Приложение 5.1 к ПОП по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ОФОРМЛЕНИЕ И КОМПОНОВКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 6 МОДУЛЯ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 11 МОДУЛЯ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 13 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ОФОРМЛЕНИЕ И КОМПОНОВКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля обучающихся должен освоить основной вид деятельности Оформление и компоновка технической документации, и соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции: 1.1.1. Перечень общих компетенций Код ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 Наименование общих компетенций Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 07 ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 1.1.2. Перечень профессиональных компетенций Код Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций ВД 1 Оформление и компоновка технической документации ПК 1.1. Выполнять ввод и обработку текстовых данных. ПК 1.2. ПК 1.3. Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов. Выполнять разметку и форматирование документов различных форматов. ПК 1.4. Конвертировать аналоговые данные в цифровые. ПК 1.5. ПК 1.6. Выполнять подготовку цифровых данных для дальнейшей обработки и архивирования. Формировать запросы для получения информации в базах данных ПК 1.7. Выполнять операции с объектами базы данных. 1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен1: Владеть навыками Уметь 1 набора и редактирования текста; выполнения операций с фрагментами текста; создания сложного многостраничного документа; создания и редактирования документов в облачных сервисах; создания списков рисунков, литературных источников и оглавлений; разметки и форматирования документов; оформления документов таблицами; работы в табличных процессорах; создания новых и использование стандартных шаблонов документов; сохранения документов в различных цифровых форматах; сохранения документов в облачных хранилищах; совместной работы в группе редакторов; преобразования и перекомпоновки данных; применения к тексту документа стилей и других средств оформления; сохранения, копирования и создания резервных копий документов; сканирования, распознавания и сохранения изображений и текста; ведения и актуализации информационных баз данных; формирования запросов к базам данных; применять современные текстовые редакторы и процессоры; использовать сочетания клавиш для редактирования и форматирования документов; применять средства форматирования; создавать структурированные документы и документы слияния; создавать документы на основе шаблонов; сохранять документы в различных форматах; применять средства совместного редактирования; создавать, настраивать, применять стили в документе с помощью текстового процессора; изменять структуру и форму текстовых документов; преобразовывать форматы и осуществлять перекомпоновку Знать данных в текстовых документах; создавать сложные многостраничные документы с применением импортирования и внедрения текстовых, табличных и графических объектов из разных программных приложений; работать с программами архивирования; использовать встроенные функции резервирования в современных текстовых процессорах; применять средства ввода графической и текстовой информации; выполнять обновление информации в базах данных; формировать отчеты с помощью запросов к базам данных; правила ввода, набора и редактирования текстовой информации; инструментарий и особенности современных текстовых редакторов и процессоров; основные правила и требования к структуре документов; правила форматирования документов; возможности настольных издательских систем; средства совместного редактирования; стандарты форматов представления текстовых и табличных документов; понятие версий и совместимости форматов; понятия публичных и приватных документов; способы работы с документами в облачных хранилищах; основные стандарты оформления текстовых документов; структурные элементы текстовых документов; виды и назначения периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации; средства сканирования и распознавания текста; виды и методы осуществления процесса резервирования данных; виды и форматы средств архивирования; виды и правила построения запросов к базам данных; принципы организации информационных и архитектуру баз данных; основные положения теории баз знаний. 1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля Всего часов ____294_______ в том числе в форме практической подготовки 144 Из них на освоение МДК 144 в том числе самостоятельная работа 8 практики, в том числе учебная 108 производственная 36 Промежуточная аттестация 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2.1. Структура профессионального модуля Наименования разделов профессионального модуля 1 2 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.5, ПК 1.6, ПК 1.7, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.7, ОК 01 – ОК 09 ПК 1.1 – ПК 1.7, ОК 01 – ОК 09 Всего Обучение по МДК В том числе Практики Промежуточная аттестация. Коды профессиональны х общих компетенций В т.