивших документов. Тема 2.5. Безопасность Содержание систем электронного 1. Особенности защиты электронного документооборота. документооборота. 2. Комплексный подход к защите электронного документооборота. 3. Электронная подпись: виды, область применения. Понятие открытого и закрытого ключей. В том числе практических и лабораторных занятий Практическая работа № 16. Разграничение прав доступа к документам. Практическая работа № 17. Резервное копирование архива документов в соответствии с регламентами. Практическая работа № 18. Проверка наличия электронно-цифровой подписи. Протоколирование действий пользователей. Тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 2 Обзор систем электронного документооборота между предприятиями Учебная практика Виды работ: формирование электронных документов в системах производственного документооборота; управление версиями электронных документов; формирование электронных документов с использованием шаблона на бланке организации; ведение журналов, классификаторов и справочников в системе электронного документооборота; формирование отчетов о движении и исполнении документов; регистрирование и классификация документов, регистрируемых в программе; осуществление рассылки напоминаний и уведомлений; осуществление согласования документов; перевод документов в архив; осуществление поиска документов по реквизитам и контексту; применение электронной цифровой подписи для подписания документов различных форматов. Производственная практика Виды работ: работа с автоматизированными информационными системами электронного документооборота; 6 2 2 2 12/6 6 6 2 2 2 4 216 180 12 систематизация и учета документов в системе ЭД; организация поиска, обработка и вывод документов из системы ЭД; применение электронной цифровой подписи при ведении электронного документооборота. Экзамен по модулю Всего 6 546 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Лаборатория «Информационных технологий»: автоматизированные рабочие места обучающихся (процессор не ниже Core i5, оперативная память объемом не менее 16 Гб или аналоги); автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i5, оперативная память объемом не менее 32 Гб или аналоги); принтеры; МФУ; интерактивная доска; аудиосистема; проектор и экран; маркерная доска. Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, отвечающего потребностям отрасли и требованиям работодателей. Производственная практика реализуется в организациях любого профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области Связь, информационные и коммуникационные технологии. Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Мокрый В.Ю. Системы электронного документооборота: учебное пособие. – СПб.: Инфо-да, 2018. – 48 с. 2. Системы электронного документооборота: учебное пособие /Н.Ф. Алтухова, А.Л. Дзюбенко, В.В. Лосева, Ю.Б. Чечиков. — Москва: КноРус, 2019. — 201 с. 3.2.2. Основные электронные издания 14 1. Степанова, Е. Н. Система электронного документооборота (облачное решение): учебное пособие / Е. Н. Степанова. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 182 c. — ISBN 978-5-4497-0767-3. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/101357.html 2.Степанова, Е. Н. Организация и сопровождение электронного документооборота: практикум для СПО / Е. Н. Степанова. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 176 c. — ISBN 978-5-4488-1275-0, 978-5-4497-1042-0. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/107183.html 3.Хачатрян, Г. А. Организация и сопровождение электронного документооборота: учебник для СПО / Г. А. Хачатрян, И. В. Кузнецова. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 156 c. — ISBN 978-5-4488-0877-7, 978-54497-0782-6. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/97086.html 4. Егоров, В. П. Документоведение и документационное обеспечение управления в условиях цифровой экономики / В. П. Егоров, А. В. Слиньков. — 3-е изд, стер. — СанктПетербург : Лань, 2023. — 372 с. — ISBN 978-5-507-45999-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292970 5. Павлова, Р. С. Документирование управленческой деятельности : учебное пособие для спо / Р. С. Павлова. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 272 с. — ISBN 978-58114-7067-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173092 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код ПК и ОК, формируемых в рамках модуля Критерии оценки ПК 4.1. Использовать Предложенные входящие, систему электронного исходящие и внутренние документы (не документооборота. менее шести, в том числе – с цифровой подписью) обработаны в соответствии с ПК 4.2. Сопровождать регламентами, копии размещены в документы с архиве. Резервная копия архива электронно-цифровой обновлена. Представлен отчет по подписью. указанным видам документов в ПК 4.3. Осуществлять указанной форме. Методы оценки Демонстрационный экзамен. Экспертные наблюдения в процессе выполнения практических и лабораторных работ. резервное копирование информации. ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной - обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач - использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиаресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по специальности для решения профессиональных задач Демонстрационный экзамен. Экспертные наблюдения в процессе выполнения практических и лабораторных работ. Экспертное наблюдение, при выполнении работ по учебной и производственной практикам - демонстрация ответственности за принятые решения - обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной работы; 16 сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. - взаимодействовать с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик; - обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных) ОК 05. Осуществлять - Демонстрировать грамотность устной и устную и письменную письменной речи, - ясность коммуникацию на формулирования и изложения мыслей государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения - соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения учебной и производственной практик, ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, - эффективное выполнение правил ТБ во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик; 17 применять знания об - демонстрация знаний и использование изменении климата, ресурсосберегающих технологий в принципы бережливого профессиональной деятельности производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности - эффективность использовать средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья при выполнении профессиональной деятельности. ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках - эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке. 18