ОП.15 Безопастность жизни деятельности

Приложение 36
к ОПОП по специальности
15.02.14 Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств (по отраслям)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОП.15 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических
процессов и производств(по отраслям);
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по профессии 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям);
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций.

Разработчик: Дружинина М.В., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»

2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность Жизнедеятельности» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и
производств(по отраслям).
Учебная дисциплина «Безопасность Жизнедеятельности» наряду с учебными
дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и
профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина общепрофессионального цикла.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код ПК,
Умения
ОК
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 09.

-организовывать и проводить
мероприятия
по
защите
работающих и населения от
негативных
воздействий
Чрезвычайных ситуаций;
предпринимать
профилактические
меры для
снижения уровня опасностей
различного
вида
и
их
Последствий в профессиональной
Деятельности и в быту;
использовать
средства
Индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
-применять первичные средства
пожаротушения;
- ориентироваться в перечне
военно-учетных специальностей
и самостоятельно определять
Среди них родственные
полученной;
владеть
способами
бесконфликтного общения и
Саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
Условиях военной службы

Знания

-принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий и
оценки
последствий
при
техногенных
Чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях,
в том числе в условиях противодействия
Терроризму как серьезной угрозе национальной
Безопасности России;
-основные виды потенциальных опасностей и их
Последствия в профессиональной деятельности и
в быту, принципы снижения вероятности их
реализации;
-основы военной службы и обороны государства;
Задачи и основные мероприятия гражданской
обороны;
-способы защиты населения от оружия массового
поражения;
- меры пожарной безопасности и правила
Безопасного поведения при пожарах;
-организацию и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на нее в
Добровольном порядке;
-основные виды вооружения, военной техникии
специального
снаряжения,
состоящих
на
вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений, в которых имеются военноУчетные специальности,
область
применения
получаемых
профессиональных знаний при исполнении
Обязанностей военной службы;
-правила оказания первой помощи пострадавшим

Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часа, в том числе:
3

Очная форма обучения
Обязательная аудиторная нагрузка (в том числе
теоретических и практических занятий)

64

Самостоятельной работы обучающихся

2

Консультации

2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2. СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки(всего)

68

Из них в форме практической подготовки

44

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

62

В том числе:
Лабораторные занятия
Теоретических занятия

20

Практические занятия

44

Курсовая работа(проект)

-

Консультации

2

Самостоятельная работа обучающегося(всего)

2

В том числе:
Ответить на контрольные вопросы по изучению нормативной воинской
документации

2

сообщения
доклады
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

4

2

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

1
2
Раздел1.Чрезвычайныеситуациимирногоивоенноговремени. Государственная система защиты
от чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебного материала
Гражданская оборона, цели и задачи. / Единая государственная
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(ГСЧС). Оружие массового поражения. Средства индивидуальной и
1
коллективной защиты.
Задание на дом: Повторить цели и задачи гражданской обороны,
виды оружия массового поражения.
Тема1.1.
Государственная
система защиты от
чрезвычайных
ситуаций.

Объем
часов

Из них в
форме
практич
еской
подготов
ки

3
10

2

Практические занятия:
1

Практическое занятие№1 Отработка нормативов по надеванию
противогаза и респиратора, ватно-марлевой повязки.
Задание на дом: Изготовить ватно-марлевую повязку

Практическое занятие №2 Укрытие в укрытиях и убежищах при
сигналах тревоги.
2 Задание на дом: Повторить сигналы оповещения гражданской
обороны и действия по этим сигналам, правила поведения в укрытиях
И убежищах.
Самостоятельная работа обучающихся:
Лабораторные работы
5

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
4

2

2

2
2

-

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09.

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09.

