Приложение 3.6 к ОПОП по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.06 ФИЗИКА Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебного предмета Физика разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов приказ Минпросвещения России от 11.11.2022 N 974; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов; Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Усольцева Т.М., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ............................................................................................................. 4 Объем учебного предмета ........................................................................................................ 6 Содержание учебного предмета ............................................................................................... 7 Планируемые результаты освоения учебного предмета ....................................................... 10 Тематическое планирование учебного предмета .................................................................. 26 Условия реализации программы учебного предмета ............................................................ 45 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета .............................................. 48 3 Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов . Учебный предмет «Физика» входит в обязательную часть общеобразовательного цикла и изучается на профильном уровне. Физика является фундаментальным общеобразовательным предметом со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. В основе учебного предмета «Физика» лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания, как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач. Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых достижений современной цивилизации. Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно – информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно – следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Физика позволяет познакомить обучающихся с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента. Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне, как понятийного аппарата, так и инструментария. Физика представляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира. Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника). Учебный предмет «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов. Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у обучающихся подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира. В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по завершении 2 семестра в форме экзамена. Изучение физики направлено на достижение следующих целей: -формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности; -осуществление специфической системой физических понятий, терминологией и символикой; -освоение основных физических теорий, законов и закономерностей; 4 - овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента); - принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; -формирование умений решать физические задачи разных уровней сложности; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умение формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, полученной из разных источников; -воспитание чувства гордости за российскую науку; В рабочей программе представлено профессионально-ориентированное содержание учебного предмета, предполагающее использование учебного материала с профессиональным содержанием практического характера, способствующее формированию устойчивой мотивации и ценностного отношения к получаемой профессии, профессионально значимых качеств личности, общих и профессиональных компетенций. 5 Объем учебного предмета Объем учебного предмета Общая трудоёмкость учебного предмета в том числе Во взаимодействии с преподавателем в том числе лекции, уроки практические занятия Профессионально ориентированное содержание В том числе Теоретическое обучение Практические занятия Промежуточная аттестация (экзамен) Всего академических часов 204 200 132 68 56 32 24 4 6 Содержание учебного предмета Введение. Физика и методы научного познания Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира.Погрешности измерений физических величин. Раздел 1. Механика Тема 1.1 Основы кинематики Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела. Тема 1.2 Основы динамики Содержание учебного материала: 4 Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения. Тема 1.3 Законы сохранения в механике Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения 16 небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики. Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Лабораторные работы: 1. Изучение одного из изопроцессов. Тема 2.2 Основы термодинамики Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Охрана природы. Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Характеристика жидкого состояния вещества. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Лабораторные работы: 2. Определение влажности воздуха. Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика». 7 Раздел 3. Электродинамика Тема 3.1 Электрическое поле Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов. Тема 3.2 Законы постоянного тока Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Лабораторные работы: 3. Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников. 4. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Тема 3.3 Электрический ток в различных средах Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Полупроводниковые приборы. Применение полупроводников. Тема 3.4 Магнитное поле Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури. Тема 3.5 Электромагнитная индукция Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. Лабораторные работы: 5. Изучение явления электромагнитной индукции Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока. Магнитное поле. Электромагнитная индукция» Раздел 4. Колебания и волны Тема 4.1 Механические колебания и волны Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук его применение. Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного тока. Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Открытый колебательный контур. Опыты Г.Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн. 8 Раздел 5. Оптика Тема 5.1 Природа света Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Лабораторные работы: 6. Определение показателя преломления стекла Тема 5.2 Волновые свойства света Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений. Лабораторные работы: 7. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки. Контрольная работа № 3 «Колебания и волны. Оптика» Тема 5.3 Специальная теория относительности Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики. Раздел 6. Квантовая физика Тема 6.1 Квантовая оптика Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта Тема 6.2 Физика атома и атомного ядра Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. Контрольная работа № 4 «Квантовая физика» Раздел 7. Строение Вселенной Тема 7.1 Строение Солнечной системы Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна. Тема 7.2 Эволюция Вселенной Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии. Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной. Лабораторные работы: 8. Изучение карты звездного неба. 9 Планируемые результаты освоения учебного предмета Код и наименование формируемых компетенций1 Планируемые результаты освоения дисциплины Общие ОК 01. Выбирать В части трудового воспитания: способы решения задач - готовность к труду, осознание ценности мастерства, профессиональной трудолюбие; деятельности применительно к - готовность к активной деятельности технологической различным контекста и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и Дисциплинарные - сформировать представления о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; - сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую 10 проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - - способность их использования в познавательной и социальной практике цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомномолекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной; владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения 11 ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач; - уметь формировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников, умений использовать цифровые технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации; развитие умений критического анализа получаемой информации 12 ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности В области духовно-нравственного воспитания: -сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с - владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформировать представления о методах получения научных астрономических знаний 13 учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты ОК 04. Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и взаимодействовать и работать в самоопределению; коллективе и команде -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, - овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы 14 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными - сформировать умения распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность 15 действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность 16 ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях В области экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности - сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования ПК 2.1 Структурировать Демонстрирующий навыки анализа и интерпритации Основные принципы структуризации цифровые данные для публикации информации из различных источников. цифровых данных Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Освоение учебного предмета способствует формированию общих и профессиональных компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; 17 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ПК 2.1 Структурировать цифровые данные для публикации. Интеграция требований ФГОС СПО и ФГОС СОО к результатам освоения образовательной программы в разрезе учебного предмета Общие и профессиональные компетенции ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты ЛР13. Осознанный выбор профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем ЛР 4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях ПРб 01сформированность представлений о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности 18 человека для