СГ.05_Основы финансовой грамотности

Приложение 4.5
к ОПОП по профессии
09.01.03 Оператор информационных
систем и ресурсов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.05 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований
 Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и
ресурсов;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по профессии 09.01.03 Оператор информационных
систем и ресурсов;
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования.
Разработчик: Калугина
многопрофильный техникум»

С.А.,

преподаватель

ГАПОУ

СО

«Сухоложский

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................................................ 4
Объем учебного предмета ........................................................................................................ 6
Содержание учебного предмета............................................................................................... 7
Планируемые результаты освоения учебного предмета ......................................................... 7
Тематическое планирование учебного предмета .................................................................. 13
Условия реализации программы учебного предмета ............................................................ 16
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета ............................................. 17

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы финансовой грамотности» является
частью социально-гуманитарного цикла образовательной программы – программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов.
Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности,
связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик
рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления,
эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в
области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих
финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых
инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах,ответственности и
обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников.
Программа по основам финансовой грамотности предполагает использование
образовательной технологии, в основе которой лежит системно- деятельностный подход, а
также применение информационно- коммуникационных технологий в сфере финансовой
культуры для обеспечения практико-ориентированного и функционального использования
знаний о финансах в повседневной жизни.
Содержания определяется факторами, влияющими на финансовое поведение
молодёжи во время обучения: расширение взаимодействия с государственными органами и
предоставляемыми услугами; усложнением потребностей, связанных с участием в
финансовых отношениях; повышением роли цифровых технологий в том числе в
предоставлении финансовых услуг молодёжи и необходимостью обеспечения безопасности
в финансовой сфере. Значительное место в содержании
отводится исследованию
возможностей использования инвестиций и изучению темы о деятельности фондового
рынка, инструментах на этом рынке и создании условий для инвестирования денежных
средств, обеспечения безопасности и защиты от рисков.
Задачами реализации учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
являются:
формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся с опорой на
прочные знания о роли государства в экономическом развитии и проведении денежнокредитной и фискальной политики, компонентах финансовой системы, роли финансовых
технологий и особенностей инвестирования, в том числе при использовании цифровых
сервисов;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в старшем
подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к отношениям внутри
финансовой системы, определения позиций себя как инвестора; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых
сбережений и будущей пенсии; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой
трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов; мотивации к применению
страховых услуг;

освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите
персональных данных при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного
поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека в области
финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и
критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные о деньгах, инвестициях, доходности финансовых инструментов;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимыхдля активного участия в экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия
с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими
социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном
динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в
общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В
рабочей
программе
представлено
профессионально-ориентированное
содержание учебного предмета, предполагающее ситуативное использование учебного
материала с профессиональным содержанием практического характера, способствующее
формированию устойчивой мотивации и ценностного отношения к получаемой профессии,
профессионально значимых качеств личности, общих компетенций.

Объем учебного предмета
Объем учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета
в том числе
Во взаимодействии с преподавателем
в том числе
лекции, уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (контрольная работа)

