Приложение 37 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОП.16 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сухой Лог 2024 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Потапенко.С.А, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств, (по отраслям) утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, профессиональных стандартов «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», утвержденный приказом Министерства труда России 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.16 Основы предпринимательской деятельности является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) квалификация базовой подготовки – Техник. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла (ОП). 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания: Код ПК, ОК ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 09. Умения Знания выявлять достоинства и недостатки основы предпринимательской коммерческой идеи; деятельности; основы финансовой грамотности; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной правила разработки бизнесдеятельности; планов; порядок выстраивания презентации; оформлять бизнес-план; кредитные банковские продукты. рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования 3 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Объем образовательной нагрузки обучающегося 38 часов, в том числе: очная форма обучения аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий, практических работ, курсовых работ, индивидуальных 34 проектов) самостоятельной работы обучающихся 2 консультаций 2 консультаций перед экзаменом промежуточная аттестация в форме дифференцированного 2 зачета 1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной нагрузки (всего) Из них в форме практической подготовки Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретических занятий лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) консультации консультации перед экзаменом Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: решение ситуационных задач подготовка реферата подготовка сообщения подготовка доклада разработка бизнес-идеи Промежуточная аттестация в форме Дифференцированного зачета Объем часов 38 16 34 18 16 2 2 2 2 4 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.16 Основы предпринимательской деятельности Объем часов Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 1 Раздел 1. Содержание и современные формы предпринимательства 2 Тема 1.1. Сущность предпринимательства Содержание учебного материала Основы предпринимательской деятельности /. Понятия, цели, виды, функции и задачи, признаки предпринимательской деятельности. Нормативное регулирование бизнеса. Субъекты предпринимательства: юридические лица, ИП. Создание и прекращение деятельности юридических лиц. Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих юридических лиц. Конкуренция в 1 предпринимательстве. Индивидуальные предприниматели, их права и обязанности. Гражданская правоспособность и гражданская дееспособность. Задание на дом: Подготовить сообщение: Возникновение предпринимательства. Появление акционерных обществ. Первые предприниматели в Киевской Руси. Английские экономисты о факторах производства. Практические занятия Практическая работа №1 Оформление документов для регистрации предприятий и ИП /Использование сайта nalog.ru при регистрации организации и ИП. Нахождение кодов экономической деятельности предприятий, входящих в 1 область профессиональной деятельности специалиста по оснащению средствами автоматизации технологических процессов и производств (ОКВЭД) Задание на дом: Дать характеристику государственным реестрам: ЕГРИП, ЕГРЮЛ. Консультация Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Объем часов из них в форме практической подготовки 3 4 4 2 2 2 Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 5 - ОК 1 – ОК 6, ОК 9 2 2 2 2 - 5 Объем часов из них в форме практической подготовки Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 3 4 5 16 4 2 - Объем часов Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 1 Раздел 2. Ресурсное обеспечение предпринимательской деятельности 2 Тема 2.1. Кадровое обеспечение предпринимательской деятельности Тема 2.2. Бухгалтерский и налоговый учѐт Содержание учебного материала Трудовые ресурсы и оплата труда / Организация труда. Трудовой договор и контрактная система найма. Организация заработной платы в предпринимательской деятельности: понятие заработной платы и принципы. Основные виды и формы 1 оплаты труда. Системы оплаты труда в предпринимательской деятельности. Задание на дом: Сделать конспект ст. 76 «Дополнительное профессиональное образования» ФЗ «Об образовании в РФ» Практические занятия Практическая работа №2 Расчет заработной платы / Расчет повременной, сдельной оплаты труда и удержаний из нее. Расчет