ОП.03_Базы данных

Приложение 4.15
к ОПОП по профессии
09.01.03 Оператор информационных
систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 БАЗЫ ДАННЫХ

Сухой Лог

2023

1

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8

2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОП.03 БАЗЫ ДАННЫХ
1.1. Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебный предмет «Базы данных» является обязательной частью

общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2.,
ПК 1.6.,
ПК 1.7.

анализировать задачу, выделять её
составные части; определять этапы
решения задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
использовать современное программное
обеспечение;
использовать различные цифровые
средства
для
решения
профессиональных задач;
грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать новые и
использовать
стандартные шаблоны документов;
сохранять документы в различных
цифровых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
формировать отчеты с помощью
запросов к базам данных;
выполнять обновление информацию в
базах данных.

приемов
структурирования
информации;
формата оформления результатов
поиска
информации,
современных
средств
и
устройств
информатизации;
порядка их применения и
программного обеспечения в
профессиональной деятельности
в том числе с использованием
цифровых средств;
особенности
социального
и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности
создания
структурированных
документов
и
документов
слияния;
создания документов на основе
шаблонов;
преобразования
форматов
и
осуществление перекомпоновки
данных в текстовых документах;
принципа
организации
информационных и архитектуру
баз данных;
основных положений теории баз
знаний.
видов и правил построения
запросов к базам данных.

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объём в часах

Объем образовательной программы

36

в т. ч:
теоретическое обучение

22

практические занятия

12

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

4

1.2. Тематический план и содержание учебного предмета

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1

2

Объем, акад.
ч. / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч.
3

Раздел 1. Основные понятия баз данных

6/0

Тема 1.1.
Основные
понятия баз
данных

2/0

Содержание учебного материала
1.
Основные понятия теории БД
2.
Анализ предметной области
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

Тема 1.2.
Взаимосвязи в
1.
Логическая и физическая независимость данных
моделях и
2.
Типы моделей данных. Реляционная модель данных
реляционный
3.
Реляционная алгебра
подход к
В том числе практических и лабораторных занятий
построению
Самостоятельная работа обучающихся
моделей
Раздел 2. Проектирование баз данных
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Этапы
1. Основные этапы проектирования БД
проектирования 2. Концептуальное проектирование БД
баз данных
3. Нормализация БД
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторное занятие № 1. Нормализация реляционной БД, освоение
принципов проектирования БД.
Лабораторное занятие № 2. Проектирование реляционной БД.
Нормализация таблиц.
Самостоятельная работа обучающихся

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК 1.6., ПК 1.7

2

4/0
4

28/12
6/4

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК 1.6., ПК 1.7

6
4
2
2

5

Тема 2.2
Проектирование
структур баз
данных

Тема 2.3.
Организация
запросов SQL

Содержание учебного материала
1. Средства проектирования структур БД
2. Организация интерфейса с пользователем
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторное занятие № 3. Создание проекта БД. Создание БД.
Редактирование и модификация таблиц
Лабораторная работа № 4. Создание файла проекта базы данных.
Создание интерфейса входной формы. Использование исполняемого
файла проекта БД, приемы создания и управления.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы
данных.
2. Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы
манипулирования данными
3. Организация запросов на выборку данных при помощи языка
SQL
4. Организация запросов на выборку данных при помощи языка
SQL
5. Сортировка и группировка данных в SQL
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторное занятие № 5. Создание и модификация таблиц БД.
Выборка данных из БД. Модификация содержимого БД.
Лабораторное занятие № 6. Обработка транзакций. Использование
функций защиты для БД
Самостоятельная работа обучающихся

8/4
4
4
2
2

14/4

1.

Промежуточная аттестация
Всего:

10

4
2
2
2
34

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Для реализации программы учебного предмета должны быть предусмотрен
Кабинет информатики, оснащенный необходимым для реализации программы:
 автоматизированные рабочие места обучающихся (процессор не ниже Core i5,
оперативная память объемом не менее 16 Гб или аналоги);
 автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i5,
оперативная память объемом не менее 32 Гб или аналоги);
 принтеры;
 МФУ;
 интерактивная доска;
 аудиосистема;
 проектор и экран;
 маркерная доска.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Мартишин, С. А. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NOSQLтипа для проектирования информационных систем: учеб. пособие / С. А. Мартишин, В. Л.
Симонов, М. В. Храпченко. - М.: ИД "ФОРУМ: ИНФРА-М», 2018.-368 с.
2. Федорова, Г. Н. Основы проектирования баз данных: учебник / Г. Н. Федорова.
Изд. 4-е, стер. - М.: ИЦ "Академия", 2020.-224 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Голицына, О. Л. Основы проектирования баз данных [Электронный ресурс]:
учебное пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп.
—
М.:
ФОРУМ:
ИНФРА-М,
2021.
—
416
с.
Режим
доступа:
https://znanium.com/catalog/product/1190668
2. Грошев, А. С. Основы работы с базами данных: учебное пособие для СПО / А. С.
Грошев. — Саратов: Профобразование, 2021. — 255 c. — ISBN 978-5-4488-1006-0. —
Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/102199
3. Молдованова, О. В. Информационные системы и базы данных: учебное пособие
для СПО / О. В. Молдованова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 177 c. — ISBN 9785-4488-1177-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106617
4. Швецов, В. И. Базы данных: учебное пособие для СПО / В. И. Швецов. —
Саратов: Профобразование, 2019. — 219 c. — ISBN 978-5-4488-0357-4. — Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/86192
5. Волк, В. К. Базы данных. Проектирование, программирование, управление и
администрирование / В. К. Волк. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 340
с. — ISBN 978-5-8114-9682-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/198584
7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:
Не менее 60% верных
приемов структурирования информации;
ответов
формата оформления результатов поиска
информации, современных средств и
устройств информатизации; порядка их
применения и программного обеспечения
в профессиональной деятельности в том
числе с использованием цифровых
средств;
особенности социального и культурного
контекста; правила оформления
документов и построения устных
сообщений
правила чтения текстов
профессиональной направленности
создания структурированных документов
и документов слияния;
создания документов на основе шаблонов;
преобразования форматов и
осуществление перекомпоновки данных в
текстовых документах;
принципа организации информационных
и архитектуру баз данных;
основных положений теории баз знаний.
видов и правил построения запросов к
базам данных.

Тестирование

Умения:
анализировать задачу, выделять её
составные части; определять этапы
решения задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
использовать современное программное
обеспечение;
использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных
задач;
грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по
профессиональной тематике на

Оценка в рамках
текущего
контроля
результатов
выполнения
индивидуальных
контрольных
заданий,
результатов
выполнения
практических
работ, устный
индивидуальный
опрос.

Результаты выполнения
заданий соответствуют
заданным шаблонам и
требованиям.
При выполнении
заданий использованы
рациональные методы и
средства обработки
информации.

8

государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать
новые
и
использовать
стандартные шаблоны документов;
сохранять документы в различных
цифровых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
формировать отчеты с помощью запросов
к базам данных;
выполнять обновление информацию в
базах данных.

Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».