Всего академических часов
36
34
26
8
2
2

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Государство и финансовая система
Понятие «финансовая система». Роль государства в экономике. Основные финансово
экономические институты, их роль, функции и полномочия. Финансовая политика
государства. Национальная платежная система.
Государственный бюджет. Виды бюджета. Бюджетное устройство. Бюджетный процесс.
Доходы и расходы государственного бюджета. Государственный долг. Инициативное
бюджетирование.
Инфляция и покупательная способность. Последствия инфляции.
Факторы устойчивого развития. Основы глобального финансового рынка. Риски и
ограничения глобальной финансовой системы.
Раздел 2. Государство и человек
Сущность налогообложения. Налоги и их виды. Налоги физических лиц. Налоговые
вычеты: общая характеристика. Государственные услуги в электронном виде. Субъекты и
объекты социальной защиты. Социальные пособия. Льготы. Материнский капитал.
Государственная помощь семье. Пенсия. Виды пенсий. Пенсионное планирование. Баланс
доходов и потребления на этапах жизненного цикла.
Финансовые платформы и экосистемы. Цифровые финансовые сервисы. Риски цифровых
технологий для потребителя.
Раздел 3. Инвестиции, инвесторы, риски
Финансовый капитал. Виды финансового рынка. Особенности регулирования финансового
рынка в период кризиса. Риски и возможности во время финансового кризиса.
Акции, облигации, государственные облигации, паевые инвестиционные фонды,
сберегательные сертификаты. Выбор цели инвестирования. Определение суммы, горизонта
инвестирования и уровня допустимого риска.
Управление инвестиционным портфелем. Выбор стратегии инвестиций. Инвестиции и
операции в цифровой среде. Выбор актива и времени сделки. Арбитраж. Хеджирование.
Диверсификация. Эффективное использование активов и пассивов. Индивидуальный
инвестиционный счет. Подходы к управлению финансовыми рисками. Финансовая
дисциплина.
Раздел 4. Профессия и финансовое благополучие человека
Риски здоровья, риски выбора региона или страны, риски выбора компании или смены
рабочего места. Формирование фундамента для будущего, экономия за счёт наёмного
работника, пенсии, здравоохранение, штрафы, изъятия, биржа труда, пособие по
безработице. Требования официального трудоустройства. Риски семьи. Комплексное
финансовое обслуживание. Заработная плата. Премиальные выплаты и поддержка
наёмного работника.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
–
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
–
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
–
российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
–
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;

–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной
организации;
–
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–
приверженность
идеям интернационализма,
дружбы,
равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
–
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказыватьпервую помощь;
–
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;

–
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
–
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятияценностей семейной жизни;
–
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
–
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
–
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как
к возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности;
–
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
–
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
1.
Регулятивные универсальные учебные действия:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы,необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач,оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достиженияпоставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранеецелью.
2.
Познавательные универсальные учебные действия:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

–
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т. д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
- Осваивать и применять знания о финансовой системе, национальной платежной
системе Российской Федерации; государственном бюджете; инфляции и покупательной
способности; факторах устойчивого развития экономики и других сфер
жизнедеятельности; налогообложении, налогах и их видах, налоговых вычетах;
финансовом капитале; особенностях регулирования финансового рынка в периоды
кризисов; об основных формах труда; инвестировании и его механизмах; ценных
бумагах; видах предпринимательской деятельности; видах капитала; участниках
финансовых отношений;
- характеризовать финансовые потребности личности, связанные с уплатой
налогов, получением социальных льгот и пособий; наёмный труд и его особенности;
современный рынок труда; трудовые ресурсы и рынок труда в Российской Федерации и
возможности трудоустройства молодёжи; роль фондовых бирж в экономике; фондовый
рынок;
- устанавливать и объяснять взаимосвязи между сбережениями и
инвестированием; способами и сферами инвестирования; прогнозировать изменение
дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности;
- использовать полученные знания об ошибках начинающего инвестора;
сберегательных сертификатах; ценных бумагах, в том числе акциях и облигациях;
- искать и извлекать информацию о социальных льготах и пособиях; работе
фондового рынка; защите персональных данных и финансовой информации при работе с
цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от
подлинных инвестиционных продуктов;
- анализировать, обобщать, систематизировать об эмоциональном интеллекте;
выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг;