ч. в форме практической. подготовки Объем профессионального модуля, ак. час. Учебная 3 4 5 6 8 9 10 Раздел 1 Выполнение работы по подготовке и обработке данных различных форматов 108 36 108 36 8 Х Раздел 2. Манипулирование данными и формирование запросов к базе данных 36 22 36 22 Х Учебная практика 108 108 108 Производственная практика (по профилю специальности), часов Промежуточная аттестация Всего: 36 36 36 6 294 202 202 Всего, час. Лабораторных и Самостоятельн практических. ая работа2 занятий Производственна я 11 108 36 72 8 Х 108 36 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема профессионального модуля в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием междисциплинарного курса. 2 2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч. 2 3 Раздел 1 Выполнение работы по подготовке и обработке данных различных форматов МДК.01.01 Выполнение работы по подготовке и обработке данных различных форматов Тема 1.1. Инструментарий Содержание создания текстовых 1. Основные текстовые редакторы: возможности редакторов и форматы создаваемых документов документов. 2. Инструменты разметки, рассылки, рецензирования. Колонтитулы. 3. Особенности совместной работы с документами в облачных сервисах. 4. Основные требования к структуре документов. В том числе практических занятий и лабораторных работ Тема 1.2. Внедрение в документы таблиц и иллюстраций. Тема 1.3. Преобразование и Практическое занятие № 1. Ввод и редактирование текста с применением различных видов шрифтов. Практическое занятие № 2. Создание многостраничного текстового документа с применением колонтитулов. Практическое занятие № 3. Форматирование и сохранение документов в соответствии с заданными параметрами. Практическое занятие № 4. Создание и редактирование документов в облачных сервисах. Содержание 1. Форматирование таблиц и табличных данных, внедрение таблиц. 2. Инструменты работы с графикой. Подготовка иллюстраций для вставки в документы. 3. Понятие стилевого оформления. Шаблоны документов. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 5. Оформление документов с таблицами. Практическое занятие № 6. Оформление документов с иллюстрациями. Практическое занятие № 7. Создание документов на основе шаблонов. Применение стилевого оформления. Содержание 108/ 72/36 16/8 8 8 2 2 2 2 14/8 6 8 2 2 4 12/6 перекомпоновка документов. 1. Сканирование текстовых документов. Инструменты распознавания текста. 2. Применение импортирования и внедрения текстовых, табличных и графических объектов из разных программных приложений. 3. Слияние и выявление различий в документах. Понятие версий. 4. Архиваторы. Защита документов от копирования и изменения. В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 8. Преобразование, конвертирование и осуществление перекомпоновки в документах. Практическое занятие № 9. Сохранение, копирование и создание резервных копий документов. Тема 1.4. Получение Содержание информации от внешних 1. Виды и параметры форматов аудио-, графических, видео- и мультимедийных файлов. Методы конвертирования файлов. источников 2. Назначение, разновидности графических редакторов. Сжатие изображений. 3. Подключение и передача информации от внешних устройств. 4. Сканирование и распознавание изображений. 5. Законодательство в области защиты интеллектуальной собственности В том числе практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 10. Редактирование графических объектов. Практическое занятие № 11. Получение информации заданной тематики из внешних источников (из сети). Практическое занятие № 12. Настройка параметров сканирования, сканирование и распознавание текста. Практическое занятие № 13. Сканирование и распознавание документов, содержащих графику. Практическое занятие № 14. Получение информации от видеокамер, в том числе мобильных устройств. Практическое занятие № 15. Получение и использование снимков экрана. Тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 1 Обзор текстовых редакторов Обзор графических редакторов Обзор программ оптического распознавания документа Раздел 2. Работа с данными в базах данных и электронных таблицах МДК.01.02 Манипулирование данными и формирование запросов к базе данных Тема 2.1. Хранение и Содержание обработка данных в 1. Основные табличные процессоры. Форматы электронных таблиц. электронных таблицах 2. Инструменты и возможности электронных таблиц. 3. Математические и статистические функции. Построение и оформление графиков и диаграмм. 4. Фильтрация данных. Создание отчетов. 6 6 4 2 24/14 10 14 2 2 2 4 2 2 8 36/22 36/22 10/6 4 5. Ссылки между документами. В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие № 1. Формирование электронной таблицы на основе текстовых документов. Практическое занятие № 2. Создание графиков и диаграмм на основе электронных таблиц. Практическое занятие № 3. Формирование простых и сложных отчетов на основе электронных таблиц. Тема 2.2. Основы Содержание сопровождения баз данных 1. Современные СУБД, их возможности. 2. Типы и форматы данных. 3. Ключевые поля. Индексация информации в базах данных. В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие № 4. Построение типовой базы данных по индивидуальным заданиям. Практическое занятие № 5. Задание связей между таблицами базы данных Практическое занятие № 6. Внесение информации в базу данных. Содержание 1. Основные операции с данными в реляционных таблицах. 2. Виды запросов, структура запросов к базе данных. 3. Основные команды языка запросов SQL. Синтаксис команд поиска, удаления, замены, добавления данных. 4. Запросы на выборку данных. Формирование отчетов на основании запросов. 5. Импорт и экспорт таблиц данных. 6. Разграничение прав пользователей для доступа к данным. Тема 2.3. Актуализация 7. Защита, резервирование и архивирование данных. Регламенты обслуживания баз данных. информации в базах данных. 8. Особенности хранения и поиска информации в базах знаний. В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие № 7 Построение запросов на добавление и удаление данных в базу данных. Практическое занятие № 8. Построение запросов на изменение данных. Практическое занятие № 9. Формирование отчетов на основании запросов. Практическое занятие № 10. Импорт данных и конвертирование таблиц. Практическое занятие № 11. Разграничение прав пользователей Тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 2 Учебная практика Виды работ: применение современных текстовых редакторов и процессоров; формирование структурированных документов и документов слияния; 6 4 2 2 10/6 4 6 2 2 2 16/10 6 10 2 2 2 2 2 108 формирование документов на основе шаблонов; сохранение документов в различных форматах; применение средств совместного редактирования; создание, настройка, применение стилей в документе; изменение структуры и формы текстовых документов; преобразование форматов и перекомпоновка данных в текстовых документах; формирование сложных многостраничных документов с применением импортирования и внедрения текстовых, табличных и графических объектов из разных программных приложений; работа с программами архивирования; использование встроенных функций резервирования; применение средств ввода графической и текстовой информации; обновление информации в базах данных; формирование отчетов с помощью запросов к базам данных. Производственная практика Виды работ набор и редактирование текста; выполнение операций с фрагментами текста; создание сложного многостраничного документа; создание и редактирование документов в облачных сервисах; создание списков рисунков, литературных источников и оглавлений; разметка и форматирование документов; оформление документов таблицами; работа в табличных процессорах; создание новых и использование стандартных шаблонов документов; сохранение документов в различных цифровых форматах; сохранение документов в облачных хранилищах; совместная работа в группе редакторов; преобразование и перекомпоновка данных; применении к тексту документа стилей и других средств оформления; сохранение, копирование и создание резервных копий документов; сканирование, распознавание и сохранение изображений и текста; ведение и актуализация информационных баз данных; формирование запросов к базам данных. Экзамен по модулю 36 6 Всего 294 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Лаборатория «Информационных технологий»: автоматизированные рабочие места обучающихся (процессор не ниже Core i5, оперативная память объемом не менее 16 Гб или аналоги); автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i5, оперативная память объемом не менее 32 Гб или аналоги); принтеры; МФУ; интерактивная доска; аудиосистема; проектор и экран; маркерная доска. Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, отвечающего потребностям отрасли и требованиям работодателей. Производственная практика реализуется в организациях любого профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области Связь, информационные и коммуникационные технологии. Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Белокопытов, А.В. Компьютерные технологии обработки информации / А.В. Белокопытов. - М.: Белокопытов Алексей Вячеславович, 2019. - 243 c. 2. Федорова, Г.Н. Основы проектирования баз данных: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Н. Федорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 224 с. 3.2.2. Основные электронные издания 12 1. Белаш В.Ю. Информационно-коммуникационные технологии: учебнометодическое пособие для СПО / Белаш В.Ю., Салдаева А.А. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 72 c. — ISBN 978-5-4488-1363-4, 978-5-44971401-5. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/111182.html 2. Самуйлов, С. В. Информационные технологии. Основы работы в MS Word и Excel : учебное пособие для СПО / С. В. Самуйлов, С. В. Самуйлова. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2023. — 96 c. — ISBN 978-5-4488-1585-0, 978-5-44971972-0. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/126617.html 3. Бурнаева, Э. Г. Обработка и представление данных в MS Excel : учебное пособие для спо / Э. Г. Бурнаева, С. Н. Леора. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 156 с. — ISBN 978-5-8114-8951-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/185903 4. Трушков, А. С. Статистическая обработка информации. Основы теории и компьютерный практикум : учебное пособие для спо / А. С. Трушков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 152 с. — ISBN 978-5-8114-6785-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152664 5. Журавлев, А. Е. Информатика. Практикум в среде Microsoft Office 2016/2019 / А. Е. Журавлев. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 124 с. — ISBN 978-5-50745697-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/279833 3.2.3. Дополнительные источники 1. Грошев А.С. Основы работы с базами данных: учебное пособие для СПО / Грошев А.С. — Саратов: Профобразование, 2021. — 255 c. — ISBN 978-5-4488-1006-0. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/102199.html 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код ПК и ОК, формируемых в рамках модуля 3 Критерии оценки ПК 1.1. Выполнять ввод и Сформирован документ на обработку текстовых основе заданного текста и данных. исходных файлов в соответствии с условиями форматирования, разметки и соблюдением стиля. сохранен в ПК 1.2. Выполнять Документ преобразование данных, указанном/указанных связанных с изменениями формате/форматах. структуры документов. Методы оценки Демонстрационный экзамен. Экспертные наблюдения в процессе выполнения практических и лабораторных работ. ПК 1.3. Выполнять разметку и форматирование документов различных форматов. ПК 1.4. Конвертировать Получены и оцифрованы данные аналоговые данные в от внешних источников. цифровые. Оцифрованные данные обработаны в соответствии с ПК 1.5. Выполнять заданными критериями качества подготовку цифровых и выполнено их архивирование. данных для дальнейшей обработки и архивирования. ПК 1.6. Формировать Сформирован и представлен запросы для получения отчет с заданными параметрами информации в базах данных. на основании запроса к базе данных. ПК 1.7. Выполнять операции с объектами базы данных. ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. - обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач Демонстрационный экзамен. Экспертные наблюдения в процессе выполнения практических и Личностные результаты обучающихся учитываются в ходе оценки результатов освоения профессионального модуля 3 14 лабораторных работ. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиаресурсы, Интернетресурсы, периодические издания по специальности для решения профессиональных задач ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. - демонстрация ответственности за принятые решения - обоснованность самоанализа и коррекция результатов собственной работы; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. взаимодействовать с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик; обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных) ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. - Демонстрировать грамотность устной и письменной речи, ясность формулирования и изложения мыслей ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих - соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения учебной и производственной практик, Экспертное наблюдение, при выполнении работ по учебной и производственной практикам 15 ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях эффективное выполнение правил ТБ во время учебных занятий, при прохождении учебной и производственной практик; - демонстрация знаний и использование ресурсосберегающих технологий в профессиональной деятельности ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности - эффективность использовать средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья при выполнении профессиональной деятельности. ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках - эффективность использования в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на английском языке. 16