НДФЛ и алиментов. Расчет 1 отпускных сумм и пособий по листку нетрудоспособности. Задание на дом: Составить расчетно-платежную ведомость Консультация Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся 1 Рассчитать заработную плату работникам предприятия по заданным условиям. Содержание учебного материала Основы бухгалтерского учета / Программа 1С:Бухгалтерия. Организация работы бухгалтерии. Оперативный и статистический учет. Предмет и методы бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность предприятий, входящих в 1 область профессиональной деятельности специалиста по оснащению средствами автоматизации технологических процессов и производств Задание на дом: Составить схему «Виды балансов» 2 2 - 2 - - 2 2 4 2 2 2 ОК 1 – ОК 6, ОК 9, ОК 11 ОК 1 – ОК 6, ОК 9 6 Объем часов Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 1 2 Налогообложение предпринимательской деятельности / Понятие налогов, виды и их функции. Участники налоговых отношений. Налоговый кодекс РФ. Общая 2 система налогообложения. Специальные режимы налогообложения. Характеристика предприятий малого бизнеса, критерии отнесения к малым предприятиям. Задание на дом: Составить схему «Виды налогов» Практические занятия Практическая работа №3 Составление и использование отчетности предприятия / Проведение группировки хозяйственных средств организации по видам и источникам образования. Составление бухгалтерского баланса и отчета о 1 финансовых результатов для предприятий, входящих в область профессиональной деятельности специалиста по оснащению средствами автоматизации технологических процессов и производств . Использование программы 1С Задание на дом: Решить типовую задачу 3 Консультация Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Понятие и содержание хозяйственного договора / Формы и виды договоров. Общий порядок заключения, изменения и расторжения договоров с физическими и 1 юридическими лицами. Взаимодействие с кредитными организациями по использованию кредитных банковских продуктов, заключение кредитного договора. Задание на дом: Подготовить реферат «Хозяйственные договора» Практическая работа Практическая работа №4 Составление кредитного договора / Расчет размеров 1 выплат по процентным ставкам кредитования Задание на дом: Решить задачи по заданным условиям 2 Тема 2.3. Хозяйственные договора в предпринимательской деятельности Объем часов из них в форме практической подготовки 4 - Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 5 2 2 2 2 2 - 2 2 - ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 09, ОК 10. ОК 11 2 7 Объем часов Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 1 2 Консультация Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Раздел 3. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности Тема 3.1. Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации Содержание учебного материала Бизнес-план организации / Программа project expert. Понятие, цели и функции бизнес-плана. Значение бизнес-планирования в управлении предприятием, входящем в область профессиональной деятельности специалиста по оснащению 1 средствами автоматизации технологических процессов и производств Типовая структура и содержание бизнес-плана. Задание на дом: Составить схему бизнес-плана Основные составляющие бизнес-планирования / Стратегическое и инвестиционное планирование: выбор идеи и разработка концепции бизнеспроекта. Выявление достоинств и недостатков коммерческой идеи. 2 Инвестиционный план. Анализ рынка и стратегия маркетинга проекта. Производственный план. Организационный план. Финансовое планирование. Методика расчетов финансового плана. Задание на дом: Составить таблицу «Алгоритм составления бизнес-плана» Объем часов из них в форме практической подготовки 3 - 4 - 12 4 6 2 2 2 Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 5 ОК 1 – ОК 6, ОК 9, ОК 11 - 2 8 3 Технология бизнес-планирования / Моделирование бизнес-процессов. Основные технологические процессы бизнес-планирования. Техническое задание и календарный план на разработку бизнес-плана. Особенности разработки моделей бизнес-процессов. Задание на дом: Подготовить сообщения: «Назначение программы Project Expert» 2 Объем часов Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 1 2 Практическая работа Объем часов 3 6 1 Практическая работа №5 Предварительная проработка идеи бизнеспроекта / Постановка задачи. Расчет необходимого количества оборудования, суммы предполагаемых издержек. Выбор инвестиционного источника. Планируемая технология ведения бизнеса. Составление штатного расписания – выбор персонала. Задание на дом: Составить отчет по практической работе 2 2 Практическая работа №6 Оформление бизнес-плана в project expert для предприятия предприятий, входящих в область профессиональной деятельности специалиста по оснащению средствами