Приложение 4.6 к ОПОП по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.06 Основы бережливого производства 2023 Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель ГАПОУ многопрофильный техникум» СО «Сухоложский СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬИОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ«СГЦ.06.ОСНОВЫБЕРЕЖЛИВОГОПРОИЗВОДСТВА» 1.1. Местодисциплинывструктуреосновнойобразовательнойпрограммы Учебная дисциплина «СГЦ.06. Основы бережливого производства» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствиисФГОССПОпопрофессии 09.01.03Оператор информационных систем и ресурсов Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций ОК 07,ОК 01, ОК 03,ОК 04 Цельипланируемыерезультатыосвоениядисциплины Цель– формированиезнанийконцептуальныхосновбережливогопроизводстваиуменийпримененияинс трументовдлярешениязадачпрофессиональнойдеятельности. Врамкахпрограммыучебнойдисциплиныобучающимисяосваиваютсяуменияи знания КодПК, Умения Знания ОК,ЛР ОК07 ОК 01, ОК 03, ОК 04 Уметь: осуществлять профессиональнуюдеятельность с соблюдениемпринципов бережливогопроизводства; моделировать производственныйпроцесс и строить карту потокасозданияценностей; применять методы диагностикипотерь и устранять потери впроцессах применять ключевыеинструментыанализаи решенияпроблем, оценивать затраты нанесоответствие; организовывать работуколлективаикомандывра мкахреализации проектов поулучшениям; применять инструментыбережливого производства всоответствии соспецификойбизнеспроцессоворганизации/про изводства Знать: принципы и концепциюбережливогопр оизводства; основы картирования потокасозданияценностей; методы выявления, анализа ирешения проблемпроизводства; инструменты бережливогопроизводства ; принципы организациивзаимодейств иявцепочкепроцесса; виды потерь и методы ихустранения; современные технологииповышенияэфф ективности технологии внедренияулучшений; технологии вовлеченияперсонала в процесснепрерывныхулу чшений; системуподачипредложений. 2. СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объемучебнойдисциплиныивидыучебнойработы Видучебнойработы Объемвчасах Объемобразовательнойпрограммыучебнойдисциплины 36 вт.ч.вформепрактическойподготовки 14 вт. ч.: теоретическоеобучение 20 практическиезанятия 14 2 Самостоятельнаяработа Промежуточнаяаттестация в форме контрольной работы 2.2. Тематическийпланисодержаниеучебнойдисциплины Наименование разделовитем Содержаниеучебногоматериалаиформыорганизациидеятельностиобучающихся Раздел1Бережливоепроизводство:основныепонятия,принципы,методология,проблематизация Тема1.1 Содержаниеучебногоматериала Основныепонятия Цели,задачиучебнойдисциплины«Основыбережливогопроизводства». иметодология Предпосылкиформированияконцепциибережливогопроизводства(БП). бережливого ПринципыиконцепциясистемыБП. производства СерияГОСТР«Бережливоепроизводство». Идеибережливогопроизводствавусловияхсовременногорынка. Втомчислепрактическихзанятий Практическоезанятие«ФАБРИКАПРОЦЕССОВ» Тема1.2 Содержаниеучебногоматериала Бережливый проект. Картирование потока Поток создания ценности. Принципы картирования процесса.Цели применения карт со здания ценности потоков. Виды картирования. Этапы проведения картирования. Инструменты Потери и действия, картирования потока создания ценности.Карта целевого состояния потока создания добавляющие ценности. Карта идеального состояния потока создания ценности. Карта текущего ценность состояния потока создания ценности.Типичные ошибки при картировании. Тема 1.3 Бережливыйпроект.К артирование потока со зданияценности Потериидействия,доб авляющие ценность Поток создания ценности. Принципы картирования процесса.Цели применения карт потоков. Виды картирования. Этапы проведения карирования. Инструменты картирования потока создания ценности.Карта целевого состояния потока создания ценности. Карта идеального состояния потока создания ценности. Карта текущего состояния потока создания ценности.Типичные ошибки при картировании. Объем, акад. ч.,в т. ч. в формепрактич ескойподготов ки,акад.