ПМ.02 Осуществление сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов

Приложение 42
к ОПОП по специальности
15.02.14 Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств (по отраслям)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПМ 02 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СБОРКИ И АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ
СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
 Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям);
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям);
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной рабочей «Осуществление сборки и апробации моделей элементов систем
автоматизации с учетом специфики технологических процессов» для профессиональных
образовательных организаций.

Разработчик: Быкова Н.А., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»

2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02 Осуществление сборки и апробации моделей элементов систем

автоматизации с учетом специфики технологических процессов.
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.14 Оснащение
средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям).
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить вид
профессиональной деятельности ВД 2. Осуществлять сборку и апробацию моделей
элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов и
соответствующие ему профессиональные компетенции:
Код
Профессиональные компетенции
ПК 2.1.
Осуществлять выбор оборудования и элементной базы систем автоматизации
в соответствии с заданием и требованием разработанной технической
документации на модель элементов систем автоматизации.
Осуществлять монтаж и наладку модели элементов систем автоматизации на
ПК 2.2.
основе разработанной технической документации.
Проводить испытания модели элементов систем автоматизации в реальных
ПК 2.3.
условиях с целью подтверждения работоспособности и возможной
оптимизации.
Освоение профессионального модуля направлено на развитие общих компетенций:
Код

Общие компетенции

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации
и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 9 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках
3

В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь
практический
опыт

знать

выбора оборудования и элементной базы систем автоматизации в
соответствии с заданием и требованием разработанной технической
документации на модель элементов систем автоматизации;
осуществления монтажа и наладки модели элементов систем автоматизации
на основе разработанной технической документации; проведения испытаний
модели элементов систем автоматизации в реальных условиях с целью
подтверждения работоспособности ивозможной оптимизации
Служебное назначение и номенклатуру автоматизированного
оборудования и элементной базы систем автоматизации;
назначение и виды конструкторской и технологической документациидля
автоматизированного производства;
состав, функции и возможности использования средств информационной
поддержки изделий на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии);
правила определения последовательности действий при монтаже и
наладке модели элементов систем автоматизации;
типовые технические схемы монтажа элементов систем
автоматизации;
методики наладки моделей элементов систем автоматизации;
классификацию, назначение и область элементов систем
автоматизации;
назначение и виды конструкторской документации на системы
автоматизации;
требования ПТЭ и ПТБ при проведении работ по монтажу и наладке
моделей элементов систем автоматизации;
требования ЕСКД и ЕСТД к оформлению технической документации
для систем автоматизации;
состав, функции и возможности использования средств информационной
поддержки изделий на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии);
функциональное назначение элементов систем автоматизации;
основы технической диагностики средств автоматизации;
основы оптимизации работы компонентов средств автоматизации
состав, функции и возможности использования средств
информационной поддержки элементов систем автоматизации на всех
стадиях жизненного цикла (CALS-технологии)
классификацию, назначение, область применения и технологические
возможности элементов систем автоматизации;
методики проведения испытаний моделей элементов систем
автоматизации
критерии работоспособности элементов систем автоматизации;
методики оптимизации моделей элементов систем;
читать схемы и вносить в них изменения;
безопасно проводить тестовые испытания;
обнаруживать некорректные функции;
правильно локализовать пользуясь мультиметром неисправности и
отметить их на чертежах.

4

1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля:
Всего – 460 час, из них:
Объем образовательной нагрузки МДК 02.01 – 170 часов;
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
Из них в формате практической подготовки
1 теоретические занятия
2 лабораторных работ
3 практических работ
4 курсовых работ
Консультация
Самостоятельная работа
Дифференцированный зачет

160 часов
42 часов
48 часов
40 часов
42 часов
30 часов
4 часа
6 часов
2 часа

Объем образовательной нагрузки МДК 02.02 – 134 часов;
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
Из них в формате практической подготовки
1 теоретические занятия
2 лабораторных работ
3 практических работ
4 курсовых работ
Консультация
Самостоятельная работа

126 часов
48 часов
78 часов
2 часа
6 часов

по ПМ 02Учебная практика

Из них в формате практической подготовки
1 консультация
производственная практика
Из них в формате практической подготовки
1 консультация
консультация перед экзаменом
экзамен по модулю

36 часов
36 часов
108 часов
108 часов
6 часов
6 часов

5

2. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Объем профессионального модуля, час.
Коды
профессиональ
ных общих
компетенций

Наименования разделов
профессионального модуля

Суммарный
объем
нагрузки,
час.

