Приложение 42 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПМ 02 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СБОРКИ И АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей «Осуществление сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Быкова Н.А., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 Осуществление сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов. 1.1. Область применения примерной программы Рабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям). 1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить вид профессиональной деятельности ВД 2. Осуществлять сборку и апробацию моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов и соответствующие ему профессиональные компетенции: Код Профессиональные компетенции ПК 2.1. Осуществлять выбор оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации на модель элементов систем автоматизации. Осуществлять монтаж и наладку модели элементов систем автоматизации на ПК 2.2. основе разработанной технической документации. Проводить испытания модели элементов систем автоматизации в реальных ПК 2.3. условиях с целью подтверждения работоспособности и возможной оптимизации. Освоение профессионального модуля направлено на развитие общих компетенций: Код Общие компетенции ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 9 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 3 В результате освоения профессионального модуля студент должен: Иметь практический опыт знать выбора оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации на модель элементов систем автоматизации; осуществления монтажа и наладки модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации; проведения испытаний модели элементов систем автоматизации в реальных условиях с целью подтверждения работоспособности ивозможной оптимизации Служебное назначение и номенклатуру автоматизированного оборудования и элементной базы систем автоматизации; назначение и виды конструкторской и технологической документациидля автоматизированного производства; состав, функции и возможности использования средств информационной поддержки изделий на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии); правила определения последовательности действий при монтаже и наладке модели элементов систем автоматизации; типовые технические схемы монтажа элементов систем автоматизации; методики наладки моделей элементов систем автоматизации; классификацию, назначение и область элементов систем автоматизации; назначение и виды конструкторской документации на системы автоматизации; требования ПТЭ и ПТБ при проведении работ по монтажу и наладке моделей элементов систем автоматизации; требования ЕСКД и ЕСТД к оформлению технической документации для систем автоматизации; состав, функции и возможности использования средств информационной поддержки изделий на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии); функциональное назначение элементов систем автоматизации; основы технической диагностики средств автоматизации; основы оптимизации работы компонентов средств автоматизации состав, функции и возможности использования средств информационной поддержки элементов систем автоматизации на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии) классификацию, назначение, область применения и технологические возможности элементов систем автоматизации; методики проведения испытаний моделей элементов систем автоматизации критерии работоспособности элементов систем автоматизации; методики оптимизации моделей элементов систем; читать схемы и вносить в них изменения; безопасно проводить тестовые испытания; обнаруживать некорректные функции; правильно локализовать пользуясь мультиметром неисправности и отметить их на чертежах. 4 1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля: Всего – 460 час, из них: Объем образовательной нагрузки МДК 02.01 – 170 часов; Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося Из них в формате практической подготовки 1 теоретические занятия 2 лабораторных работ 3 практических работ 4 курсовых работ Консультация Самостоятельная работа Дифференцированный зачет 160 часов 42 часов 48 часов 40 часов 42 часов 30 часов 4 часа 6 часов 2 часа Объем образовательной нагрузки МДК 02.02 – 134 часов; Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося Из них в формате практической подготовки 1 теоретические занятия 2 лабораторных работ 3 практических работ 4 курсовых работ Консультация Самостоятельная работа 126 часов 48 часов 78 часов 2 часа 6 часов по ПМ 02Учебная практика Из них в формате практической подготовки 1 консультация производственная практика Из них в формате практической подготовки 1 консультация консультация перед экзаменом экзамен по модулю 36 часов 36 часов 108 часов 108 часов 6 часов 6 часов 5 2. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 2.1. Структура профессионального модуля Объем профессионального модуля, час. Коды профессиональ ных общих компетенций Наименования разделов профессионального модуля Суммарный объем нагрузки, час. Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем Обучение по МДК В том числе 4 Лабораторных и практических занятий 5 158 80 Всего 1 ПК 2.1. ПК 2.2. ОК 1-7, 9, 10 ПК 2.3. ОК 1-7, 9, 10 2 Раздел 2.1. Осуществление выбора оборудования, элементной базы, монтажа и наладки модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации. Раздел 2.2. Испытания модели элементов систем автоматизации в реальных условиях и их оптимизация. Производственная практика Всего 3 182 150 78 126 Практики Курсовых работ (проектов) 6 Учебная Производственная 7 8 30 18 - - 18 - 160 286 6 9 6 6 108 460 Самостоят ельная работа 30 36 108 - 108 12 1.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ) ПМ 2. Осуществление сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов. Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Всего 1 2 Раздел 1. Осуществление выбора оборудования, элементной базы, монтажа и наладки модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации. 188 МДК. 02.01. Осуществление выбора оборудования, элементной базы, монтажа и наладки модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации. 170 Тема 2.1. Осуществление выбора оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации на модель элементов систем автоматизации. Содержание 1 Служебное назначение и номенклатура автоматизированного оборудования и элементной базы систем автоматизации. Задание на дом: изучить ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА СОЗДАНИЕ СИСТЕМ из них в форме практической подготовки 3 24 100 14 2 АВТОМАТИЗАЦИИ 2 Назначение и виды конструкторской и технологической документации для автоматизированного производства. Задание на дом: подготовить доклад по теме ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА 2 СОЗДАНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ 3 4 5 Состав, функции и возможности использования средств информационной поддержки изделий на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии). Задание на дом: Посмотреть фильм «Решения АСКОН в сквозной 3D-технологии проектирования; CALS-технология» https://www.youtube.com/watch?v=R0SLs3XFL0A Функциональное назначение элементов систем автоматизации. Задание на дом: в тетради составить таблицу элементов автоматизации. Основы технической диагностики средств автоматизации. 7 2 2 2 2 2 Задание на дом: выучить символы неисправности. 6 Основы оптимизации работы компонентов средств автоматизации. Задание на дом: повторить УГО элементов. 7 Чтение схем и внесение в них изменения. Задание на дом: повторить УГО элементов, подготовиться к самостоятельной работе 8 Знакомство с программным обеспечением Altium Designer /Слои печатной платы, элементарная база, основы создания схемотехники/ Задание на дом: в тетради записать характеристики ПО Altium Designer 9 Трассировка плат в Altium Designer /этап создания печатной платы/ 10 Создание Gerber-файлов, правила. Задание на дом: создать файл-подсказку по правилам 11 Работа со справочниками /техническое описание, даташиты/ Задание на дом: подготовить даташит на МС 555NE. 12 Проектирование СА Задание на дом: повторить правила пайки Практические занятия: Проектирование печатной платы в Altium Designer /создание первого проекта 1 мультивибратора/ Задание на дом: в тетрадь записать алгоритм проектирования в Altium Designer 2 3 4 5 Проектирование схемотехники функционального генератора в Altium Designer Задание на дом: оформить отчет Проектирование PCB функционального генератора в Altium Designer /подготовка к лабораторной работе/ Задание на дом: Подготовить элементарную базу для создания печатной платы. Проектирование АСУ лифта в Altium Designer /схематехника/ Задание на дом: Подготовить сообщение «Использование автоматизированных рабочих мест техника для осуществления выбора оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации». Проектирование АСУ лифта в Altium Designer /установка правил/ Задание на дом: оформить отчет 8 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Трассировка лифта в Altium Designer Задание на дом: оформить отчет 7 Подготовка файлов к производству Задание на дом: подготовить доклад на тему: «Производство печатных плат» 8 Анализ печатной платы АСУ лифта. Задание на дом: оформить отчет Проектирование СА /по вариантам/ 9 Задание на дом: оформить отчет 10 Трассировка СА /по вариантам/ Задание на дом: оформить отчет Лабораторные работы 1 Создание печатной платы мультивибратора методом ЛУТ Задание на дом: подготовить элементы (мультивибратор) к формовке . Подготовка платы к пайке /сверловка, лужение/ 2 Задание на дом: подготовить материал для лабораторной работы 3 3 Формовка элементов и пайка мультивибратора Задание на дом: подготовить изделие (мультивибратор) к тестовым испытаниям. 