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

Контрольная работа

Объем
часов

Из них в
форме
практич
еской
подготов
ки

-

Содержание учебного материала
Понятие чрезвычайной ситуации. Чрезвычайные ситуации
природного и техногенного характера. / Защита при
землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах,
1 грозах. Защита при снежном заносе, сходе лавины, метели, вьюге,
селях, оползнях, наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах
Задание на дом: Повторить понятие чрезвычайной ситуации и их
видов и правила поведения при чрезвычайных ситуациях природного
характера.
Тема1.2.
Чрезвычайные
Практические занятия:
ситуации
Практическое занятие № 3 «Отработка порядка и правил
действий при возникновении пожара, пользование средствами
пожаротушения».
1
Задание на дом: Повторить правила действия граждан при пожаре и
задымлении, правила оказания доврачебной помощи пострадавшим
При пожаре.
Лабораторные работы
Самостоятельная работа обучающегося
Контрольная работа
Раздел2.Основывоеннойслужбы
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Вооружённые силы
Конституция Российской Федерации,/Федеральные законы: «Об
1 обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности
России на современном
этапе.
Военной службе»
6

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
ОК 10.

2
2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09.

2

40
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

Организационная
структура Вооружённых
сил РФ.

Задание на дом: назвать основные положения ФЗ«О Воинской
Обязанности и военной службе»
Состав и организационная структура Вооружённых Сил. / Виды
Вооружённых сил и рода войск. Система руководства и управления
Вооружёнными Силами.
Воинская обязанность и комплектование Вооружённых Сил личным
составом
Задание на дом: Повторить структуру вооружённых сил РФ. Способы
комплектования вооружённых сил.

2

3

4

5

6

Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы./
Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего.
Военные аспекты международного права
Задание на дом: выучить права и свободы военнослужащего
Организация и порядок призыва граждан на военную службу, и
поступление на нее в добровольном порядке
Задание на дом: составить алгоритм призыва граждан на военную
службу
Особенности ведения боевых действий ВС и МВД на современном
этапе в условиях локальных войн и партизанской войны.
Задание на дом: На примере художественных фильмов и
художественной литературы афганской и чеченской войнах
определить особенности ведения боевых действий в локальных
войнах.
Сухопутные войска/, история создания, предназначение, рода войск,
входящие в Сухопутные войска
Задание на дом: повторить предназначение, рода войск, входящие в
7

Объем
часов

2

2

2

2

2

Из них в
форме
практич
еской
подготов
ки

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09.
ОК 10.

Наименование разделов
и тем

Тема2.2.
Уставы Вооружённых
Сил России. Боевые
традиции.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

Сухопутные войска
Военно-Морской Флот, военно-воздушные силы/, история
создания, предназначение, рода авиации
7
Задание на дом: подготовить сообщения об истории создания
ракетных войск.
Практические занятия
Практическоезанятие№4«Проведения«зачистки»»в зоне боевых
действий».
1
Задание на дом: Повторить особенности ведения боевых действий в
локальных войнах.
Лабораторные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Контрольная работа
Содержание учебного материала
Боевые традиции Российской армии и флота, войсковое
товарищество. / Воинский долг, обязанность гражданина защищать
1
Отечество
Задание на дом: написание эссе «Воинский долг в моем понимании»
Практические занятия:
Практическое занятие №5 «Военная присяга. Боевое знамя
воинской части». / Взаимоотношения между военнослужащими,
1 внутренний порядок, размещение и быт военнослужащих. Суточный
наряд роты.
Задание на дом: Повторить воинские традиции и ритуалы.
Практическое занятие№6«Воинская дисциплина. Караульная
2
служба. Обязанности и действия часового».
8