решения практических задач; ПРу 02 сформированность системы знаний о физических закономерностях, законах, теориях, действующих на уровнях микромира, макромира и мегамира, представлений о всеобщем характере физических законов; представлений о структуре построения физической теории, что позволит осознать роль фундаментальных законов и принципов в современных представлениях о природе, понять границы применимости теорий, возможности их применения для описания естественнонаучных явлений и процессов ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности методов познания; ЛР09 Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; МР4 Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников МР3 Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной ПРб 01, ПРу 02 ПРб 04 владение закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярнокинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, 19 деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. ЛР5. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; МР1 Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации ЛР9. Готовность и способность к планов деятельности; выбирать образованию, в том числе успешные стратегии в различных самообразованию, на протяжении всей ситуациях; жизни; сознательное отношение к МР7 Умение самостоятельно непрерывному образованию как оценивать и принимать решения, условию успешной профессиональной и определяющие стратегию общественной деятельности; поведения, с учетом гражданских и закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов; ПРу 02, ПРб 08 сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения 20 нравственных ценностей; ОК04.Эффективно взаимодействовать в коллективе и команде достижений физики и технологий для рационального природопользования ЛР6. Толерантное сознание и поведение МР2 Умение продуктивно общаться ПРб 04, ПРу 01сформированность в поликультурном мире, готовность и и взаимодействовать в процессе понимания роли физики в способность вести диалог с другими совместной деятельности, экономической, технологической, людьми, достигать в нем учитывать позиции других социальной и этической сферах взаимопонимания, находить общие цели участников деятельности, деятельности человека; роли и места и сотрудничать для их достижения, эффективно разрешать конфликты; физики в современной научной способность противостоять идеологии картине мира; роли астрономии в экстремизма.национализма, МР8 Владение языковыми практической деятельности человека ксенофобии, дискриминации по средствами умение ясно, логично и и дальнейшем научно-техническом социальным, религиозным, расовым, точно излагать свою точку зрения, развитии; ПРу 02 национальным признакам и другим использовать адекватные языковые ПРб 03 владение негативным социальным явлениям; ЛР7. Налаживание сотрудничества средства основополагающими физическими со сверстниками, детьми младшего понятиями и величинами, возраста, взрослыми в характеризующими физические образовательной, общественно процессы (связанными с полезной, учебномеханическим движением, исследовательской, проектной и взаимодействием тел, других видах деятельности; механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, 21 позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ЛР6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма.национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; ЛР7. Налаживание сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе ЛР1. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, МР2 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; ПРб 01, ПРб 05умение учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения МР8 Владение языковыми газов, жидкостей и твердых тел, средствами - умение ясно, логично и точечный электрический заряд, точно излагать свою точку зрения, ядерная модель атома, нуклонная использовать адекватные языковые модель атомного ядра при решении средства; физических задач, ПРу 02, , ПРу 04 МР1 Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения ПРб 01, ПРб 06 владение основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и 22 традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); ЛР2. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; ЛР3. Готовность к служению Отечеству, его защите; ЛР8. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; ЛР10. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; ЛР11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; ЛР12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний; ПРу 02, ПРу 03. 23 физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; ЛР14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; ЛР15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. ПК 2.1 Структурировать цифровые данные для публикации ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном ЛР09 Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное МР8 Владение языковыми ПРб 01, ПРб 05, ПРу 02, ПРу 03, ПРу средствами - умение ясно, логично и 04 точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства МР4 Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения Основные положения баз данных, хранилищ данных, баз знаний. Основные принципы структуризации и нормализации баз данных. 