Приложение 28 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОП.07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Потапенко многопрофильный техникум» С.А. , преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям), «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям), квалификация базовой подготовки – Техник. 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла. 3 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. Код ПК, ОК ОК 09. Умения Знания различать виды организаций, сопоставлять их деятельность в условиях рыночной экономики и делать выводы; понимать сущность предпринимательской деятельности; объяснять основные экономические понятия и термины, называть составляющие сметной стоимости; использовать полученные знания для основные типы экономических систем, рыночное ценообразование, виды конкуренции; сущность и формы предпринимательства, виды организаций; понятие основных и оборотных фондов, их формирование; понятие сметной стоимости Умения Знания определения производительности труда, трудозатрат, заработной платы; использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности; определять критерии, позволяющие относить предприятия к малым; оценивать состояние конкурентной среды; - производить калькулирование затрат на производство изделия (услуги) малого предприятия; составлять сметы для выполнения работ; - определять виды работ и виды продукции предприятия, схему их технологического производства; рассчитывать заработную плату разных систем оплаты труда объекта; системы оплаты труда; особенности малых предприятий в структуре производства; особенности организации и успешного функционирования малого предприятия 4 1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины: Объем образовательной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе: очная форма обучения аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий, практических работ, курсовых работ, индивидуальных проектов) самостоятельной работы обучающихся консультаций консультаций перед экзаменом промежуточная аттестация в форме экзамена 40 4 4 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки (всего) Из них в форме практической подготовки Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем в том числе: теоретические занятия лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) консультации консультации перед экзаменом Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка рефератов или докладов подготовка сообщения 54 20 40 составление теста составление схемы составление таблицы составление понятийного словаря Промежуточная аттестация в форме экзамена 2 2 6 20 20 4 4 - 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 07 Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности Объем часов Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 1 2 Раздел 1. Введение в экономику Содержание учебного материала Тема 1.1. 1. Экономика: предмет, метод, основные функции экономики / Сущность Объективные условия и противоречия экономического развития. экономики и Эффективность использования ограниченных ресурсов. экономической Особенности экономики машиностроительной отрасли Задание на деятельности людей дом: Содержание учебного материала 2. Понятие, сущность и структура экономической системы общества / Классификация экономических систем: чистый капитализм (рыночная экономика), командная экономика (коммунизм), смешанная система, традиционная экономика. Тема 1.2. Кризисы перепроизводства Задание на дом: Основные типы Практические работы: экономических систем 1 Практическая работа №1. Заполнение таблицы/схемы «Сравнительные характеристики экономических систем» Задание на дом: Ответить на вопросы Самостоятельная работа обучающихся: 1 Работа с сайтом Госстатистики / Ответить на вопросы по экономической ситуации России в цифрах Всего 3 16 2 Коды компетенций, формированию из них в которых форме практической способствует элемент подготовки программы 4 4 - 2 - 4 - ОК 0105 ОК 09 ОК 11 2 2 - 2 ОК 0105 ОК 09 ОК 11 Тема 1.3 Рыночное ценообразование Содержание учебного материала 1 Цена и ценообразование / Цели и факторы ценообразования. Классификация цен. Методы ценообразования. Стратегия ценообразования. Общий порядок формирования цены. Задание на дом: повторить материал Практические работы: 4 ОК 01-05 ОК 09 ОК 11 2 Коды компетенций, формированию из них в которых форме практической способствует элемент подготовки программы 4 Объем часов Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 2 1 Практическая работа № 2. Определение цены за товар / Выбор оптимального варианта ценообразования на средства автоматизации для системы безопасности колледжа. Задание на дом: решить задачу Содержание учебного материала 1 Конкуренция: виды и экономическая роль/ Сущность и значение конкуренции. Классификация: по масштабам, характеру, методам соперничества. Совершенная и несовершенная конкуренция. Задание на дом: Привести примеры предприятий совершенной и несовершенной конкуренции. Тема 1.4. Конкуренция: виды и Практические работы: экономическая роль 1 Практическая