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Обучение по МДК
В том числе

4

Лабораторных
и практических
занятий
5

158

80

Всего

1
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ОК 1-7, 9, 10

ПК 2.3.
ОК 1-7, 9, 10

2
Раздел
2.1.
Осуществление выбора
оборудования,
элементной
базы,
монтажа
и
наладки
модели элементов систем
автоматизации на основе
разработанной
технической
документации.
Раздел 2.2. Испытания
модели элементов систем
автоматизации
в
реальных условиях и их
оптимизация.
Производственная
практика
Всего

3

182

150

78

126

Практики

Курсовых
работ
(проектов)
6

Учебная

Производственная

7

8

30

18

-

-

18

-

160

286

6

9

6

6

108
460

Самостоят
ельная
работа

30

36

108

-

108

12

1.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
ПМ 2. Осуществление сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов.
Наименование разделов
и тем
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)

Объем часов

Всего

1
2
Раздел 1. Осуществление выбора оборудования, элементной базы, монтажа и наладки модели элементов
систем автоматизации на основе разработанной технической документации.

188

МДК. 02.01. Осуществление выбора оборудования, элементной базы, монтажа и наладки модели элементов
систем автоматизации на основе разработанной технической документации.

170

Тема 2.1.
Осуществление выбора
оборудования и
элементной базы систем
автоматизации в
соответствии с заданием
и требованием
разработанной
технической
документации на модель
элементов систем
автоматизации.

Содержание
1
Служебное назначение и номенклатура автоматизированного оборудования и
элементной базы систем автоматизации.
Задание на дом: изучить ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА СОЗДАНИЕ СИСТЕМ

из них в форме
практической
подготовки

3

24

100
14

2

АВТОМАТИЗАЦИИ

2

Назначение и виды конструкторской и технологической документации для
автоматизированного производства.
Задание на дом: подготовить доклад по теме ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА

2

СОЗДАНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ

3

4
5

Состав, функции и возможности использования средств информационной
поддержки изделий на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии).
Задание на дом: Посмотреть фильм «Решения АСКОН в сквозной 3D-технологии
проектирования;
CALS-технология»
https://www.youtube.com/watch?v=R0SLs3XFL0A
Функциональное назначение элементов систем автоматизации.
Задание на дом: в тетради составить таблицу элементов автоматизации.
Основы технической диагностики средств автоматизации.
7

2

2
2

2
2

Задание на дом: выучить символы неисправности.
6
Основы оптимизации работы компонентов средств автоматизации.
Задание на дом: повторить УГО элементов.
7
Чтение схем и внесение в них изменения.
Задание на дом: повторить УГО элементов, подготовиться к самостоятельной
работе
8
Знакомство с программным обеспечением Altium Designer /Слои печатной
платы, элементарная база, основы создания схемотехники/
Задание на дом: в тетради записать характеристики ПО Altium Designer
9
Трассировка плат в Altium Designer /этап создания печатной платы/
10 Создание Gerber-файлов, правила.
Задание на дом: создать файл-подсказку по правилам
11 Работа со справочниками /техническое описание, даташиты/
Задание на дом: подготовить даташит на МС 555NE.
12 Проектирование СА
Задание на дом: повторить правила пайки
Практические занятия:
Проектирование печатной платы в Altium Designer /создание первого проекта
1
мультивибратора/
Задание на дом: в тетрадь записать алгоритм проектирования в Altium Designer
2
3

4

5

Проектирование схемотехники функционального генератора в Altium Designer
Задание на дом: оформить отчет
Проектирование PCB функционального генератора в Altium Designer
/подготовка к лабораторной работе/
Задание на дом: Подготовить элементарную базу для создания печатной платы.
Проектирование АСУ лифта в Altium Designer /схематехника/
Задание на дом: Подготовить сообщение «Использование автоматизированных
рабочих мест техника для осуществления выбора оборудования и элементной базы
систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной
технической документации».
Проектирование АСУ лифта в Altium Designer /установка правил/
Задание на дом: оформить отчет
8

2

2
2

2
2
2
2
2

2
2

2
2
20

20
2

2
2

2
2

2
2
2

2

2

Трассировка лифта в Altium Designer
Задание на дом: оформить отчет
7
Подготовка файлов к производству
Задание на дом: подготовить доклад на тему: «Производство печатных плат»
8
Анализ печатной платы АСУ лифта.
Задание на дом: оформить отчет
Проектирование СА /по вариантам/
9
Задание на дом: оформить отчет
10 Трассировка СА /по вариантам/
Задание на дом: оформить отчет
Лабораторные работы
1
Создание печатной платы мультивибратора методом ЛУТ
Задание на дом: подготовить элементы (мультивибратор) к формовке .
Подготовка платы к пайке /сверловка, лужение/
2
Задание на дом: подготовить материал для лабораторной работы 3
3
Формовка элементов и пайка мультивибратора
Задание на дом: подготовить изделие (мультивибратор) к тестовым испытаниям.
4
Диагностика и исследование мультивибратора.
Задание на дом: провести
анализ конструктивных характеристик систем
автоматизации, исходя из их служебного назначения.
6