- приводить примеры управления личным временем и финансами; ценных бумаг и
операций с ними, деятельности брокеров, дилеров, финансовых консультантов;
мошенничества;
- устанавливать и объяснять взаимосвязи между финансовым мошенничеством и
потерями личных финансовых средств; сбережениями и инвестированием;
деятельностью и видами страхования; способами и сферами инвестирования;
прогнозировать изменение дохода в зависимости от собственной трудовой деятельности;
- использовать полученные знания об ошибках начинающего предпринимателя;
сберегательных сертификатах;
- определять и аргументировать опасность навязывания финансовых услуг;
- решать задачи по противодействию мошенничеству, основам финансового
здоровья;
- овладеть смысловым чтением сложных финансовых документов;
- искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах; защите при
работе с цифровыми устройствами; определять отличия мошеннических предложений от
подлинных инвестиционных продуктов;
- оценивать собственные поступки и поведение других людей в контексте знаний о
постановке жизненных целей, выбора финансовых инструментов;
- приобретать опыт использования полученных знаний при защите прав
потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг; проявлять
критическое отношение к рекламе инвестиционных продуктов;
- приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при решении
финансовых задач, осуществлении проектной и исследовательской деятельности, при
взаимодействии с представителями разных этнических групп.
Увоение учебного предмета способствует формированию общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;

Тематическое планирование учебного предмета

Номер
урока

Наименование раздела, темы

Содержание учебного материала (в том числе профессиональноориентированное1)

Раздел 1. Государство и финансовая система
1-2
Понятие “финансовая Понятие «финансовая система». Роль государства в
система”
экономике. Основные финансово экономические
институты, их роль, функции и полномочия.
Финансовая политика государства. Национальная
платежная система.
3-4
Государственный
Государственный бюджет. Виды бюджета. Бюджетное
бюджет
устройство. Бюджетный процесс. Доходы и расходы
государственного бюджета. Государственный долг.
Инициативное бюджетирование.
5-6
7-8

9-10

11-12

1

Инфляция
и
её
последствия
Государственная
политика
устойчивого развития

Инфляция и покупательная способность. Последствия
инфляции.
Факторы устойчивого развития. Основы глобального
финансового рынка.Риски и ограничения глобальной
финансовой системы.

Раздел 2. Государство и человек
Налоговая
система Сущность налогообложения. Налоги и их виды. Налоги
России
физических
лиц.
Налоговые
вычеты:
общая
характеристика.
Государственные
услуги
в
электронном виде.
Практическая работа: Вычисление НДФЛ надоход
“Налоги”

Профессионально-ориентированное содержание выделено полужирным курсивом

Количество
академически
х часов во
взаимодейств
ии с
преподавател
ем

В том числе

Л,
УР

8
2

2

2

2

2

2

2

2

14
2

2

ПЗ

СР

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03
ОК 04
ОК 05

6
2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03
ОК 04
ОК 05

Социальная политика Субъекты и объекты социальной защиты. Социальные
государства
пособия.
Льготы.
Материнский
капитал.
Государственная помощь семье.
Пенсионное
Пенсия. Виды пенсий. Пенсионное планирование.
планирование
Баланс доходов и потребления на этапах жизненного
цикла.
Практическое занятие: Калькулятор пенсии on line: определение
“Пенсионное
условий для желательного размера пенсии.
планирование”
Финансовые
Финансовые платформы и экосистемы. Цифровые
экосистемы
финансовые сервисы. Риски цифровых технологий для
потребителя.

2

2

2

2

Практическая работа: Анализ финансовых серфисов применяемые в
“Цифровые
профессиональной деятельности.
финансовые сервисы”
Раздел 3. Инвестиции, инвесторы, риски
Финансовый рынок
Финансовый капитал. Виды финансового рынка.
Особенности регулирования финансового рынка в
период кризиса. Риски и возможности во время
финансового кризиса.

2

8
2

2

25-26

Инвестиционные
активы

2

2

27-28

Практическое занятие: Деловая игра «Инвестор»
“Инвестиции”

2

28-30

Первоначальные
навыки
инвестирования

2

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

Акции, облигации, государственные облигации,
паевые инвестиционные фонды, сберегательные
сертификаты.
Выбор
цели
инвестирования.
Определение суммы, горизонта инвестирования и
уровня допустимого риска.

Управление инвестиционным портфелем. Выбор
стратегии инвестиций. Инвестиции и операции в
цифровой среде. Выбор актива и времени сделки.
Арбитраж.
Хеджирование.
Диверсификация.

