Приложение 27 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОП.06 ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЧПУ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Программирование ЧПУ для автоматизированного оборудования» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Быкова Н.А., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЧПУ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) и примерной основной образовательной программой Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям),квалификация – Техник. 1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ПК 1.4. ПК 2.3. ПК 3.5. ПК 4.3. Умения Знания - использовать справочную и исходную документацию при написании управляющих программ (УП); - рассчитывать траекторию и эквидистанты инструментов, их исходные точки, координаты опорных точек контура детали; заполнять формы сопроводительной документации; - заносить УП в память системы ЧПУ станка; - производить корректировку и доработку УП на рабочем месте; грамотно прочитать чертеж 1 изготавливаемой детали; методы разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей в автоматизированном производстве; - мерительный инструмент в операциях измерения; - оснастку для изготовления детали; 1.3. Количество часов на освоение программы дисциплины: 3 Объем образовательной нагрузки обучающегося 38 часа, в том числе: очная форма обучения аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий, практических работ) 34 самостоятельной работы обучающихся 2 консультаций 2 Дифференцированный зачет 2 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки (всего) 38 Из них в форме практической подготовки 20 Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем 34 в том числе: теоретических занятий 14 лабораторные занятия - практические занятия 20 контрольные работы - курсовая работа (проект) - консультации 2 итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 2 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 2 в том числе: реферат - сообщение (доклад) 1 презентация 1 составление таблиц - работа с источниками 4 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 «Программирование ЧПУ для автоматизированного оборудования» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) 1 2 Раздел 1. Подготовка к разработке управляющей программы (УП) Тема 1.1. Содержание учебного материала Этапы подготовки Последовательность этапов разработки управляющей управляющих программ программы для станков с ЧПУ / Корректировка чертежа изготавливаемой детали: перевод размеров в плоскости 1 обработки; выбор технологической базы; замена сложных траекторий прямыми линиями и дугами окружности./ Задание на дом: составить классификацию деталей по конструктивно-технологическим признакам. Практические работы: 1 2 Тема 1.2. Составить номенклатуру деталей по предложенным рабочим чертежам для обработки на станках с ЧПУ разных групп. Задание на дом: составить классификацию деталей по конструктивно-технологическим признакам. Классификация и кодирование деталей Задание на дом: подготовиться к проверочной работе Содержание учебного материала Объем в часах из них в форме практической подготовки 3 24 2 4 2 2 4 2 2 2 2 Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 5 ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.4. ПК 2.3. ПК 3.5. ПК 4.3. 2 5 Выбор технологических операций и переходов обработки. Тема 1.3. Расчет режимов резания: Тема 1.4. Определение координат опорных точек контура детали. Требования к технологической документации 2 Задание на дом: изучить справочную, исходную и сопроводительную документацию Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение, презентацию по теме: «Роль справочной литературы при разработке УП» Содержание учебного материала Система координат детали, станка, инструмента. /Система координат детали. Назначение. Прямоугольное, цилиндрическое и сферическое определение скорости резания; определение частоты вращения силового 3 привода; определение скорости подачи режущего инструмента. Система координат станка. Назначение. Стандартная система координат. Система координат инструмента. Назначение. Выбор системы координат инструмента/ Задание на дом: выучить основные определения Практические работы: Определение положения осей системы координат станков различных групп 3 Задание на дом: подготовить презентацию по теме: «Связь системы координат станка, детали, инструмента» Содержание учебного материала Геометрические элементы контура детали / Опорные точки. Ввод исходной точки режущего инструмента/ Задание на дом: Построение эквидистанты и нахождение координат опорных точек эквиднстанты. Практические работы: Решение типовых геометрических задач /Построение схемы наладки, в которой в графической форме указывается взаимное 4 расположение узлов станка, изготавливаемой детали и режущего инструмента перед началом обработки/ Задание на дом: выучить основные определения 2 1 2 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.4. ПК 2.3. ПК 3.5. ПК 4.3. 2 2 2 4 2 2 6 Тема 1.5. Расчет элементов траектории инструмента Тема 1.6. Структура УП и ее формат Расчет координат опорных точек контура детали /Составление карты подготовки информации, в которую сводится геометрическая (координаты опорных точек и расстояния между ними) и технологическая (режимы резания) 5 информация/ Задание на дом: Произвести расчет опорных точек по предложенным рабочим чертежам деталей разных видов (по вариантам) Содержание учебного материала: Эквидистанта /Эквидистанта к отрезку прямой, к дуге окружности. Сопряжения соседних участков эквидистанты/ 4 Задание на дом: рассчитать координаты опорных точек эквидистанты Содержание учебного материала Управляющая программа. /Информация, содержащаяся в УП. Структура кадра, значение стандартных адресов. Назначение формата кадра, содержание формата кадра./ Задание на дом: выучить основные определения Практические работы: 2 2 2 2 2 Анализ структуры и формата кадра управляющей программы 6 Тема 1.7. Контроль и редактирование УП Задание на дом: сформулировать вывод по работе Содержание учебного материала Контроль управляющей программы/ Порядок редактировпания программы. Принципы построения кода ISO5 7 bit/ Задание на дом: составить таблицу кодов ISO-7 bit Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение по теме: «Виды программ» Раздел 2.