5
6
7
8
9

Создание печатной платы функционального генератора методом ЛУТ
Задание на дом: подготовить изделие (генератор) к тестовым испытаниям.
Подготовка платы к пайке /сверловка, лужение/
Задание на дом: подготовить материал для лабораторной работы 7.
Формовка и пайка функционального генератора
Задание на дом: разработать эскиз СА (по варианту)
Диагностика и исследование функционального генератора.
Задание на дом: разработка технического задания (на генератор)
Оформление работы мультивибратора.
Задание на дом: разработка технического задания (на генератор)
9

2
2
2
2
2
20
2
2
2

2
2
2
2
2
20
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

Оформление работы функционального генератора
Задание на дом: разработка CALS-технологий для разрабатываемое изделие.
Самостоятельная работа обучающегося:
Разработать презентацию на тему: «Разработка печатной платы и её анализ»
Консультация
Содержание
13 Этапы и стадии разработки технической документации
Задание на дом: выучить конспект
14 Техническое предложение, техническое задание, проект.
Задание на дом: разработать техническое задание на проектирование цифрового
устройства.
15 Правила определения последовательности действий при монтаже и наладке
модели элементов систем автоматизации.
Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы
16 Типовые технические схемы монтажа элементов систем автоматизации
Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы
17 Методики наладки моделей элементов систем автоматизации.
Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы
18 Классификация, назначение и область элементов систем автоматизации.
Задание на дом: Доклад «Система менеджмента качества»
19 Назначение и виды конструкторской документации на системы
автоматизации.
Задание на дом: подготовка презентации «Методы оценки качества продукции»
20 Требования ПТЭ и ПТБ при проведении работ по монтажу и наладке моделей
элементов систем автоматизации.
Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы
21 Требования ЕСКД и ЕСТД к оформлению технической документации для
систем автоматизации.
Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы
22 Состав, функции и возможности использования средств информационной
поддержки элементов систем автоматизации на всех стадиях жизненного
цикла (CALS-технологии).
Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы
10

Тема 2.2.
Осуществление
монтажа и наладки
модели элементов
систем автоматизации
на основе
разработанной
технической
документации.

10

2
2
2
24
2
2

2
2
2
2
2

2

2

2

2
2

23

Буквенно-цифровые обозначения по ГОСТ 21. 404-85 для функциональных
схем САУ

Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы
24

Правила шифровки буквенной и цифровой нумерации приборов и аппаратуры.
/Условные обозначения для мнемосхем и структурных схем управления/

Задание на дом: Изучение учебной и специальной технической литературы
Практические занятия
1
Устройство, схемные и конструктивные особенности вольтметров,
амперметров и ваттметров /Применение автоматизированного рабочего места
техника для монтажа и наладки моделей элементов систем автоматизации.
Определение необходимой для выполнения работы информации, её состав в
соответствии с разработанной технической документацией. Чтение и проработка
чертежей и технологической документации/
Задание на дом: оформить отчет
2
Устройство, схемные и конструктивные особенности счетчиков /Применение
нормативной документации и инструкции по эксплуатации систем и средств
автоматизации/
Задание на дом: оформить отчет
3
Устройство, схемные и конструктивные особенности измерительных
генераторов синусоидальных сигналов / Осуществление монтажа и наладки
модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической
документации/
Задание на дом: оформить отчет
4
Устройство, схемные и конструктивные особенности измерительных
генераторов прямоугольных сигналов/ Осуществление монтажа и наладки
модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической
документации/
Задание на дом: оформить отчет
5
Устройство, схемные и конструктивные особенности измерительных
генераторов специальных сигналов
Задание на дом: оформить отчет
6
Устройство, схемные и конструктивные особенности логических анализаторов
Задание на дом: оформить отчет

11

2
2
20

20
2

2

2
2
2
2

2
2

2
2
2

2

Устройство, схемные и конструктивные особенности Bode Plotter
Задание на дом: оформить отчет
8
Изучение и составление схем автоматического регулирования процесса
горения в топках зерносушилок
Задание на дом: оформить отчет
9
Изучение и составление схем автоматического регулирования температуры
сушки
Задание на дом: оформить отчет
10 Изучение и составление схем автоматического регулирования подачи
продукта
Задание на дом: оформить отчет
Лабораторные работы
Программирование микроконтроллера STM32
1
Задание на дом: оформить отчет
Подключение к контроллеру
2
Задание на дом: оформить отчет
Основные неисправности ПЛК
3
Задание на дом: оформить отчет
Критические и некритические ошибки контроллера
4
Задание на дом: оформить отчет
Неисправности панели CPU и панели расширения
5
Задание на дом: оформить отчет
Неисправности и замена базовых и специальных модулей ввода/вывода
6
Задание на дом: оформить отчет
Неисправности модулей ввода-вывода
7
Задание на дом: оформить отчет
Замена модулей последовательного обмена
8
Задание на дом: оформить отчет
Настройка и диагностика измерительных модулей системы сбора данных
9
Задание на дом: оформить отчет
10 Настройка измерительных каналов и системы сбора данных
Задание на дом: оформить отчет
7

