Приложение 02 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум Контрольно-оценочные средства на промежуточную аттестацию учебного предмета ОУП.02 Б Литература Сухой Лог 2023 Контрольно-оценочные средства учебного предмета разработаны на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Жигунова Т.П., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» I. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения Учебного предмета Литература Таблица 1 Результаты освоения учебного предмета Л.1 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Л.2 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения готовность и способность к образованию, в том числе Критерии сформированности результата Личностные Демонстрирует знание и понимание современного уровня развития науки и общественной практики в поликультурном мире № задания Форма оценивания образовательных результатов (текущий контроль, промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета) 1-15 Текущий контроль, При выполнении заданий руководствуется общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества Самостоятельно выполняет задания творческого характера 15-20 21-47 Текущий контроль промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Демонстрирует навыки ведения диалога с представителями разных национальностей, конфессий и другими людьми 18, 14, 13, 21-22, 42-43 Текущий контроль, Формулирует умозаключения о будущей 18, 12, 13, 15, Текущий контроль, 15-20 21-47 промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности эстетическое отношение к миру профессиональной и общественной деятельности на основе самообразования на протяжении всей жизни 17. 33, 41 Демонстрирует знание предметов и явлений, являющихся объектом эстетики 1-20 21-45 совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; Описывает ценность литературы и культуры разных народов 12-20 21-43 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источник Приводит примеры и 17-20 поясняет связь литературы, 21-38 истории, культуры, русского и других народов промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль, промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль, промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль Самостоятельно выбирает 2-15 источники информации в соответствии с заданием, извлекает из них необходимую информацию, оценивает и интерпретирует ее Метапредметные умение понимать При выполнении устных и 1, 2, 3 Текущий контроль, проблему, выдвигать письменных заданий по гипотезу, заданной проблематике; структурировать материал, Формулирует гипотезы 21-23, 31 промежуточная подбирать аргументы для Структурирует материал аттестация в форме подтверждения Подбирает аргументы дифференцированного собственной позиции, Устанавливает зачета выделять причинноследственные причинноследственные связи связи в устных и Формулирует выводы письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно Рациональным способом и 15, 16, Текущий контроль, организовывать своевременно выполняет 11, 17. собственную деятельность, задания, аргументированно 29, 39 промежуточная оценивает свою работу аттестация в форме оценивать ее, определять сферу своих интересов умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности Самостоятельно выбирает источники информации в соответствии с заданием, извлекает из них необходимую информацию, оценивает и интерпретирует ее владение навыками Самостоятельно познавательной, моделирует ситуации учебноисследовательской и решения практических проектной деятельности, задач в разных видах навыками разрешения деятельности проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания Предметные сформированность Самостоятельно выбирает и устойчивого интереса к читает книги о чтению как средству представителях других познания других культур, культур, проявляет уважительного отношения культурную коммуникацию к ним; сформированность навыков Анализирует литературные различных видов анализа произведения как по схеме, литературных так и в форме эссе произведений; 11 – 15, 9-18. 44-45 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; Замечает ошибки в речи собеседника и своей собственной, владеет навыками редактирования текста Понимает основную мысль текста, видит подтекст, умеет находить параллели в текстах классической литературы. 