24 отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных МР3 Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 25 Тематическое планирование учебного предмета Номер урока 1-2 3-4 Наименование раздела, темы Физика - наука о природе Механическое движение. Скалярные и векторные физические Содержание учебного материала (в том числе профессионально-ориентированное2) Количество В том числе академических часов во взаимодействии Л, УР ПЗ с преподавателем Введение Физика—фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение физики при освоении 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов информационных систем Раздел1.Механика Тема1.1Основыкинематики Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. ПринципотносительностиГалилея.Способыоп 2 УР СР Формируемые компетенции ОК 01. ОК 02. ОК 03 ОК 05 электрического и эл УР 2 26 величины. 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 Равномерное прямолинейное движение. Равнопеременное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Кинематика абсолютно твердого тела Практическое занятие №1 Решение задач по теме: «Кинематика» исаниядвижения.Траектория.Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела Решение задач с профессиональной направленностью УР 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ПК 2.1 УР 2 ПЗ 2 Тема 1.2.Законы механики Ньютона* Масса. Сила. Основная задача динамики. Сила. Масса. 2 Законы механики Ньютона Законы Ньютона. Силы упругости. Закон всемирного Сила всемирного тяготения. Закон 2 тяготения. Первая всемирного тяготения. Гравитационное поле космическая скорость. Первая космическая скорость. Движение . планет и малых тел Солнечной системы. Силы в механике. Силы в природе. Сила тяжести. Невесомость. Силы трения 2 Практическое занятие №2. Решение Решение задач с профессиональной задач по теме: направленностью «Законы Ньютона» УР Л ПЗ 27 19-20 Закон сохранения импульса. 21-22 Работа силы. Мощность. Энергия. Закон сохранения механической энергии. 23-24 Практическое занятие №3 Решение задач на применение закона сохранения импульса Практическое занятие №4 Решение задач на применение законов сохранения. 25-26 Тема 1.3.Законы сохранения в механике Импульс тела. Импульс силы. Закон 2 сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Значение законов сохранения в механике при освоении профессии Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики 2 УР Л 2 ПЗ 2 ПЗ 2 УР 2 ПЗ Тема 1.4. Статика 27-28 29-30 Основные понятия статики. Условия равновесия твердых тел. Виды равновесия. Рычаги блоки. Практическое занятие №5 Решение задач на применение условий равновесия тел 28 31-32 Контрольная работа №1 по разделу «Механика» 2 Раздел 2.ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ Тема 2.1.Основы молекулярно-кинетической теории 33-34 35-36 Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул. Диффузия. Агрегатные состояния вещества Идеальный газ. Основное уравнение МКТ газов. Температура. 37-38 Газовые законы. Скорости движения молекул и их измерение 39-40 Практическое занятие № 6. Лабораторная работа №1 «Изучение изобарного процесса». 41-42 Практическое занятие №7 Основные положения молекулярнокинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Термодинамическая шкала температуры. Абсолютный нуль температуры. Температура звезд Уравнение состояния идеального газа Молярная газовая постоянная. Скорости движения молекул и их измерение, .графики. Газовые законы. Изопроцессы и их применение. Изучение изобарного процесса. 2 Л 2 УР 2 УР 2 ПЗ Решение задач направленностью 2 ПЗ с профессиональной ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ПК 2.1 29 Решение задач по теме: «Основы молекулярнокинетической теории» 43-44 Внутренняя энергия. Работа и теплота. 45-46 Первое и второе начала термодинамики. Холодильные машины. Практическое занятие №8 Решение задач по теме «Термодинамика» 47-48 49-50 Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. 51-52 Явления на границе жидкости с твердым телом. Тема 2.2.Основы термодинамики Внутренняя энергия системы. Внутренняя 2 энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный 2 процесс. Второе начало термодинамики. Холодильные машины. Охрана природы Л Л ПЗ 2 Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. 2 Л 2 УР 30 53-54 55-56 57-58 59-60 61-62 Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление. Кристаллизация. Практическое занятие №9 Решение задач по теме «Свойства твердых тел, жидкостей и газов»» Практическое занятие №10 Лабораторная работа № 2 «Измерение влажности воздуха» Практическое занятие №11 Лабораторная работа № 3 «Измерение поверхностного натяжения жидкости» Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел Решение задач с профессиональной направленностью 2 Л 2 УР 2 ПЗ 2 ПЗ 2 ПЗ 31 63-64 Контрольная работа №2 по разделу «Основы молекулярной физика и термодинамики» 65-66 Закон сохранения заряда. Закон Кулона 67-68 Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Работа сил электростатического поля. Потенциал. 69-70 71-72 73-74 Электроемкость. Конденсаторы. 75-76 Практическое занятие №12 Решение задач по теме: «Электрическое поле» ПЗ 2 Раздел 3 ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Тема 3.1.