4 Диагностика и исследование мультивибратора. Задание на дом: провести анализ конструктивных характеристик систем автоматизации, исходя из их служебного назначения. 6 5 6 7 8 9 Создание печатной платы функционального генератора методом ЛУТ Задание на дом: подготовить изделие (генератор) к тестовым испытаниям. Подготовка платы к пайке /сверловка, лужение/ Задание на дом: подготовить материал для лабораторной работы 7. Формовка и пайка функционального генератора Задание на дом: разработать эскиз СА (по варианту) Диагностика и исследование функционального генератора. Задание на дом: разработка технического задания (на генератор) Оформление работы мультивибратора. Задание на дом: разработка технического задания (на генератор) 9 2 2 2 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Оформление работы функционального генератора Задание на дом: разработка CALS-технологий для разрабатываемое изделие. Самостоятельная работа обучающегося: Разработать презентацию на тему: «Разработка печатной платы и её анализ» Консультация Содержание 13 Этапы и стадии разработки технической документации Задание на дом: выучить конспект 14 Техническое предложение, техническое задание, проект. Задание на дом: разработать техническое задание на проектирование цифрового устройства. 15 Правила определения последовательности действий при монтаже и наладке модели элементов систем автоматизации. Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы 16 Типовые технические схемы монтажа элементов систем автоматизации Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы 17 Методики наладки моделей элементов систем автоматизации. Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы 18 Классификация, назначение и область элементов систем автоматизации. Задание на дом: Доклад «Система менеджмента качества» 19 Назначение и виды конструкторской документации на системы автоматизации. Задание на дом: подготовка презентации «Методы оценки качества продукции» 20 Требования ПТЭ и ПТБ при проведении работ по монтажу и наладке моделей элементов систем автоматизации. Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы 21 Требования ЕСКД и ЕСТД к оформлению технической документации для систем автоматизации. Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы 22 Состав, функции и возможности использования средств информационной поддержки элементов систем автоматизации на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии). Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы 10 Тема 2.2. Осуществление монтажа и наладки модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации. 10 2 2 2 24 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 23 Буквенно-цифровые обозначения по ГОСТ 21. 404-85 для функциональных схем САУ Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы 24 Правила шифровки буквенной и цифровой нумерации приборов и аппаратуры. /Условные обозначения для мнемосхем и структурных схем управления/ Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы Практические занятия 1 Устройство, схемные и конструктивные особенности вольтметров, амперметров и ваттметров /Применение автоматизированного рабочего места техника для монтажа и наладки моделей элементов систем автоматизации. Определение необходимой для выполнения работы информации, её состав в соответствии с разработанной технической документацией. Чтение и проработка чертежей и технологической документации/ Задание на дом: оформить отчет 2 Устройство, схемные и конструктивные особенности счетчиков /Применение нормативной документации и инструкции по эксплуатации систем и средств автоматизации/ Задание на дом: оформить отчет 3 Устройство, схемные и конструктивные особенности измерительных генераторов синусоидальных сигналов / Осуществление монтажа и наладки модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации/ Задание на дом: оформить отчет 4 Устройство, схемные и конструктивные особенности измерительных генераторов прямоугольных сигналов/ Осуществление монтажа и наладки модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации/ Задание на дом: оформить отчет 5 Устройство, схемные и конструктивные особенности измерительных генераторов специальных сигналов Задание на дом: оформить отчет 6 Устройство, схемные и конструктивные особенности логических анализаторов Задание на дом: оформить отчет 11 2 2 20 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Устройство, схемные и конструктивные особенности Bode Plotter Задание на дом: оформить отчет 8 Изучение и составление схем автоматического регулирования процесса горения в топках зерносушилок Задание на дом: оформить отчет 9 Изучение и составление схем автоматического регулирования температуры сушки Задание на дом: оформить отчет 10 Изучение и составление схем автоматического регулирования подачи продукта Задание на дом: оформить