Приложение 4.9
к ОПОП по профессии
09.01.03 Оператор информационных
систем и ресурсов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Сухой Лог
2023
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4
10
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
2. ОПЦ.01 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебный предмет «Основы информационных технологий» является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ПК1.1,
ПК 1.2,
ПК 1.3,
ПК 1.4,
ПК 1.5,
ПК 1.6,
ПК1.7,
ОК 02.
использовать
программное
обеспечение в профессиональной
деятельности;
использовать
информационные
ресурсы для поиска и хранения
информации;
обрабатывать
текстовую
и
табличную
информацию;
использовать деловую графику и
мультимедиаинформацию;
использовать технологии сбора,
размещения,
хранения,
накопления, преобразования и
передачи данных;
обрабатывать
текстовую
и
числовую информацию;
применять
мультимедийные
технологии
обработки
и
представления информации;
обрабатывать
информацию,
используя
средства
пакетов
прикладных программ.
понятие информационных систем и
информационных
технологий,
автоматизированной
обработки
информации;
основные правила и методы работы
с пакетами прикладных программ;
возможности сетевых технологий
работы с информацией;
методы
и
средства
сбора,
обработки, хранения, передачи и
накопления информации;
принципы защиты информации от
несанкционированного доступа
теоретические основы, виды и
структуру баз данных;
принципы
классификации
и
кодирования информации;
номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления
результатов поиска информации;
основы
современных
систем
управления базами данных.
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебного предмета
36
в т.ч. в форме практической подготовки
16
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
лабораторные работы
16
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета
2
4
1.2. Тематический план и содержание учебного предмета
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч.
1
2
3
Раздел 1. Виды информации и методы ее обработки
6/2
Тема 1.1. Виды и
свойства
информации
4/2
Содержание учебного материала
Информация и формы ее представления. Основные характеристики информации.
Основные форматы текстовых, графических, аудио и видеофайлов.
Классификация информационных технологий.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа № 1. Конвертирование и сохранение файлов в различных
форматах
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2. Базовые Содержание учебного материала
информационные Извлечение информации. Транспортирование информации. Обработка
процессы, их
информации. Режимы обработки данных. Способы обработки данных
характеристика и В том числе практических и лабораторных занятий
модели
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Применение информационных технологий для разработки служебных документов
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Основные
1. Основные правила и методы разработки служебных документов.
технологии
2. Настройка режимов отображения документов и параметров страницы.
разработки
3. Редактирование и форматирование документов. Подготовка шаблонов
текстовых
документов.
документов
4. Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа № 2.
Создание и форматирование текстовых документов из заданных фрагментов, в том
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК2.1, ПК 2.2,
ПК 2.3, ОК 02,
ОК 05, ОК 09
2
2
2
2
*
12/6
6/2
4
2
2
5
числе многостраничных. Подготовка и сохранение шаблонов документов. Вставка
таблиц и графических элементов в текстовые документы
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Применение
1. Основные встроенные функции электронных таблиц.
электронных
2. Обработка числовых данных средствами электронных таблиц.
таблиц
3. Построение диаграмм и графиков.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа № 3. Создание и заполнение электронных таблиц на основе
представленных данных. Фильтрация и группировка данных в электронных
таблицах.
Лабораторная работа № 4. Вычисления в электронных таблицах. Построение
графиков и диаграмм в электронных таблицах. Анимированные графики.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Технологии создания мультимедийных документов
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Современные
1. Классификации и сферы применения мультимедийных ресурсов.
мультимедийные 2. Образовательные ресурсы
ресурсы
3. Бизнес-приложения
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа № 5. Подготовка презентации по образовательным ресурсам с
добавлением мультимедийных эффектов.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2.
Применение вебтехнологий
Содержание учебного материала
1. Основные поисковые системы. Правила использования информационного
контента.
2. Основные сервисы и методы публикации информации в сети.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа № 6. Поиск и систематизация заданной информации.
Подготовка материалов для размещения в сети. Выбор сервиса и публикация
материалов в сети.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Основы обработки информации в базах данных
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
6/4
2
4
2
2
8/4
4/2
2
2
2
4/2
2
2
2
10/4
4/2
6
Основные
принципы
хранения
информации в
базах данных
Тема 4.2.