Электрическое поле Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов Решение задач с профессиональной направленностью 2 Л 2 Л 2 УР 2 УР 2 Л 2 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ПК 2.1 ПЗ 32 77-78 Практическое занятие №13 Лабораторная работа №4. Определение электрической емкости конденсаторов 79-80 Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. 81-82 Зависимость электрического сопротивления от материала, длины, площади поперечного сечения и температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для 83-84 ПЗ 2 Тема 3.2. Законы постоянного тока* Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость 2 УР 2 Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение источников электрической энергии в 2 УР 33 85-86 87-88 89-90 91-92 93-94 полной цепи. батарею Параллельное и последовательное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. 2 УР Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля— Ленца. 2 УР Практическое занятие №14 Лабораторная работа № 5 «Определение удельного сопротивления проводника» Практическое занятие №15 Лабораторная работа №6 «Изучение законов последовательного и параллельного соединения проводников» 2 ПЗ 2 ПЗ Практическое занятие №16 Лабораторная работа № 7 Определение 2 ПЗ 34 95-96 97-98 99100 101102 термического коэффициента сопротивления меди. Практическое занятие №17 Лабораторная работа №8 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Практическое занятие №18 Лабораторная работа № 7 Определение КПД электроплитки Практическое занятие №19 Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости мощности лампы накаливания от напряжения на её зажимах». Практическое занятие №20 Решение задач по теме: «Законы постоянного тока Решение задач направленностью с профессиональной 2 ПЗ 2 ПЗ 2 ПЗ 2 ПЗ 35 103104 Практическое занятие №21 Решение задач на расчет электрических цепей. 105106 Электрический ток в металлах. 107108 Электрический ток в электролитах. Закон электролиза Фарадея. Электрический ток в газах и вакууме. Газовые разряды. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы. 109110 111112 113114 115116 Практическое занятие №22 Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах» Практическое занятие №23 Лабораторная работа ПЗ 2 Тема 3.3. Электрический ток в различных средах Электрический ток в металлах, в электролитах. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы Решение задач с профессиональной направленностью 2 Л 2 УР 2 ПЗ 2 ПЗ 36 №9 «Определение электрохимического эквивалента меди 117118 Магнитное поле. Закон Ампера. Применение силы Ампера. 119120 Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества 121122 123124 Практическое занятие №24 Решение задач по теме «Магнитное поле» 125126 Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Тема 3.4. Магнитное поле * Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури Решение задач с профессиональной направленностью 2 УР 2 УР 2 УР ПЗ 2 Тема 3.5. Электромагнитная индукция 2 Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции Л 37 127128 129130 131132 133134 135136 137138 Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция Энергия магнитного поля Практическое занятие №25 Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция» Практическое занятие №26 Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция» Контрольная работа №3 по разделу «Электродинамика» Колебательное движение. Гармонические колебания. . Вихревое электрическое поле. индукции в движущихся проводниках. ЭДС 2 УР Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле Решение задач с профессиональной направленностью 2 УР 2 ПЗ Решение задач направленностью 2 ПЗ 2 ПЗ с профессиональной Раздел 4 КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ Тема 4.1.Механические колебания и волны Колебательное движение. Гармонические 2 Л колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 38 139140 Поперечные и продольные волны. Звуковые волны 141142 Свободные электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Переменный ток. Генератор переменного тока 143144 145146 147148 149150 Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии Практическое занятие №27 Лабораторная работа №10. «Изучение работы трансформатора» Электромагнитные волны. Открытый колебательный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны. 2 Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны Свободные электромагнитные колебания. 2 Превращение энергии в колебательном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания.. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии ПК 2.1 УР Л 2 УР 2 Л ПЗ 2 Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца. 2 Л 39 151152 153154 155156 157158 159160 161- контур. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Радиосвязь. Применение электромагнитных волн Практическое занятие №28 Решение задач по теме: «Электромагнитные волны» Контрольная работа №3 по разделу «Колебания и волны» Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн Раздел 5 ОПТИКА Тема 5.1 Природа света Скорость Точечный источник света. Скорость распространения распространения света. Законы света. Законы отражения и преломления света. отражения и Солнечные и лунные затмения. Принцип преломления света. Гюйгенса. Полное отражение. Освещённость. Законы освещенности. Сила света. Линзы. Построение Линзы. Построение изображения в линзах. изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. Практическое 2 2 ПЗ 2 ПЗ 2 Л 2 УР 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ПК 2.1 ПЗ 40 162 163164 занятие №29 Лабораторная работа №11.