отчет Лабораторные работы Программирование микроконтроллера STM32 1 Задание на дом: оформить отчет Подключение к контроллеру 2 Задание на дом: оформить отчет Основные неисправности ПЛК 3 Задание на дом: оформить отчет Критические и некритические ошибки контроллера 4 Задание на дом: оформить отчет Неисправности панели CPU и панели расширения 5 Задание на дом: оформить отчет Неисправности и замена базовых и специальных модулей ввода/вывода 6 Задание на дом: оформить отчет Неисправности модулей ввода-вывода 7 Задание на дом: оформить отчет Замена модулей последовательного обмена 8 Задание на дом: оформить отчет Настройка и диагностика измерительных модулей системы сбора данных 9 Задание на дом: оформить отчет 10 Настройка измерительных каналов и системы сбора данных Задание на дом: оформить отчет 7 12 2 2 2 2 2 2 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Самостоятельная работа обучающегося: Разработать презентацию на тему: «Устройство, схемные и конструктивные особенности мультиметров», «Устройство, схемные и конструктивные особенности осциллографов», «Устройство, схемные и конструктивные особенности омметров». Примерная тематика курсового проекта: 1. Автоматизированные системы управления технологическими процессами: процессы механической обработки, химико-технологические процессы, технологические процессы нефтехимического производства, технологические процессы нефте- и газодобычи, технологические процессы легкой и пищевой промышленности и др. 2. Автоматизированные системы управления непроизводственными объектами: автоматизированные охранные и противопожарные системы, автоматизированные системы климатизации зданий различного назначения, интеллектуальные здания, автоматизированные системы коммунального хозяйства, автоматизированные распределенные системы контроля и учета (например, для контроля и учета расхода энергетических ресурсов). 3. Автоматизация отдельных технологических или производственных процессов: автоматизированный технологический участок, автоматическая линия, гибкий производственный модуль, гибкая производственная система, автоматизированная складская система, автоматизированная транспортная система и др. 4. Разработка технических средств автоматизации технологических и производственных операций с проработкой вопросов управления ими: автоматические манипуляторы, автоматы, интеллектуальные измерительные устройства и приводы, транспортные устройства и др. 5. Разработка средств автоматизации управления: программируемые контроллеры нестандартного исполнения, процессорные регуляторы, логические контроллеры, нестандартные модули сопряжения с объектом и др. 6. Разработка автоматизированных рабочих мест для технологов, операторов автоматизированных систем управления, разработчиков систем, 7. Разработки для учебного процесса: учебно-лабораторные стенды, методическое и программное обеспечение лабораторных работ и практических занятий, электронные учебники, компьютерные тестовые системы, справочники-эмуляторы и т. п. 8. Исследования средств и объектов автоматизации: проведение и оформление результатов экспериментальных исследований, имитационное моделирование, разработка математического и программного обеспечения для автоматизации научных исследований (АСНИ). Консультация Дифференцированный зачет Раздел 2.2. Испытания модели элементов систем автоматизации в реальных условиях и их оптимизация. МДК. 02.02. Испытания модели элементов систем автоматизации в реальных условиях и их оптимизация. Тема 2.3. Проведение Содержание испытаний модели 1 Функциональное назначение элементов систем автоматизации. 13 4 4 30 2 2 152 134 26 2 58 10 элементов систем автоматизации в реальных условиях. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Задание на дом: выписать в тетрадь основные определения Л1 §2.1 Основы технической диагностики средств автоматизации. Задание на дом: выписать в тетрадь основные определения Л1 §2.1 Состав, функции и возможности использования средств информационной поддержки элементов систем автоматизации на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии). Задание на дом: подготовить доклад «Функциональные схемы САУ»Л1 §2.3 Классификация, назначение, область применения и технологические возможности элементов систем автоматизации Задание на дом: подготовиться к проверочной работе по средствам автоматизации Л1 глава 3 (стр.54) Методики проведения испытаний моделей элементов систем автоматизации. Задание на дом: Изучить программу и методику испытаний (компонентов, комплексов средств автоматизации, подсистем, систем) по РД 50-34.698-90 Подготовка к производству монтажных и наладочных работ. Задание на дом: Изучить программу и методику испытаний (компонентов, комплексов средств автоматизации, подсистем, систем) по РД 50-34.698-90 Организация работ по монтажу и наладке систем автоматизации и управления Задание на дом: Изучить программу и методику испытаний (компонентов, комплексов средств автоматизации, подсистем, систем) по РД 50-34.698-90 Приемка проектно-сметной документации. Приемка строительной и технологической готовности объекта под монтаж/ Передача в монтаж приборов и средств автоматизации/ Задание на дом: Изучить программу и методику испытаний (компонентов, комплексов средств автоматизации, подсистем, систем) по РД 50-34.698-90 Чтения функциональных схем небольших систем управления. Задание на дом: подготовиться к практическим работам Техническая документация при производстве монтажных работ, основы ее проектирования /Специальный инструмент, монтажные приспособления и средства малой механизации. Монтаж конструкций. Монтаж трубных проводок систем автоматизации. Дополнительные требования к монтажу кислородных трубных проводок. Дополнительные требования к трубным проводкам высокого давления/ 14 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Задание на дом: подготовиться к практическим работам 11 Монтаж электрических проводок систем автоматизации Задание на дом: подготовиться к практическим работам 12 Волоконно-оптические кабели. Монтаж щитов, пультов систем автоматизации и управления. Задание на дом: подготовить прокат «Классификация кабелей» 13 Определение места нахождения приборов и аппаратуры в составе САУ. /Распределение на приборы установленные по месту и на центральном щите./ Задание на дом: записать в тетради Порядок отражения положения приборов на функциональной схеме Практические занятия: 1 Составление кинематических схем токарного станка с ЧПУ Задание на дом: оформить отчет 2 Составление кинематических схем фрезерного станка с ЧПУ Задание на дом: оформить отчет 3 Общие принципы построения гидравлических и пневматических схем автоматизированного оборудования. Задание на дом: оформить отчет 4 Создание схемы работы автоматизированного оборудования Задание на дом: оформить отчет 5 Расчет и построение элемента автоматизированной системы. Задание на дом: оформить отчет 6 Подбор режимов работы для токарных станков с ЧПУ. Задание на дом: оформить отчет 7 Подбор режимов работы для фрезерных станков с ЧПУ Задание на дом: оформить отчет 8 Составление алгоритма выполнения технологического процесса на автоматизированном оборудовании. Задание на дом: оформить отчет 9 Составление схемы технологической подготовки производства для изготовления детали типа тела вращения на станке с ЧПУ. Задание на дом: оформить отчет 10 Составление схемы технологической подготовки производства для изготовления корпусной детали на станке с ЧПУ. 15 2 2 2 2 64 2 2 40 2 2 2 4 2 4 4 2 2 2 2 2 2 4 2 4 4 2 Тема 2.4. Подтверждение работоспособности и Задание на дом: оформить отчет 11 Определение режимов работы токарного станка с ЧПУ. Задание на дом: оформить отчет 12 Подбор приспособлений, оснастки и инструмента для изготовления детали на токарном станке с ЧПУ. Схемы технологических наладок для токарных операций Задание на дом: оформить отчет 13 Устройство и панель управления токарного станка с ЧПУ. Запуск станка. Задание на дом: оформить отчет 14 Выполнение наладки токарного станка с ЧПУ. Закрепление инструмента, установка приспособлений и заготовки. Задание на дом: оформить отчет 15 Выполнение коррекции токарного инструмента. Задание на дом: оформить отчет 16 Моделирование токарной обработки детали. Запуск отлаженной программы Задание на дом: оформить отчет 17 Определение режимов работы фрезерного станка с ЧПУ Задание на дом: оформить отчет 18 Подбор приспособлений, оснастки и инструмента для изготовления детали на фрезерном станке с ЧПУ. Схемы технологических наладок для фрезерных операций Задание на дом: оформить отчет 19 Устройство и панель управления фрезерного станка с ЧПУ. Запуск станка. Выполнение наладки фрезерного станка с ЧПУ. Закрепление инструмента, установка приспособлений и заготовки. Задание на дом: оформить отчет 20 Устройство и панель управления фрезерного станка с ЧПУ. Запуск станка. Выполнение наладки фрезерного станка с ЧПУ. Закрепление инструмента, установка приспособлений и заготовки. Задание на дом: оформить отчет Самостоятельная работа обучающегося: Разработать презентацию на тему: «CALS-технологии» Содержание 14 Критерии работоспособности элементов систем автоматизации. 16 2 2 2 4 2 2 2 4 2 4 2 2 2 2 2 4 2 4 2 4 4 22 2 возможной оптимизации моделей элементов систем автоматизации. Задание на дом: Разработать критерии анализа систем автоматизации тестирования 15 Основы оптимизации работы компонентов средств автоматизации. Задание на дом: Разработать критерии анализа систем автоматизации тестирования 16 Методики оптимизации моделей элементов систем. Задание на дом: Разработать критерии анализа систем автоматизации тестирования 17 Локализация неисправностей и отметка их на чертежах. Задание на дом: ответить на вопросы 18 Распределенная система управления и система противоаварийной защиты Задание на дом: ознакомиться с тех.