ОП.07 Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности

Приложение 28
к ОПОП по специальности
15.02.14 Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств(по отраслям)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОП.07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
 Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям);
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям);
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы
экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности» для
профессиональных образовательных организаций.

Разработчик: Потапенко
многопрофильный техникум»

С.А.

,

преподаватель

ГАПОУ

СО

«Сухоложский

1. ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических
процессов и производств(по отраслям), «Слесарь по контрольно-измерительным приборам
и автоматике»,
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы экономики организации и
правового обеспечения профессиональной деятельности

является частью основной

профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
15.02.14

Оснащение

средствами

автоматизации

технологических

процессов

и

производств(по отраслям), квалификация базовой подготовки – Техник.
1.1. Место дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной

программы: дисциплина общепрофессионального цикла.

3

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК
ОК 01.
ОК 02. ОК
03.
ОК 04.
ОК 05.

Код ПК, ОК
ОК 09.

Умения

Знания

различать
виды
организаций,
сопоставлять их деятельность в условиях
рыночной экономики и делать выводы;
понимать
сущность
предпринимательской деятельности;
объяснять
основные
экономические понятия и термины,
называть
составляющие
сметной
стоимости;
использовать полученные знания
для

основные типы экономических
систем, рыночное ценообразование,
виды конкуренции;
сущность
и
формы
предпринимательства, виды
организаций;
понятие основных и оборотных
фондов, их формирование;
понятие
сметной
стоимости

Умения

Знания

определения производительности труда,
трудозатрат, заработной платы;
использовать полученные знания в
своей профессиональной деятельности;
определять критерии, позволяющие
относить предприятия к малым;
оценивать состояние конкурентной
среды; - производить калькулирование
затрат на производство изделия (услуги)
малого предприятия;
составлять сметы для выполнения
работ; - определять виды работ и виды
продукции предприятия, схему их
технологического производства;
рассчитывать заработную плату
разных систем оплаты труда

объекта;
системы оплаты труда;
особенности малых предприятий
в структуре производства;
особенности организации и
успешного функционирования
малого предприятия

4

1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем образовательной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:
очная форма
обучения
аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий,
практических работ, курсовых работ, индивидуальных проектов)
самостоятельной работы обучающихся
консультаций
консультаций перед экзаменом
промежуточная аттестация в форме экзамена

40
4
4
6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки (всего)
Из них в форме практической подготовки
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
в том числе:
теоретические занятия
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
консультации
консультации перед экзаменом
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
подготовка рефератов или докладов
подготовка сообщения

54
20
40

составление теста
составление схемы
составление таблицы
составление понятийного словаря
Промежуточная аттестация в форме экзамена

2
2
6

20
20
4
4
-

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 07 Основы экономики организации и
правового обеспечения профессиональной деятельности
Объем часов
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

1
2
Раздел 1. Введение в экономику
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
1. Экономика: предмет, метод, основные функции экономики /
Сущность
Объективные условия и противоречия экономического развития.
экономики и
Эффективность использования ограниченных ресурсов.
экономической
Особенности экономики машиностроительной отрасли Задание на
деятельности людей
дом:
Содержание учебного материала
2. Понятие, сущность и структура экономической системы общества
/ Классификация экономических систем: чистый капитализм
(рыночная экономика), командная экономика
(коммунизм), смешанная система, традиционная экономика.
Тема 1.2.
Кризисы перепроизводства Задание на дом:
Основные типы
Практические работы:
экономических
систем
1 Практическая работа №1. Заполнение
таблицы/схемы
«Сравнительные характеристики экономических систем»
Задание на дом: Ответить на вопросы
Самостоятельная работа обучающихся:
1 Работа с сайтом Госстатистики / Ответить на вопросы по
экономической ситуации России в цифрах

Всего

3
16
2

Коды
компетенций,
формированию
из них в
которых
форме
практической способствует
элемент
подготовки
программы
4
4

-

2

-

4

-

ОК 0105 ОК
09
ОК 11

2

2
-

2

ОК 0105 ОК
09
ОК 11

Тема 1.3
Рыночное
ценообразование

Содержание учебного материала
1 Цена и ценообразование / Цели и факторы ценообразования.
Классификация
цен. Методы
ценообразования. Стратегия
ценообразования. Общий порядок формирования цены.
Задание на дом: повторить материал
Практические работы:

4
ОК 01-05
ОК 09
ОК 11

2

Коды
компетенций,
формированию
из них в
которых
форме
практической способствует
элемент
подготовки
программы
4

Объем часов
Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

2
1 Практическая работа № 2. Определение цены за товар / Выбор
оптимального
варианта
ценообразования
на
средства
автоматизации для системы безопасности колледжа. Задание на
дом: решить задачу
Содержание учебного материала
1 Конкуренция: виды и экономическая роль/ Сущность и значение
конкуренции. Классификация: по масштабам, характеру, методам
соперничества. Совершенная и несовершенная конкуренция. Задание на
дом: Привести примеры предприятий совершенной и несовершенной
конкуренции.
Тема 1.4.
Конкуренция: виды и Практические работы:
экономическая роль 1 Практическая работа № 3. Решение задач по оценке состояния
конкурентной среды на рынке услуг по оснащению средствами
автоматизации технологических процессов и производств
Задание на дом: Решение задач
Раздел 2. Сущность и формы предпринимательства