12

2

2
2

2
2
2
2
2
20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Самостоятельная работа обучающегося:
Разработать презентацию на тему: «Устройство, схемные и конструктивные особенности
мультиметров», «Устройство, схемные и конструктивные особенности осциллографов»,
«Устройство, схемные и конструктивные особенности омметров».
Примерная тематика курсового проекта:
1. Автоматизированные системы управления технологическими процессами: процессы механической обработки,
химико-технологические процессы, технологические процессы нефтехимического производства, технологические
процессы нефте- и газодобычи, технологические процессы легкой и пищевой промышленности и др.
2. Автоматизированные системы управления непроизводственными объектами: автоматизированные охранные и
противопожарные системы, автоматизированные системы климатизации зданий различного назначения,
интеллектуальные здания, автоматизированные системы коммунального хозяйства, автоматизированные
распределенные системы контроля и учета (например, для контроля и учета расхода энергетических ресурсов).
3. Автоматизация отдельных технологических или производственных процессов: автоматизированный
технологический участок, автоматическая линия, гибкий производственный модуль, гибкая производственная
система, автоматизированная складская система, автоматизированная транспортная система и др.
4. Разработка технических средств автоматизации технологических и производственных операций с проработкой
вопросов управления ими: автоматические манипуляторы, автоматы, интеллектуальные измерительные устройства
и приводы, транспортные устройства и др.
5. Разработка средств автоматизации управления: программируемые контроллеры нестандартного исполнения,
процессорные регуляторы, логические контроллеры, нестандартные модули сопряжения с объектом и др.
6. Разработка автоматизированных рабочих мест для технологов, операторов автоматизированных систем
управления, разработчиков систем,
7. Разработки для учебного процесса: учебно-лабораторные стенды, методическое и программное обеспечение
лабораторных работ и практических занятий, электронные учебники, компьютерные тестовые системы,
справочники-эмуляторы и т. п.
8. Исследования средств и объектов автоматизации: проведение и оформление результатов экспериментальных
исследований, имитационное моделирование, разработка математического и программного обеспечения для
автоматизации научных исследований (АСНИ).
Консультация
Дифференцированный зачет
Раздел 2.2. Испытания модели элементов систем автоматизации в реальных условиях и их оптимизация.
МДК. 02.02. Испытания модели элементов систем автоматизации в реальных условиях и их оптимизация.
Тема 2.3. Проведение
Содержание
испытаний модели
1
Функциональное назначение элементов систем автоматизации.
13

4
4

30

2
2
152
134
26
2

58
10

элементов систем
автоматизации в
реальных условиях.

2
3

4

5

6

7

8

9
10

Задание на дом: выписать в тетрадь основные определения Л1 §2.1
Основы технической диагностики средств автоматизации.
Задание на дом: выписать в тетрадь основные определения Л1 §2.1
Состав, функции и возможности использования средств информационной
поддержки элементов систем автоматизации на всех стадиях жизненного
цикла (CALS-технологии).
Задание на дом: подготовить доклад «Функциональные схемы САУ»Л1 §2.3
Классификация, назначение, область применения и технологические
возможности элементов систем автоматизации
Задание на дом: подготовиться к проверочной работе по средствам
автоматизации Л1 глава 3 (стр.54)
Методики проведения испытаний моделей элементов систем автоматизации.
Задание на дом: Изучить программу и методику испытаний (компонентов,
комплексов средств автоматизации, подсистем, систем) по РД 50-34.698-90
Подготовка к производству монтажных и наладочных работ.
Задание на дом: Изучить программу и методику испытаний (компонентов,
комплексов средств автоматизации, подсистем, систем) по РД 50-34.698-90
Организация работ по монтажу и наладке систем автоматизации и
управления
Задание на дом: Изучить программу и методику испытаний (компонентов,
комплексов средств автоматизации, подсистем, систем) по РД 50-34.698-90
Приемка проектно-сметной документации. Приемка строительной и
технологической готовности объекта под монтаж/ Передача в монтаж приборов
и средств автоматизации/
Задание на дом: Изучить программу и методику испытаний (компонентов,
комплексов средств автоматизации, подсистем, систем) по РД 50-34.698-90
Чтения функциональных схем небольших систем управления.
Задание на дом: подготовиться к практическим работам
Техническая документация при производстве монтажных работ, основы ее
проектирования /Специальный инструмент, монтажные приспособления и
средства малой механизации. Монтаж конструкций. Монтаж трубных проводок
систем автоматизации. Дополнительные требования к монтажу кислородных
трубных проводок. Дополнительные требования к трубным проводкам высокого
давления/
14