документацией на реле 12В. 19 Монтаж конструктивов для размещения технических средств Задание на дом: ознакомиться с тех.документацией на реле 5В. 20 Монтаж микропроцессорных устройств, технических средств АСУ ТП и систем управления промышленными роботами. Задание на дом: подготовить доклад «Промышленные роботы» 21 Монтаж отборных устройств и первичных измерительных преобразователей Задание на дом: в тетради перечислить виды отборных устройств 22 Монтаж исполнительных и регулирующих устройств Задание на дом: разработать кроссворд на тему монтаж ИМ 23 Монтаж приборов, регулирующих устройств и аппаратуры управления на щитах и пультах Задание на дом: найти схему монтажа любого прибора. 24 Монтаж релейных панелей управления. Монтаж электрообогрева средств автоматизации Задание на дом: рассмотреть схему электро- котла в частном доме, описать её. Практические занятия: 21 Моделирование фрезерной обработки детали. Запуск отлаженной программы Задание на дом: оформить отчет 22 Основы работы в CAD/CAM системе. Использование модуля CAD для получения геометрических моделей. Задание на дом: оформить отчет. 17 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 6 2 Основные функции плоского моделирования в CAD/CAM системе. Способы создания геометрических моделей. Задание на дом: оформить отчет. 24 Программирование в интегрированных автоматизированных CAD/CAM системах. Задание на дом: оформить отчет. 25 Методы создания технологических моделей для различных видов технологических процессов в модуле CAM. Моделирование движения исполнительных органов автоматизированного оборудования. Подготовка управляющих программ. Задание на дом: оформить отчет. Самостоятельная работа обучающегося: Разработать техническую документацию по поиску неисправностей любого цифрового устройства, принципиальная схема которой состоит из 5 блоков. 23 Консультация Учебная практика Виды работ 1. Осуществление монтажа элементов и систем автоматизации 2. Осуществление наладки элементов и систем автоматизации Изучение ТБ. (Изучение ТБ, Проверка знаний на рабочем месте по ТБ) 1 2 3 4 5 6 Задание на дом: оформить отчет, ответить на вопросы по ТБ. Калибровки инструмента, калибровки базы промышленного робота (Выполнение калибровки промышленного робота) Домашнее задание: оформление отчета Подключение датчиков и компонентов (Сборка, монтаж и подключение датчиков, изучение составляющих частей фланца (инструмента) промышленного робота) Домашнее задание: оформление отчета Отладка промышленного робота (Испытания манипуляторов на технологических позициях роботизированных участков на соответствие с поставленными задачами) Домашнее задание: оформление отчета Конфигурирование системы. (Интеграция системы управления промышленным роботом с исполнительным механизмом) Домашнее задание: оформление отчета Работа с сигналами управления. (Работа с сигналами управления промышленного работа) 18 2 4 2 2 4 2 2 2 36 36 2 2 4 4 6 6 6 6 6 6 6 6 Домашнее задание: оформление отчета 7 Написание демонстрационной программы (Написание тестовых программы перемещения манипулятора) Промежуточная аттестация по учебной практике в форме Дифференцированный зачет Производственная практика - выбора оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации на модель элементов систем автоматизации; - осуществления монтажа и наладки модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации; - проведения испытаний модели элементов систем автоматизации в реальных условиях с целью подтверждения работоспособности и возможной оптимизации Консультации по производственной практике Итого 19 4 4 2 2 100 100 8 460 8 430 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины имеются учебные кабинеты и лаборатории: Кабинет «Технология автоматизированного машиностроения» 1.Стол учительский -1 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Столы ученические -15 шт. 4.Стулья ученические - 30 шт. 5.Шкаф тумбовый -1шт. 6. Классная доска. 7.Экран – 1 шт. 8. Мультимедийный проектор – 1 шт. 9. Компьютер -1 шт. 10. Принтер - 1 шт.11. комплект учебнометодических материалов; 12. нормативная и техническая документация; 13.средства технических измерений;14.стенды и плакаты по разделам дисциплины Лаборатория «Электротехники и электроники» стенды для выполнения лабораторных работ; щит электропитания в комплекте с УЗО; измерительные приборы; – наборы элементов и компонентов: полупроводниковые приборы (диоды, биполярные и полевые транзисторы, тиристоры, цифровые и аналоговые микросхемы), резисторы (постоянные и переменные), конденсаторы (постоянные и переменные), малогабаритные трансформаторы . оборудование барометр – анероид – 1 шт. конденсатор демонстрационный- 2 шт. манометр открытый демонстрационный- 6 шт. набор тел равного объёма -14 шт. волновая машина-1 шт. психрометр – 1 шт. динамометр проекционный ДПН – 3 шт. амперметр с гальванометром – 1 шт. батарея конденсаторов -2 шт .