1-20 21-45 Самостоятельно пишет сочинение по поставленной проблеме, умеет построить логограф произведения, 16, 13, 18, 11, 12, 14, 15 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, дифференцированного зачета Текущий контроль, промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 18-20 21-45 Текущий контроль, промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 1-15 Текущий контроль, 13, 17, 18, 11 23 Текущий контроль, 20 21-45 промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль, промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль, промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль, сочинений различных жанров может представить модель произведения в виде кластера. 22 промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль, знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. Знает тексты классической литературы, понимает степень их влияния на уровень как русского самосознания, осознает вклад русских писателей и поэтов в мировую культуру. 16, 13, 18, 11, 12, 14, 15 22 Собирает и систематизирует факты биографии писателя, уместно использует их в работе над произведениями. 3, 4, 8, 12, 17 28, 32 Текущий контроль, Самостоятельно формирует проблему произведения, выражает авторский взгляд на проблему, подбирает аргументы из других произведений и собственного жизненного опыта Доказывает принадлежность конкретного произведения к определенному жанру, разграничивает литературные роды, составляет хронотоп текста. 4, 5, 8, 12 Текущий контроль, 23, 31 промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 12, 13, 18 21, 32, 34, 36 Текущий контроль Находит в тексте средства художественной выразительности и объясняет их влияние на сюжет произведения. 1-20 21-45 Текущий контроль, промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2. Банк контрольно-измерительных материалов 2.1. Задания для проведения текущего контроля ЗАДАНИЕ № 1 Текст задания: Выполните тест 1. А. Н. Островский родился: А) 13 марта 1823 года В) 31 марта 1823 года 2. Кумирами Островского были актеры: А) Щепкин Б) Волков В) Мочалов 3. Писатель В. Ф. Одоевский сказал: «Я считаю, на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «…» я ставлю номер четвертый». Как называется пьеса, на которой Одоевский ставит номер четыре? А) «Гроза» Б) «Бесприданница» В) «Банкрот» 4. Замоскворечье – это район Москвы на Малой Ордынке, где жили будущие персонажи пьес Островского: А) дворяне Б) купцы В) помещики 5.Первое место службы А. Н. Островского называлось: А) совестный суд Б) коммерческий суд В) гражданский суд. ЗАДАНИЕ № 2 Текст задания: Расставьте слова по порядку согласно сюжету пьесы «Гроза». Гроза, страх, неизбежно, воля, свобода, невозможно, грех, свободное чувство, любовь, смерть, угроза, темное царство, нагнетение. ЗАДАНИЕ № 3 Текст задания: заполните таблицу по произведению А. Н. Островского «Гроза». Хозяева темного Основание для Жертвы темного Основание для царства причисления к царства причисления к хозяевам. жертвам ЗАДАНИЕ № 4 Текст задания: дайте сравнительную характеристику Петра Кирсанова и Евгения Базарова из романа «Отцы и дети» И. Тургенева. Базаров Кирсанов Критерий сравнения Цитата и пояснение к ней Цитата и пояснение к ней Отношение к искусству Отношение к природе Отношение к аристократии Отношение к русскому мужику Отношение к нигилизму ЗАДАНИЕ № 5 Текст задания: Подберите по 5 аргументов за\против к вопросу «Нужны ли России такие люди, как Базаров?». ЗАДАНИЕ № 6 Текст задания: проанализируйте стихотворение А. Фета «Учись у них, у дуба» или Ф. Тютчева «Silentium» по плану 1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат). 2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках). 3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте). 4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод). 5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?). 6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении: • фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.); • лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.); • синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.) 7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о его взглядах на жизнь, на искусство и т.д.). 8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему?). ЗАДАНИЕ № 7 Текст задания: выпишите из глав «Поп» и «Пролог» поэмы «Кому на Руси жить хорошо» примеры устного народного творчества. ицы, элементы сказок, приметы. ЗАДАНИЕ № 8 Текст задания: Выпишите из главы «Поп» формулу счастья для попа, согласны ли Вы с ней? Ответьте на вопрос, счастлив ли поп? ЗАДАНИЕ № 9 Текст задания: выпишете примеры гротеска из сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» ЗАДАНИЕ № 10 Текст задания: Дайте характеристику одного из градоначальников в произведении Салтыкова-Щедрина «История одного города». ЗАДАНИЕ № 11 Текст задания: заполните пустые поля таблицы по роману Достоевского. Укажите название романа. Сонечка Раскольников