Основы программирования обработки деталей на металлорежущих станках с ЧПУ Содержание учебного материала Тема 2.1. Правила построения УП 6 Виды отверстий и последовательность переходов их 2 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.4. ПК 2.3. ПК 3.5. ПК 4.3. 2 1 10 2 2 7 обработки деталей на сверлильном станке с ЧПУ Тема 2.2. Правила построения УП обработки деталей на токарном станке с ЧПУ обработки / Типовые технологические схемы обработки отверстий. / Задание на дом: записать в тетради про стандартные циклы обработки отверстий Практические работы: Кодирование размерных перемещений и подготовительных функций. 7 Задание на дом: подготовить циклограмму обработки отверстий для заданной детали Содержание учебного материала Переходы токарной обработки. Зона выработки материала / Открытые, полуоткрытые и закрытые зоны выработки массива материала. Типовые технологические схемы обработки зон. 7 Схемы обработки канавок, резьбовых поверхностей / Задание на дом: выполнить карту наладки токарного станка с ЧПУ для обработки поверхности заданной детали Практические работы: Тема 2.3. Правила построения УП обработки деталей на фрезерном станке с ЧПУ Выполнение технологических схем обработки открытых, 8 полуоткрытых и закрытых зон. Задание на дом: сформулировать вывод по работе Лабораторные работы: Выполнение технологических схем фрезерования открытых, полуоткрытых поверхностей и пазов. 9 Задание на дом: выполнить карту наладки фрезерного станка с ЧПУ для обработки поверхности заданной детали. Консультация Дифференцированный зачет Всего: 2 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.4. ПК 2.3. ПК 3.5. ПК 4.3. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 38 20 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Программа учебной дисциплины реализуется в учебных кабинетах: «Информатика, информатизация в профессиональной деятельности, программирование ЧПУ, систем автоматизации» 1. Компьютерный стол ученический — 12 шт. 2. Стол ученический — 5 шт.3. Стол учительский - 1 шт. 4. Стул регулируемый мягкий ученический — 12 шт. 5. Стул преподавателя регулируемый офисный — 1 шт. 6. Стул нерегулируемый деревянный ученический — 10 шт. 7. Тумба для учебников - 2шт. 8. Компьютер ученический — 12 шт. 9. Компьютер преподавателя - (системный блок - 1 шт., монитор – 2 шт.) 10. Видеопроектор — 1 шт. 11. Колонки — 2 шт. 12. Компьютерная сеть Свитч D-Link -1 шт. 13. Маршрутизатор Zixel — 1 шт. 14. Принтер лазерный — 1шт. 15. Интерактивная доска – 1 шт. 16. Магнитная доска – 2 шт. 17. Учебно-методическая документация. - операционная система MS Windows XP Professional; - графический редактор «Компас 3Д; - графический редактор Инскейп; - графический редактор Гимп – для работы в трехмерном пространстве, составления перспектив. Перечень помещений, необходимых для создания условий реализации компонентов образовательной программы - выполнения практических и лабораторных работ, предоставляемых профильными организациями в рамках договора о практической подготовке обучающихся: Акционерное общество «Сухоложский огнеупорный завод» (в соответствии с договором о практической подготовке): Мастерская «Механообрабатывающая с участком слесарной обработки». 3.2. Информационное обеспечение обучения реализации программы Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Печатные издания: 1. Технологическая оснастка: учебное пособие для СПО/Х.М. Рахимянов, Б. А. Красильников, Э. З. Мартынов, В. В. Янпольский. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04476-8. 2. Гуртяков, А. М. Металлорежущие станки. Расчет и проектирование: учебное пособие для СПО / А. М. Гуртяков. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 135 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01391-7. 3. Технологическая оснастка: учебное пособие для вузов / Х. М. Рахимянов, Б. А. Красильников, Э. З. Мартынов, В. В. Янпольский. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-04474-4. Электронные издания (электронные ресурсы): 1. https://ru.scribd.com/doc/67705681/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0% B5%D0%BA%D1%82-%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9 – конспект лекций 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Обучающийся должен уметь: - использовать справочную и исходную документацию при написании управляющих программ (УП); - рассчитывать траекторию и эквидистанты инструментов, их исходные точки, координаты опорных точек контура детали; заполнять формы сопроводительной документации; - выводить УП на программоносители, заносить УП в память системы ЧПУ станка; - производить корректировку и доработку УП на рабочем месте; грамотно прочитать чертеж изготавливаемой детали. Обучающийся должен знать: - методы разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей в автоматизированном производстве мерительный инструмент в операциях измерения; - оснастку для изготовления детали. ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.5. ПК 4.5. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Текущий контроль: оценивание лабораторных работ; фронтальный опрос; тестирование. Промежуточный контроль: самостоятельная проверочная работа на уроке. Итоговый контроль: дифференцированный зачет. 10