Всего

3

2

2

4

2
2
ОК 01-05
ОК 09
ОК 11
2

18

6
7

Тема 2.1.
Организация как
объект
менеджмента

Содержание учебного материала
3. Виды организаций/ Сущность и классификация организаций.
Внутренняя и внешняя среда организации
Задание на дом: привести примеры влияния факторов внешней среды
на организацию
Практические работы:
1

4

2

2
-

Практическая работа № 4. Сравнительные характеристики
организационно-правовых форм предприятий
Задание на дом: Повторить особенности предприятий различных
организационно-правовых форм

ОК 01-05
ОК 09
ОК 11

2

Коды
компетенций,
формированию
из них в
которых
форме
способствует
практической
элемент
подготовки
программы
4

Объем часов
Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Всего

2

3
4

Содержание учебного материала
1. Типы производства/ Основное и вспомогательное производство.
Особенности машиностроительного предприятия.
Тема 2.2.
Производственная структура предприятия и ее элементы.
Машиностроительные
Производственный цикл
организации и
Задание на дом: нарисовать схему производственного цикла
предприятия
Практические работы:

2

1. Практическая работа № 5. Сравнительная характеристика типов
производства машиностроительного предприятия Задание на дом:
Повторить основные понятия темы.

2

2
ОК 01-05
ОК 09
ОК 11

8

Содержание учебного материала

10

1. Сущность предпринимательства/Сущность, особенности и функции
предпринимательства. Формы и виды предпринимательства.
Задание на дом: привести примеры новых товаров и технологий

2

Тема 2.3.
2.
Предпринимательство
и
предпринимательская
3.
деятельность

Основные аспекты
бизнес-планирования/
Бизнес-план,
структура и основные разделы
Задание на дом: выбор темы (сферы) бизнес плана для разработки
Менеджмент
в
предпринимательской
деятельности/
Особенности организации и успешного функционирования малого
предприятия. Элементы делового общения. Конфликты и стрессы
Задание на дом: анализ конфликтной ситуации на производстве
Практические работы:
2. Практическая работа № 6. Составление бизнес плана по
автоматизации технологических процессов и производств Задание
на дом: Оформить отчет

2

ОК 01-05
ОК 09
ОК 11

2
2

2
Коды
компетенций,
формированию
из них в
которых
форме
практической способствует
элемент
подготовки
программы
4

Объем часов
Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Всего

2
Самостоятельная работа обучающихся:

3

1 Составление бизнес – плана по направлению автоматизации
технологических процессов и производств.

2

Раздел 3. Ресурсы и затраты предприятия

14

6

ОК 01-05
9

Содержание учебного материала

Тема 3.1.
Основные и
оборотные фонды

Основные фонды и оборотные средства предприятия. Состав,
структура, износ, амортизация основных и оборотнях фондов.
10. Показатели использования.
Задание на дом: Составить схему производственных запасов
предприятия.
Практические работы:

1

Практическая работа № 7. Составление перечня основных и
оборотных средств, их стоимости в соответствии с бизнес-планом
Задание на дом: Оформить отчет

Содержание учебного материала

Тема 3.2.
Понятие сметной
стоимости

ОК 09
ОК 11

4

-

2

2

2
4

Смета, как определение потребности во всех видах ресурсов,
необходимых для производства. Основные виды смет. Сметная
1
стоимость, ее составляющие
Задание на дом: повторить виды сметной документации
Практические работы:
Практическая работа № 8. Расчет сметной стоимости
1 автоматизированной системы (по вариантам) Задание на дом:
решить задачу

-

2

2

2

Коды
компетенций,
формированию
из них в
которых
форме
практической способствует
элемент
подготовки
программы
4

Объем часов
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

1

2

Тема 3.3.

Содержание учебного материала

Всего

3
4

ОК 01-05
10

Основные формы
оплаты труда и их
влияние на
результаты
деятельности
предприятия

Сущность нормирования труда/ Нормирование труда. Показатели
производительности труда. Формы оплаты труда.
Системы оплаты труда: простая повременная и повременно1 премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно
прогрессивная, косвенная сдельная, аккордная, коллективная
сдельная.
Задание на дом: написать условия применения различных форм
оплаты труда.
Практические работы:
Практическая работа № 9. Расчет заработной платы работников
1 машиностроительного предприятия Задание на дом: решить задачу

Консультация
Раздел 4. Экономика и организация малого предприятия
Содержание учебного материала
Руководство малой фирмой / Малое предприятие как элемент
рыночной экономики. Информационная база для принятия финансовоэкономических решений. Управление маркетингом на малых
Тема 4.1.
предприятиях. Особенности организация труда и заработной платы на
Организация малого
малом предприятии. Мотивация труда как важный элемент работы с
предприятия
1 трудовым коллективом на малом предприятии. Затраты и результаты
(собственного дела)
деятельности малого предприятия. Внутрифирменное планирование;
организация производственных работ.
Задание на дом: Подготовить сообщение на тему: Порядок составления
и заключения договоров.