2

2

2

2

2
2
2
2
2

2

2
2

2

Задание на дом: подготовиться к практическим работам
11
Монтаж электрических проводок систем автоматизации
Задание на дом: подготовиться к практическим работам
12 Волоконно-оптические
кабели.
Монтаж
щитов,
пультов
систем
автоматизации и управления.
Задание на дом: подготовить прокат «Классификация кабелей»
13 Определение места нахождения приборов и аппаратуры в составе САУ.
/Распределение на приборы установленные по месту и на центральном щите./
Задание на дом: записать в тетради Порядок отражения положения приборов на
функциональной схеме
Практические занятия:
1
Составление кинематических схем токарного станка с ЧПУ
Задание на дом: оформить отчет
2
Составление кинематических схем фрезерного станка с ЧПУ
Задание на дом: оформить отчет
3
Общие принципы построения гидравлических и пневматических схем
автоматизированного оборудования.
Задание на дом: оформить отчет
4
Создание схемы работы автоматизированного оборудования
Задание на дом: оформить отчет
5
Расчет и построение элемента автоматизированной системы.
Задание на дом: оформить отчет
6
Подбор режимов работы для токарных станков с ЧПУ.
Задание на дом: оформить отчет
7
Подбор режимов работы для фрезерных станков с ЧПУ
Задание на дом: оформить отчет
8
Составление алгоритма выполнения технологического процесса на
автоматизированном оборудовании.
Задание на дом: оформить отчет
9
Составление схемы технологической подготовки производства для
изготовления детали типа тела вращения на станке с ЧПУ.
Задание на дом: оформить отчет
10 Составление схемы технологической подготовки производства для
изготовления корпусной детали на станке с ЧПУ.
15

2

2

2

2
64
2
2

40
2
2
2

4
2
4
4
2

2
2
2
2
2

4
2
4
4

2

Тема 2.4. Подтверждение
работоспособности и

Задание на дом: оформить отчет
11 Определение режимов работы токарного станка с ЧПУ.
Задание на дом: оформить отчет
12 Подбор приспособлений, оснастки и инструмента для изготовления детали на
токарном станке с ЧПУ. Схемы технологических наладок для токарных
операций
Задание на дом: оформить отчет
13 Устройство и панель управления токарного станка с ЧПУ. Запуск станка.
Задание на дом: оформить отчет
14 Выполнение наладки токарного станка с ЧПУ. Закрепление инструмента,
установка приспособлений и заготовки.
Задание на дом: оформить отчет
15 Выполнение коррекции токарного инструмента.
Задание на дом: оформить отчет
16 Моделирование токарной обработки детали. Запуск отлаженной программы
Задание на дом: оформить отчет
17 Определение режимов работы фрезерного станка с ЧПУ
Задание на дом: оформить отчет
18 Подбор приспособлений, оснастки и инструмента для изготовления детали на
фрезерном станке с ЧПУ. Схемы технологических наладок для фрезерных
операций
Задание на дом: оформить отчет
19 Устройство и панель управления фрезерного станка с ЧПУ. Запуск станка.
Выполнение наладки фрезерного станка с ЧПУ. Закрепление инструмента,
установка приспособлений и заготовки.
Задание на дом: оформить отчет
20 Устройство и панель управления фрезерного станка с ЧПУ. Запуск станка.
Выполнение наладки фрезерного станка с ЧПУ. Закрепление инструмента,
установка приспособлений и заготовки.
Задание на дом: оформить отчет
Самостоятельная работа обучающегося:
Разработать презентацию на тему: «CALS-технологии»
Содержание
14
Критерии работоспособности элементов систем автоматизации.
16

2

2
2

4

2

2
2

4
2
4
2

2
2
2
2

4
2
4
2
4

4
22
2

возможной оптимизации
моделей элементов
систем автоматизации.

Задание на дом: Разработать критерии анализа систем автоматизации
тестирования
15
Основы оптимизации работы компонентов средств автоматизации.
Задание на дом: Разработать критерии анализа систем автоматизации
тестирования
16
Методики оптимизации моделей элементов систем.
Задание на дом: Разработать критерии анализа систем автоматизации
тестирования
17
Локализация неисправностей и отметка их на чертежах.
Задание на дом: ответить на вопросы
18
Распределенная система управления и система противоаварийной защиты
Задание на дом: ознакомиться с тех.документацией на реле 12В.
19
Монтаж конструктивов для размещения технических средств
Задание на дом: ознакомиться с тех.документацией на реле 5В.
20
Монтаж микропроцессорных устройств, технических средств АСУ ТП и
систем управления промышленными роботами.
Задание на дом: подготовить доклад «Промышленные роботы»
21
Монтаж отборных устройств и первичных измерительных преобразователей
Задание на дом: в тетради перечислить виды отборных устройств
22
Монтаж исполнительных и регулирующих устройств
Задание на дом: разработать кроссворд на тему монтаж ИМ
23
Монтаж приборов, регулирующих устройств и аппаратуры управления на
щитах и пультах
Задание на дом: найти схему монтажа любого прибора.
24
Монтаж релейных панелей управления. Монтаж электрообогрева средств
автоматизации
Задание на дом: рассмотреть схему электро- котла в частном доме, описать её.
Практические занятия:
21
Моделирование фрезерной обработки детали. Запуск отлаженной
программы
Задание на дом: оформить отчет
22
Основы работы в CAD/CAM системе. Использование модуля CAD для
получения геометрических моделей.
Задание на дом: оформить отчет.
17