Преступники Преступает нравственный закон Жертвует собой ради спасения от голодной смерти 3 человек (маленьких детей) Смиряется с позором и унижениями, добровольно идет на них. Терпит страдания Поступки совершает исходя из христианских заповедей Не протестует против общества Обоих может спасти (допишите) ЗАДАНИЕ № 12 Текст задания: выписать описание помещений, в которых живут герои. Раскольников, семья Мармеладовых, Соня Мармеладова. Сделать вывод. ЗАДАНИЕ № 13 Текст задания: изучите статью Раскольникова о праве сильного. Укажите, по каким критериям Раскольников делит людей на категории. ЗАДАНИЕ № 14 Текст задания: «Война и мир». Сравните дома Ростовых и Шерер по плану. Главы: Шерер (1-6, 12, 13, 18-25). Главы именин у Ростовых (15-27). 1. Поведение представителей старшего поколения 2. Отношения между родителями и детьми 3. Отношение к гостям. 4. Характер разговоров (светская условность или реальный интерес к темам бесед) 5. Отношение к войне. a. b. c. d. ЗАДАНИЕ № 15 Текст задания: Л.Н. Толстой «Война и мир». Проанализируйте поведение героев на вечере у А. Шерер: Зачем Толстой использует так много французской речи? Кто из героев на вечере говорит по-русски? Почему? Почему Ипполит рассказывает анекдот по-русски (гл.4)? Что, по-вашему, Толстой хочет сказать через отношение к языку? ЗАДАНИЕ № 16 Текст задания: Сделайте сравнительную характеристику Андрея Болконского и Пьера Безухова, обязательно включив в нее следующие пункты: отношение к высшему обществу, происхождение (семья), внешность, отношение к войне. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. ЗАДАНИЕ № 17 Текст задания: Проанализируйте эпизод Шенграбенского сражения (том 1, часть 1, главы 20-21) в романе «Война и мир» по плану. Название эпизода и его границы в произведении. Событие, которое легло в основу эпизода Персонажи (коротко охарактеризовать каждого, указав место в системе персонажей: главные, второстепенные, эпизодические) Проблема эпизода. (показать микроконфликт, противоречия, возникающие в эпизоде). Формулируется вопросом или глагольным именем. Охарактеризовать участников эпизода по: Отношению к событию Отношению друг к другу Мотивации поступка (поступков) Разбить на микроэпизоды. Поделить эпизод на завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Определить авторскую идею, заложенную в эпизоде. ЗАДАНИЕ № 18 Текст задания: Проанализируйте эпизод дуэли Пьера и Долохова сражения (том 2, часть 1, главы 4-5) в романе «Война и мир» по плану. Название эпизода и его границы в произведении. Событие, которое легло в основу эпизода Персонажи (коротко охарактеризовать каждого, указав место в системе персонажей: главные, второстепенные, эпизодические) Проблема эпизода. (показать микроконфликт, противоречия, возникающие в эпизоде). Формулируется вопросом или глагольным именем. Охарактеризовать участников эпизода по: Отношению к событию Отношению друг к другу Мотивации поступка (поступков) Разбить на микроэпизоды. Поделить эпизод на завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Определить авторскую идею, заложенную в эпизоде. ЗАДАНИЕ № 19 Текст задания: Сравните Наполеона и Кутузова, героев романа «Война и мир» по следующим критериям: портрет, манера поведения, отношение к солдатам, цель деятельности, тактика ведения боя, отношение автора. ЗАДАНИЕ № 20 Текст задания: Подготовьте сообщение на тему «Взгляд Льва Толстого на предназначение женщины». (на примере одной из героинь романа «Война и мир»). 2.2. Задания для проведения дифференцированного зачета ЗАДАНИЕ №21 Текст задания: заполните таблицу по «Вишневому саду» А. Чехова «Время» в пьесе. Представители «прошлого» Представители Представители «будущего» «настоящего» Задание № 22 Текст задания: Вишневый сад как центральный символ пьесы. Назовите духовные и материальные ценности, связанные у героев с вишневым садом. Лопахин, Раневская, Гаев, Фирс. Задание №23 Текст задания: опишите 4 основных теории, дающие ответ на вопрос: «Почему Гамлет не спешит с местью Клавдию?». К какому типу конфликта Вы отнесете противоречие пьесы «Гамлет. Принц датский» У. Шекспира? Задание № 24 Текст задания: Выпишите причины упадка русской литературы и их следствие из статьи Мережковского «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы» Задание № 25 Текст задания: Выберите в каждом задании 1 вариант ответа. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». 