работа № 3. Решение задач по оценке состояния конкурентной среды на рынке услуг по оснащению средствами автоматизации технологических процессов и производств Задание на дом: Решение задач Раздел 2. Сущность и формы предпринимательства Всего 3 2 2 4 2 2 ОК 01-05 ОК 09 ОК 11 2 18 6 7 Тема 2.1. Организация как объект менеджмента Содержание учебного материала 3. Виды организаций/ Сущность и классификация организаций. Внутренняя и внешняя среда организации Задание на дом: привести примеры влияния факторов внешней среды на организацию Практические работы: 1 4 2 2 - Практическая работа № 4. Сравнительные характеристики организационно-правовых форм предприятий Задание на дом: Повторить особенности предприятий различных организационно-правовых форм ОК 01-05 ОК 09 ОК 11 2 Коды компетенций, формированию из них в которых форме способствует практической элемент подготовки программы 4 Объем часов Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Всего 2 3 4 Содержание учебного материала 1. Типы производства/ Основное и вспомогательное производство. Особенности машиностроительного предприятия. Тема 2.2. Производственная структура предприятия и ее элементы. Машиностроительные Производственный цикл организации и Задание на дом: нарисовать схему производственного цикла предприятия Практические работы: 2 1. Практическая работа № 5. Сравнительная характеристика типов производства машиностроительного предприятия Задание на дом: Повторить основные понятия темы. 2 2 ОК 01-05 ОК 09 ОК 11 8 Содержание учебного материала 10 1. Сущность предпринимательства/Сущность, особенности и функции предпринимательства. Формы и виды предпринимательства. Задание на дом: привести примеры новых товаров и технологий 2 Тема 2.3. 2. Предпринимательство и предпринимательская 3. деятельность Основные аспекты бизнес-планирования/ Бизнес-план, структура и основные разделы Задание на дом: выбор темы (сферы) бизнес плана для разработки Менеджмент в предпринимательской деятельности/ Особенности организации и успешного функционирования малого предприятия. Элементы делового общения. Конфликты и стрессы Задание на дом: анализ конфликтной ситуации на производстве Практические работы: 2. Практическая работа № 6. Составление бизнес плана по автоматизации технологических процессов и производств Задание на дом: Оформить отчет 2 ОК 01-05 ОК 09 ОК 11 2 2 2 Коды компетенций, формированию из них в которых форме практической способствует элемент подготовки программы 4 Объем часов Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Всего 2 Самостоятельная работа обучающихся: 3 1 Составление бизнес – плана по направлению автоматизации технологических процессов и производств. 2 Раздел 3. Ресурсы и затраты предприятия 14 6 ОК 01-05 9 Содержание учебного материала Тема 3.1. Основные и оборотные фонды Основные фонды и оборотные средства предприятия. Состав, структура, износ, амортизация основных и оборотнях фондов. 10. Показатели использования. Задание на дом: Составить схему производственных запасов предприятия. Практические работы: 1 Практическая работа № 7. Составление перечня основных и оборотных средств, их стоимости в соответствии с бизнес-планом Задание на дом: Оформить отчет Содержание учебного материала Тема 3.2. Понятие сметной стоимости ОК 09 ОК 11 4 - 2 2 2 4 Смета, как определение потребности во всех видах ресурсов, необходимых для производства. Основные виды смет. Сметная 1 стоимость, ее составляющие Задание на дом: повторить виды сметной документации Практические работы: Практическая работа № 8. Расчет сметной стоимости 1 автоматизированной системы (по вариантам) Задание на дом: решить задачу - 2 2 2 Коды компетенций, формированию из них в которых форме практической способствует элемент подготовки программы 4 Объем часов Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 1 2 Тема 3.3. Содержание учебного материала Всего 3 4 ОК 01-05 10 Основные формы оплаты труда и их влияние на результаты деятельности предприятия Сущность нормирования труда/ Нормирование труда. Показатели производительности труда. Формы оплаты труда. Системы оплаты труда: простая повременная и повременно1 премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно прогрессивная, косвенная сдельная, аккордная, коллективная сдельная. Задание на дом: написать условия применения различных форм оплаты труда. Практические работы: Практическая работа № 9. Расчет заработной платы работников 1 машиностроительного предприятия Задание на дом: решить задачу Консультация Раздел 4. Экономика и организация малого предприятия Содержание учебного материала Руководство малой фирмой / Малое предприятие как элемент рыночной экономики. Информационная база для принятия финансовоэкономических решений. Управление маркетингом на малых Тема 4.1. предприятиях. Особенности организация труда и заработной платы на Организация малого малом предприятии. Мотивация труда как важный элемент работы с предприятия 1 трудовым коллективом на малом предприятии. Затраты и результаты (собственного дела) деятельности малого предприятия. Внутрифирменное