Приложение 4.9 к ОПОП по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Сухой Лог 2023 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 10 2 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2. ОПЦ.01 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебный предмет «Основы информационных технологий» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК Умения Знания ПК1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 1.6, ПК1.7, ОК 02. использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности; использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации; обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать деловую графику и мультимедиаинформацию; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных; обрабатывать текстовую и числовую информацию; применять мультимедийные технологии обработки и представления информации; обрабатывать информацию, используя средства пакетов прикладных программ. понятие информационных систем и информационных технологий, автоматизированной обработки информации; основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ; возможности сетевых технологий работы с информацией; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; принципы защиты информации от несанкционированного доступа теоретические основы, виды и структуру баз данных; принципы классификации и кодирования информации; номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации; основы современных систем управления базами данных. 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебного предмета 36 в т.ч. в форме практической подготовки 16 в т. ч.: теоретическое обучение 18 лабораторные работы 16 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 4 1.2. Тематический план и содержание учебного предмета Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч. 1 2 3 Раздел 1. Виды информации и методы ее обработки 6/2 Тема 1.1. Виды и свойства информации 4/2 Содержание учебного материала Информация и формы ее представления. Основные характеристики информации. Основные форматы текстовых, графических, аудио и видеофайлов. Классификация информационных технологий. В том числе практических и лабораторных занятий Лабораторная работа № 1. Конвертирование и сохранение файлов в различных форматах Самостоятельная работа обучающихся Тема 1.2. Базовые Содержание учебного материала информационные Извлечение информации. Транспортирование информации. Обработка процессы, их информации. Режимы обработки данных. Способы обработки данных характеристика и В том числе практических и лабораторных занятий модели Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Применение информационных технологий для разработки служебных документов Тема 2.1. Содержание учебного материала Основные 1. Основные правила и методы разработки служебных документов. технологии 2. Настройка режимов отображения документов и параметров страницы. разработки 3. Редактирование и форматирование документов. Подготовка шаблонов текстовых документов. документов 4. Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы. В том числе практических и лабораторных занятий Лабораторная работа № 2. Создание и форматирование текстовых документов из заданных фрагментов, в том 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ПК 1.1, ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ОК 02, ОК 05, ОК 09 2 2 2 2 * 12/6 6/2 4 2 2 5 числе многостраничных. Подготовка и сохранение шаблонов документов. Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы Самостоятельная работа обучающихся Тема 2.2 Содержание учебного материала Применение 1. Основные встроенные функции электронных таблиц. электронных 2. Обработка числовых данных средствами электронных таблиц. таблиц 3. Построение диаграмм и графиков. В том числе практических и лабораторных занятий Лабораторная работа № 3. Создание и заполнение электронных таблиц на основе представленных данных. Фильтрация и группировка данных в электронных таблицах. Лабораторная работа № 4. Вычисления в электронных таблицах. Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах. Анимированные графики. Самостоятельная работа обучающихся Раздел 3. Технологии создания мультимедийных документов Тема 3.1. Содержание учебного материала Современные 1. Классификации и сферы применения мультимедийных ресурсов. мультимедийные 2. Образовательные ресурсы ресурсы 3. Бизнес-приложения В том числе практических и лабораторных занятий Лабораторная работа № 5. Подготовка презентации по образовательным ресурсам с добавлением мультимедийных эффектов. Самостоятельная работа обучающихся Тема 3.2. Применение вебтехнологий Содержание учебного материала 1. Основные поисковые системы. Правила использования информационного контента. 2. Основные сервисы и методы публикации информации в сети. В том числе практических и лабораторных занятий Лабораторная работа № 6. Поиск и систематизация заданной информации. Подготовка материалов для размещения в сети. Выбор сервиса и публикация материалов в сети. Самостоятельная работа обучающихся Раздел 4. Основы обработки информации в базах данных Тема 4.1. Содержание учебного материала 6/4 2 4 2 2 8/4 4/2 2 2 2 4/2 2 2 2 10/4 4/2 6 Основные принципы хранения информации в базах данных Тема 4.2. Обработка и обновление информации в таблицах баз данных Основные понятия баз данных: реляционные таблицы, установление связей между таблицами. В том числе практических и лабораторных занятий Лабораторная работа № 7. Обновление информации в базе данных. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Понятие запроса. Конструктор запросов. Формирование отчета по заданным параметрам. В том числе практических и лабораторных занятий Лабораторная работа № 8. Создание и сохранение запросов и отчетов для заданной базы данных. Самостоятельная работа обучающихся Обзор СУБД Промежуточная аттестация Всего: 2 2 2 6/2 4 2 2 36 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Для реализации программы учебного предусмотрены следующие специальные помещения: предмета должны быть Лаборатория «Информационных технологий»: автоматизированные рабочие места обучающихся (процессор не ниже Core i5, оперативная память объемом не менее 16 Гб или аналоги); автоматизированное рабочее место преподавателя (процессор не ниже Core i5, оперативная память объемом не менее 32 Гб или аналоги); принтеры; МФУ; интерактивная доска; аудиосистема; проектор и экран; маркерная доска. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Основные печатные издания 1. Гохберг, Г. С. Информационные технологии: учебник для СПО / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. Изд. 3-е, стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2020.-240с. 2. Петлина, Е. М. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для СПО / Е. М. Петлина, А. В. Горбачев. —Саратов: Профобразование 2021. —111с. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы [Электронный ресурс]: учебник / В.А. Гвоздева. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 542 с. 2. Петлина Е.М. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для СПО / Петлина Е.М., Горбачев А.В.. — Саратов: Профобразование, 2021. — 111 c. — ISBN 978-5-4488-1113-5. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/104886.html 3. Советов, Б. Я. Информационные технологии: учебник для среднего профессионального образования / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 327 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06399-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. 4. Журавлев, А. Е. Информатика. Практикум в среде Microsoft Office 2016/2019 / А. Е. Журавлев. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 124 с. — ISBN 978-5507-45697-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/279833 5. Зубова, Е. Д. Информатика и ИКТ : учебное пособие для спо / Е. Д. Зубова. — 3е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 180 с. — ISBN 978-5-8114-9557-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/200465 6. Калмыкова, С. В. Работа с таблицами на примере Microsoft Excel / С. В. Калмыкова, Е. Ю. Ярошевская, И. А. Иванова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : 8 Лань, 2022. — 136 с. — ISBN 978-5-507-44924-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249632 7. Жук, Ю. А. Информационные технологии: мультимедиа : учебное пособие для спо / Ю. А. Жук. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-6829-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153641 8. Малахов, С. В. Операционные системы и оболочки / С. В. Малахов. — СанктПетербург : Лань, 2023. — 120 с. — ISBN 978-5-507-45326-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/302690 9. Бурняшов, Б. А. Офисные пакеты «Мой Офис», «Р7-Офис». Практикум / Б. А. Бурняшов. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 136 с. — ISBN 978-5-507-45495-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/302636 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Результаты обучения Знания: понятие информационных систем и информационных технологий, автоматизированной обработки информации; основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ; возможности сетевых технологий работы с информацией; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; принципы защиты информации от несанкционированного доступа теоретические основы, виды и структуру баз данных; принципы классификации и кодирования информации; номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации основы архитектуры аппаратных средств; принципы функционирования аппаратных средств вычислительной техники; принципы работы операционных систем; основы современных систем управления базами данных. Умения: использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности; использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации; обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать деловую графику и мультимедиаинформацию; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных; обрабатывать текстовую и числовую информацию; применять мультимедийные технологии обработки и представления информации; обрабатывать информацию, используя средства пакетов прикладных программ. Критерии оценки Не менее 60% верных ответов Методы оценки Тестирование Результаты выполнения заданий соответствуют заданным шаблонам и требованиям. При выполнении заданий использованы рациональные методы и средства обработки информации. Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы 10