Объем
часов

2

2
-

2

2

2

Из них в
форме
практич
еской
подготов
ки

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы

Наименование разделов
и тем

Тема2.3.
Строевая подготовка

Тема2.4.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

Задание на дом: Повторить обязанности часового.
Практическое занятие №7 «Основное содержание патриотизма/:
преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить
3 ее интересам, защищать от врагов.
Задано на дом: подготовить презентацию по теме «Россия - моя
Родина».
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответить на контрольные вопросы по изучению нормативной
1
Воинской документации
Лабораторные работы
Контрольная работа
Практические занятия:
Практическое занятие № 8 Строевая стойка и повороты на месте.
Движение строевым шагом, бегом, шагом на месте. /Повороты в
1
движении.
Задание на дом: Повторить строевые приёмы.
Практическое занятие №9 Выполнение воинского приветствия
без оружия на месте и в движении. / Выход из строя и постановка в
2
строй, подход к начальнику и отход от него.
Задание на дом: Повторить строевые приёмы.
Практическое занятие№10Движениепоходнымшагом Задание
3
на дом: Повторить строевые приёмы.
Лабораторные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Контрольная работа
Практические занятия:
9

Объем
часов

Из них в
форме
практич
еской
подготов
ки

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы

2

2
-

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09.

2
2

ОК 01.

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

Практическое занятие№11«Автомат Калашникова»/.История
создания и изменение ТТХ. автомата»
1
Задание на дом: Найти в литературе материал о истории создания АК
74 и истории стрелкового оружия.
Практическое занятие№12Изучениетактико–технических
2. характеристик «АК – 74»
Заданиенадом:ПовторитьТТХАК-74м
Практическое занятие №13 «Неполная разборка и сборка
автомата. Принятие положений для стрельбы, подготовка
3
автомата к стрельбе, прицеливание».
Заданиенадом:ПовторитьустройстваАК74.
Практическоезанятие№14«Хранение и уход за оружием»/.Чистка и
4 смазка оружия.
Задание на дом: Повторить правила ухода за оружием.
Лабораторные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Контрольная работа
Раздел3.Основымедицинскихзнаний
Практические занятия:
Практическое занятие №15 «Виды ранений»./Порядок наложения
повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних
Тема3.1.
конечностей. Наложение повязок на голову, туловище, нижние и
1
верхние конечности.
Медико-санитарная
Задание на дом: Повторить виды ранений и правила оказания
подготовка
помощи при ранениях.
Практическое занятие№16«Виды травм»./Первая(доврачебная)
2
Помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок

Объем
часов

Из них в
форме
практич
еской
подготов
ки

Огневая подготовка

10

2

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09.

2

2
14
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09.

2

2

2

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

3

4

5

6

7

синдром Медлительного сдавливания. Наложение шины на место
перелома, транспортировка пострадавшего.
Задание на дом: Повторить виды травм и правила оказания
доврачебной помощи при травмах.
Практическое занятие №17 «Виды ожогов. Первая (доврачебная)
помощь при термических или кислотных ожогах.
Задание на дом: Повторить виды и степени ожогов и правила
Оказания до врачебной помощи при ожогах.
Практическое занятие №18 «Первая (доврачебная) помощь при
утоплении, перегревании, переохлаждении организма, при
обморожении и общем замерзании».
Задание на дом: Повторить действия по оказанию помощи при
обморожениях.
Практическое занятие №19 «Доврачебная помощь при
клинической смерти. Отработка на тренажёре непрямого массажа
сердца».
Задание на дом: Повторить действия по оказанию помощи при
Клинической смерти.
Практическое занятие № 20 «Оказание помощи при пищевом,
алкогольном отравлении, отравлении ядами, кислотами,
щелочами».
Задание на дом: Повторить правила оказания помощи при
отравлениях.
Практическоезанятие№21«Оказание помощи при поражении
электрическим током»
Задание на дом: Повторить действия по оказанию помощи при
поражении электрическим током.
11

Объем
часов

Из них в
форме
практич
еской
подготов
ки

2
2

2

2

2

2
2

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся:
Лабораторные работы
Контрольная работа
Консультации
Дифференцированный зачёт
Всего:

12

Объем
часов

2
2
68

Из них в
форме
практич
еской
подготов
ки

44

Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы

3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Безопасность
жизнедеятельности и охрана труда».
Оборудование учебного кабинета:

1.Стол учительский -1 шт. 2. Стул Учительский – 1 шт. 3. Стол ученический -15 шт. 4. Стул
ученический -30 шт. 5. Классная доска -1 шт. 6. Мультимедийный проектор -1 шт. 7. Экран –
1 шт. 8. Телевизор LG – 1 шт. 9. DVD – 1 шт.
10.Компьютер-1 шт. 11. Принтер – 1 шт. 12.Макеты АК-74(ММГ)-2 шт. 13. Макет
противогаза ГП-5 шт. 14. Пневматическое оружие-2 шт.15.Оружейная комната. 16.
Наглядные пособия. 17. Респиратор-3шт. 18. Средства индивидуальной защиты – 3шт.
19.Общевойсковой защитный комплект- 1шт. 20. Дозиметр. 21.Люксметр.22. Комплект
учебно-наглядных пособий . 23. Раздаточный материал. 24.Мультимедийные пособия.
25.Робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи.-1шт.
26.Огнетушители порошковые-3шт. .27.Оогнетушители пенные-3шт. 28.Огнетушители
углекислотные-2шт. 29.Медицинская аптечка-1шт.
30.Приборы: радиационной разведки; химической разведки; компас; визирная линейка;
пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11; сумки и комплекты медицинского
имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи; УМК «Защита в
чрезвычайных ситуациях», содержание практической части комплекса: Виртуальные
31.Тренажеры Практические задания Учебное видео; Тренажерный комплекс
«Индивидуальные средства защиты. Правила использования», содержание практической
части комплекса:
Практические флеш-задания
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд колледжа имеет печатные, электронные
образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном
процессе
Печатные издания
1.МикрюковВ.Ю.Безопасностьжизнедеятельности:учебник–8-еизд.-М.:КНОРУС, 2019г.
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. БеловС.В.Безопасностьжизнедеятельностиизащитаокружающейсреды(техносферная
безопасность) В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО.– М.: Юрайт, 2018.
2. БеловС.В.Безопасностьжизнедеятельностиизащитаокружающейсреды(техносферная
безопасность) В2 Ч. ЧАСТЬ2 5-еизд., пер. идоп. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2018.
3. Вишняков Я.Д.(отв.ред.)Безопасность жизнедеятельности.5-еизд.,пер.и доп. Учебник для
СПО. – М.: Юрайт, 2019.
4. ВишняковЯ.Д.(отв.ред.).Безопасностьжизнедеятельности.Практикум.Учебное пособие
для СПО. – М.: Юрайт, 2017.
5. КаракеянВ.И.,НикулинаИ.М.Безопасностьжизнедеятельности.2-еизд.,пер.идоп. Учебник
и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2017.
6. СоломинВ.П.(отв.ред.)Безопасностьжизнедеятельности.Учебникипрактикумдля СПО. –
М.: Юрайт, 2017.
7. «Безопасность жизнедеятельности. ЛекцииБЖД.»[Электронный ресурс],
8. формадоступа–http://www.twirpx.com/files/emergency/safe/lestures/ свободная;
9. «Армия и специальность»[Электронный ресурс],форма доступа
10. –/novosti/Armiya-Spetsialnosti.html свободная.
13

4. КОНТРОЛЬИОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Методы оценки
Оценка
результатов
Перечень знаний ,осваиваемых в рамках дисциплины:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики и
выполнения:
оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях - тестирования;
и стихийных явлениях, в том числе в условиях
- практической
противодействия терроризму как серьезной угрозе
работы;
национальной безопасности России;
- контрольной
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия
работы
в профессиональной деятельности и в быту, принципы
снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного
поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу
и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники специального
снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные профессиям;
- область применения получаемых профессиональных знаний
при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
Организовывать и проводить мероприятия по
защите работающих и населения от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня
опасностей различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности в быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди них родственные
полученной профессии;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на воинских должностях в
соответствии с полученной профессией;
- владеть способами бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных
условиях военной службы

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».