ч. Кодыкомп етенций,форми рованию которых способствует элемент программы 12 4 2 ОК07 2 6 2 2 ОК07 ОК03 ПК 1.1 ОК 07 ОК 03 ПК 1.1 Втомчислепрактическихзанятий Практическое занятие Выбор темы бережливого проекта для команды. Разработкапаспорта проекта. Картирование потока создания ценностей по проекту в соответствии спрофилем (направленностью) профессиональной деятельности в соответствии с предло-женнымалгоритмом. Самостоятельнаяработаобучающихся Разработкаанкетыдляоценкиценностирезультатадеятельности(услуги/продукта)глазамизаказчика Тема1.3Методы Содержаниеучебногоматериала решенияпроблем Проблемно-ориентированноемышление.Понятие «проблема», определение и формулирование проблемы.Определениеключевыхпричинвозникновенияпроблемы. Технологиианализапроблем: фиксацияпроблемы; детализацияпроблемы; определениеотклонения; изучениепричинывозникновенияпроблемы; разработкакорректирующихмероприятий; реализациякорректирующихмероприятий; проверкарезультата; стандартизация. Втомчислепрактическихзанятий Практическоезанятие№1.3.Выборинструментоврешенияпроблемыврамкахреализуемогопроектапорезультатамкартирования(Техника4W+2H+декомпозицияпроблемы, изучениепричинвозникновения,разработкакорректирующихдействий) 2 Раздел2Реализацияпринциповбережливогопроизводствавпрофессиональнойдеятельности Тема Содержаниеучебногоматериала 2.1Инструме ИнструментыБП:областиприменения,адаптацияподвидпрофессиональнойдеятельности.Кайдз нты ен(непрерывноеулучшение).«Пять«S»(системарационализациирабочегоместа).Стандартиз бережливого ированнаяработа.МетодикавсеобщегообслуживанияоборудованияТРМ.Методикабыстройпе производства реналадкиSMED.Встроенноекачество.Канбан,потокединичныхизделий. 20 4 2 ОК07 ОК01 2 6 2 ОК07 ПК 1.1 Тема 2.2Внедрение методовбережливого производства Втомчислепрактическихзанятий Практическоезанятие№2.1.Применениеметодовбережливогопроизводстваввыбранномстудентами проекте Содержаниеучебногоматериала МодельвнедренияБП.Ключевые показатели эффективности работы.Целеполаганиевбережливойорганизации.ТипичныеошибкипримененияметодовБП. 4 4 2 Втомчислепрактическихзанятий Практическоезанятие№2.2.Определениецелейиспособовихдостижения.Подготовкавариант оврешения сиспользованиемметодовБП Тема Содержаниеучебногоматериала 2.3Технологии Лидерствокакновыйтиппроизводственныхотношений.ВовлечениеперсоналавБП,организац во-влечения и ияработыспроизводственнымиинициативамиипредложениямипо улучшениям.Методы мотипреодоления сопротивления вацииперсонала изменениям.Технологиимотивацииистимулированиекачества.Производственнаякультуран арабочемместе.Квалификацияперсоналаиобучение 2 Втомчислепрактическихзанятий Практическоезанятие№2.3.Применениеметодовмотивацииперсонала Защитапроектов Представлениереализованныхпроектов«ИТОГОВАЯФАБРИКАПРОЦЕССОВ» 2 Промежуточнаяаттестация Всего: 2 36 4 2 4 ОК07 ОК03 ПК 1.1 ОК07 ОК04 ПК 1.1 3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требованиякматериально-техническомуобеспечению Дляреализациипрограммыучебнойдисциплиныдолжныбытьпредусмотреныследующиеспеци альныепомещения: Кабинет,оснащенный -оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся;рабочее место преподавателя; стенды; -техническимисредствамиобучения: компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением (рабочееместоп реподавателя); мультимедийный проектор;мультимедийный экран. 3.2. Информационноеобеспечениереализациипрограммы Дляреализациипрограммыбиблиотечныйфондобразовательнойорганизациидолжениметьпеч атныеи/илиэлектронныеобразовательныеиинформационныересурсы,дляиспользованиявобразовате льномпроцессе.Приформированиибиблиотечногофондаобразовательнойорганизациейвыбираетсян еменееодногоизданияизперечисленныхнижепечатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, можетбыть дополнен новымиизданиями. 1. 2. 3. 1. 3.2.1. Обязательныепечатныеиздания Вейдер М.Т. Инструменты бережливого производства. Карманное руководство по практикеприменения Lean / М.Т. Вейдер. – Москва: Интеллектуальная литература, 2019. – 160 с.Текст:непосредственный. Вумек, Дж., Джонс Д. Бережливое производство. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2021. – 472с.