2

2

2

2

2

2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03
ОК 04
ОК 05

2
2

Эффективное использование активов и пассивов.
Индивидуальный инвестиционный счет. Подходы к
управлению финансовыми рисками. Финансовая
дисциплина.
Раздел 4. Профессия и финансовое благополучие человека

2

Профессиональная
мобильность.
Финансовые
отношения
работодателем

2

33-34

Риски здоровья, риски выбора региона или страны,
риски выбора компании или смены рабочего места.
Формирование фундамента для будущего, экономия за
с счёт наёмного работника, пенсии, здравоохранение,
штрафы, изъятия, биржа труда, пособие по безработице.
Требования официального трудоустройства. Риски
семьи. Комплексное финансовое обслуживание.
Заработная плата. Премиальные выплаты и поддержка
наёмного работника.
Самостоятельная работа

35-36

Контрольная работа

2

Итого:

36

31-32

Л – лекция
Ур – урок
ПЗ – практическое занятие
СР – самостоятельная работа

2
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03
ОК 04
ОК 05

2

2

2
26

8

2

Условия реализации программы учебного предмета
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета финансовой
грамотности
Оборудование учебного кабинета:
Кабинет «Финансовой грамотности», оснащенный оборудованием: доской учебной,
рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся),
техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, наглядными
пособиями).
Информационное обеспечение
Электронные информационные ресурсы
1. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы
общего и среднего профессионального образования» https://fmc.hse.ru/methodology
2. Дружи с финансами. Национальная программа повышения финансовой
грамотности граждан. Режим доступа: Вашифинансы.рф
3. Кредитный калькулятор. Режим доступа: www.calculator-credit.ru
4. Центральный банк Российской Федерации – официальный сайт. Режим доступа:
www.cbr.ru
5. Консультант плюс. Режим доступа: www.consultant.ru
6. Финансовая культура . Режим доступа: https://fincult.info/
7. ДОЛ-ИГРА игры по финансовой грамотности Режим доступа: https://doligra.ru/
8.
Онлайн уроки финансовой грамотности https://dni-fg.ru/

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета проводится в рамках текущей и промежуточной аттестации.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в соответствии с тематическим планом и технологическими картами занятий.
Промежуточная аттестация проводится с целью контроля освоения обучающимися запланированных результатов освоения учебного
предмета.
Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется оценочными средствами.
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
- основные категории и понятия права, роль
права в жизни человека и государства;
- основы правового учения о государстве;
- права, свободы, обязанности человека и
гражданина, механизмы их реализации;
- систему органов государственной власти;
-основные банковские услуги, работу с
ценными бумагами, налоговую систему РФ,
основы страхования, финансовые механизмы
деятельности
фирм,
основы
бизнеспланирования, роль денег в современном
мире и возможные денежные риски, основ
построения семейного бюджета.
Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
-ориентироваться
в
наиболее
общих
правовых проблемах, ценностей, свободы как
основе формирования правовой культуры
гражданина и будущего специалиста;
- определить значение права как отрасли
политической культуры для формирования

Критерии оценки
Полнота ответов, точность формулировок, не
менее 75% правильных ответов.
Не менее 75% правильных ответов.
Актуальность темы, адекватность
результатов поставленным целям,
полнота ответов, точность формулировок,
адекватность применения терминологии

Методы оценки
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного опроса;
- оценки результатов практических работ;
-оценки результатов самостоятельной работы
Промежуточная аттестация
в форме контрольной работы

личности,
гражданской
позиции
и
профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни
человека свободы и ответственности,
материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление о законе,
государстве и роли права в жизни
-разбираться в финансовых институтах и
финансовых продуктах, а также о способах
получения информации об этих продуктах и
институтах из различных источников;
-использовать полученную информацию в
процессе принятия решений о сохранении и
накоплении денежных средств, при оценке
финансовых
рисков,
при
сравнении
преимуществ и недостатков различных
финансовых услуг в процессе выбора;
-использовать такие способы повышения
благосостояния,
как
инвестирование
денежных
средств,
использование
пенсионных фондов, создание собственного
бизнеса.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».