планирование; организация производственных работ. Задание на дом: Подготовить сообщение на тему: Порядок составления и заключения договоров. ОК 09 ОК 11 ПК 3.4 2 - 2 2 2 4 4 2 2 - ОК 01-05 ОК 09 ОК 11 ПК 3.4 Объем часов 11 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Всего 1 2 Практические работы: Практическая работа № 10. Защита бизнес-плана 1 Задание на дом: Повторить нормативную документацию по созданию малого предприятия. Консультация перед экзаменом Промежуточная аттестация (экзамен) Всего: 3 Коды компетенций, из них в формированию форме которых практической способствует подготовки элемент программы 4 2 2 2 7 54 20 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Программа учебной дисциплины реализуется в кабинете «Гуманитарные и социально-экономические науки». Оборудование учебного кабинета: 1. Стол учительский -3 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Шкаф угловой-1 шт.4. Классная доска-1шт. 5. Столы ученические -15шт. 6. Стулья -30 шт.7. Мультимедийный проектор1 шт. 8.. Экран – 1 шт. 9. Компьютер-1 шт. 10 Принтер – 1 шт. 11.Наглядные пособия.12.Комплект учебно-методической документации. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Печатные издания: 1. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 383 с. 2. Грибов, В. Д. Основы управленческой деятельности: учебник и практикум для СПО / В. Д. Грибов, Г. В. Кисляков. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 335 с. 3. Клочкова, Е. Н. Клочкова, В. Экономика организации: учебник для СПО / Е. Н. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова; под ред. Е. Н. Клочковой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 447 с. Электронные издания (электронные ресурсы): 1. www.consultant.ru – сайт СПС КонсультантПлюс 2. http://www.aup.ru - Административно-Управленческий Портал – бесплатная электронная библиотека по вопросам экономики, финансов, менеджмента и маркетинга на предприятии. 3. http://www.econline.h1.ru - каталог ссылок на лучшие экономические ресурсы, новости, информацию по экономической теории, финансам, статистике, архивы научных работ по экономике и т. д. 4. http://economicus.ru Economicus.Ru - предоставление качественной информации по самому широкому спектру экономических дисциплин. Дополнительные источники 13 1. Астахова, Н. И. Менеджмент: учебник для СПО / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин; под общ. ред. Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. 422 с. 2. Иванова, среднего И. А. Менеджмент: учебник и практикум для профессионального образования / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 305 с. Нормативные документы: 1. ГСН 81-05-01-2001. Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружение. 3. ГЭСН-2001 и ГЭСнр-2001. Государственные сметные нормы на строительные и ремонтно-строительные работы. 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (знания, умения, коды формируемых ОК, ПК) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь: различать виды организаций, сопоставлять их деятельность в условиях рыночной экономики и делать выводы; ОК 01-05, ОК 09 - понимать сущность предпринимательской деятельности; ОК 01-05, ОК 09 - объяснять основные экономические понятия и термины, называть составляющие сметной стоимости; ОК 01-05, ОК 09 Оценка деятельности - определять критерии, позволяющие относить предприятия к малым; ОК 01- обучающихся при 05, ОК 09 выполнении и защите - использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности; результатов практических занятий, ОК 01-05, ОК 09 выполнении домашних оценивать состояние конкурентной среды; ОК 01-05, ОК 09 работ, опроса, результатов внеаудиторной использовать полученные знания для определения самостоятельной работы производительности труда, трудозатрат, заработной платы; ОК 01обучающихся и других 05, ОК 09 видов текущего контроля. - производить калькулированные затрат на производство изделия (услуги) малого предприятия; ОК 01-05, ОК 09 - составлять сметы для выполнения работ; ОК 01-05, ОК 09 - определять виды работ и виды продукции предприятия, схему их технологического производства; ОК 01-05, ОК 09 - рассчитывать заработную плату разных систем оплаты труда ОК 01-05, ОК 09 Знать: основные типы экономических систем, ценообразование, виды конкуренции; ОК 01-05, ОК 09 рыночное - Трудовое законодательство Российской Федерации в области оплаты труда, режима труда и отдыха ОК 01-05, ОК 09 Оценка деятельности обучающихся при - сущность и формы предпринимательства, виды организаций; выполнении и защите ОК 01-05, ОК 09 результатов практических - понятие основных и оборотных фондов, их формирование; занятий, выполнении домашних ОК 01-05, ОК 09 работ, опроса, результатов - понятие сметной стоимости объекта; ОК 01-05, ОК 09 внеаудиторной самостоятельной работы - системы оплаты труда; ОК 01-05, ОК 09 обучающихся и других - особенности малых предприятий в структуре производства; видов текущего контроля. ОК 01-05, ОК 09 - особенности организации предприятия ОК 01-05, ОК 09 и успешного функционирования малого 15