«Определение показателя преломления стекла» Практическое занятие №30 Решение задач по теме «Геометрическая оптика» 165166 Интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация света. Виды спектров. 167168 Ультрафиолетовое, инфракрасное, рентгеновское излучение. Шкала электромагнитных излучений Практическое занятие №31 Лабораторная 169170 ПЗ 2 Тема 5.2 Волновые свойства света Интерференция света. Когерентность 2 световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное 2 излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений 2 Л ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 07 УР ПЗ 41 работа №12 Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки 171172 173174 Практическое занятие №32 Решение задач по теме «Волновые свойства света» Контрольная работа №4 по разделу «Оптика» 2 ПЗ 2 ПЗ Тема 5.3 Специальная теория относительности 175176 Постулаты теории относительности и следствия из них. Элементы релятивистской динамики. 177178 Фотоны. Квантовая гипотеза Планка. Давление света. 179180 Внешний и внутренний Раздел 6 КВАНТОВАЯ ФИЗИКА Тема 6.1. Квантовая оптика Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний 2 Л 2 УР 2 Л ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 42 фотоэффект. Типы фотоэлементов. 181182 Практическое занятие №33 Решение задач по теме: «Квантовая оптика» 183184 Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые генераторы Радиоактивность. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц 185186 187188 189190 191192 Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Термоядерный синтез Ядерная энергетика. Получение радиоактивных изотопов и их применение. фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Применение фотоэффекта ПЗ 2 Тема 6.2.Физика атома и атомного ядра Развитие взглядов на строение вещества. 2 Модели строения атомного ядра. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Управляемая цепная реакция. Термоядерный синтез. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор.. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы Л 2 УР 2 Л 2 Л 43 193194 195196 Контрольная работа №5 по теме «Квантовая физика» Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна 197198 Строение и эволюция Солнца и звёзд. Галактика. 199200 Практическое занятие №34 Лабораторная работа №13. Изучение карты звездного неба ПЗ 2 Раздел 7 ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ Тема 7.1. Строение Солнечной системы Солнечная система. Планеты, их видимое 2 движение. Малые тела солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звёзд Л ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 Тема 7.2. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы Звёзды, их основные характеристики. 2 Л Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Этапы жизни звёзд. Млечный Путь — наша Галактика. Типы галактик. Радиогалактики и квазары. Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Теория Большого взрыва. Масштабная структура Вселенной. Метагалактика 2 ПЗ Всего во взаимодействии с преподавателем 200 Л – лекция Ур – урок ПЗ – практическое занятие СР – самостоятельная работа 44 Условия реализации программы учебного предмета Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета физики Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя; посадочные места по количеству обучающихся - 15 парт (30 мест); шкаф с учебной литературой 1.Приборы общего назначения аппарат проекционный демонстрационный – 2 шт. выпрямитель ВУП-2 – 1 шт. выпрямитель ВУП-2 М-1 шт. гальванометр чувствительный-1 шт. источник питания ИПДД – 1 шт. комплект электроснабжения КЭФ-10 – 1 шт. осциллограф электронный учебный –2 шт. осветитель для теневого проецирования – 1 шт. авометр – 1 шт. установка ультразвуковая – 1 шт. вольтметр на 250 В – 1 шт. усилитель УНЧ-3 – 2 шт. 2.Демонстрационное оборудование барометр – анероид – 1 шт. конденсатор демонстрационный- 2 шт. манометр открытый демонстрационный- 6 шт. набор тел равного объёма -14 шт. волновая машина-1 шт. психрометр – 1 шт. динамометр проекционный ДПН – 3 шт. амперметр с гальванометром – 1 шт. батарея конденсаторов -2 шт. вольтметр с гальванометром -2 шт. конденсатор переменной ёмкости- 2 шт. катушка для демонстрации магнитного поля тока – 3 шт. набор « Реостаты» - 1 шт. набор по электролизу – 1 шт. преобразователь высоковольтный «Разряд-1» - 1 шт. прибор для демонстрации правила Ленца – 1 шт. прибор для демонстрации спектров электрического поля – 1 шт. трансформатор универсальный – 2 шт. штатив изолирующий – 6 шт. электрометр с принадлежностями – 9 шт. камера для наблюдения следов альфа-частиц – 2 шт. комплект по фотоэффекту – 7 шт. набор линз и зеркал – 1 шт. набор по дифракции и интерференции – 2 шт. набор по поляризации света – 1 шт. набор дифракционных решёток – 1 шт. осветитель ультрафиолетовый – 1 шт. призма прямого зрения – 2 шт. прибор для изучения законов оптики – 6 шт. метроном -1 шт. ваттметр демонстрационный - 2 шт. микроманометр учебный – 2 шт. модель паровой машины – 1 шт. модель двигателя внутреннего сгорания -2 шт. наливные линзы – 4 шт. камертоны с молоточками – 7 шт. 3.