Приложение 24 к программе по специальности СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОП.03 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Технологическое оборудование и приспособления» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Сысоев.А.С., многопрофильный техникум» преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) и примерной основной образовательной программой. 1.1. Область рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Технологическое оборудование и приспособления» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств. (по отраслям) Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является обще-профессиональной дисциплиной профессионального цикла. 1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Технологическое оборудование и приспособления» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств. (по отраслям) 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины Учебная дисциплина «Технологическое оборудование и приспособления» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей. Код ПК, ОК Умения Знания ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. . ПК 1.1.1.4. ПК 1.3. ПК 2.1.ПК 2.3. ПК3.1.ПК 3.5. -читать кинематические схемы; осуществлять рациональный выбор технологического оборудования для выполнения технологического процесса; классификацию и обозначение металлорежущих станков; назначения, область применения, устройство, принцип работы, наладку и технологические возможности станков, в т. ч с числовым программным управлением (ЧПУ) -назначение, область применения, устройство, технологические возможности роботехнических комплексов (РТК), гибких производственных модулей (ГПМ), гибких производственных систем (ГПС) 3 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Объем образовательной нагрузки обучающегося 42 часа, в том числе: очная форма обучения аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий, практических работ) 38 самостоятельной работы обучающихся 2 консультаций 4 Промежуточная аттестация (Дифференцирующий зачет) 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки (всего) 50 Из них в форме практической подготовки 18 Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем 38 в том числе: теоретических занятий 20 лабораторные занятия - практические занятия 18 контрольные работы - курсовая работа (проект) - консультации 4 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 6 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 2 в том числе: реферат - сообщение (доклад) - презентация - решение задач 2 4 2. 2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ» из них в форме Объем Код практи Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа Наименование разделов и тем. в ческой компетен обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) часах подгот ций овки 1 2 3 4 5 Раздел 1. Общие сведения о металлорежущих станках. 8 Тема 1.1 Введение. Общие 2 Содержание ОК 01. понятия, определения и Изучение назначений и классификаций металлорежущих станков. / Изучение ОК 02. обозначение. кинематических схем. Изучение условных обозначений. Изучение циклового ОК 04. программного управления станками. Изучение технико-экономических показателей ОК 05. 1 2 технологического оборудования. Изучение числового программного управления для ОК 09. автоматизированного оборудования./ ПК 1.1.Задание на дом: Выучить виды передач применяемых в станках. 1.4. 4 Практические занятия: ПК 1.3. Построение кинематических схем с применением условных графических ПК 2.1.1 2 2 ПК 2.3. обозначений. Задание на дом: Ответить на вопросы из МУ ПК3.1.2 2 ПК 3.5. Определение основных параметров зубчатых колес с помощью инструментов Самостоятельная работа обучающихся: 1.Расчет передаточного отношения червячной и реечной передачи. 2.Расчет частоты вращения и крутящих моментов. 3.Расчет передаточного отношения цепной передачи. 4.Расчет передаточного отношения цилиндрической зубчатой передачи. Тема 1.2 5.Расчет передаточного отношения ременной передачи. 6.Расчет передаточного отношения кинематической цепи. Содержание 5 1 8 Типовые детали и механизмы металлорежущих станков. 2 Ознакомление с базовыми деталями станков. /Станины и направляющие. Изучение приводов станков. Шпиндели и опоры. Изучение коробок подач и скоростей. Изучение назначения и принципа работы муфт и тормозов. Изучение планетарных передач. Изучение блокировочных устройств. Изучение реверсивных механизмов./ 2 Задание на дом: Расчет и построение структурной сетки коробки скоростей. Практические занятия: Кинематический анализ зубчатых механизмов 3 Задание на дом: Решение задач по построению графика частоты вращения коробки скоростей. Изучение деталей резьбовых соединений 4 Задание на дом: Решение задач по аналитическому расчету планетарных механизмов. 4 2 2 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ПК 1.1.1.4. ПК 1.3. ПК 2.1.ПК 2.3. ПК3.1.ПК 3.5. Примерная тематика самостоятельной работы обучающихся: Тема 1.3 Электрооборудование, гидрооборудование металлореж ущих станков. 1. Решение задач по графическому расчету планетарных механизмов. 2. Расчет КПД привода станков. 3. Решение задач по определению вида планетарного механизма. Электродвигатели /Общие сведения. Ознакомление с принципом работы электродвигателей. Изучение назначения насосов. Изучение назначения гидроаппаратуры. Выполнение контрольной работы по разделу №1 (Общие сведения о металлорежущих станках)./ Задание на дом: Подготовить доклад по темам «Различные конструкции гидроцилиндров», «Различные виды насосов». Практические занятия: 5 Построение гидравлических схем станков с применением условных обозначений. Задание на дом: 1.Решение задач по расчету и подбора электродвигателей для оборудования. 1 5 2 2 2.Решение задач по подбору гидроцилиндров, по расчету мощности для привода насоса. Раздел 2. Металлорежущие станки. 14 6 ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ПК 1.1.1.4. ПК 1.3. ПК 2.1.ПК 2.3. ПК3.1.ПК 3.5. Тема 2.1. Токарные станки. Классификации токарных станков. /Общие сведения. Назначение устройство, принцип работы и порядок наладки, техническая документация, порядок эксплуатации. Ознакомление с основными узлами станков и их назначением. Изучение токарных 6 полуавтоматов и автоматов. Изучение приспособлений к станкам. Ознакомление с видами инструментов, применяемых на этих станках. Изучение наладки станков./ Задание на дом: Решение задач по расчету номинального и пускового момента электродвигателя, по расчету мощности электродвигателя. Практические занятия: 6 Настройка токарного станка на обработку конических поверхностей Задание на дом: 1. Расчет и построение структурной сетки токарного станка.2.