вольтметр с гальванометром -2 шт. конденсатор переменной ёмкости- 2 шт. катушка для демонстрации магнитного поля тока – 3 шт. набор « Реостаты» - 1 шт. набор по электролизу – 1 шт. преобразователь высоковольтный «Разряд-1» - 1 шт. прибор для демонстрации правила Ленца – 1 шт. прибор для демонстрации спектров электрического поля – 1 шт. трансформатор универсальный – 2 шт. штатив изолирующий – 6 шт. электрометр с принадлежностями – 9 шт. камера для наблюдения следов альфа-частиц – 2 шт. комплект по фотоэффекту – 7 шт. набор линз и зеркал – 1 шт. набор по дифракции и интерференции – 2 шт. набор по поляризации света – 1 шт. набор дифракционных решёток – 1 шт. осветитель ультрафиолетовый – 1 шт. призма прямого зрения – 2 шт. прибор для изучения законов оптики – 6 шт. метроном -1 шт. ваттметр демонстрационный - 2 шт. микроманометр учебный – 2 шт. модель паровой машины – 1 шт. модель двигателя внутреннего сгорания -2 шт. наливные линзы – 4 шт. камертоны с молоточками – 7 шт. 3.Лабораторное оборудование: амперметр лабораторный « учебный» - 17 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 4В - 15 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 6В - 24 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 7,5В 2 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 250В - 2 шт. динамометр учебный 4 Н – 7 шт. источник питания на 4,5 В– 9 шт. источники питания – на 42 В – 15 шт. калориметр – 7 шт. катушка индуктивности – 1 шт. ключ замыкания – 23 шт. комплект проводов – 7 шт. набор грузов по механике – 11 шт. резисторы – 18 шт. прибор для изучения газовых законов – 4 шт. термометр лабораторный от 0оС до 50оС – 7 шт. трансформатор лабораторный – 7 шт. миллиамперметр учебный – 5 шт. набор из двух проводов – 6 шт. магниты дугообразные – 17 шт. магнит полосовой – 7 шт. электрические лампы на подставках – 20 шт. реостаты лабораторные на 6 Ом. – 11 шт. бруски деревянные – 12 шт. спектроскопы – 2 шт. генератор школьный «Спектр-1» - 3 шт. Мастерская Электромонтажная Рабочее место электромонтажника: рабочие посты из фанеры 12мм- 10шт;Стол (верстак)-10шт; Стул- 25шт; Ящик для материалов-10шт; Диэлектрический коврик-10шт; Веник и совок-10шт; Тиски-1шт; Стремянка (2 ступени)-10шт; Щит ЩУР (щит учетно-распределительный), содержащий: аппараты защиты, прибор учета электроэнергии, устройства дифференциальной 20 защиты-10шт; Щит ЩУ содержащий аппараты защиты (плавкие предохранители, )-1шт; магнитные пускатели-10шт; Оборудование мастерской: Тележка диагностическая WDS-O-10шт; Контрольно-измерительные приборы Мультиметр 11шт; мегомметр -1шт; Наборы инструментов электромонтажника: набор отверток диэлектрических до 1000В-10шт; диэлектрический инструмент VDE пассатижи-10шт; боковые кусачки-10шт; круглогубци-10шт; приспособление для снятия изоляции 0,2-6мм2-9шт клещи обжимные 0,5-6,0 мм2 (квадрат);10шт индикаторная отвертка для проверки напряжения;10шт молоток-10шт; зубило-10шт;напильник плоский-10шт;напильник круглый-10шт;шуруповерт аккумуляторный-10шт ;набор бит для шуруповерта-10шт; набор сверл по металлу ( D1-10мм)-10шт; стусло поворотное-10шт; торцовый ключ со сменными головками 8-14 мм-9шт; болторез-5шт:струбцина F-образная-20шт; измерительный инструмент рулетка,10шт уровень металлический пузырьковый L - 400мм;10шт уровень металлический пузырьковый L-1500;10шт Учебные стенды: «Электрооборудование автоматизированных участков для подключения двигателей 380 В»;10шт «стенд программирования ONI ПЛР »; Электродвигатель АИР 56А-4;6 шт. Термопринтер (для печати наклеек )1шт Набор монтажника ;10шт Сумка пояс ;10шт Ограничитель на дин рейку; 128шт Автоматический выключатель 1П 10А ;28шт Автоматический выключатель 1П 16А ;28шт Автоматический выключатель 2П 63А ;30шт Выключатель автоматический дифференциального тока 16А;22шт Выключатель концевой ;20шт Датчик движения ;10шт Кросс модуль на дин рейку;30шт Лестница стремянка;10шт Механизм переключателя 2х клавишный ;10шт Нож монтажника;10шт Ограничитель на дин рецку;128шт Розетка ;10шт Розетка с заземлением ;10шт Рулетка ;10шт Стусло прецизионное;10шт Сумка пояс;10шт Счетчик 1фазный ;28шт Транспортир;10шт Удлинитель сетевой ;10шт Таз пластмассовый строительный ;10шт 21 Фен технический ;5шт Штангенциркуль;10шт Щит Этажный без слаботочного отсека;10шт Ящик для инструментов;10шт Фонарь космос ;10шт Щит ШМП -50 40 22;10шт Штангенциркуль ;10шт Удлинитель с сетевым фильтром;5шт Костюм электрика ;10шт Перечень помещений, необходимых для создания условий реализации компонентов образовательной программы учебная и производственная практики предоставляемых профильными организациями в рамках договора о практической подготовке обучающихся: Акционерное общество «Сухоложский огнеупорный завод» (в соответствии с договором о практической подготовке): Мастерская «Механообрабатывающая с участком слесарной обработки», Лаборатория «Автоматизации технологических процессов» Лаборатория «Монтажа, наладки, ремонта и эксплуатации систем автоматического управления» 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1. Бородин, И. Ф. Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления: учебник для среднего профессионального образования / И. Ф. Бородин, С. А. Андреев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 386 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08655-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453378 (дата обращения: 25.06.2020). 2. Рачков, М. Ю. Автоматизация производства: учебник для среднего профессионального образования / М. Ю. Рачков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 182 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12973-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448680 (дата обращения: 25.06.2020). 3.2.2. Дополнительные источники: 1. Троценко В.В. Системы управления технологическими процессами и информационные технологии: учеб. пособие для СПО. - М: Издательство Юрайт, 2020 2. Основы автоматизации технологических процессов: учебное пособие для СПО / А. В. Щагин, В. И. Демкин, В. Ю. Кононов, А. Б. Кабанова. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 163 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03848-4. 3. Основы автоматизации технологических процессов: учебное пособие для СПО / А. В. Щагин, В. И. Демкин, В. Ю. Кононов, А. Б. Кабанова. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 163 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03848-4. 4. Рогов, В. А. Технические средства автоматизации и управления: учебник для СПО / В. А 5. Рогов, А. Д. Чудаков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 404 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-50000-4. 6. Бородин, И. Ф. Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления: учебник для СПО / И. Ф. Бородин, С. А. Андреев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 356 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04656-4. 7. Бородин И.Ф., Андреев С.А. Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления, изд. 2, учебник для СПО,М: Издательство Юрайт, 2017 22 8. 3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Код и наименование профессиональных компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 2.1. Осуществлять выбор оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации на модель элементов систем автоматизации. ПК 2.2. Осуществлять монтаж и наладку модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации. Критерии оценки Методы оценки Выбирает оборудование и элементную базу систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации; выбирает из базы ранее разработанных моделей элементы систем автоматизации; использует автоматизированное рабочее место техника для осуществления выбора оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации; определяет необходимую для выполнения работы информацию, её состав в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации на модель элементов систем автоматизации; анализирует конструктивные характеристики систем автоматизации, исходя из их служебного назначения; использует средства информационной поддержки изделий на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии) применяет автоматизированное рабочее место техника для монтажа и наладки моделей элементов систем автоматизации; определяет необходимую для выполнения работы информацию, её состав в соответствии с разработан ной технической документацией; читает и понимает чертежи и технологическую документацию; использует нормативную документацию и инструкции по эксплуатации систем и средств автоматизации; Экспертное наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках: оценка процесса оценка результатов 23 Экспертное наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках: оценка процесса оценка результатов ПК 2.3. Проводить испытания модели элементов систем автоматизации в реальных условиях с целью подтверждения работоспособности и возможной оптимизации. проводит испытания модели элементов систем автоматизации в реальных условиях; проводит оценку функциональности компонентов использует автоматизированные рабочие места техника для проведения испытаний модели элементов систем автоматизации; подтверждает работоспособность испытываемых элементов систем автоматизации; проводит оптимизацию режимов, структурных схем и условий эксплуатации элементов систем автоматизации в реальных или модельных условиях; использует пакеты прикладных программ (CAD/CAM – системы) для выявления условий работоспособности моделей элементов систем автоматизации и их возможной оптимизации 24 Экспертное наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках: оценка процесса оценка результатов