Обработка и
обновление
информации в
таблицах баз
данных
Основные понятия баз данных: реляционные таблицы, установление связей между
таблицами.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа № 7. Обновление информации в базе данных.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Понятие запроса. Конструктор запросов. Формирование отчета по заданным
параметрам.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа № 8. Создание и сохранение запросов и отчетов для заданной
базы данных.
Самостоятельная работа обучающихся
Обзор СУБД
Промежуточная аттестация
Всего:
2
2
2
6/2
4
2
2
36
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Для реализации программы учебного
предусмотрены следующие специальные помещения:
предмета
должны
быть
Лаборатория «Информационных технологий»:
автоматизированные рабочие места обучающихся (процессор не ниже Core i5,
оперативная память объемом не менее 16 Гб или аналоги);
автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i5,
оперативная память объемом не менее 32 Гб или аналоги);
принтеры;
МФУ;
интерактивная доска;
аудиосистема;
проектор и экран;
маркерная доска.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Гохберг, Г. С. Информационные технологии: учебник для СПО / Г. С. Гохберг,
А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. Изд. 3-е, стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2020.-240с.
2. Петлина, Е. М. Информационные технологии в профессиональной деятельности:
учебное пособие для СПО / Е. М. Петлина, А. В. Горбачев. —Саратов: Профобразование
2021. —111с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии
и системы [Электронный ресурс]: учебник / В.А. Гвоздева. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,
2021. — 542 с.
2. Петлина Е.М. Информационные технологии в профессиональной деятельности:
учебное пособие для СПО / Петлина Е.М., Горбачев А.В.. — Саратов: Профобразование,
2021. — 111 c. — ISBN 978-5-4488-1113-5. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт].
— URL: https://www.iprbookshop.ru/104886.html
3. Советов, Б. Я. Информационные технологии: учебник для среднего
профессионального образования / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 327 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-06399-8. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт].
4. Журавлев, А. Е. Информатика. Практикум в среде Microsoft Office 2016/2019 / А.
Е. Журавлев. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 124 с. — ISBN 978-5507-45697-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/279833
5. Зубова, Е. Д. Информатика и ИКТ : учебное пособие для спо / Е. Д. Зубова. — 3е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 180 с. — ISBN 978-5-8114-9557-3. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/200465
6. Калмыкова, С. В. Работа с таблицами на примере Microsoft Excel / С. В.
Калмыкова, Е. Ю. Ярошевская, И. А. Иванова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург :
8
Лань, 2022. — 136 с. — ISBN 978-5-507-44924-8. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249632
7. Жук, Ю. А. Информационные технологии: мультимедиа : учебное пособие для
спо / Ю. А. Жук. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-6829-4. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/153641
8. Малахов, С. В. Операционные системы и оболочки / С. В. Малахов. — СанктПетербург : Лань, 2023. — 120 с. — ISBN 978-5-507-45326-9. — Текст : электронный //
Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/302690
9. Бурняшов, Б. А. Офисные пакеты «Мой Офис», «Р7-Офис». Практикум / Б. А.
Бурняшов. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 136 с. — ISBN 978-5-507-45495-2. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/302636
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения
Знания:
понятие информационных систем и
информационных технологий,
автоматизированной обработки
информации;
основные правила и методы работы с
пакетами прикладных программ;
возможности сетевых технологий работы
с информацией;
методы и средства сбора, обработки,
хранения, передачи и накопления
информации;
принципы защиты информации от
несанкционированного доступа
теоретические основы, виды и структуру
баз данных;
принципы классификации и кодирования
информации;
номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат
оформления результатов поиска
информации
основы архитектуры аппаратных средств;
принципы функционирования аппаратных
средств вычислительной техники;
принципы работы операционных систем;
основы современных систем управления
базами данных.
Умения:
использовать программное обеспечение в
профессиональной деятельности;
использовать информационные ресурсы
для поиска и хранения информации;
обрабатывать текстовую и табличную
информацию; использовать деловую
графику и мультимедиаинформацию;
использовать технологии сбора,
размещения, хранения, накопления,
преобразования и передачи данных;
обрабатывать текстовую и числовую
информацию;
применять мультимедийные технологии
обработки и представления информации;
обрабатывать информацию, используя
средства пакетов прикладных программ.
Критерии оценки
Не менее 60% верных
ответов
Методы оценки
Тестирование
Результаты выполнения
заданий соответствуют
заданным шаблонам и
требованиям.
При выполнении
заданий использованы
рациональные методы и
средства обработки
информации.
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы
10