Приложение 16 к ОПОП по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области Сухоложский многопрофильный техникум РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по профессии 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям); Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Перевалова многопрофильный техникум» Е. М., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 История Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств и примерной основной образовательной программой. 1.1. Область применения рабочей программы(по отраслям) Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 История является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств(по отраслям), квалификация базовой подготовки – техник. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, Умения Знания ОК ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 09. . - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мира; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем основные направления развития ключевых регионов мира на современном этапе; сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов на современном этапе; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ВТО, ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения традиционные общечеловеческие ценности 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Объем образовательной нагрузки обучающегося 42 часа, в том числе: очная форма обучения аудиторной нагрузки обучающихся (теоретических занятий, практических работ) 42 самостоятельной работы обучающихся 2 консультаций 2 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) - 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной нагрузки (всего) 42 Из них в форме практической подготовки 18 Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем 38 в том числе: теоретических занятий 20 лабораторные занятия - практические занятия 18 контрольные работы - курсовая работа (проект) - консультации 2 итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 2 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 2 в том числе: работа с источниками 2 4 2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование Содержание учебного материала и формы организации деятельности разделов и обучающихся тем 1 2 Раздел 1. Россия и мир на рубеже XX-XXIвеков Тема 1.1. Содержание учебного материала Проблемы 1. Проблемы экономического, политического, общественного и различных культурного развития различных государств и регионов мира на государств на рубеже XX – XXI веков. Распад СССР и международные последствия. рубеже XX – Перегруппировка стран в глобальном масштабе. Формирование ЕС и СНГ. XXI веков Экономический рост Китая. Расширение НАТО. .Задание на дом: Подготовить сообщение на тему «Военно- стратегический Объе м часов 3 10 из них в форме практической подготовки Коды компетенций , формирован ию которых способствует элемент программы 4 8 ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 09. 2 паритет между США и СССР, ОВД и НАТО» Тема 1.2. СССР в системе международных отношений Содержание учебного материала 2. Советский Союз в последние десятилетия своего существования. / Итоги военного и экономического соревнования СССР и США. Договоры и соглашения, уменьшившие риск ядерной войны. Обострение советскоамериканских отношений в конце 1970-х – начале 1980-х годов. «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны». Задание на дом: Подготовить письменный ответ на тему: ««Парад суверенитетов». Практические работы: 3. Практическое занятие №1: определение особенностей идеологии, 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. 2 национальной и социально-экономической политики. Представление характеристики экономического развития, определение причин надвигающегося экономического кризиса Тема 1.3. Содержание учебного материала ОК 01. Становление 4. новой российской государственной системы. Начало кардинальных перемен. Политический кризис сентябряоктября 1993 г/. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Задание на дом: Подготовить сообщение на тему : «Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств». Практические занятия 5 Практическое занятие № 2: Определение причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США. Представление характеристики политического развития, определение причины конфронтации во внешней политике. Раздел 2. Евроатлантическая цивилизация на рубеже XX-XXI веков Тема 2.1. Содержание учебного материала Страны Запада 1. Экономическая и политическая интеграция в мире, как основное на рубеже проявление глобализации на рубеже XX – XXI веков./ ООН – XXXXIвеков важнейший международный институт по поддержанию и укреплению мира. НАТО, ОБСЕ, Североатлантическая ассамблея. Учреждение ЕЭС и его структура. Достижения и противоречия европейской интеграции. Задание на дом :Составить таблицу «Этапы развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе.» Практические работы: 2. Практическое занятие №3 Определение причин углубления интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке Тема 2.2. Страны Содержание учебного материала Восточной 3. Страны Восточной Европы и государства СНГ./ Восточная Европа во Европы и второй половине XX века. Особенности развития стран СНГ государства СНГ Задание на дом: Подготовить сообщение на тему: «Проблемы интеграции на постсоветском пространстве». Практические работы: 6 2 2 ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 09. 8 ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 09. 2 2 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 09. Практическое занятие №4 Ознакомление с материалами по теме «Вооруженные конфликты в СНГ и миротворческие усилия России». Раздел 3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации Тема 3.1. Содержание учебного материала 2 Китай, Япония и новые индустриальные страны 2 4. Тема3.2. Развивающиеся страны Азии и Африки. Латинская Америка на рубеже XXXXIвв. Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XX – XXI веков./ Внутренняя и внешняя политика КНР в 1970-х. «Большой скачок» и «культурная революция». Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги. Внешняя политика современного Китая. Задание на дом:. Подготовить письменный ответ по теме «Японское «экономическое чудо» и его истоки. Поиски новой модели развития на рубеже XX – XXI веков.» Практические работы: 2 Практическое занятие №5: Составление таблицы «Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). «Второй эшелон» НИС и их проблемы.» Содержание учебного материала 3. Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX – XXI веков./ Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки. Освобождение от колониализма и выбор пути развития. 1. 8 2 2 Особенности экономического, политического и культурного развития Индии. Процесс модернизации. Задание на дом:. Составить таблицу на тему «Основные черты развития государств Центральной и Южной Африки». Практические работы: 4. Практическое занятие №6 Индивидуальное задание, заполнение рабочей тетради. Темы: Основные черты развития государств Центральной и Южной Африки. Диктаторские режимы: опыт модернизации. Латиноамериканские страны на современном этапе развития. Интеграционные процессы в латинской Америке 7 ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 09. Раздел 4. Россия и мир в начале XXI века Тема 4.1. Содержание учебного материала Власть и гражданское общество. Россия в меняющемся мире. 1. 8 2 Россия в начале XXI в. Программа на будущее. / Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Россия в современном мире. Новая концепция внешней политики. Внешнеполитическая стратегия России в 21 веке. Задание на дом: Подготовить презентацию на тему: «Особенности культурной жизни России начала XXI в.» ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 09. Практические работы: Практическое занятие №7 Индивидуальное опережающее задание, обсуждение с элементами дискуссии, заполнение рабочей тетради. Темы: Отношения с традиционными внешнеполитическими партнерами. Россия и страны ближнего зарубежья. Интеграционные процессы в политическом пространстве СНГ. Тема 4.2. Содержание учебного материала Глобальные 3. Глобальные проблемы человечества./ Политические глобальные угрозы проблемы человечества. Сущность и признаки глобальных проблем человечеству и человечества. Угроза термоядерной катастрофы и новых мировых войн. пути преодоления Международный терроризм как глобальная проблема. Задание на дом: Подготовить письменный ответ на тему «Социальноэкономические и экологические глобальные проблемы». Самостоятельная работа обучающегося: Написать эссе на тему: Проблема преодоления бедности и отсталости. Демографическая проблема. Раздел 5. Мировая цивилизация: новые проблемы XXIвека Содержание учебного материала 2. 8 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 09. 2 6 ОК 01. Тема 5.1. 1. Международное взаимодействие народов и государств в современном Ближневосточны мире./ Однополярный или многополюсный мир. Глобализация и рост й конфликт. взаимозависимости стран мира. Ближневосточный конфликт: история и Новая система современность. Религия и церковь. международных Задание на дом: Подготовить сообщение по теме «Новые субъекты отношений. Роль международного общения». культуры и Практические работы: религии. 2. Практическое занятие № 8 Составление характеристики элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Консультация Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет) Всего: 9 ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 09. 2 2 2 2 42 18 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины имеется кабинет «История» Оборудование учебного кабинета: 1.Стол учительский -1 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Столы ученические -15 шт. 4.Стулья ученические - 30 шт. 5.Шкаф тумбовый -1шт. 6. Классная доска. 7.Интерактивная доска – 1 шт. 8. Мультимедийный проектор – 1 шт. 9. Компьютер -1 шт. 10. Принтер - 1 шт. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Мультимедийные компьютерные средства: электронные книги, практикумы, тесты 3.2.1. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе Печатные издания 1. Загладин Н.В. История с древнейших времен до конца ХIХ в -М.: «Русское слово», М.,2019. 2. Федоров В.А., Федорова Н.А.История России 1861-1917 гг. (с картами). Учебник для СПО. -М.: Юрайт, 2019. 3. Крамаренко Р.А.История России 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО.М.: Юрайт, 2017. 4. Зуев М.Н., Лавренов С.Я. История России 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО М.: Юрайт, 2017. 5. Некрасова М.Б. История России 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО М.: Юрайт, 2017. 6. Чураков Д.О. - Отв. ред., (отв. ред. Саркисян С.А.) История России XX - начала XXI века. учебник для СПО, М.: Юрайт, 2016. 7. Кириллов В.В.История России в 2-х ч. Часть 1. до ХХ века 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО, М.: Юрайт, 2017. 8. Кириллов В.В. История России в 2-х ч. Часть 2. ХХ ВЕК — Начало ХХI века 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО, М.: Юрайт, 2017. 9. Павленко Н.И. - отв. ред. История России с древнейших времен до конца XVII века (с картами) 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО, М.: Юрайт, 2017. 10. Мокроусова Л.Г., Павлова А.Н. История России. Учебное пособие для СПО, М.: Юрайт, 2017. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки ориентируется во Текущий контроль при знать: внешней политике государств; проведении основные направления называет основные устного/письменного развития ключевых регионов мира исторические процессы опроса на ведущих государств и тестирования; современном этапе; регионов мира; практической работы сущность и причины перечисляет основные локальных, региональных, задачи, направления Промежуточная аттестация в межгосударственных конфликтов деятельности, форме на современном этапе; организационную структуру дифференцированного основные процессы ведущих международных и зачета в виде (интеграционные, региональных организаций; тестирования демонстрирует знание поликультурные, миграционные и основных тенденций развития иные) политического и культуры, науки, роли религии экономического развития в современных ведущих государств и регионов условиях; мира; проводит анализ назначение ООН, НАТО, основных процессов в России и ЕС и других организаций и любой основные направления их другой страны, делает выводы деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем