Приложение 4.18 к ОПОП по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ Сухой Лог 2023 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 10 2 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОП.06 ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебный предмет «Основы компьютерной графики» является вариативной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов 1.2. Цель и планируемые результаты освоения учебного предмета: В рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК Умения Знания . ПК 1.1 – ПК 1.5 ПК 2.2 ОК 1 – ОК 6 ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ создавать, загружать и сохранять графические изображения; печатать графические изображения; использовать текстовую информацию в графическом редакторе; редактировать детали изображения. выполнять основные манипуляции (редактирование, удаление, перемещение, копирование фрагментов изображения); управлять атрибутами изображения; эффективно использовать текстовые и графические редакторы при решении задач в сфере профессиональной деятельности; применять средства компьютерной графики в процессе дизайнерского проектирования. ‒ типы графических изображений; ‒ форматы графических файлов; ‒ возможности современных графических редакторов векторной и растровой графики; ‒ основы работы с графическими редакторами векторной и растровой графики; ‒ технологию работы с графической информацией; ‒ технику создания различных изображений (документов, таблиц, рисунков); ‒ технику создания различных графических изображений с помощью специальных программных средств; ‒ особенности графики и макетирования на разных стадиях проектирования; ‒ технические и программные средства компьютерной графики. 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебного предмета 72 в т.ч. в форме практической подготовки 46 в т. ч.: теоретическое обучение 26 практические занятия 44 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 4 1.2. Тематический план и содержание учебного предмета Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем часов Уровень самостоятельные работы учащихся, курсовая работа (проект) (обязательной и усвоения (если предусмотрена) вариативной части) 1 2 3 4 Компьютерная графика и дизайн на современном этапе развития Введение 2 1 мультимедийных технологий. Раздел 1. Теоретико-прикладные аспекты компьютерной графики 8 Содержание учебного материала 8/4/2/2 Определение и основные задачи компьютерной графики. История раз1. вития компьютерной графики. Аппаратное обеспечение компьютерной графики. Области применения компьютерной графики. 4 1 Цвет в компьютерной графике. Аддитивная цветовая модель. Тема 1.1. 2. Субтрактивная цветовая модель. Основы компьютерной 3. Векторные графические редакторы. Растровые графические редакторы. графики Практические занятия 2 2 1. Установка прикладного программного обеспечения. Самостоятельная работа 2 2 1. Реферат на тему: «Графический редактор» (редактор на выбор). Раздел 2. Виды компьютерной графики 20/6 Содержание учебного материала 6/2 Векторная графика, общие сведения. Элементы (объекты) векторной Тема 2.1. 2 1. графики. Векторная графика 1 2 2. Применение векторной графики. Векторная графика в Интернете. Практические занятия 2 Обоснование отличий, достоинств и недостатков растровой и векторной 2 1. графики. Средства для создания векторных и растровых изображений. Содержание учебного материала 6/2 Виды компьютерной графики. Растровая, векторная и фрактальная 2 1. графика. Тема 2.2. 1 Растровая графика Растровое представление изображений. Средства работы с растровыми 2 2. изображениями (сканер, цифровая видеокамера и др.). Практические занятия 2 Наименование разделов и тем 5 Тема 2.3. Фрактальная графика. Понятие фрактала 1. Использование средств работы с растровыми изображениями. Содержание учебного материала Понятие фрактала и история появления фрактальной 1. Геометрические фракталы. Алгебраические фракталы. Трехмерная графика. Основные понятия трехмерной 2. Программные средства обработки трехмерной графики. Практические занятия Выделение основных характеристик различных видов 1. Программные средства обработки трехмерной графики. 2 8/2 графики. графики. 2 1 2 1 2 графики. Контрольная работа. Раздел 3. Работа в среде векторных и растровых графических редакторах Содержание учебного материала Графический редактор Особенности векторного графического редактора 1. Структура окна, панель инструментов. 2. Основные приёмы работы в среде векторного редактора Практические занятия Параметры рисунка. Масштаб изображения. Строение рисунок в 1. Открытие и сохранение файлов. 2. Рисование фигур. Рисование линий. Кривая Безье. Стандартные линии. Тема 3.1. 3. Заливка и обводка. Виды заливки. Способы заливки. Векторный графический ректор 4. Операции с объектами. Операции с формой объектов. Сложные преобразования формы. Спецэффекты. Спецэффекты с 5. добавлением новых объектов. Сложные преобразования формы. Спецэффекты. Спецэффекты с 6. добавлением новых объектов. 7. Работа с текстом. Редактирование и оформление текста. 8. Создание изображений в среде редактора. Самостоятельная работа Контрольная работа. Содержание учебного материала Тема 3.2. Особенности растрового графического редактора. Структура окна, Растровый графический 1. панель инструментов. редактор 2. Основные приёмы работы в среде растрового редактора 2 2 42/34 22/18 2 1 2 16 2 2 2 2 2-3 2 2 2 4 20/16 2 1 2 6 Практические занятия Открытие, создание и сохранение файла. Масштаб изображения. 1. Строение рисунка в 2. Инструменты рисования. Цвет. Работа с цветом. Заливка. Инструменты рисования. Цвет. Работа с цветом. Заливка. Стирающие 3. инструменты. Отмена команд. 4. Ретуширование. Операции ретуширования. Редактирование. Операции редактирования. Обрезка рисунка. Параметры 5. изображения. Слои. Работа со слоями. Создание многослойного растрового 6. изображения. Создание коллажа. 7. Коррекция фотоизображений. 8. Коррекция фотоизображений. Самостоятельная работа Контрольная работа. Дифференцированный зачет Всего 16 2 2 2 2 2 2-3 2 2 2 2 72 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Для реализации программы учебного предмета следующие специальные помещения: должны быть предусмотрены Лаборатория «Информационных технологий»: автоматизированные рабочие места обучающихся (процессор не ниже Core i5, оперативная память объемом не менее 16 Гб или аналоги); автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i5, оперативная память объемом не менее 32 Гб или аналоги); принтеры; МФУ; интерактивная доска; аудиосистема; проектор и экран; маркерная доска. 1.2. Информационное обеспечение реализации программы Основная литература 1. Компьютерная графика: учебное пособие для СПО / Е.А. Ваншина, М.А. Егорова, С.И. Павлов, Ю.В. Семагина. — Саратов: Профобразование, 2020. — 206 c. — ISBN 978-5-4488-0720-6. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/91878 (дата обращения: 04.09.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей 2. Ефромеев, Н.М. Основы web-программирования : учебное пособие / Н.М. Ефромеев, Е.В. Ефромеева. — Саратов: Вузовское образование, 2019. — 128 c. — ISBN 978-5-4487-0529-8. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/86300 3. Попов, А.Д. Графический дизайн: учебное пособие / А.Д. Попов. — 3-е изд. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2020. — 157 c. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL:https://profspo.ru/books/110204 4. Сычев, А.В. Теория и практика разработки современных клиентских веб- приложений: учебное пособие для СПО / А.В. Сычев. — Саратов: Профобразование, 2021. — 482 c. — ISBN 978-5-4488-1012-1. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/102205 Дополнительная литература: 1. Введение в разработку приложений для ОС Android: учебное пособие для СПО / Ю.В. Березовская, О.А. Юфрякова, В. Г. Вологдина [и др.]. — Саратов: Профобразование, 2021. — 427 c. — ISBN 978-5-4488-0993-4. — Текст:электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/102186 2. Семакова, А. Введение в разработку приложений для смартфонов на ОС Android: учебное пособие для СПО / А. Семакова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 102 c. — ISBN 978-5-4488-0994-1. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной 8 среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/102187 3. Куликова, Т.А. Инструментальные средства разработки мультимедийных приложений : учебное пособие (лабораторный практикум) / Т.А. Куликова, Н.А. Поддубная. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. — 148 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/99423 4. Нужный, А.М. Разработка мобильных приложений : учебное пособие для СПО / А.М. Нужный, Н.И. Гребенникова, В.В. Сафронов. — Саратов: Профобразование, 2022. — 92 c. — ISBN 978-5-4488-1494-5. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/121301 5. Семенов, Ю.А. Процедуры, диагностики и безопасность в Интернет: 9 учебное пособие / Ю.А. Семенов. — 4-е изд. — Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 581 c. — ISBN 978-5-4497-1653-8. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/120489 Интернет-ресурсы (базы данных, информационно-справочные и поисковые системы): • http://www.biblioclub.ru • http://jgk.ucoz.ru/dir/ • http://www.ascon.ru • • http://delo-ved.ru/ https://openedu.ru 10 2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения лекций, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам усвоения дисциплины. Текущий контроль проводиться в форме: письменной контрольной работы, тестирования, индивидуальные и фронтальные опросы. Промежуточная аттестация проводится в форме зачёта. Методическое обеспечение в виде перечня содержания контрольных работ, тестовых заданий отражено в учебно-методическом комплексе по дисциплине. Коды формируемых Результаты обучения профессиональн (освоенные умения, усвоенные знания) ых и общих компетенций В результате освоения учебного предмета «Основы компьютерной графики» обучающийся должен уметь: ‒ создавать, загружать и сохранять графические изображения; ‒ печатать графические изображения; ‒ использовать текстовую информацию в графическом редакторе; ‒ редактировать детали изображения. ПК 1.1 – ПК 1.5 ‒ выполнять основные манипуляции ПК 2.1 – ПК 2.4 (редактирование, удаление, ОК 1 – ОК 6 перемещение, копирование фрагментов изображения); ‒ управлять атрибутами изображения; ‒ эффективно использовать текстовые и графические редакторы при решении задач в сфере профессиональной деятельности; ‒ применять средства компьютерной графики в процессе дизайнерского проектирования. В результате освоения учебного предмета «Основы компьютерной графики» обучающийся должен знать: ‒ создавать, загружать и сохранять ПК 1.1 – ПК 1.5 графические изображения; ПК 2.1 – ПК 2.4 ‒ печатать графические изображения; ОК 1 – ОК 6 ‒ использовать текстовую информацию в графическом редакторе; ‒ редактировать детали изображения; выполнять основные манипуляции (редактирование, удаление, Формы и методы контроля и оценки результатов обучения ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ ‒ оценка устного опроса; оценка отчетов по лабораторным и практическим работам; наблюдение и оценка деятельности в процессе выполнения лабораторных и практических работ; проверка и оценка самостоятельных работ, выполненных обучающимися; демонстрация навыка самоконтроля. оценка результатов тестирования; оценка результатов собеседования; оценка решения ситуационных профессиональных задач; оценка ответов на зачете. 11 перемещение, копирование фрагментов изображения); ‒ ‒ ‒ управлять атрибутами изображения; эффективно использовать текстовые и графические редакторы при решении задач в сфере профессиональной деятельности; применять средства компьютерной графики в процессе дизайнерского проектирования. 12