Решение задач по модернизации коробки скоростей. 7 Настройки делительных головок на обработку пазов, винтовых канавок Задание на дом: Ответить на контрольные вопросы из МУ. Построение структурных сеток и графиков частот вращения Задание 8 на дом: Ответить на контрольные вопросы из МУ. Сверлильные и расточные станки/ назначение устройство, принцип работы и порядок Тема 2.2 Сверлильно-расточные станки. Резьбообрабатывающие и зубообрабатывающие станки 7 ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ПК 1.1.1.4. 2 2 2 2 2 2 1 наладки, основные типы, область применения, техническая документация, порядок эксплуатации. Ознакомление с приспособлением и с инструментом, применяемым на данных станках. / Задание на дом: подготовить доклад «Ознакомление с резьбофрезерными, с резьбошлифовальными, с гайконарезными и с резьбонакатными станками». Ознакомление с классификацией фрезерных станков/ Назначение устройство, принцип работы и порядок наладки, техническая документация, порядок эксплуатации. фрезерных станков. Изучение консольно-фрезерных, вертикально-фрезерных, Тема 2.3 Фрезерные станки. 8 продольнофрезерных и шпоночно-фрезерных станков. Изучение делительных головок. 2 Изучение приспособлений, которые применяются на фрезерных станках./ Задание на дом: 1. Расчет и построение структурной сетки сверлильного станка. 2.Решение задач по расчету настройки станка для обработки ступенчатой заготовки Практические занятия: - 7 2 ПК 1.3. ПК 2.1.ПК 2.3. ПК3.1.ПК 3.5. ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ПК 1.1.1.4. ПК 1.3. ПК 2.1.ПК 2.3. ПК3.1.ПК 3.5. Тема 2.4 Строгальные, протяжные и долбежные станки. 9 Тема 2.5 Шлифовальные станки. 10 Ознакомление с классификацией данных станков. /Общие сведения. Назначение устройство, принцип работы и порядок наладки, техническая документация, порядок эксплуатации. строгальных, протяжных и долбежных станков. / Задание на дом: Решение задач по определению скоростей перемещения стола продольнострогального станка во время рабочего хода. Ознакомление с классификацией шлифовальных станков. /Общие сведения. Назначение устройство, принцип работы и порядок наладки, техническая документация, порядок эксплуатации шлифовальных станков. Изучение круглошлифовальных, внутришлифовальных, плоскошлифовальных, притирочных и хонинговальных станков. Ознакомление с режущим инструментом, применяемым на шлифовальных станках. Ознакомление с приспособлениями, которые применяются на шлифовальных станках/ ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ПК 1.1.1.4. ПК 1.3. ПК 2.1.ПК 2.3. 2 2 ПК3.1.ПК 3.5. Практические занятия: - Консультация Промежуточная аттестация (Дифференцирующий зачет) 2 2 ВСЕГО: 50 8 18 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет « «Технология автоматизированного машиностроения. Формообразование и инструмент» Основное оборудование 1.Стол учительский -1 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Столы ученические -15 шт. 4.Стулья ученические - 30 шт. 5.Шкаф тумбовый -1шт. 6. Классная доска. 7.Экран – 1 шт. 8. Мультимедийный проектор – 1 шт. 9. Компьютер -1 шт. 10. Принтер - 1 шт.11. комплект учебно-методических материалов; 12. нормативная и техническая документация; 13.средства технических измерений;14.стенды и плакаты по разделам дисциплины Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных дополнительной литературы. изданий, Интернет-ресурсов, 3.2.1 Основные источники: 1. Гнездилова, А. И. Процессы и аппараты пищевых производств: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. И. Гнездилова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 270 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07351-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455044 2. Зудин, В. Л. Датчики: измерение перемещений, деформаций и усилий: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Л. Зудин, Ю. П. Жуков, А. Г. Маланов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 201 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13326-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457502 3.2.2 Дополнительная литература 1. Технологическая оснастка: учебное пособие для вузов / Х. М. Рахимянов, Б. А. Красильников, Э. З. Мартынов, В. В. Янпольский. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-04474-4. 2. Гуртяков, А. М. Металлорежущие станки. Расчет и проектирование: учебное пособие для СПО / А. М. Гуртяков. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 135 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01391-7. 3. Вереина, Л. И. Строгальные и долбежные работы: учебник для СПО/ Л. И. Вереина, М. М. Краснов; под общ. ред. Л. И. Вереиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 314 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-553403777-7. 4. Технологическая оснастка: учебное пособие для СПО/Х.М. Рахимянов, Б. А. Красильников, Э. З. Мартынов, В. В. Янпольский. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04476-8. 5. Гуртяков, А. М. Металлорежущие станки. Расчет и проектирование: учебное пособие для СПО / А. М. Гуртяков. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 135 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01391-7. 6. http://www.teormach.ru/lect.html - курс лекций 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения обучающийся должен уметь: Формы и методы контроля и оценки результатов обучения дисциплины -читать кинематические схемы; осуществлять рациональный выбор технологического оборудования для выполнения технологического процесса; В результате освоения обучающийся должен знать: дисциплины классификацию и обозначение металлорежущих станков; назначение, область применения, устройство, принцип работы, наладку и технологические возможности металлорежущих станков, в т.ч. с числовым программным управлением (ЧПУ); -назначение, область применения, устройство, технологические возможности роботехнических комплексов (РТК), гибких производственных модулей (ГПМ), гибких производственных систем(ГПС); ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. Практические занятия, выполнение самостоятельных работ, тестирование, проверочные работы, дифференцированный зачет ПК 1.1- 1.4; ПК 2.1- 2.3; ПК3.1- 3.5.