ЕН.03 Экологич.основы природопольз

Приложение 21
к ОПОП специальности
15.02.14 Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств (по отраслям)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЕН.03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств(по отраслям);
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по профессии 15.02.14 Оснащение средствами
автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям);
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Экологические
основы природопользования» для профессиональных образовательных организаций.

Разработчик: Вехов А.Ю., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины ...................... 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины .......................................................5
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы .................................. 5
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ................................ 7
3. Условия реализации программы учебной дисциплины ....................................... 10
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ......................... 11

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 15.02.14
Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по
отраслям

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности
(специальностям)
СПО
15.02.14
Оснащение
средствами
автоматизации
технологических процессов и производств(по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
профессиональном образовании и программах повышения квалификации и
переподготовки по направлению «Оснащение средствами автоматизации технологических
процессов и производств».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы
специалистов среднего звена: дисциплина естественнонаучного цикла

подготовки

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК.01 – -соблюдать нормы
-правила экологической безопасности при
ОК.09
экологической безопасности;
ведении профессиональной деятельности;
- использовать в
-основные ресурсы, задействованные в
профессиональной деятельности профессиональной деятельности;
представления о взаимосвязи
- условия устойчивого развития экосистем
организмов и среды обитания;
и возможных причинах возникновения
-определять направления
экологического кризиса;
ресурсосбережения в рамках
- принципов и методов рационального
профессиональной деятельности природопользования;
по специальности;
- правовых и социальных вопросов
природопользования и экологической
безопасности;
Перечень общих компетенций элементы, которых формируются в рамках дисциплины

4

Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ОК 08
ОК 09

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 38 часов, в том числе:
Очная форма обучения
Аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических
32
занятий, практических работ)
Самостоятельной работы обучающихся
2
Консультация

2

Дифференцированный зачет

2

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки (всего)

38

Из них в форме практической подготовки

12

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

32

в том числе:
теоретических занятий

20

лабораторные занятия

-

практические занятия

12

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

5

консультации

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

в том числе:
сообщение (доклад)

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Объем в
часах

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
2
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
Содержание учебного материала
Введение. Природа и общество. Загрязнение биосферы./ Предмет и задачи
1 дисциплины. Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания. Виды
воздействия человека на окружающую среду. Источники воздействия на природу.
Задание на дом: Подготовить презентацию: «Закон Либиха - Шелфорда».
Устойчивое развитие экосистем. Охрана биосферы./ Устойчивое развитие
2 экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса. Охрана
биосферы.
Тема 1.1.
Задание на дом: Составить таблицу: «Растения- биоиндикаторы».
Введение.
Воздействие негативных экологических факторов на человека./ Особенности
Природоохранный
взаимодействия общества и природы. Проблема переработки промышленных и
потенциал
3
бытовых отходов в Свердловской области.
Задание на дом: Подготовить реферат: «Роль зеленых насаждений в городе».
Лабораторные работы
Практические занятия
1 Практическая работа № 1. Нарушение круговорота веществ в природе.
Задание на дом: Подготовить презентацию: «Законы Барри Коммонера».
2 Практическая работа № 2. Составление схем передачи веществ и энергии.
Задание на дом: Подготовить реферат: «Роль зеленых насаждений в городе».
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Природные ресурсы и их классификация./ Принципы и методы рационального
Тема 1.2.
1 природопользования. Проблемы использования и воспроизводства природных
Природные
ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.
ресурсы и
Задание на дом: Подготовить доклад: «Возобновляемые источники энергии».
рациональное

7

Коды компетенций,
формированию
которых
из них в форме
способствует
Всего практической элемент программы
подготовки

3
24

4
4

2

-

2

-

2

-

5

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07,
ОК 09

2

2

2

-

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07,
ОК 09

-

2

-

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 06,
ОК 08,
ОК 09

Наименование
разделов и тем

Объем в
часах

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Пищевые ресурсы человечества. Народонаселение / Проблемы питания и
природопользован
сельскохозяйственной
продукции.
Методы
экологического
ие
2 производства
регулирования. Городские и промышленные экосистемы. Экологические проблемы
городов. Процесс урбанизации и рурбанизации в РФ. Причины и последствия.
Задание на дом: Подготовить сообщение: «Проблемы дефицита энергии».
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 3. Энергетическое использование ТБО.
Задание на дом: Подготовить презентацию: «Альтернативные источники энергии».
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Загрязнение
Принципы размещения производств различного типа./ Основные группы отходов,
окружающей
1 их источники и масштабы образования. «Зелёная» революция и её последствия.
среды
Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.
токсичными и
Задание на дом: Составить таблицу: «Группы отходов».
радиоактивными
Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды. ООПТ./
веществами
2 Понятие экологического риска. Понятия и принципы мониторинга окружающей
среды. Методы ликвидации загрязнения окружающей среды. ООПТ РФ.
Задание на дом: Подготовить сообщение: «Способы очистка атмосферы».
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 4. Анализ последствий деятельности человека в
1 окружающей среде.
Задание на дом: Подготовить презентацию: «ООПТ Урала»
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1 Рассмотреть одно из промышленных устройств очистки атмосферы.
РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

8

Коды компетенций,
формированию
которых
Всего из них в форме
способствует
практической элемент программы
подготовки

3

4

2

-

5

2

-

ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 06,
ОК 08, ОК 09

2

ОК 1 – ОК 9

2

-

ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 06,
ОК 08, ОК 09

2

2

2

-

ОК 1 – ОК 9

10

2

-

Наименование
разделов и тем
1

Тема 2.1.
Государственные
и общественные
мероприятия по
предотвращению
разрушающих
воздействий на
природу.
Природоохранны
й надзор.