– Текст: непосредственный. Зинчик Н.С., Бережливое производство: учебник/Н.С. Зинчик, О.В. Кадырова, Ю.И. Растова; под общ. ред. А.Г. Бездудной. – Москва: КноРус, 2022. – 203 с. – Текст: непосредственный. 3.2.2. Электронныеиздания Вумек Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс; пер. с англ. - 12-е изд. - Москва: АльпинаПаблишер,2018.-472с.-ISBN978-5-9614-6829-8.-Текст:электронный.URL:https://znanium.com/catalog/document?pid=1815955(дата обращения: 03.02.2022). – Режимдоступа:по подписке. 9 4.КОНТРОЛЬИОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ Результатыобучения Критерииоценки Переченьзнаний,осваиваемыхврамкахдисциплины историю, принципы демонстрируетсистемныезнанияобист иконцепцию ориистановленияиразвитиябебережливогопроизводст режливогопроизводства; ва; формулируетосновныепонятиябережливогопроизводства; поясняетсодержаниепринциповбережливогопроизводствавсоответствии с направленностью профессиональнойдеятельности основы описываетосновные подходы к каркартированияпотока тированиюпотокасозданияценности созданияценностей; владеетосновнымипонятиямидлякарт ированияпроцесса демонстрируетсистемныезнанияодейс твиях,добавляющиеценностиипотери методы выявления,анализа и решенияпроблемпроиз водства; инструменты бережливого производства; принципы организациивзаимодей ствия вцепочкепроцесса; виды потерь и методы ихустранения; современныетехнологии повышенияэффективнос ти технологии внедренияулучшений; Методыоценки Тестирование. Устный опрос.Кейсметод. Оценка решенийситуационн ыхзадач. Практическиезаняти я. Деловыеигры. владеетосновнымиметодамивыявленияи анализапроблем формулируетпереченьнеобходимыхш агов/действийдлярешенияпроблем демонстрируетсистемныезнанияобинс трументах бережливого производстваи областяхего применения; оперирует знаниями при выборе инструментовдлярешенияпроизводственной задачи, приводит теоретическоеобоснованиепотенциальнойпольз ыи рисков демонстрирует знания при анализе вцепочкепроцесса описывает последовательностьорганизационныхдействийдляулучшенияпроцесса демонстрируетзнанияпотипизациипро изводственных потерь и причинахихвозникновения демонстрируетсистемныезнанияоклю чевые показатели эффективностибережливогопроизводс тва владеет основными понятиями реинжинирингаидемонстрируетзнанияинс трументовпроцессапреобразова-ний 10 Результатыобучения Критерииоценки технологии вовлеченияперсонала в процесснепрерывныху лучшений; системуподачи предложений Методыоценки описываетосновныеподходыктехнологии мотивации персонала, принципы иметодикивовлечения персо-нал в процесс непрерывных улучше-ний формулируетпереченьнеобходимыхш аговдляподачипредложенийпоулучше ниям Переченьумений,осваиваемыхврамкахдисциплины осуществлятьпрофессио демонстрируетуровеньвнедренияприн нальнуюдеятельность ципов бережливого ссоблюдениемпринципо производствавпрофессиональнуюдеят в ельностьприрешениипроизводственн бережливогоп ыхзадач роизводства; моделироватьпроизводс демонстрируетнавыкповыявлениюцен твенныйпроцессистрои ностикартированиюпотокасотькартупотока зданияценностей созданияценностей; выбирает средства и методы моделированияиописания процесса применять демонстрирует умение выявлять, диаметодыдиагностики гностироватьиустранятьпотеривпроце потерь иустранять ссах потери впроцессах применять осуществляет и аргументирует ключевыеинструменты выборинструментовдиагностикипроб анализа ирешения лем проблем,оценивать оценивает«цену»производственнойош затраты ибкииопределяетвозможностьдлякорр нанесоответствие; ектирующих действий предлагает алгоритм решения с учетом имеющихся ресурсов и ограничений организовывать демонстрируетумениеорганизовыработуколлектива и вать работу коллектива и команды команды врамкахреализациипроектовпоулучше врамкахреализации ниям проектов поулучшени ям; применять демонстрирует умение выбора и приинструментыбережливого мененияинструментовбережливогопр производствав оизводствавзаданныхпроизводсоответствии ственныхусловиях соспецификой бизнеспроцессоворганизации/пр оизводства. КейсметодОценкаре шений ситуационныхзадач. Практическиезаняти я. Деловыеигры. 11