Лабораторное оборудование: амперметр лабораторный « учебный» - 17 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 4В - 15 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 6В - 24 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 7,5В - 2 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 250В - 2 шт. динамометр учебный 4 Н – 7 шт. источник питания на 4,5 В– 9 шт. источники питания – на 42 В – 15 шт. калориметр – 7 шт. катушка индуктивности – 1 шт. ключ замыкания – 23 шт. комплект проводов – 7 шт. набор грузов по механике – 11 шт. резисторы – 18 шт. прибор для изучения газовых законов – 4 шт. термометр лабораторный от 0оС до 50оС – 7 шт. трансформатор лабораторный – 7 шт. миллиамперметр учебный – 5 шт. набор из двух проводов – 6 шт. магниты дугообразные – 17 шт. магнит полосовой – 7 шт. электрические лампы на подставках – 20 шт. реостаты лабораторные на 6 Ом. – 11 шт. бруски деревянные – 12 шт. спектроскопы – 2 шт. генератор школьный «Спектр-1» - 3 шт. 4.Технические средства обучения: компьютер- 1 шт. мультимедийный проектор – 1 шт. интерактивная доска – 1 шт. принтер-сканер – 1 шт. Информационное обеспечение Основная литература 1. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Сотский, Н. Н. / Под ред. Парфентьевой Н. А. Физика. Учебник для 10 кл. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 416 с. 2. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Чаругин, В.М. / Под ред. Парфентьевой Н. А. Физика. Учебник для 11 кл. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 399 с. Дополнительная литература 3. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования / В. Ф. Дмитриева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 448 с. 46 Дидактические пособия и справочные издания 1. Бухарова Г.Д. Молекулярная физика и термодинамика. Методика преподавания. Учебное пособие для СПО. ЭБС Юрайт. 2. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: Контрольные материалы: учеб.пособие для образовательных учреждений нач. сред. Проф.образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 112 с. 3. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений нач. сред. Проф.образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 256 с. 4.Трофимова Т.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений нач. сред. Проф.образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 288 с. 5.Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы: учебные пособия для учащихся. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2005. – 367 с. 1. 2. 3. 4. 5. Электронные образовательные ресурсы Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 (дата обращения: 29.08.2022); КМ-школа. – Режим доступа: http://www.km-school.ru/(дата обращения: 29.08.2022); Открытая физика. – Режим доступа: http://www.physics.ru/courses/ op25part2/design/index.htm (дата обращения: 29.08.2022); Платформа ЯКласс – Режим доступа: http://www. yaklass.ru /(дата обращения: 29.08.2022); Российская электронная школа – Режим доступа: http://www.resh.edu.ru/ (дата обращения: 29.08.2022); Электронные информационные ресурсы 1.Физика.ru. – Режим доступа: http://www.fizika.ru (дата обращения: 29.08.2022); 2.ФИПИ (ВПР 11 класс) – Режим доступа: http://www.fipi.ru /(дата обращения: 29.08.2022); Электронный учебник – Режим доступа: http://www.physbook.ru/(дата обращения: 29.08.2022 47 Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета проводится в рамках текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в соответствии с тематическим планом и технологическими картами занятий. Промежуточная аттестация проводится с целью контроля освоенияобучающимисязапланированных результатов освоения учебного предмета. Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется оценочными средствами. Общая/профессиональная компетенция ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Раздел/Тема Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04. Эффективно Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, взаимодействовать и работать в 1.3 коллективе и команде Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Тип оценочных мероприятий устный опрос; фронтальный опрос; оценка контрольных работ; наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ; оценка выполнения лабораторных работ; оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач); оценка тестовых заданий; наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов; выполнение экзаменационных заданий 48 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ПК 2.1. цифровые публикации. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Структурировать Раздел 1. Темы 1.1., 1.2 данные для Раздел 2. Темы 2.1., 2.2. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1. Раздел 5. Темы 5.1. . - - устный опрос; фронтальный опрос; оценка контрольных работ; наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ; оценка выполнения лабораторных работ; оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач); оценка тестовых заданий; наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов; выполнение экзаменационных заданий 49