2

2
2
2
2
2
2
2
2

2
14
2

2

6
2

Основные функции плоского моделирования в CAD/CAM системе. Способы
создания геометрических моделей.
Задание на дом: оформить отчет.
24
Программирование в интегрированных автоматизированных CAD/CAM
системах.
Задание на дом: оформить отчет.
25
Методы создания технологических моделей для различных видов
технологических процессов в модуле CAM. Моделирование движения
исполнительных органов автоматизированного оборудования. Подготовка
управляющих программ.
Задание на дом: оформить отчет.
Самостоятельная работа обучающегося:
Разработать техническую документацию по поиску неисправностей любого цифрового
устройства, принципиальная схема которой состоит из 5 блоков.
23

Консультация
Учебная практика
Виды работ
1. Осуществление монтажа элементов и систем автоматизации
2. Осуществление наладки элементов и систем автоматизации
Изучение ТБ. (Изучение ТБ, Проверка знаний на рабочем месте по ТБ)
1
2
3
4

5

6

Задание на дом: оформить отчет, ответить на вопросы по ТБ.
Калибровки инструмента, калибровки базы промышленного робота (Выполнение калибровки промышленного
робота)
Домашнее задание: оформление отчета
Подключение датчиков и компонентов (Сборка, монтаж и подключение датчиков, изучение составляющих частей
фланца (инструмента) промышленного робота)
Домашнее задание: оформление отчета

Отладка промышленного робота (Испытания манипуляторов на технологических позициях
роботизированных участков на соответствие с поставленными задачами)
Домашнее задание: оформление отчета
Конфигурирование системы. (Интеграция системы управления промышленным роботом с исполнительным
механизмом)
Домашнее задание: оформление отчета
Работа с сигналами управления. (Работа с сигналами управления промышленного работа)
18

2
4
2
2

4

2
2
2
36
36
2

2

4

4

6

6

6

6

6

6

6

6

Домашнее задание: оформление отчета
7

Написание демонстрационной программы (Написание тестовых программы перемещения манипулятора)

Промежуточная аттестация по учебной практике в форме Дифференцированный зачет
Производственная практика
- выбора оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием
разработанной технической документации на модель элементов систем автоматизации;
- осуществления монтажа и наладки модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической
документации;
- проведения испытаний модели элементов систем автоматизации в реальных условиях с целью подтверждения
работоспособности и возможной оптимизации
Консультации по производственной практике
Итого

19

4

4

2

2
100

100

8
460

8
430

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины имеются учебные кабинеты и
лаборатории:
Кабинет «Технология автоматизированного машиностроения»
1.Стол учительский -1 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Столы ученические -15 шт. 4.Стулья
ученические - 30 шт. 5.Шкаф тумбовый -1шт. 6. Классная доска. 7.Экран – 1 шт. 8.
Мультимедийный проектор – 1 шт. 9. Компьютер -1 шт. 10. Принтер - 1 шт.11. комплект учебнометодических материалов; 12. нормативная и техническая документация; 13.средства
технических измерений;14.стенды и плакаты по разделам дисциплины
Лаборатория «Электротехники и электроники»
 стенды для выполнения лабораторных работ;
 щит электропитания в комплекте с УЗО;
 измерительные приборы;