ОК 09
ОК 11
ПК 3.4

2

-

2

2

2
4
4

2

2

-

ОК 01-05
ОК 09
ОК 11
ПК 3.4

Объем часов

11

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Всего

1

2
Практические работы:
Практическая работа № 10. Защита бизнес-плана
1 Задание на дом: Повторить нормативную документацию по созданию
малого предприятия.
Консультация перед экзаменом

Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:

3

Коды
компетенций,
из них в
формированию
форме
которых
практической
способствует
подготовки
элемент
программы
4

2

2

2
7
54

20

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа учебной дисциплины реализуется в кабинете «Гуманитарные и
социально-экономические науки».
Оборудование учебного кабинета:
1. Стол учительский -3 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Шкаф угловой-1 шт.4. Классная
доска-1шт. 5. Столы ученические -15шт. 6. Стулья -30 шт.7. Мультимедийный проектор1 шт. 8.. Экран – 1 шт. 9. Компьютер-1 шт. 10 Принтер – 1 шт. 11.Наглядные
пособия.12.Комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Печатные издания:
1.

Борисов, Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для СПО / Е.

Ф.
Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 383 с.
2.

Грибов, В. Д.

Основы управленческой деятельности: учебник и

практикум для СПО / В. Д. Грибов, Г. В. Кисляков. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
— 335 с.
3.
Клочкова, Е. Н.
Клочкова, В.

Экономика организации: учебник для СПО / Е. Н.

И. Кузнецов, Т. Е. Платонова; под ред. Е. Н. Клочковой. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
— 447 с. Электронные издания (электронные ресурсы):
1.

www.consultant.ru – сайт СПС КонсультантПлюс

2.

http://www.aup.ru - Административно-Управленческий Портал – бесплатная

электронная библиотека по вопросам экономики, финансов, менеджмента и маркетинга
на предприятии.
3.
http://www.econline.h1.ru - каталог ссылок на лучшие экономические ресурсы,
новости, информацию по экономической теории, финансам, статистике, архивы научных
работ по экономике и т. д.
4.

http://economicus.ru

Economicus.Ru

-

предоставление

качественной

информации по самому широкому спектру экономических дисциплин.
Дополнительные источники
13

1.

Астахова, Н. И. Менеджмент: учебник для СПО / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин;

под общ. ред. Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. 422 с.
2.

Иванова,
среднего

И. А. Менеджмент:

учебник

и

практикум

для

профессионального образования / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 305 с.
Нормативные документы:
1. ГСН 81-05-01-2001. Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и
сооружение. 3. ГЭСН-2001 и ГЭСнр-2001. Государственные сметные нормы на
строительные и ремонтно-строительные работы.

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (знания, умения, коды формируемых ОК,
ПК)

Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения

Уметь:
различать виды организаций, сопоставлять их деятельность в условиях
рыночной экономики и делать выводы; ОК 01-05, ОК 09
- понимать сущность предпринимательской деятельности;
ОК 01-05, ОК 09
- объяснять основные экономические понятия и термины, называть
составляющие сметной стоимости; ОК 01-05, ОК 09
Оценка деятельности
- определять критерии, позволяющие относить предприятия к малым; ОК 01- обучающихся при
05, ОК 09
выполнении и защите
- использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности; результатов практических
занятий,
ОК 01-05, ОК 09
выполнении домашних
оценивать состояние конкурентной среды; ОК 01-05, ОК 09
работ, опроса, результатов
внеаудиторной
использовать
полученные
знания
для
определения самостоятельной работы
производительности труда, трудозатрат, заработной платы; ОК 01обучающихся и других
05, ОК 09
видов текущего контроля.
- производить калькулированные затрат на производство изделия
(услуги) малого предприятия; ОК 01-05, ОК 09
- составлять сметы для выполнения работ; ОК 01-05, ОК 09
- определять виды работ и виды продукции предприятия, схему их
технологического производства; ОК 01-05, ОК 09
- рассчитывать заработную плату разных систем оплаты труда
ОК 01-05, ОК 09
Знать:
основные
типы
экономических
систем,
ценообразование, виды конкуренции; ОК 01-05, ОК 09

рыночное

- Трудовое законодательство Российской Федерации в области оплаты труда,
режима труда и отдыха ОК 01-05, ОК 09
Оценка деятельности
обучающихся при
- сущность и формы предпринимательства, виды организаций;
выполнении и защите
ОК 01-05, ОК 09
результатов практических
- понятие основных и оборотных фондов, их формирование;
занятий,
выполнении домашних
ОК 01-05, ОК 09
работ, опроса, результатов
- понятие сметной стоимости объекта; ОК 01-05, ОК 09
внеаудиторной
самостоятельной работы
- системы оплаты труда; ОК 01-05, ОК 09
обучающихся и других
- особенности малых предприятий в структуре производства;
видов текущего контроля.
ОК 01-05, ОК 09
- особенности организации
предприятия ОК 01-05, ОК 09

и

успешного

функционирования

малого

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».