автоматизации технологических процессов и производств / Составление операционного плана, планов сбыта, производства и персонала. Определение источников финансирования. Составление финансового плана. Выбор схемы финансирования проекта. Создание акционерного капитала. Привлечение заемного капитала. Задание на дом: Составить отчет по практической работе 2 из них в форме практической подготовки 4 2 - Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 5 2 9 5 Практическая работа №7 Определение инвестиционной привлекательности коммерческой идеи / Анализ результатов - прогноз будущих показателей деятельности предприятия. Инвестиционные вложения. Распределение чистой прибыли. Анализ влияния окружающей среды. Презентация бизнес-идеи открытия собственного дела. Задание на дом: Составить презентацию по разработанному бизнес-плану Консультация Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся - 2 - - Объем часов из них в форме практической подготовки Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 3 4 5 Объем часов Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 1 2 Раздел 4. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Содержание учебного материала Механизм и формы государственной поддержки бизнеса / Инфраструктура негосударственной поддержки предпринимательства. Понятие, сущность и виды рисков в предпринимательской деятельности. 1 Тема 4.1 Способы снижения риска в предпринимательстве. Классификация Государственная предпринимательских рисков. Показатели риска и методы его оценки. поддержка малого Задание на дом: подготовиться к зачету бизнеса Практическая работа Консультация Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся Дифференцированный зачет Всего 6 2 - 2 2 2 38 ОК 1 – ОК 6, ОК 9 16 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к материально-техническому обеспечению Программа учебной дисциплины реализуется в кабинете «Гуманитарные и социальноэкономические науки». Основное оборудование 1. Стол учительский -3 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Шкаф угловой-1 шт.4. Классная доска1шт. 5. Столы ученические -15шт. 6. Стулья -30 шт.7. Мультимедийный проектор-1 шт. 8.. Экран – 1 шт. 9. Компьютер-1 шт. 10 Принтер – 1 шт. 11.Наглядные пособия.12.Комплект учебно-методической документации. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 3.2.1. Печатные издания: 1. Чеберко Е.Ф. Предпринимательская деятельность: учебник и практикум для СПО / Е.Ф. Чеберко – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 219 с. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Основы предпринимательской деятельности, учебник http://books.ifmo.ru/file/pdf/1909.pdf 3. Основы предпринимательской деятельности, http://tu.tusur.ru/upload/posobia/s20.pdf Сайт СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/ 4. Сайт Онлайн-уроки финансовой грамотности https://dni-fg.ru/ 5. Сайт Студми. Учебные материалы для студентов http://studme.org/ 2. 6. 7. 8. учебное пособие, Сайт Финансовая культура информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации https://fincult.info/ Энактэс (Enactus) – Международная программа студенческих предпринимательских проектов http://www.enactus-rus.ru Электронно-библиотечная система «Юрайт» http://urait.ru/ 3.2.3. Дополнительные источники 1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности – СПб.: Питер, 2019. – 352 с. 2. Наумов, В. Н. Основы предпринимательской деятельности: Уч. / В.Н. Наумов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020 – 313с 3. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Н. Лыкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 353 с. 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Уметь: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи, ОК 01., ОК 02., ОК 09 презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности, ОК 01., ОК 02., ОК 04, ОК 09 оформлять бизнес-план ОК 01., ОК 02., ОК 03, ОК 05, ОК 09., ОК 10., ОК 11; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования, ОК 01., ОК 02., ОК 03, ОК 09 определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности, ОК 01., ОК 02., ОК 09 Оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и других видов текущего контроля. презентовать бизнес-идею, ОК 02., ОК 09 определять источники финансирования ОК 01., ОК 02., ОК 09. Знать: основы предпринимательской деятельности ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 09 основы финансовой грамотности ОК 01., ОК 02., ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 09 - кредитные банковские продукты ОК 01., ОК 1 – ОК 9 правила разработки бизнес-планов ОК 01, ОК 02, ОК 09 порядок выстраивания презентации ОК 09 кредитные банковские продукты ОК 01., ОК 1 – ОК 9 Оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и других видов текущего контроля. 12