– наборы элементов и компонентов: полупроводниковые приборы (диоды, биполярные и полевые
транзисторы, тиристоры, цифровые и аналоговые микросхемы), резисторы (постоянные и
переменные), конденсаторы (постоянные и переменные), малогабаритные трансформаторы .
оборудование барометр – анероид – 1 шт. конденсатор демонстрационный- 2 шт. манометр
открытый демонстрационный- 6 шт. набор тел равного объёма -14 шт. волновая машина-1 шт.
психрометр – 1 шт. динамометр проекционный ДПН – 3 шт. амперметр с гальванометром – 1 шт.
батарея конденсаторов -2 шт .вольтметр с гальванометром -2 шт. конденсатор переменной
ёмкости- 2 шт. катушка для демонстрации магнитного поля тока – 3 шт. набор « Реостаты» - 1 шт.
набор по электролизу – 1 шт. преобразователь высоковольтный «Разряд-1» - 1 шт. прибор для
демонстрации правила Ленца – 1 шт. прибор для демонстрации спектров электрического поля – 1
шт. трансформатор универсальный – 2 шт. штатив изолирующий – 6 шт. электрометр с
принадлежностями – 9 шт. камера для наблюдения следов альфа-частиц – 2 шт.
комплект по фотоэффекту – 7 шт. набор линз и зеркал – 1 шт. набор по дифракции и
интерференции – 2 шт. набор по поляризации света – 1 шт. набор дифракционных решёток – 1 шт.
осветитель ультрафиолетовый – 1 шт. призма прямого зрения – 2 шт. прибор для изучения законов
оптики – 6 шт. метроном -1 шт. ваттметр демонстрационный - 2 шт. микроманометр учебный – 2
шт. модель паровой машины – 1 шт. модель двигателя внутреннего сгорания -2 шт. наливные
линзы – 4 шт. камертоны с молоточками – 7 шт. 3.Лабораторное оборудование: амперметр
лабораторный « учебный» - 17 шт. вольтметр
лабораторный «учебный» на 4В - 15 шт.
вольтметр лабораторный «учебный» на 6В - 24 шт. вольтметр лабораторный «учебный» на 7,5В 2 шт. вольтметр
лабораторный «учебный» на 250В - 2 шт. динамометр учебный 4 Н – 7 шт.
источник питания на 4,5 В– 9 шт. источники питания – на 42 В – 15 шт. калориметр – 7 шт.
катушка индуктивности – 1 шт. ключ замыкания – 23 шт. комплект проводов – 7 шт. набор грузов
по механике – 11 шт. резисторы – 18 шт. прибор для изучения газовых законов – 4 шт. термометр
лабораторный от 0оС до 50оС – 7 шт. трансформатор лабораторный – 7 шт. миллиамперметр
учебный – 5 шт. набор из двух проводов – 6 шт. магниты дугообразные – 17 шт. магнит полосовой
– 7 шт. электрические лампы на подставках – 20 шт. реостаты лабораторные на 6 Ом. – 11 шт.
бруски деревянные – 12 шт. спектроскопы – 2 шт. генератор школьный «Спектр-1» - 3 шт.
Мастерская Электромонтажная
Рабочее место электромонтажника: рабочие посты из фанеры 12мм- 10шт;Стол (верстак)-10шт;
Стул- 25шт; Ящик для материалов-10шт; Диэлектрический коврик-10шт; Веник и совок-10шт;
Тиски-1шт; Стремянка (2 ступени)-10шт; Щит ЩУР (щит учетно-распределительный),
содержащий: аппараты защиты, прибор учета электроэнергии, устройства дифференциальной
20

защиты-10шт;
Щит ЩУ содержащий аппараты защиты (плавкие предохранители, )-1шт;
магнитные пускатели-10шт;
Оборудование мастерской:
Тележка диагностическая WDS-O-10шт;
Контрольно-измерительные приборы
Мультиметр 11шт; мегомметр -1шт;
Наборы инструментов электромонтажника:
набор отверток диэлектрических до 1000В-10шт;
диэлектрический инструмент VDE
пассатижи-10шт; боковые кусачки-10шт; круглогубци-10шт;
приспособление для снятия изоляции 0,2-6мм2-9шт
клещи обжимные 0,5-6,0 мм2 (квадрат);10шт
индикаторная отвертка для проверки напряжения;10шт
молоток-10шт; зубило-10шт;напильник плоский-10шт;напильник круглый-10шт;шуруповерт
аккумуляторный-10шт ;набор бит для шуруповерта-10шт; набор сверл по металлу ( D1-10мм)-10шт;
стусло поворотное-10шт; торцовый ключ со сменными головками 8-14 мм-9шт;
болторез-5шт:струбцина F-образная-20шт;
измерительный инструмент
рулетка,10шт
уровень металлический пузырьковый L - 400мм;10шт
уровень металлический пузырьковый L-1500;10шт
Учебные стенды:
«Электрооборудование автоматизированных участков для подключения двигателей 380 В»;10шт
«стенд программирования ONI ПЛР »;
Электродвигатель АИР 56А-4;6 шт.
Термопринтер (для печати наклеек )1шт
Набор монтажника ;10шт
Сумка пояс ;10шт
Ограничитель на дин рейку; 128шт
Автоматический выключатель 1П 10А ;28шт
Автоматический выключатель 1П 16А ;28шт
Автоматический выключатель 2П 63А ;30шт
Выключатель автоматический дифференциального тока 16А;22шт
Выключатель концевой ;20шт
Датчик движения ;10шт
Кросс модуль на дин рейку;30шт
Лестница стремянка;10шт
Механизм переключателя 2х клавишный ;10шт
Нож монтажника;10шт
Ограничитель на дин рецку;128шт
Розетка ;10шт
Розетка с заземлением ;10шт
Рулетка ;10шт
Стусло прецизионное;10шт
Сумка пояс;10шт
Счетчик 1фазный ;28шт
Транспортир;10шт
Удлинитель сетевой ;10шт
Таз пластмассовый строительный ;10шт
21

Фен технический ;5шт
Штангенциркуль;10шт
Щит Этажный без слаботочного отсека;10шт
Ящик для инструментов;10шт
Фонарь космос ;10шт
Щит ШМП -50 40 22;10шт
Штангенциркуль ;10шт
Удлинитель с сетевым фильтром;5шт
Костюм электрика ;10шт
Перечень помещений, необходимых для создания условий реализации компонентов
образовательной программы учебная и производственная практики предоставляемых профильными
организациями в рамках договора о практической подготовке обучающихся:
Акционерное общество «Сухоложский огнеупорный завод» (в соответствии с договором о
практической подготовке): Мастерская «Механообрабатывающая с участком слесарной
обработки», Лаборатория «Автоматизации технологических процессов»
Лаборатория «Монтажа, наладки, ремонта и эксплуатации систем автоматического
управления»
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1. Бородин, И. Ф. Автоматизация технологических процессов и системы автоматического
управления: учебник для среднего профессионального образования / И. Ф. Бородин, С.
А. Андреев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 386 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08655-3. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453378 (дата обращения: 25.06.2020).
2. Рачков, М. Ю. Автоматизация производства: учебник для среднего профессионального
образования / М. Ю. Рачков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2020. — 182 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12973-1. —
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448680 (дата
обращения: 25.06.2020).
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Троценко В.В. Системы управления технологическими процессами и информационные
технологии: учеб. пособие для СПО. - М: Издательство Юрайт, 2020
2. Основы автоматизации технологических процессов: учебное пособие для СПО / А. В.
Щагин, В. И. Демкин, В. Ю. Кононов, А. Б. Кабанова. — М.: Издательство Юрайт, 2020.
— 163 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03848-4.
3. Основы автоматизации технологических процессов: учебное пособие для СПО / А. В.
Щагин, В. И. Демкин, В. Ю. Кононов, А. Б. Кабанова. — М.: Издательство Юрайт, 2020.
— 163 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03848-4.
4. Рогов, В. А. Технические средства автоматизации и управления: учебник для СПО / В. А
5. Рогов, А. Д. Чудаков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 404
с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-50000-4.
6. Бородин, И. Ф. Автоматизация технологических процессов и системы автоматического
управления: учебник для СПО / И. Ф. Бородин, С. А. Андреев. — 2-е изд., испр. и доп. —
М.: Издательство Юрайт, 2017. — 356 с. — (Серия : Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-04656-4.
7. Бородин И.Ф., Андреев С.А. Автоматизация технологических процессов и системы
автоматического управления, изд. 2, учебник для СПО,М: Издательство Юрайт, 2017

22

8.
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных
компетенций,
формируемых в рамках
модуля
ПК 2.1. Осуществлять выбор
оборудования и элементной
базы систем автоматизации в
соответствии с заданием и
требованием разработанной
технической документации
на модель элементов систем
автоматизации.

ПК 2.2. Осуществлять
монтаж и наладку модели
элементов систем
автоматизации на основе
разработанной технической
документации.

Критерии оценки

Методы оценки

Выбирает оборудование и
элементную базу систем
автоматизации в соответствии с
заданием и требованием
разработанной технической
документации;
выбирает из базы ранее
разработанных моделей элементы
систем автоматизации;
использует автоматизированное
рабочее место техника для
осуществления выбора оборудования
и элементной базы систем
автоматизации в соответствии с
заданием и требованием
разработанной технической
документации;
определяет необходимую для
выполнения работы информацию, её
состав в соответствии с заданием и
требованием разработанной
технической документации на модель
элементов систем автоматизации;
анализирует конструктивные
характеристики систем
автоматизации, исходя из их
служебного назначения;
использует средства информационной
поддержки изделий на всех стадиях
жизненного цикла (CALS-технологии)
применяет автоматизированное
рабочее место техника для монтажа и
наладки моделей элементов систем
автоматизации;
определяет необходимую для
выполнения работы информацию, её
состав в соответствии с разработан
ной технической документацией;
читает и понимает чертежи и
технологическую документацию;
использует
нормативную
документацию и инструкции по
эксплуатации систем и средств
автоматизации;

Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ на
учебной
и
производственной
практиках:
оценка процесса
оценка результатов

23

Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ на
учебной
и
производственной
практиках:
оценка процесса
оценка результатов

ПК 2.3. Проводить
испытания модели элементов
систем автоматизации в
реальных условиях с целью
подтверждения
работоспособности и
возможной оптимизации.

проводит испытания модели
элементов систем автоматизации в
реальных условиях;
проводит оценку функциональности
компонентов
использует автоматизированные
рабочие места техника для
проведения испытаний модели
элементов систем автоматизации;
подтверждает работоспособность
испытываемых элементов систем
автоматизации;
проводит оптимизацию режимов,
структурных схем и условий
эксплуатации элементов систем
автоматизации в реальных или
модельных условиях;
использует пакеты прикладных
программ (CAD/CAM – системы) для
выявления условий
работоспособности моделей
элементов систем автоматизации и их
возможной оптимизации

24

Экспертное
наблюдение
выполнения
практических работ на
учебной
и
производственной
практиках:
оценка процесса
оценка результатов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».