Тема 2.2.
Юридическая и
экономическая
ответственность
предприятий,
загрязняющих
окружающую
среду

Объем в
часах

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

2
Содержание учебного материала
Международное природоохранное сотрудничество./ Принципы международного
1 сотрудничества в области природопользования и природоохраны. Участие России в
деятельности международных природоохранных организаций.
Задание на дом: Сформировать схему соглашений в области природоохраны.
Управление природопользованием. Экологические права граждан. / Эколого2 экономические подходы к природоохранной деятельности. Система управления
природопользования. Экологические права граждан. Природоохранное просвещение.
Задание на дом: Подготовить кроссворд: «Экологические права граждан».
Лабораторные работы
Практические занятия
1 Практическая работа № 5. Выявление антропогенных изменений в экосистемах.
Задание на дом: Подготовить сообщение: «Международные эко-организации».
2 Практическая работа № 6. Решение экологических задач.
Задание на дом: Подготовить эссе: «Моя роль в сохранении природы».
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Правовая ответственность предприятий за нарушение экологического
1 законодательства./ Экологический паспорт предприятия. Правовая и юридическая
ответственность предприятий за нарушение экологического законодательства.
Задание на дом: Составить таблицу: «Общественные экологические движения».
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся

Консультация
Дифференцированный зачет
Всего:

Коды компетенций,
формированию
которых
Всего из них в форме
способствует
практической элемент программы
подготовки

3

4

2

-

2

-

ОК 01, ОК 03,
ОК 04, ОК 06,
ОК 08, ОК 09

2

-

2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 09

-

2

-

2
2
38

9

5

12

ОК 1 – ОК 9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен
Кабинет «Экологические основы природопользования, География»
Оборудование учебного кабинета
1.Доска меловая -1 шт. 2.Стол учительский – 1 шт. 3.Стул учительский – 1 шт.4.Столы
ученические – 15 шт. 5.Стулья ученические - 31 шт. 6. 11.Учебно-наглядные пособия.
Технические средства обучения:
1Компьютер-1 шт.2.Мультимедийный проектор-1 шт. 3.Принтер-1 шт. 4Стол для
компьютера-1 шт. 5 Интерактивная доска – 1 шт.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
3.2.1. Печатные издания
1. Саенко О. Е. Экологические основы природопользования : учебник / О.Е. Саенко, Т.П.
Трушина. — Москва : КНОРУС, 2018. — 214 с. — (Среднее профессиональное
образование).
2. Колесников С. И. Экологические основы природопользования : учебник / С.И.
Колесников. — Москва : КНОРУС, 2018 — 234 с. — (Среднее профессиональное
образование).
3. Хвант Т.А. Экологические основы природопользования: учебник для СПО / Т.А.Хвант
– 6 изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 253 с.
3.2.2. Электронные ресурсы
1.
Беляков, Г. И. Охрана труда и техника безопасности: учебник для СПО / Г.
И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 404 с. —
(Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00376-5.
2.
Латышенко, К. П. Мониторинг загрязнения окружающей среды: учебник и
практикум для СПО / К. П. Латышенко. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 369 с. —
(Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01404-4.
3.
Родионова, О. М. Медико-биологические основы безопасности. Охрана
труда : учебник для СПО / О. М. Родионова, Д. А. Семенов. — М.: Издательство Юрайт,
2017. — 441 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01569-0.
4.
Тимохина, Т. Л. Гостиничный сервис: учебник для СПО / Т. Л. Тимохина. —
М. : Издательство Юрайт, 2017. — 331 с. — (Серия: Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-03427-1.
5.
Третьякова, Н. А. Основы экологии: учебное пособие для СПО / Н. А.
Третьякова; под науч. ред. М. Г. Шишова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 111 с. —
(Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05983-0.
6.
Гурова Т.Ф., Назаренко Л.В. Основы экологии и рационального
природопользования: учебник. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2017. – 223 с.
7.
Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природоиспользования:
учебник и практикум для СПО - М: Издательство Юрайт, 2017 г.

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения (знания, умения, коды
формируемых ОК, ПК)

Умеет соблюдать нормы экологической
безопасности; ОК. 01 - ОК. 09
Умеет
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной деятельности по профессии
(специальности); ОК. 01 - ОК. 09
Умеет использовать в профессиональной
деятельности представления о взаимосвязи
организмов и среды обитания;
Знает правила экологической безопасности
при ведении профессиональной деятельности;
ОК. 01 - ОК. 09
Знает основные ресурсы, задействованные в
профессиональной деятельности;
ОК. 01 - ОК. 09
Знает
условия
устойчивого
развития
экосистем
и
возможных
причинах
возникновения экологического кризиса;
ОК. 01 - ОК. 09
Знает принципы и методы рационального
природопользования; ОК. 01 - ОК. 09
Знает правовые и социальные вопросы
природопользования
и
экологической
безопасности; ОК. 01 - ОК. 09

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного опроса;
-тестирования;
-оценки результатов самостоятельной
работы
(докладов,
рефератов,
теоретической части проектов, учебных
исследований и т.д.)
Промежуточная аттестация
в форме дифференцированного зачета в
виде:
-письменных/ устных ответов,
-тестирования и т.д.

Перечисленные знания и умения направлены на формирование:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».