1. Господин из Сан-Франциско ехал а) с женой и дочерью на Капри на время отпуска ради развлечения летом б) на три года с женой в Чикаго по делу в) на 2 года с женой и дочерью в Европу ради развлечения в конце ноября 2. Господин из Сан-Франциско а) был богат; ему 58 лет, но он только начинал жить б) 40 лет; богат; постоянно путешествовал в) 45-50 лет; не очень богат; до поездки жил, ни в чём себе не отказывая 3. Пароход назывался а) “Титаник” б) “Атлантида” в) “Америка” 4. Портретные черты господина а) высокий, статный мужчина; с крашеными волосами; с серебряными усами; здоровыми зубами; с гордо посаженной головой б) сухой; невысокий; желтоватое лицо; с серебряными усами; с золотыми пломбами; крепкая лысая голова в) бледный старик; маленького роста; с брюшком; лысоват; блестел золотыми пломбами 5. Описание публики на пароходе а) был среди этой блестящей толпы богач, бритый, длинный; был знаменитый испанский писатель; была изящная влюблённая пара, нанятая играть в любовь за хорошие деньги; наследный принц азиатского государства б) был среди этой блестящей толпы богач, длинноволосый, среднего роста; был знаменитый французский композитор; была изящная пара молодожёнов, оказавшаяся любовниками, даже негр с выпуклыми глазами в) был среди этой блестящей толпы миллиардер, свысока глядевший на всех, был знаменитый испанский принц; была изящная влюблённая парочка, оказавшаяся мужем и женой, но нанятая за хорошие деньги играть роль любовников 6. Отношение к господину из Сан-Франциско в отеле на острове Капри а) выделили лучшие апартаменты; старались угождать любым прихотям, и господин из СанФранциско был очень доволен, давал щедрые чаевые б) оказывали всяческое почтение, но при этом кривили губы в усмешке, как бы говоря: “Знаем мы вас, богачей!” в) приставили самую красивую и умелую горничную; метрдотель поддакивал господину из СанФранциско, как бы говоря, что нет и не может быть сомнения в правоте желаний господина из Сан-Франциско и что всё будет исполнено в точности 7. Находясь при смерти, господин из Сан-Франциско а) лежал на дешёвой железной кровати; под грубыми одеялами; с потолка светил один рожок; уважение к нему было окончательно потеряно б) лежал в своём номере под пышным балдахином; вокруг него суетились служащие отеля; жена и дочь украдкой вытирали слёзы в) лежал один в номере; с потолка светила яркая хрустальная люстра; лицо покрывала смертельная бледность, губы подёргивались; за дверью ждала прислуга. Задание № 26 Текст задания: Выберите в каждом задании 1 вариант ответа. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». 1. Господин из Сан-Франциско ехал а) на три года с женой в Чикаго по делу б) на 2 года с женой и дочерью в Европу ради развлечения в конце ноября в) с женой и дочерью на Капри на время отпуска ради развлечения летом 2. Господин из Сан-Франциско а) был богат; ему 58 лет, но он только начинал жить б) 40 лет; богат; постоянно путешествовал в) 45-50 лет; не очень богат; до поездки жил, ни в чём себе не отказывая 3. Пароход назывался а) “Титаник” б) “Америка” в) “Атлантида” 4. Портретные черты господина а) бледный старик; маленького роста; с брюшком; лысоват; блестел золотыми пломбами б) высокий, статный мужчина; с крашеными волосами; с серебряными усами; здоровыми зубами; с гордо посаженной головой в) сухой; невысокий; желтоватое лицо; с серебряными усами; с золотыми пломбами; крепкая лысая голова 5. Описание публики на пароходе а) был среди этой блестящей толпы богач, длинноволосый, среднего роста; был знаменитый французский композитор; была изящная пара молодожёнов, оказавшаяся любовниками, даже негр с выпуклыми глазами б) был среди этой блестящей толпы богач, бритый, длинный; был знаменитый испанский писатель; была изящная влюблённая пара, нанятая играть в любовь за хорошие деньги; наследный принц азиатского государства в) был среди этой блестящей толпы миллиардер, свысока глядевший на всех, был знаменитый испанский принц; была изящная влюблённая парочка, оказавшаяся мужем и женой, но нанятая за хорошие деньги играть роль любовников 6. Отношение к господину из Сан-Франциско в отеле на острове Капри а) приставили самую красивую и умелую горничную; метрдотель поддакивал господину из СанФранциско, как бы говоря, что нет и не может быть сомнения в правоте желаний господина из Сан-Франциско и что всё будет исполнено в точности б) выделили лучшие апартаменты; старались угождать любым прихотям, и господин из СанФранциско был очень доволен, давал щедрые чаевые в) оказывали всяческое почтение, но при этом кривили губы в усмешке, как бы говоря: “Знаем мы вас, богачей!” 7. Находясь при смерти, господин из Сан-Франциско а) лежал в своём номере под пышным балдахином; вокруг него суетились служащие отеля; жена и дочь украдкой вытирали слёзы б) лежал один в номере; с потолка светила яркая хрустальная люстра; лицо покрывала смертельная бледность, губы подёргивались; за дверью ждала прислуга в) лежал на дешёвой железной кровати; под грубыми одеялами; с потолка светил один рожок; уважение к нему было окончательно потеряно Задание № 27 Текст задания: А. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь или сумасшествие? Назвать минимум 3 аргумента в пользу той или иной трактовки поведения Желткова Задание № 28 Текст задания: А. Куприн. «Звезда Соломона». Описать образ Ивана Степановича Цвета, ответить на вопрос: «Почему у Ивана Степановича возникают такие «мелкие» желания»? Задание № 29 Текст задания: А. Блок «Двенадцать» Ответить на вопрос о соотношении образов «старого» и «нового» мира, сделать сравнительную таблицу, вписав образы старого и нового мира. Старый мир (цитата) Новый мир (цитата) Что нынче невеселый, товарищ поп? На канате плакат «Вся власть учредительному собранию» Задание № 30 Текст задания: Напишите (можно своими словами) тезисы футуристов из манифеста к сборнику «Пощечина общественному вкусу» 1912г Задание № 31 Текст задания: заполните таблицу, проанализировав одно из стихотворений Маяковского на выбор, впишите в пустые строки цитаты из этого стихотворения. Противопоставление себя окружающему миру Неприятие серенького, обывательского мирка; Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру; Романтика, свободолюбие, стремление изменить окружающий мир; Устремленность в будущее; Цель жизни – создать новое искусство, найти новые изобразительные средства, которые соответствовали новому времени Задание № 32 Текст задания: сравните образы Родины в дореволюционной и послереволюционной лирике С. Есенина. Ответьте на вопрос, как меняется образ Родины в стихах поэта с течением времени. Задание № 33 Текст задания: М. Цветаева. Выпишите элементы исповеди в стихах поэта. Задание № 34 Текст задания: М. Горький «На дне». Опишите жизненную позицию Бубнова, Сатина, Луки. Задание № 35 Текст задания: М. Горький «На дне». Запишите основные тезисы в споре о правде между Лукой и Сатиным. Схематично покажите путь каждого героя «на дно» (в ночлежку Костылева), отметьте определяющие точки «падения» персонажей. Задание № 36 Текст задания: М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Покажите связи персонажей по основанию принадлежности к 3 мирам романа: Ершалаиму, Москве и миру вечности. Выпишите «двойников», объяснить значения двойственности в романе Задание №37 Раскройте тему творца и его создания, создания, восставшего против творца, проходящую через все творчество М. Булгакова. (на примере 2-3 произведений Булгакова) Задание №38 А. Ахматова. Проанализируйте стихотворение из сборника «Вечер». Назовите определение «детали». Выпишите детали из стихотворения (к примеру, «Песня последней встречи»), раскройте их роль в фабуле стихотворения. Задание №39 А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» Ответьте на вопрос, использовав цитаты из текста, какими качествами должен обладать человек, чтобы выжить в лагере? Задание №40 Составьте сравнительное описание всех персонажей-узников лагеря из произведения «Один день Ивана Денисовича», покажите типизацию их образов, то есть в каждом персонаже черты целой социальной группы. Таблица «Узник» Имя Черты Социальная группа (до заключения) Задание №41 Оформите мысль В. Кондратьева, что «Сашка – настоящий человек», с помощью кластера, отразив в нем «человеческие поступки» героя. Поступок 1 Поступок 4 Сашка человек Поступок 2 Поступок 3 Задание №42 В. Кондратьев «Сашка». Как нравственность и безнравственность проявляется в поступках и словах героев произведение, покажите это в таблице, проанализировав диалог Сашки и Толика после приказа расстрелять пленного немца, напишите в таблице качества героев. Сащка (нравственное начало) Толик (безнравственное начало) Честность. Всеми силами пытается сохранить Стервятничество. В первую очередь думает о жизнь пленному немцу, потому что убивать возможности снять с трупа часы. Моральная пленных противоречит моральным устоям сторона вопроса не беспокоит. (цитата) советского солдата. (цитата) ……. …….. Задание №43 В. Шукшин «Срезал». Указать причину конфликта Капустина и Журавлева. Перечислить всех, кого Глеб «срезал» Привести пример цитаты из текста, в которой проявляется невежество самого Глеба Капустина. Задание №44 Б. Окуджава. Выписать средства, создающие образ Москвы в стихах поэта. Задание №45 Вампилов. «Старший сын». Составить план-схему «Одиночество в жизни героев», в которой показать, почему каждый герой пьесы, несмотря на наличие внешних социальных связей, глубоко одинок. Задание №46 Обозначить проблемы современного общества и пути их решения на примере 1-2 авторов современной литературы.